voencomuezd (voencomuezd) wrote in gamer,
voencomuezd
voencomuezd
gamer

Gray Matter

Эпиграф:

Нет, мертвые не умерли для нас!
Есть старое шотландское преданье,
Что тени их, незримые для глаз,
В полночный час к нам ходят на свиданье.

И.Бунин




Злободневный арт от создателей игры к Рождеству.

Если кто-то из людей, не являющихся фанатами квестов и игравший в последний раз в лучшем случае в Syberia или Full Throttle спросит, появился ли за последнее время какой-нибудь квестовый проект, пусть и не безупречный, неидеальный, но талантливый, с которым надо ознакомиться даже не-поклоннику жанра, то надо уверенно, положа руку на сердце, ответить: «Да, есть» и это, конечно, Депония Gray Matter.

Прежде чем начать разговор об этой игре, надо зайти издалека и вкратце рассказать о ее авторе – Джейн Дженсен.



Для квестовой индустрии это имя значит довольно много. Начинала она как программист и вскоре пришла в индустрию компьютерных игр, поступив в 1991 г. в компанию Sierra Online, знаменитую своими длинными квестовыми сериями. В 1993 г. она дебютировала одной из самых знаменитых квестовых франшиз – игрой Gabriel Knight. Мрачная атмосферная история, наполненная мистикой и готикой, пришлась по вкусу геймерам. Она была признана лучшей игрой года, а потом получила еще два продолжения, которые ныне считаются классикой жанра. Помимо разнообразия введенных геймплейных элементов их успеху способствовала сценарная квалификация Дженсен – после выпуска игр она написала несколько книг, одна из которых, «Dante’s Equation», даже была номинирована на премию Филипа Дика... Правда, вряд ли вы их прочтете, так как даже в американском интернете их почти нельзя отыскать.



Увы, общее падение популярности квестов сильно подорвало возможности Дженсен. С конца 90-х она фактически отошла от компьютерных игр, ограничившись участием в создании нескольких казуалок. Так было до 2006 года, когда неожиданно она объявила о решении вернуться в жанр. Именно тогда и была анонсирована Gray Matter. Неудивительно, что игра от культового автора приковала внимание задолго до выхода.

А выход Gray Matter был весьма сложным. Добиралась игра до публики очень долго. Как стало известно из интервью с Дженсен, впервые проект был запущен еще в 2003 году, но довольно быстро заморожен. Впоследствии он еще неоднократно менял разработчиков. Анонсированная на 2007 г., игра постоянно переносилась и наконец увидела свет в 2010 году на PC и Xbox 360. Год спустя она добралась и до отечественных прилавков и вызвала целый ряд рецензий, которые вы можете прочитать в сети. Я же добрался до игры еще через год, а буквально пару дней назад переиграл в нее спокойно и внимательно, дабы оживить впечатления и разобраться в них получше. Итак, что же представляет из себя этот игровой долгострой?

23-15-05(29,12,15)

В своих интервью, сделанных в предверии выпуска, Дженсен подчеркивала, что на сей раз игра будет довольно далеко отстоять от мистики и потусторонних явлений, на которых фокусировался Gabriel Knight, но в ней все тоже будет построено вокруг загадок и непонятных явлений. Только на сей раз это будет тесно связано с вопросами науки – работы мозга и нейробиологии.

1. СЮЖЕТ
Но Сон с ресниц ее струился,
И шла она в прозрачном дне,
Как тот, кто знает, что во сне
Есть целый мир, живой вдвойне.

П.Б.Шелли

Действие игры происходит осенью 2005 года. Бродячая фокусница Саманта Эверетт, молодая девушка, одетая под готку, едет на мотоцикле в Лондон, пытаясь найти тайное общество иллюзионистов, в которое желает вступить. Судьба, однако, приводит ее в старый высокий дом в пригороде Оксфорда, в котором живет странный ученый-отшельник, специалист по нейробиологии доктор Девид Стайлс. Нуждающаяся в отдыхе и деньгах Саманта обманом поступает к нему на службу лаборанткой, выдав себя за оксфордскую студентку. Вскоре он начинает с ней эксперименты по изучению работы мозга и неожиданно это приводит к странным и необъяснимым событиям. Возникает вопрос, что это – следствие неизученных возможностей человеческого мозга или же чья-то необычайно мастерская мистификация? Именно этой главной интриге и посвящен сюжет игры.

01-02-55(30,12,15)

И стоит сразу сказать – сюжет и герои игры это лучшее, что тут есть. Дженсен удалось создать в своих старых традициях весьма впечатляющий сплав детектива, приключения и фантастической мистики. В игре, как и в Gabriel Knight 3, нам предстоит играть за двух героев, чья противоположность задает тон всему повесвованию. Первый герой – это Саманта, которая часто называет себя на мужской манер «Сэм». Персонаж выписан отлично. Молодая самостоятельная девушка, бродячая фокусница с нелегким прошлым – Саманта человек по натуре добрый и отзывчивый, но у нее своя гордость и самоуважение. Она по натуре оптимист, не лезет за словом в карман и не боится трудностей. Вместе с тем она – не супермен и на ее пути будут ошибки, самообман и неудачи, а сюжет покажет, что, как и в жизни, детектив из Саманты, как из любого любителя, порядком средний. И оно и к лучшему, так как это добавляет сюжету правдоподобия. Заброшенная стечением ообстоятельств к отгородившемуся от всех отшельнику Стайлсу, она быстро постигнет его трагедию и искренне захочет помочь этому человеку.

19-48-28(30,12,15)

Доктор Стайлс, второй персонаж, за которого нам предстоит играть – полная противоположность Сэм. Отпрыск старого и богатого рода, он выбрал стезю ученого и преподавателя в Оксфорде. Стайлс – человек нелегкий: он вспыльчив, часто резок и не отличается особым тактом с подчиненными. Закрывшись от мира, он вызывал тем самым много неприятных слухов в обществе. Но вскоре становится понятно, что за всей этой резкостью скрывается большое личное горе. В былые времена он был богат, красив и успешен, ему завидовали многие. Свое счастье он нашел в красавице Лоре, с которой вскоре обручился. Но увы, их счастью помешала внезапная авария, в которой его любимая погибла. Пострадавший более морально, чем физически, доктор Стайлс отгородился в своем горе от мира и ушел с головой в науку в тщетных попытках вызвать свою любимую с того света. Теперь он проводит целые дни, пытаясь с помощью научных методов вызвать лучшие воспоминания о ней. Неудивительно, что когда начинаются необъяснимые и страшные явления, он начинает подозревать, что Лора пытается подать ему знак с того света. И сцены со Стайлсом с его воспоминаниями о своей любви – одни из самых лиричных и глубоких в повествовании.

01-22-52(30,12,15)

01-34-57(30,12,15)

Тандем прагматизма и иллюзионистского мастерства Сэм со сдержанным рационализмом и одновременно фанатичной любовью к потерянной супруге Девида производит неизгладимое впечатление, которое дополняется удовольствием от общей детективной интриги сюжета и мастерской стилистики окружающего мира.

Значительная часть сюжета посвящена популярной теме парапсихологии, вопросу о ментальных возможностях человека и экспериментах в этой области. Сценарий не особо углубляется в эту тему и не следует строгой научности заявленных по ходу действия фактов, но это создает необходимый научно-фантастический антураж для контраста с мистической подоплекой сюжета.

04-08-27(30,12,15)

01-14-44(30,12,15)

01-15-41(30,12,15)

2. АТМОСФЕРА

Ты помнишь этот день? Природе, умирая,
Лазурный поцелуй дарили небеса;
В лиловом вереске терялась золотая
Березовых кудрей увядшая краса.

В.Набоков

Завязка в сюжете стоит на двух китах: нейробиологии и иллюзионизме. Однако этими темами стилистика игры далеко не исчерпывается. Восприятие в Gray Matter во многом строится на ассоциациях, которые не имеют сюжетного значения, но создают необходимую атмосферу окружающего мира. Дженсен верна своим прежим работам, в которых со старанием воссоздавала историко-повествовательный антураж действия. Большая часть игры проходит в Оксфорде с его сохранившимися с незапамятных времен викторианскими видами. Причем в сюжете использованы вполне реальные места: оксфордские колледжи, больница Рэдклифф, знаменитая башня Карфас и т.д. и т.п. В игре действительно буквально живет тот дух английской старины, который ныне мирно уживается с современностью, занимая достойное место свидетельства хранения старых традиций. Также в игре так или иначе упоминаются памятники британской архитектуры и истории, знаменитые оксфордские факультеты и их традиции, присутствует много отсылок к старой английской культуре – стихам, картинам, литературе, истории, религии.

02-09-21(30,12,15)

Значительная часть аллюзий вертится вокруг темы иллюзий и обмана. Так, сюжетная линия Саманты во многом сравнивается с поисками Алисы из классического произведения Льюиса Кэрролла и поэтому в повествование вставляется целый ряд отсылок к произведению. Будет ненавязчиво упомянут еще целый ряд других деталей, от всем известных сказок до отдельных научных теорий по парапсихологии, причем сюжет не будет уходить в сложные дебри объяснений, предпочитая напоминать всем известные факты. Все это дополняется ощущением некоей иллюзии, существующим рядом с нашим привычным, «реальным» миром, иллюзии настолько загадочной, что даже характер ее трудно объяснить. Этим же вызвано то, что повествование в игре – глубоко реалистическое, что должно контрастировать с загадками происходящих явлений. Кинематографические вставки и качественное литературное оформление сюжета и диалогов вместе с широким и ненавязчивым культурным контекстом, хорошо выписанные персонажи и загадочная интрига в основе сюжета создают достойный пример полумистического детектива в лучших традициях жанра. Несмотря на довольно простые действия по расследованию и непритязательные классические «обманки» по принципу «все не так как кажется», практически до самого конца будет трудно понять, что же конкретно происходит и кто главный преступник.

04-03-09(30,12,15)

15-25-38(30,12,15)

С удовольствием стоит отметить, что и второстепенные герои игры отлично прописаны и почти каждый из них, даже ненадолго мелькнувший, имеет свой определенный характер, который иногда даже успевает приоткрыть зрителю. Все это подтверждает еще раз качественное литературное исполнение игры.

00-11-23(30,12,15)

Стоит отметить, что по своему настроению Gray Matter – это не только мистика, детектив и иллюзионистские аттракционы. Это, и при том в гораздо большую сторону – одна из «осенних» игр, которая создает чувство ностальгического сопереживания и легкой лиричной грусти. Печать сепии на локации, частая меланхолия в локациях, хмурая британская осень на улице, дождь, который встречает нас в заставке – все это такие же необходимые элементы атмосферы сюжета как готические элементы на локациях (старинный дом вдалеке от города, странный ученый, тайные эксперименты), зазеркальные обманные иллюзии и любовная лирика в сопереживаниях страдающего героя. Из всех этих кусочков получается многогранное, талантливое, красивое и печальное одновременно визуальное и эмоциональное полотно.

17-46-02(30,12,15)

18-11-20(30,12,15)

Львиная доля атмосферы игры обязана ее отличному музыкальному оформлению. Музыку к ней писал, как и к другим играм Дженсен, ее муж, композитор Роберт Холмс. Его отлично исполненные инструментальные композиции ненавязчиво сопровождают нас всю игру и постоянно возвращаются к главной теме, подчеркивая лиричную атмосферу уюта в игре. Мелодичные классические переборы создают ощущение спокойной грусти или безмятежности большую часть повествования, а в напряженных моментах подчеркивают саспенсовые повороты сюжета или резкость кинематографических сцен. Также здесь звучит несколько замечательных песен американской кантри-группы The Scarlet Furies в исполнении ее главной солистки Райан Холмс, дочери Роберта от первого брака. Она унаследовала таланты отца и поэтому они с успехом сотрудничают в своей музыкальной деятельности. Нежная и лиричная песня Safe in Arms, звучащая, кстати, при установке игры, хорошо запоминается и, на мой взгляд, может служить настоящим лейтмотивом всего сюжета. Словом, музыкальная составляющая игры стоит на высоком уровне и составляет одну из лучших ее особенностей. Рискну заявить, что музыка здесь играет даже большую роль, чем в трилогии Gabriel Khight.

3. ГЕЙМПЛЕЙ

Атмосфере игры соответствует и классический геймплей. Gray Matter – не какая-то казуалка с очевидными решениями и перебором предметов, но и не мозголомка вроде Myst. Это – квест старой школы в лучших традициях жанра: геймплей здесь несложен, но и не элементарен. Как и во всех пойнт-энд-клик, необходимо собирать предметы и использовать их в разных ситуациях. В отличие от многих других игр, заковыристые задачки тут практически отсутствуют. Сама Дженсен заявила в одном из интервью, что не собирается отпугивать публику сложностями при игре. При повторном прохождении я понял, что геймплей игры действительно на удивление прост – достаточно просто действовать согласно общей канве сюжета и в соответствии с элементарной логикой повествования, которая заложена с самого начала. Кроме того, для удобства интерфейс снабжен таблицей заданий, которая показывает процент выполнений и картой, на которой подсвечены зоны, показывающие, необходимо ли их посетить нужные локации, или на них уже все закончено. Это удобно и помогает, в случае желания, переключаться на разные задачки.

00-19-05(30,12,15)

23-44-02(29,12,15)

18-33-25(30,12,15)

К тому же здесь есть особенность, уничтожающая пиксель-хантинг, с которым игра могла бы растянуть на долгие дни – подсветка активных зон. Это довольно обычный ныне геймплейный элемент, но особенность его еще и в том, что подсветку можно включить хоть на всю игру с помощью пробела, постоянно жать на кнопку в случае нужды теперь не обязательно.

04-13-44(30,12,15)

Однако на самом деле игра не так уж проста. Если 90% необходимого вполне понятны, то оставшиеся задачки далеко не очевидны и можно застрять на целый час из-за того, что ты поставил ловушку на одну дверь, но не догадался сделать это с другой. Так что тем, кто любит казуалки и быстрое скольжение по сюжету с бурей экшна – игра противопоказана. Повествование здесь, как и во всех играх Дженсен, неспешное, иногда даже немного тягучее. По сюжету мы должны провести строго определенную цепочку действий, чтобы перейти в следующую главу. И даже если часть действий входит в категорию «бонусов», выполнение их обязательно. До тех пор, пока вы не догадались выполнить до конца все задания, пройти дальше вы не сможете.

20-44-20(30,12,15)

Герои ведут себя без суеты, иногда даже вальяжно, с неохотой бегают при двойном щелчке и при этом быстро останавливаются; часто приходится слушать диалоги, «прикрученные» к анимации героев, из-за чего их нельзя пропустить; наконец, вокруг всегда достаточно активных точек, не задействованных в сюжете, каждые из которых, однако, можно осмотреть и получить какую-то реплику. Все это требует от игрока усидчивости, терпения и погружения в сюжет. Ну или можно тупо заглядывать в сложных моментах в прохождение.

21-49-12(30,12,15)

Правда, на мой взгляд, из общей линии сюжетного геймплея заметно выделяется последняя 8-я глава, которая слишком уж уклоняется в мелочное обыскивание закоулков локаций и бесполезные эксперименты чуть ли не по часу, тем более, что вставленные подсказки становятся понятны только из прохождения или задействования метода тыка. Тем более, что и сюжетно все это мало обосновано. Зачем, например, посреди клуба фокусников лежит заряженный пистолет? Ну да ладно, это уже мелочи.

Одна из оригинальных придумок игры – это удачное сюжетное обоснование для «фокусного паззла». По сценарию Сэм придется неоднократно использовать свои незаурядные способности фокусника на окружающих. Для этого нужно выбрать подходящий ситуации фокус в справочнике, а потом выбрать согласно инструкции последовательность действий для Саманты. Все это может показать занудным, но на самом деле эти задачки весьма несложные. При минимальных затратах они показывают мастерство Сэм, соответствуют замыслу сюжета, а вдобавок еще и показывают, что фокусы – это не безделушки, а удачная возможность задурить людям голову и использовать их ради своих целей, му-ха-ха-ха.

23-30-47(29,12,15)

23-59-30(29,12,15)

4. ТЕХНИЧЕСКИЕ МИНУСЫ

А теперь нужно указать и на минусы, которые тоже есть и могут кому-то испортить все впечатление. Напомню – Gray Matter это игра с весьма небольшим бюджетом. И это наложило серьезный отпечаток на техническую составляющую, которая даже для 2010 г. выглядела заметно устаревшей. Графика в игре использует 3D-персонажей в прорендерных с трехмерных 2D-локациях. Многие пейзажные локации отличаются явно плосковатым задним фоном, что, правда, старательно маскируется общей стилистикой. Трехмерные персонажи выглядят тоже не особо впечатляюще для 2010 года. Да, нарисованы они в целом неплохо, но анимация их движений не особенно разнообразна, предметы они материализуют или аннигилируют в зависимости от ситуации, и вообще, движения их часто какие-то дергающиеся.

02-03-32(30,12,15)

Пример возможностей игры: Сэм дует в рог носом.

Это не трагедия, это только следствие небольшого бюджета игры. При этом надо признать, что создатели постарались, насколько это возможно, «оживить» свои локации. И они действительно «живут» так, как и в лучших классических квестах: в водоемах блестит слегка колыхающаяся вода, темные тучи, нависшие в небе, медленно движутся вдаль, издали доносятся звуки шума осеннего ветра, мимо идут прохожие и изредка пролетают птицы. Так создается атмосфера глубокой осени в небольшом британском закоулке. Квестоману большего обычно и не требуется.

00-46-38(30,12,15)

00-58-47(30,12,15)

01-00-33(30,12,15)

Также нужно учесть, что в игре пришлось сэкономить на роликах-вставках. Они представлены исключительно анимированными картинками, по большей части статичными. И это понятно – денег было мало, а роликов было нужно много. И выполнены эти картинки… ну… Скажем так, в первом Максе Пэйне было сделано намного лучше. Зато техническая слабость видеовставок во многом компенсируется их отличным стилем и кинематографичным оформлением, поэтому к ним быстро привыкаешь. И да, как ни забавно, герои тут нарисованы намного лучше, чем в 3D, от аналогов которых они заметно отличаются.



17-17-45(30,12,15)

К сожалению, несмотря на стильность и атмосферность, Gray Matter как игра довольно ограниченная. Здесь 8 глав, которые линейно можно пройти часов за 8 с натяжкой. В ней всего около 100 бэкграундов, но по существу, почти все действие проходит на 3-4 локациях, на которые из общего указанного числа бэкграундов приходится лишь около трети. Все это вынуждает часами ходить по одним и тем же закоулкам, а многочисленные промелькнувшие места потом уже никогда не потребуются. Правда, это добавляет игре большую атмосферу уюта, которой она отличается с самого начала.

И последняя ложка дегтя. Несмотря на отлично закрученную интригу и множество загадок в сюжете, в конце, как это не удивительно, вы получите только одно объяснение – раскрывающее тайну, «кто преступник». Все остальные многочисленные загадки и необъяснимые явления не получат никакого объяснения, что оставляет в недоумении. Может быть, конечно, это собирались объяснить в продолжении, но у меня подозрение, что Дженсен просто не справилась под конец с сюжетным обоснованием. К чему было нахождение шприцов в комнате Хелены? Как она нашла клуб «Дедал»? Зачем мы находили отпечатки преступника, если это просто не пригодилось? Как конкретно он все это делал? Летал сквозь башню? Что вообще означали эти загадочные явления, мучившие героев – так они реальны или нет? Подсказка на мыслительном барабане – это подсказка с того света или подсознания Стайлса? И так далее и тому подобное. Конечно, отсутствие органичного объяснения всего произошедшего после таких стараний игрока не радует.

23-32-01(29,12,15)

Но знаете… В конце концов, в финале откроется главная интрига сюжета и это, в общем, наиболее здесь важное. А остальное… что же, желающие сами решат для себя, что это было, а для остальных это останется еще одной классической загадкой бытия, которой нет ответа. Как и вопросу о том, существуют ли призраки, телекинез и многое-многое другое.

15-11-14(31,12,15)

18-22-29(30,12,15)

К сожалению для одних и к удовольствию других, игра идет только в оригинальной озвучке – довольно качественной, даже акцент многих персонажей безупречно передан. В локализации от «Нового Диска» был переведен только текст и, похоже, небезупречно. Кроме обычных фантазий переводчиков («imposter» как «подделка» это сильно – вообще-то, все словари указывают, что это «самозванец») в паре мест отсутствует перевод надписей на локациях и не переведены субтитры к одному ролику. Хотя, конечно, в целом это можно пережить.

Стоит учесть, что игра не без технических капризов. При установке обязательно обратите внимание, есть ли в пути установки файла кириллица, иначе компьютер грозит глюкнуть и пойти на перезагрузку. На всякий случай лучше поэкспериментировать с качеством анимации при запуске – игра довольно прожорлива и при высоком уровне анимации персонажей может нередко вылетать. На этот случай я играл на минимальных настройках, так что вылеты у меня были всего раза три, в самом конце. Еще любителям пираток стоит учесть, что в локализации от «Нового Диска» был момент вылета на втором уровне из-за технической ошибки, так что будьте готовы.

5. ПРОДОЛЖЕНИЕ?

По замыслу Дженсен, игра должна была стать первой в линейке новой франшизы. Именно с этим, видимо, связано такое количество недомолвок и отсылки к прошлому героев, которые есть в игре. Вторая часть была анонсирована в 2012 году и сюжет ее должен был начаться с продолжения первой. На сей раз Стайлс и Сэм искали объяснения происходящему на некоем шотландском острове. Согласно анонсу, Стайлс должен был заниматься изучением прошлого острова через документы и бумаги, а Саманта, по-прежнему используя фокусы, опрашивала местных жителей. Анонс обещал много фирменной готики по традициям первой игры: следы живших на острове загадочных «ведьм», странная заброшенная могила, необъяснимые пожары, неформальный лидер жителей острова, женщина Аманда Конвей, препятствующая расследованию... И многое другое... Можете поискать аннотацию, правда, там упоминается личность преступника из первой игры. Увы, с общим кризисом квестовой индустрии, который еще более усугубился после мирового финансового кризиса, шансы на выход второй части становятся совсем призрачны. Во всяком случае, о ней с тех времен ничего не слышно, а даже если он выйдет, качество ее может упасть до удручающего состояния даже по меркам квестов. За последнее говорит и последняя игра Дженсен Moebius: Empire Rising, выпущенная ею после Gray Matter на средства, собранные на Киркстартере. Собственно, один только скрин с этой игры говорит сам за себя.



Но все же надежда умирает последней и, кто знает, вполне возможно, что когда-нибудь Gray Matter 2 появится на свет, раскрыв все свои тайны зрителю.

Таким образом, Gray Matter - это за последнее время одна из лучших игр – мистических детективов, с которым обязательно надо познакомиться с любым, кто любит этот жанр. Кстати, в Стиме она сейчас стоит всего 62 рубля, скидка 76%. Настоятельно советую не упускать свой шанс, скидки работают до 4 января.

А в следующий раз по просьбам трудящихся мы расскажем и о трилогии Gabriel Knight. Оставайтесь с нами))


Tags: .платформа: pc, .платформа: x360, .платформа: xbox, .форма: обзор
promo gamer december 14, 2012 10:36 41
Buy for 100 tokens
Советы авторам! 0. Если ваша статья крупнее расписания лекций третьего курса на четверг - прячьте под кат все, кроме одного небольшого скриншота\картинки и одного-двух абзацев. По кату обязательно кликнут и прочтут остальное, не беспокойтесь. 1. Определите для себя, о какой игре вы…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments