voencomuezd (voencomuezd) wrote in gamer,
voencomuezd
voencomuezd
gamer

Bunker - The Underground Game



"Fun retro classic point and click adventure game filled with communists, computers and cats!" (из отзывов на Стиме)

Россия - стран для иностранца экзотичная. Неудивительно, что она часто становится местом действия во всевозможных зарубежных играх, особенно в шутерах про злодеев и террористов. А вот в квестах она - гость редкий. Я специально коллекционирую такие игры и пока что с большим трудом наскреб около десятка. Поэтому когда я узнал про новую инди-адвенчуру, где действие происходит в бункере времен СССР, да еще что эта игра - классический поинт-энд-клик в юмористических традициях ЛукасАртс - это, конечно, был праздник. Именины сердца. Еще лучше, что игра действительно получилась вполне неплохой по инди-меркам. Даже лучше, чем я надеялся.



Если вы не поняли эту отсылку к The Stanley Parable - эта игра явно не для вас.

Bunker - The Underground Game, которая даже в свой подзаголовок на Стиме внесла слова "A Point and Click Adventure" - игра очень недавняя. Вышла она в мае 2015 г. и из-за инди-формата не успела заинтересовать даже квестоманов. Русского прохождения на нее нет, как почти нет и русскоязычных отзывов. Спасибо, есть перевод. Делал ее, похоже, всего один человек, Тони Санделл, потому что все остальные люди, указанные в титрах - либо звуковики, либо тестеры и тому подобное. Почему-то среди них много финнов, но это неважно.

Завязка сюжета такова. Простой парень Отто Томпсон, типичный хипстер-хикки, получает письмо от девушки из России и обрадовавшись неожиданному знакомству, посылает ей ответ. Конечно же, это был лохотрон, и после этого происходит то, что обычно и бывает после такого в жизни: к Отто приходит бородатый русский Иван в ушанке и валенках, вычисливший нашего героя по ай-пи и вырубает. А потом сажает Отто в фургон для мороженого и под звуки Калинки увозит в Россию. Прямо в темный страшный бункер! После этого и начинается наша история, посвященная освобождению из закрытого бункера - именно в нем и происходит почти все действие.



Так вот, относительно облика России. Игра эта в знаменитом жанре "клюквенный трэш" - бесконечные шутки про русские стереотипы: раскиданные вокруг ядерные ракеты, ушанки, бутылки с водкой и так далее и так далее. В отличие от какой-нибудь Сингулярити или, прости господи, "Тунгуска: Секретные материалы", игра, разумеется, даже не делает вид, будто все это всерьез, а наоборот, возводит клюкву в юмористический абсурд. Если названия Soviet Unterzoegersdorf или Big Red Adventure что-то вам говорят, то вы поймете, о чем я. Клюквы здесь просто завались - начиная от совершенно сумасшедших плакатов и русских в советской форме, и заканчивая вундервафлями в бункере. В частности, каждое правильное действие героя оглашается мелодией, сыгранной на балалайке. Словом, скучать в этом плане не придется. Разумеется, выискивать тут связь с реальностью бессмысленно - игра просто пародирует стереотипы времен холодной войны. Но надо отдать должное, русские здесь, при всей клюквенности и желании захватить мир, вовсе не такие страшные и злые, как поначалу кажется, что радует.



Теперь о игре как таковой. Так как это инди, то графика, прямо скажем, не блистает - три-четыре ролика нарисованы в страшных пикселях, да и сами локации и персонажи показывают, что вручную никто над ними не работал. Плоские персонажи, прямые линии повсюду, объекты, обведенные контурами - инди-игра во весь рост. Но если принять это как стиль и не требовать большего - то привыкнуть легко.



Геймплей у игры довольно несложный. Так как это классический поинт-энд-клик, то придется собирать и применять предметы. Создатели не стали усложнять прохождение, поэтому здесь это довольно простая задача и проходится быстро - предметов мало, объекты подсвечиваются курсором, логика ясна - словом, запутаться тяжело, тем более что иногда Отто подает подсказки. Но в то же время ощущения казуальности не создается - во-первых, в лучших традициях жанра, далеко не всегда предназначение предмета очевидно, что заставляет думать и пробовать, а во-вторых, в игре ряд мини-игр. Большинство из них тоже легко проходятся, но две-три благодаря отсутствию подсказок заставляют серьезно подумать, что надо делать дальше и минут 10-15 экспериментировать с мышкой. К тому же продолжительность игры небольшая - в лучшем случае часов на пять: всего около 35 локаций и 12 персонажей (включая тех, кто тупо нарисован на локации и не двигается). Словом, игра простая, но не примитивная. И это хорошо.





Радует, что сюжет, несмотря на всю простоту, хитрее чем кажется. Можно было ограничиться рассказом о том, как американский хипстер сбежал из конуры глупых русских Иванов, но тут есть еще парочка непредсказуемых сюжетных поворотов, ставящих все с ног на голову. Игра тем самым демонстрирует нам, что она не какая-нибудь глупая казуалка, а творение людей с юмором и фантазией. Поворот с главным злодеем особенно заставил посмеяться.



А юмор - это, собственно, лучшая часть игры. Приятно повстречать хорошее разнообразие шуток в технически бедной игре. Ничего сногшибательного, все скорее в духе тонкого юмора студии ЛукасАртс. Здесь есть неплохие гэги, атмосферные локации пародийного бункера, забавные диалоги и персонажи, самоирония. Это тот самый старый-добрый юмор квестов из 90-х, где кроме пародий на штампы холодной войны, можно посмеяться над шутками про компьютеры или неожиданными культурными отсылками. Это игра, где можно потратить свое внезапное богатство на растопку для костра, по случайности устроить ядерную войну и наткнуться на цитату из "Сияния" на стенке. Отто к тому же частенько вспоминает и современный интернет-жаргон, что тоже вполне в тему. Юмор здесь в лучших традициях жанра и заставляет улыбаться, а то и хохотать практически всю игру, так что игра держится фактически на нем.







Водка - пейте охлажденной!

Особенно забавляет фактически второй главный герой повествования - компьютер Э.М.О., который управляет всем бункером. По сути, это дальний родственник компьютера IM из "I Have No Mouth, and I Must Scream": эмоциональный, обидчивый, подозрительный и страшный в гневе. Шутки про человокоподобный ИИ с кучей эмоций и травмой детства - вечны!



- Спорим, ты даже не знаешь, что такое Интернет!
- Я, эм, я, ну конечно, знаю.
- Неужели? Тогда выполни "топ-10 блоггеров".
- Что такое блоггер?
- Ха, я знал!
*    *    *
- Они говорили ужасные вещи! Они говорили: "Э.М.О. бездарен, он даже не может поделить на ноль!"
*    *    *
- Ты вообще понимаешь, каково это, деинсталлироваться? Не говоря уже о существовании в виде резервной копии внутри 16-битного картриджа игровой консоли!!!


А также отдельное спасибо автору за забавную пародию на игры-фэнтэзи типа "Меча и Магии" и прочие Скайримы в виде короткой бродилки с неожиданным поворотом сюжета. Момент, достойный Оскара.





Ах да, и не могу не отметить музыкальное сопровождение. Не каждая инди-игра может оказаться способной на пристойную инди-музыку, но, слава богу, тут это удалось. 15 очень коротких, но забавных композиций, построенных на пародировании русских песен ("Очи черные", "Калинка" и т.д.), восполняют, как могут, полное отсутствие озвучки персонажей.





Единственное - я так и не понял, о каких, черт побери, 33 секретах на Стиме была речь? Я нашел всего один и то случайно, хотя ощупал курсором чуть ли ни все локации. Наверно, не надо было пиратку качать...





Ну, и конечно надо сказать о недостатках - инди-игра без недостатков как русский Иван без ушанки и балалайки в кармане, правда, tovaristch? Прежде всего, у игры неудобный интерфейс. Вместо курсора белая точка, всего четыре слота для сохранений, выход в меню через Esc неудобен. Ладно, что диалоги не озвучены от слова "вообще" - но почему их надо прощелкивать самому? Не сказать, что здесь можно пропустить что-то важное. Графика: бог с ним, с примитивом, бог с ним, что играем в полноэкранном режиме с черными полосами по бокам - но если смогли отрисовать локации, почему ролики все в пикселях размером с яйцо? Еще очень напрягает, что когда двигаешь курсором локацию вбок - она потом отлетает обратно. А главное - игра весит чуть меньше 600 Мб, но местами утяжеляет нагрузку настолько, что персонажи еле-еле движутся. Такое, конечно, происходит далеко не всегда и в целом играть не мешает - но видно, что движок здесь сырой. К счастью, обошлось без крупных багов - так, только пару раз фраза зависала над головой Отто, что при размерах игры не мешало начать заново с последнего сейва.



Итого, Bunker - The Underground Game - это отличный подарок всем любителям классических квестов: несложная, легкая и вполне смешная игра на два вечера. Творение в лучших традициях жанра, которое, несмотря на весь свой инди-примитив и раздражительные моменты, оставляет приятное послевкусие и улыбку на лице. Мне она дала больше, чем я от ожидал от дешевой "индюшатины": юмор, атмосферу, авторскую фантазию и самоиронию, смешные сюжетные твисты. А огромное количество забавной и почти необидной клюквы станет дополнительным поводом для русского зрителя ознакомиться с игрой. Конечно, 249 рублей в Стиме это не стоит - но пиратку скачать никаких проблем не составляет. Спасибо и студии Prometheus Project за русский перевод, но знание родного языка им подтянуть не мешает. На будущее - котлован это не большой котел, а "значок" пишется через "о".

P.S. Для порядка - сайт игры, где есть еще чутка скриншотов, музычка и всякое такое...
Tags: .рубрика: инди-игры, .содержание: юмор, .форма: обзор, adventure time
Subscribe
promo gamer december 14, 2012 10:36 41
Buy for 100 tokens
Советы авторам! 0. Если ваша статья крупнее расписания лекций третьего курса на четверг - прячьте под кат все, кроме одного небольшого скриншота\картинки и одного-двух абзацев. По кату обязательно кликнут и прочтут остальное, не беспокойтесь. 1. Определите для себя, о какой игре вы…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments