romaha (romaha) wrote in gamer,
romaha
romaha
gamer

The Last of US и суть видеоигры

20337d78da56454434455f8b6f3ce7ab_XL

Последние две недели вечерами впервые проходил The Last of Us Remastered. Пытаясь попутно делать какие-то заметки отражающие эмоции и впечатления, с удивлением обнаружил, что по мере прохождения они становятся не релевантны. В результате пришел к выводу, что требуется более глубокий анализ, чем простая констатация хорошей графики, отличной игры актеров и глубокого эмоционального воздействия на играющего. До того, как вставил диск в приставку, я имел весьма смутное представление об игре (в отличии, скажем, от DarkSouls или Bloodborne). Знал, что это была «лебединая песня» PS3, разработанная студией Naughty Dog, виртуозами игрового сеттинга, где понятия «игра» и «кинематограф» сливаются в единое целое. Сюжет игры оказался довольно прост (если не сказать банален). Цивилизация рухнула. Люди, зараженные спорами грибов, превращаются в зомби. Пожилой контрабандист и девочка пробираются на другой конец страны, в надежде, что будет создана вакцина от неизлечимой болезни. Постапокалипсис и road movie в одном флаконе. По пути герои встречают других людей, попадают в опасные ситуации. Мы наблюдаем, как развиваются их взаимоотношения, меняются характеры.

Игровой процесс не представляет из себя чего-то необыкновенного. Это либо простейший поиск и использование предметов окружающего мира, либо нудноватый стелс (имеющий большие шансы перерасти в перестрелки). Поскольку ресурсы ограничены и от их грамотного расходования зависит исход, то поиск предметов и их крафт, играет значительную роль. Есть прокачка - но она не представляет ни малейшего интереса, поскольку игра линейна. Если бы компьютер сам наращивал характеристики персонажей, ничего бы не изменилось. Впрочем, основные моменты игры довольно неплохо изложены в многочисленных рецензиях и обзорах. В итоге получается, что если перечислять все элементы по отдельности, то в игре не окажется ничего такого, чтобы слишком сильно восторгаться ею. Красивая графика в последнее время зачастую воспринимается настороженно - уж больно часто в красивой обертке подсовывают пустышку. Но в случае «Last of Us» в момент, когда на экране начинают идти заключительные титры и ты откладываешь геймпад, то испытываешь чувство, как будто ты пережил довольно сильное эмоциональное потрясение и все что остается сказать «Да, это было сильно!». А потом пройти дополнение, очень короткое и имеющее единственную целью сгладить переход из мира игры в реальность. В результате понимаешь, что Last of Us - это определенная веха развития компьютерных игр. Подобное я испытывал, пройдя GTA5 и объяснял мелкому, мол, понимаешь, я начал играть с ZX-Spectrum, несколько цветов, примитивные спрайты, мутное изображение телевизора, загрузка с аудиокассеты и вот я прошел ЭТО. И хочу сказать, что ради этого стоило играть двадцать с лишним лет. Но, в итоге все оказывается не так уж радостно. Поскольку остается определенный осадок и дело вот в чем.

Возникновение видеоигры и ее развитие было обусловлено в первую очередь возможностью затрагивать человеческие чувства и вызывать эмоции. Сперва это было ощущение новизны от новой необычной формы подачи, затем - азарт, попытка переиграть машину и остальных игроков, набрав максимальное количество очков. Затем - в эпоху текстовых квестов и ранних ролевок, машина выступала как помощник человеческому воображению по созданию иных вселенных, куда переносился играющий. Но главной надеждой было то, что благодаря компьютеру удастся получить совершенно новый продукт, открыть новые грани человеческих эмоций. В пользу этого свидетельствовало постоянное наращивание вычислительных мощностей. Разработчики говорили о фотореалистичной графике и мы старались им верить. Однако в последствии выяснилось, что большая часть работы видеоускорителей направлена на спецэффекты, а они не гарантируют эмоционального вовлечения играющего. И как только это стало очевидно, как по мановению волшебной палочки началось развитие инди-сцены. О феномене Undertale, созданной силами одного разработчика, стоит говорить отдельно. Но не напоминает ли это авангардизм конца XIX века? И не придется ли нам видеть в играх то, чего в них непосредственно нет, домысливая и дофантазируя?

На помощь ААА-играм пришел кинематограф. Оказалось, что если взять из кино заезженные штампы и обыграть их в формате видеоигры, то игроки воспримут это на «ура!». И чем более узнаваемым будет штамп, тем больше он вызовет радости. Ведь все, что мы видим в GTA5 или Last of Us мы уже видели, причем неоднократно. Скорее всего, положительные эмоции вызваны тем, что людям нравится проигрывать знакомые сцены, подобно выступлению в домашнем театре, только в форме видеоигры. Но не означает ли это кризис, куда более глубокий чем принято думать? И поскольку на данные проекты тратятся огромные деньги, игровая индустрия старается придерживаться привычных (а главное, работающих) шаблонов. Создают ли инди-разработчики чего-то действительно новое или же тоже занимаются клонированием успешного, существовавшего ранее, вот в чем главный вопрос. Самое неприятное заключается в том, что существуя в подобных формах, игра утрачивает азарт, игрок фактически ни чем не рискует и суть игры оказывается утрачена. Заменить все это предлагают мультиплеером. Однако в мультиплеере сюжет и способность игры рассказывать историю заменяется социальным взаимодействием и желанием быть лучшим. Эдакая Galaga на новый лад.

Конечно, несмотря на все это, я с удовольствием буду играть в Uncharted 4 и почти уверен, что увидев финальные титры и вытерев пот со лба, облегченно вздохнув, скажу: «Да, это было сильно!», но не обманываясь этими чувствами, нужно иметь в виду, что подлинная видеоигра все же в другом. А вот в чем именно, нужно крепко подумать.

В завершение мне хотелось бы привести цитату из эссе современного российского философа Александра Секацкого: «Главное недоразумение в понимании сути игры начинается с предположения, обычно подразумеваемого, о том, что игра - это только игра, всего лишь игра, несмотря на всю глубину ее проникновения в человеческий мир».

Subscribe
promo gamer december 14, 2012 10:36 41
Buy for 100 tokens
Советы авторам! 0. Если ваша статья крупнее расписания лекций третьего курса на четверг - прячьте под кат все, кроме одного небольшого скриншота\картинки и одного-двух абзацев. По кату обязательно кликнут и прочтут остальное, не беспокойтесь. 1. Определите для себя, о какой игре вы…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments