Lex Publica (ludi_vokrug) wrote in gamer,
Lex Publica
ludi_vokrug
gamer

Europa Universalis III






Во многих исторических и сказочных псевдоисторических фильмах я видел эту картину — властитель государства склоняется над столом, на котором со относительной точностью воспроизведена в миниатюре его страна. Вот, в углу карты, красивый замок — это столица. Вокруг нее стоят солдатики, обозначающие полки, присягнувшие защищать корону. Вот тут села, города и торжища, а вдоль морского берега стоят красивые игрушечные кораблики, символизирующие флотилию.


Мне кажется, любой уважающий себя мальчишка мечтал получить такую же карту. Мечту давным-давно, в 2000 году, попыталась реализовать одна маленькая шведская компания по фамилии Paradox Interactive.


С тех пор пройдет много лет, компания вырастет до приличного бизнеса, серия исторических стратегий с общими условностями разрастется не на шутку — появится история Второй мировой (подсерия Hearts of Iron («День Победы» в русском переводе)), история эпохи технического прогресса и колониального империализма (подсерия Victoria) и, наконец, полноценно раскроется эпоха Раннего и Высокого Средневековья ( подсерия Crusader Kings — в переводе — «Крестоносцы»). Кроме постоянных подсерий, студия периодически реализует еще и ряд побочных проектов узкой направленности (об эпохе Рима, о скандинавских походах и т. д.).


Но основной всегда оставалась серия Europa Universalis.


Сейчас текущий выпуск — за номером 4, но я сегодня хотел рассказать о третьей части.


По нескольким причинам.



Во-первых, между частями серии EU действительно есть разница и не только визуальная. Дело в том, что «корпеть над картой» в серии — это не красивый оборот речи, 60% игры происходит на карте, отображаемой на окрестных скриншотах.







Еще 39% — это передвижение по различным меню в поисках нужной информации. Вся серия — не про беготню по полю с мечом в руках во главе войска, а про расстановку десятков акцентов в экономике, политике, устройстве государства и войска. Игра — это скрупулезный симулятор жизни целой державы, а не веселая прогулка. От малейшей настройки, порой, зависит вся партия. В каждой части Paradox кардинально меняет инструменты настройки, каждая часть выглядит, как отдельная игра серии. И если первые две «Европы» уже морально и технически устарели (проще ИИ, меньше возможностей, проще инструментарий управления), то третью «Европу» студия «пилила» долгие годы — релиз 1.0.0 состоялся в 2007 году, а последний аддон, проапгрейдивший игру до версии 5.0.0 вышел в 2011 году. За это время протяженность игры существенно выросла (первоначально играть приходилось с 1453 года до 1789 год, с аддонами этот отрезок вырос в обе стороны с 1399 года до 1820 года), а возможности управления государством умножились (глубоко переработана дипломатия, унии, союзы, введены династии, внутрифеодальные конфликты, переработана механика торговых союзов и торговых республик типа Венеции и Новгорода). Последний аддон — Divine Wind так и вовсе визуально сместил игру в сторону будущей четвертой части.


И я повторюсь, все эти новшества лишь усложняли (в хорошем смысле) игровой процесс, который и так был очень глубоким и интересным. Основа всего тут — скрупулезность и усидчивость.


Во-вторых, третья часть игры, в отличие от четвертой, спокойно пойдет даже на не самом новом компьютере, благо технологии, на которой она построена уже почти десять лет. Правда, в отличие от EU IV, третья серия доступна полностью только для Windows, последняя версия для Mac OS — 3.0.0, последние два аддона так и не портировали. Версии для Linux просто не существует. Правда, могу точно сказать, что Wine игру спокойно переносит, так что с Playonlinux и Playonmac можно не переживать.


Ну и в-третьих, EU III — это самая последняя версия серии, доступная без Steam. Игру можно спокойно купить в GOG.com в два присеста — издание EU III Complete (включает оригинал и два первых аддона) и Collection Upgrade куда положили два оставшихся аддона и кучу разных пакетов графики и музыки (щиты, иконки, спрайты и дополнительные мелодии помогут сильно разнообразить вид и ощущения от картинки, я серьезно). Купить, начать играть за любую страну и тут же начать завидовать славе, успеху и мощи какого-нибудь соседа.


Слава, успех и мощь соседа нашими умелыми руками могут обрушиться в одночасье, да. Но чтобы разом накрыть соседа тазиком нужно будет долго, я это подчеркну еще раз, ОЧЕНЬ долго и плодотворно работать. Строить союзы, создавать шпионскую сеть, выдавливать торговцев оппонента с торговых рынков, собирать силы, просчитывать тактику вторжения. Вплоть до того, в какое время года и по каким провинциям лучше вести армию, в каких провинциях стоит ввязываться в бой, а в каких нет.

Я уже не говорю о необходимости иметь прочное изнутри государство, «casus belli» для объявления войны и верных, крепких и главное — заинтересованных в войне союзников. И еще желательно дождаться ситуации, когда противник уже отвлечен на другую войну с крепким соседом и нанести удар в спину.


И не думайте, что враг будет спокойно смотреть, как вы постепенно загоняете его в ловушку и сидите в засаде, ожидая удобной позиции для удара. Ваши переговоры с потенциальным союзником немедленно отразятся на отношениях между вашей державой и предполагаемым агрессором и его союзниками. Усиление вашей армии обеспокоит ваших врагов и они начнут строить союзы против вас. Подсылать к вашим границам шпионов, разжигать внутри вашей державы сепаратисткие движения по любому признаку — национальному, региональному, религиозному. Если ваш текущий монарх не имеет наследников с сильным правом на престол — вам гарантирована война с претендентом на трон сразу после смерти незадачливого монарха. А в этой войне часто участвуют и все соседи и даже друзья разом.


В этом мире ничего не бывает случайно, хотя поверьте, первые часов тридцать игры вы будете абсолютно уверены, что искусственный интеллект игры это полный рандом.


Кстати, про часы. Это не сюжетная стратегия с подключаемым мультиплеером. Тридцать и даже шестьдесят часов для этой игры — совершенно ни о чем. Это другой масштаб. В EU играют годами, совершенствуя навык, благо вариантов развития на созданной разработчиками карте столько, что хватит на целую жизнь.


Перед нами условный мир, стартовые точки входа в который расставлены по кампаниям, привязанным к историческим событиям. Главная кампания в финальной версии игры начинается 01 ноября 1399 года. Мы вправе выбрать одну из более чем двух сотен держав, существовавших в то время на карте. Да, на карте есть некоторые условности, связанные с детализацией проработки (например, для России того времени характерно наличие полузависимых то от Литвы, то от Москвы множества так называемых Северских княжеств в промежутке между Смоленском и Белгородом, но отразить их в такой глобальной игре — думаю слишком уж тяжело)

На старте нам дают относительно достоверное историческое расположение государства, его монарха, устанавливают реально существовавшие дипломатические взаимоотношения этой державы с другими, расставляют войска... и отпускают игрока самому рисовать историю.


Не дать Османской Порте захватить Константинополь в 1453м году? Да пожалуйста! Предотвратить Смутное время в Русском государстве? Пробуйте! Позволить английской короне «сьесть» Францию и казнить дофина? Почему бы и нет? Дать возможность королевству Датскому собрать Норвегию, Исландию, Швецию и Финляндию в одну Скандинавскую империю и колонизировать этой империей Новый свет? Да ради бога :) Все зависит от игрока и его готовности тратить время на покорение виртуального мира. При должном старании можно даже получить примерно то, что видно на скриншоте ниже.







В нашем полном распоряжении вся Европа, Африка, Восток, Индокитай и Азия, обе Америки и Океания. За исключением самых глухих мест (типа самого сердца Австралии или Африки и самого севера Сибири) игра позволяет колонизировать или завоевать любую провинцию. Вопрос в стоимости этого завоевания и его необходимости. Да и не про «завоевать всех» эта самая «Европа». У каждого государства есть набор целей, которые на старте близки к историческим (у Московского княжества, например, глобальная цель — сформировать русскую нацию, а малая цель на пути — присоединить Ярославль). За выполнение целей начисляются очки, которые и есть мерило крутости конкретного игрока. Чтобы закончить игру победителем вовсе необязательно полностью захватить карту — достаточно банально выполнять все подающиеся задания.


На мой взгляд, сейчас EU IV еще сыровата и, самое главное, дороговата, особенно для издания в Steam. А вот третья Европа — это и отличный повод познакомиться с серией для тех, кто еще не, и прекрасный повод лишний раз поиграть в классику. Которая, в отличие от первых двух серий игры — еще не устарела :)





Эта заметка опубликована в моем блоге Бортжурнал "Люди вокруг"

</div>
Tags: .платформа: pc, .форма: обзор, paradox interactive
promo gamer december 14, 2012 10:36 41
Buy for 100 tokens
Советы авторам! 0. Если ваша статья крупнее расписания лекций третьего курса на четверг - прячьте под кат все, кроме одного небольшого скриншота\картинки и одного-двух абзацев. По кату обязательно кликнут и прочтут остальное, не беспокойтесь. 1. Определите для себя, о какой игре вы…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments