voencomuezd (voencomuezd) wrote in gamer,
voencomuezd
voencomuezd
gamer

Хоррор-адвенчуры. «Чёрное зеркало II» и «Чёрное зеркало III»

Итак, «Чёрное зеркало» - классика квестов получила продолжение от немецкого издателя, как уже было сказано. Редко бывает, чтобы продолжение получилось лучше оригинала, но немцам это удалось. Как же у них это получилось?



Начинается игра довольно-таки неожиданно и даже немного пасторально. Вы оказываемся в США, в Новой Англии. На дворе 1993 год, славное время квестов Sierra и рассуждений, выпустит ли Лукас следующую часть Звездных войн. Наш герой - простой студент-физик Дэррен Майклс, который выглядит как копия Данилы Козловского. У такого человека по определению все должно быть хорошо.



Он приехал к маме на каникулы и устроился на подработку в фотомагазин. Ничто не предвещает чего-то особенного - городок Биддфорд, в котором мы живем, маленький и сонный, здесь годами болтают на старые темы сплетницы, а жители ходят для развлечений в старый бар 50-х и на танцы «кому за 30». Всюду американские флаги, потертые кабриолеты и торгующие старьем продавцы. Но внезапно на нашего героя сваливается целая куча событий: знакомство со странной девушкой, болезнь матери, непонятные преследователи, загадочные совпадения, убийства и даже полноценный кровавый секрет провинциального городка. Фактически это маленький, но крепко сбитый детектив, едва связанный с основным сюжетом.



Неудивительно, что едва Дэрриан успевает со всем этим разобраться, как он тут же вынужден бросить все и лететь в то самое страшное и памятное по первой части место - английскую деревушку Уиллоу-крик. С тех пор там прошло 12 лет. Срок немалый. Со времен странных и загадочных событий, что были в первой части, прошло много времени. Ряд старых героев, которых мы видели, изменились и изменились довольно значительно. Но всем этим переменам много лет, и деревушка успела опять впасть в дрему и загнивание, так что в целом здесь мало что поменялось. И хотя есть еще отдельные энтузиасты, пытающиеся вспомнить кровавое прошлое и даже заработать на нем - былая трагедия, кажется, уже никогда не вернется, да и зловещий замок Гордонов, обитель зла, медленно, но верно разрушается, грозя когда-нибудь рухнуть как Академия возле старого маяка. Ничто уже не возродит проклятие Гордонов... Но ведь и прошлая драма разыгралась именно после того, как туда спустя 12 лет вернулся Сэмюель Гордон...





Вторая часть принципиально изменила технику и графику. Перед нами те же 3D-персонажи в 2D-окружении, но нарисовано все это по-другому - более реалистично и детализировано. Зазубренность героев, конечно, дает себя знать, да и приставленность иногда видна - но только по отношении к плоскости, когда они ходят. На анимацию лица никто ожидаемо не стал тратиться, но мок-ап движений все-таки есть и в целом пристойный. Конечно, это не FarCry, у квестов другой бюджет, но если не придираться - к недостаткам быстро привыкаешь. Для жанра графика вполне неплоха и, возможно, это одна из самых красивых адвенчур такого рода. К тому же никаких багов не замечено, ни больших, ни малых. Плюс - хотя ролики весьма немногочисленны, недостаток бюджета в них неплохо замаскирован темным блюром, а уж заглавие и вовсе поражает, настраивая на нужный лад.





Почти "Ведьмак"

В целом эта самая смесь хоррора и детектива, что и в первой части, только в других пропорциях и на другие темы. Вместо поиска ключей для «пути к спасению» тут надо искать то любимого человека, то пару старых артефактов, то раскрытие загадки. В игре сильно ослаблена тема классической английской готики, зато усилена современная хоррор-эстетика: грязь и кровь. Здесь есть темные пещеры, вонючая канализация, пыльные подвалы, деградирующие улочки Уиллоу-крик, гниющее болото Уэльса, загадочное тайное общество и тому подобное. К тому же авторы не стали перегибать палку до уровня Сайлент-хилла. Они создали действительно мрачную и очень добротную эстетику игры, повторяющую первую часть на совсем ином уровне. И в классической готике авторы тоже знают толк, иначе бы замку Блэкмиррор повезло больше - а между тем апокалиптический конец полностью соответствует традициям жанра. Атмосферности игре добавляют несколько недорогих, но действительно пугающих хоррор-сцен, среди которых есть и призраки, и скримеры, и даже одна погоня. В отличие от оригинала, это действительно местами вызывает неподдельный страх. Помню, от того скримера в зеркале я чуть не... Ладно, неважно. В любом случае, здесь иногда действительно бывает страшно. Кроме того, авторы активно используют тот же симулятор погоды, что и в первой части, создавая с помощью темных туч и дождя атмосферу мрачности и уныния, работая на атмосферу триллера. Это тоже идет им в плюс.





Но главное в игре - это неординарный сюжет. У «Черного зеркала 2» то достоинство, что в него можно играть, не имея никакого представления о сюжете первой части. Хотя события из нее постоянно упоминаются и непосредственно связаны с первой, в целом история достаточно самостоятельна, так как закручена непосредственно вокруг Майклса и той же загадки рода Гордонов, перекочевавшей в сюжет. А постоянная тень прошлого, присутствующая в происходящем, создает атмосферу тайны и загадки получше, чем собственно сюжет. К тому же так мы далеко не сразу понимаем связь Эдриана с происходящими событиями и догадываемся о сути проклятия. Я именно так и играл в свое время и считаю себя счастливым человеком - благодаря этому я не догадывался о происходящем до последних минут. Но если играть, зная сюжет первой части - удовольствия тоже не меньше.



Дело в том, что создав свою собственную историю, авторы в то же время аккуратно повторили целый ряд особенностей оригинала, включая посещение прежних локаций. При этом повторили удачно и удивительно грамотно, я бы даже сказал - тонко. Это становится ясно только при сопоставлении, но и без этого сюжет выглядит отличным. Если не считать того, что первые две главы - это отличная, но отдельная предыстория, мало связанная с основным сюжетом (что, конечно, для игрока становится не очень приятным сюрпризом) - далее сюжет идет как будто по той же схеме, что в оригинале: но гораздо более адекватной! Дэрриан ходит по деревне, опрашивая людей в своем детективном расследовании. Далее он попадает на «подземный уровень» - совершенно другой, чем в оригинале, но зато тесно связанный с сюжетом! Как и в оригинале, основная задача - просто выбраться из него. Затем снова старое поместье Элеоноры в Уэльсе, чья роль долгое время непонятна. Снова старый маяк под дождем, где вас ждет свежий труп, уже разрушенная Академия и новое детективное расследование непосредственно в замке Гордонов с неожиданным поворотом в финале, который ставит все с ног на голову. И этот поворот, в отличие от шьямалановского в первой части - более логичен и действительно непредсказуем.



Да, конечно, и тут можно найти узкие места, причем справедливо. Хотя лично для меня непроясненным остался только момент с тем, кто именно подловил Эдриана на выходе из пещеры. Впрочем, тут же я придумал себе объяснение, вполне стыкующееся с остальным происходящим. В остальном же сюжет, надо отдать должное - отличный. Он динамичный, он интригующий, он действительно мрачный и кровавый. Другое дело, что авторы совершенно не стали раскрывать тайны оригинала, которые я назвал, полностью оставив это за кадром происходящего. И кроме того, тут неожиданно возникает ОТКРЫТЫЙ финал. Помню, когда я его увидел, я просидел с пораженным лицом до самых титров - настолько это было обескураживающе и обрывисто по сравнению с напряжением всего сюжета. Спойлер! Концовка такая: «все умерли - хэппи-энд» (с). Большинству рецензентов это тоже не понравилось. И лишь потом оказалось, что это была не ошибка создателей, а зачин для сиквела. Но об этом ниже.



Музыка здесь просто хороша и, хотя не проигрывается постоянно в голове, свою задачу создания атмосферы выполняет с лихвой. То меланхоличное, то вздрагивающее исполнение скрипки и пианино вполне неплохо сочетается с хмурыми пейзажами провинциального захолустья и английского замка. Как правильно сказали в одной из рецензий: «Музыкальное оформление игры, как и все остальное, подчинено в первую очередь действию. Оно прекрасно справляется с задачей: подчеркнуть паузу, напомнить о близкой опасности, оттенить очередную страшную находку. Тема первого «Черного зеркала» — на радость поклонникам — осталась неизменной и даже обыгрывается в одной из головоломок».



Геймплей здесь тоже улучшен. Как и в оригинале, это классический поинт-энд-клик. Огромное достоинство игры - подсветка активных зон пробелом, без которой играть было бы значительно тяжелее. Как и раньше, мы набиваем карманы попавшимся барахлом, игнорируя тяжелые и неудобные для транспортировки предметы. В целом их использование не особо затрудняет, так как тоже интуитивно понятно и запутаться тут можно редко. Этому же способствует и ограниченность локаций. На занудливость оригинала нет и намека, что большое облегчение. Зато ненужные точки тоже гаснут после их использования, а курсор в нужных местах окрашивается, как и в оригинале. Никаких лишних ответвлений, сюжет линеен, но без интерактива.



Так же, как и в оригинале, добавлены паззлы и головоломки. Они, правда, встроены в сюжет не всегда удачно. Одних сейфов тут штук, кажется, пять, не говоря уже о всяких пятнашках и прочих замках с символами. Местами это проходится достаточно легко, а местами приходится уныло сидеть и перебирать все часами. Особенно бесит абсолютно непонятная загадка с пианино и ловушка с педалями в самом конце в ритуальном зале. Но - и это огромное достоинство игры! - все эти мини-игры можно с чистой совестью пропускать. Достаточно выбрать режим в меню, подождать минуту и в нижнем углу возникнет рубильник, при щелчке на который вы пойдете дальше изучать сюжет игры. Да, к слову, режим внезапной смерти тут тоже есть, но зато каждой смерти соответствует автоматический сейв - еще раз спасибо, с ним играть намного проще, зато создается элемент опасности.



Приятная английская природа

Мне понравился и главный герой. Многие рецензии обвиняли его в блеклости или неправдоподобии. Мол, у него резкие перепады поведения, он может спокойно описывать стол, после того, как его чуть не убили пять минут назад... Ну, ребят, это квест, чего вы ждали? Что реплики к предметам будут после каждой сцены переписывать? В остальном Дэрриан Майклс - отличный персонаж. Да, он лишен какой-то сверхпотрясающей индивидуальности типа внешности альбиноса и акцента шотландского узбека - и что? Он человек, которым быть неплохо. Не гений, не супермен и не превозмогающий все Человек-паук в маске - простой обычный парень, с мозгами и рассудком. Он любит мать, он любит свою девушку, он не лезет по глупости в огонь, но готов рисковать и идти до конца, совершая на этом пути неизбежные ошибки. Он с охотой комментирует происходящее, не стесняясь рассказывать зрителю технические моменты, почерпнутые в физике - но не сваливается в скудословие и описательство. Он может быть вежливым, хотя и не отличается хладнокровием и не выдержан на язык с теми, кто ему неприятен. Да я сам хотел бы таким быть. Герой, который поддевает всяких встреченных злючек, но это ему прощается - не говорите, что это плохо. Вполне правдоподобный и жизненный персонаж, более живой и бодрый, чем Сэмюэль.



Да и остальные герои сделаны неплохо и успевают запомниться. К старым персонажам добавлены новые, вполне правдоподобные и живые, тем более, что за многими из них стоит предыстория первой части. Отлично удалась, как и раньше, семья Гордонов, при том, что на экране они были не так уж долго. Правда, локализацию делала Lazy Games - а это значит неширокий состав актеров и изредка недостаток естественности (включая, кстати, и Дэрриана). Но в целом все выполнено качественно, а многие герои заслуживают пятерки. И еще спойлер: убийца - садовник. Шутка. Садовник как раз не убийца. Он похуже.



Итого перед нами сиквелл-ремейк, учитывающий все недостатки неплохого оригинала - это явление незаурядное, согласитесь. Сначала я хотел написать, что первая часть игры смотрится рядом со второй как чешская Шкода рядом с Мерседесом - неплохо, но ведь второе намного лучше во всем, включая комфорт. Но потом я подумал и понял, что все не так однозначно. Если первая часть могла зацепить кого-то романтическим подтекстом и готической атмосферой, то вторая может отпугнуть грязью и более серьезным настроем. На разный вкус, как говорится, и салаты разные.

Но давайте теперь перейдем к последней, третьей части, завершающей эту историю. Тем более, что она вышла аж в 2013 году, заставив фанатов ждать долгих четыре года.



Игра идет ровно с того момента, на котором окончилась предыдущая. Начинается она кинематографическим роликом, по итогам которого происходящее напоминает классический сюжет сериального детектива. Нашего героя стереотипный инспектор подозревает в убийствах и поджогах, но отпускает под неведо кем введенный залог. Бедный Дэрриан занят сразу несколькими проблемами. Помимо доказательства своей невиновности он должен еще решить вопрос с проклятием Мордреда, который уже вырвался на свободу. Однако далее в сюжет вплетаются все новые и новые особенности.



Главная проблема 3-й игры в том, что без знания событий во 2-й в нее играть бессмысленно, ничего понять нельзя заранее. Сюжет здесь, условно говоря, распадается на три части: начало-завязку - конец с решением проблемы - и огромную середину, в которой малопонятно, что происходит и к чему все ведет. Цельности предыдущих частей здесь действительно не хватает, поскольку закручено здесь очень много и явно сверх меры. Не в смертельных дозах, конечно, но и не сбалансированных. Гипноз у психотерапевта с воспоминаниями о прошлом, пытки в лесу, старые скелеты в шкафу, таинственные тени, процедуры экзорцизма, не всегда нужные новые герои... Ряд подробностей выскочил вообще из ниоткуда, ибо о них о предыдущих частях и не упоминали: призрак жены Мордреда, старинный курган, Ватикан... По отдельности все это хорошо, но за структурой повествования уследить довольно нелегко. Тем более, что детектив здесь резко скачет и постоянно уходит на второй план, перемешиваясь с хоррор-историей и борьбой с проклятьем. И даже то, что мы посетили локации из первой части, которые не были использованы во 2-й - не спасает.





Между тем, основная цель сюжета проста: ликвидация последствий предыдущей части, ибо игра изначально должна была окончить историю. И, увы, тут тоже авторы не обошлись без шероховатостей. Так и не удалось составить стройное и гладкое объяснение всего произошедшего даже после привлечения кучи новых символов и второстепенных деталей. Даже добрый посланец из Ватикана, который возник в сюжете специально, чтобы все разрулить, не смог внятно объяснить целую кучу вываленных нам подробностей. Несмотря на множество объяснений, некоторые из которых еще и повторили дважды, чтобы они лучше уложились в голове игрока - все равно много остается непонятным. Проще, как и в первой части, принять концовку и главное объяснение вместо того, чтобы увязать многочисленные частности. Видения Эдриана с трупами - реальны или нет? И к чему они? В чем собственно миссия Хранителя Черного Зеркала? Зачем нужен инспектор Спунер, если еще во второй части Бейтс упоминал инспектора Кольера? Откуда Ватикан узнал о проблемах Гордонов? Кто ставил капканы у последнего портала? Кто, черт побери, все-таки убил Вильяма еще в первой части? Как и зачем Мюррей нашел Дэрриана в лесу? И куда делась форма членов Ордена, найденная в сторожке? Зачем Фил ловил людей? Откуда внезапно появился какой-то браслет, якобы подаренный Анжелине - во второй части про это ни слова? Что вообще страшного в том, что в мир вырвется зловредный чудик-убийца из Средневековья - он же не черный маг? ВЫ НИКОГДА ЭТОГО НЕ УЗНАЕТЕ!!!



Впрочем, справедливости ради, количество неувязок намного меньше, чем в первой части, так что, если не придираться, вы спокойно доберетесь до мистического финала с окончательным поражением зла. Тем более, что нам наконец объясняют некоторые действительно интересные подробности - конфликт Маркуса и Мордреда, а также - что же это за Черное зеркало, о котором нам столько талдычили.



Технически игра, несмотря на 4 года разницы, совершенно не изменилась. Ну, может фоны стали покруче. А в остальном все как прежде - даже герои держат ружья точь-в-точь как пистолеты, потому что большой палец поверх приклада рисовать не стали. Роликов теперь побольше, хотя с мелкими ненужными отрывками явно перегнули. Зато очень реалистичные фоны с видами мрачной английской осени выполнены великолепно. Серые британские болота, хмарь серых туч на небе, голые леса с черными деревьями-мертвецами... Так и хочется вставить в рамку и повесить на стенку, как авторы сделали с фонами первого Черного зеркала, поместив их в свой музей, вставленный в сюжет. Местами атмосфера просто накрывает с головой. Чего стоит стереотипный заброшенный домик в лесу, набитый трупами - весьма неплохо, кстати, введенный в сюжет? А погоня по лесу с гигантскими монстрами и темная река британской осенью, от одного взгляда на которую хочется утопиться?



В целом у игры лишь тот недостаток, что она не представила нам ничего принципиально нового, чего не было бы в прошлых частях. Но зато атмосфера хоррора выражена, как и ранее, качественно. Создатели пошли по верной стратегии «жми на газ». Еще больше безысходности и мрака! Еще больше грязи в темных углах! Еще больше скримеров! Еще больше трупов! А, нет, вру - на один труп меньше. Тогда... Еще больше призраков! И мистических артефактов. Количество тайников в старом замке Гордонов по-прежнему бьет все мыслимые пределы, потайной отдел, кажется, находится за каждым кирпичом. Число трупов перевалило уже второй десяток за трилогию, причем местами непонятно, кто мертв, а кто нет. В очередной раз высокомерный инспектор не верит нашим словам. Ну, и конечно, же мистические тайные ловушки в подземельях, ритуалы, артефакты, призраки, а также по-прежнему отличная музыка.



О, отсылочка к «Замку Отранто». Только там был рыцарский шлем.

Геймплей также не изменился. Огромное количество набиваемых в карман предметов (доходит до двух десятков) не вызывает затруднений - назначение каждого интуитивно понятно с самого начала и может запутать разве что совсем зеленых игроков, а больше половины составляют ненужные документы. Подсказки с самого начала понятны, если у игрока есть хоть минимальный опыт такого рода. Когда надо, прохождение по локациям ограничивается, чтобы не игрок не бродил зря по окрестностям, а сосредоточился на задаче. Подсветка активных зон, угасание точек, дневник - все как раньше. В целом действие идет гладко и быстро, как по накатанной дороге, обеспечивая динамизм, но не доходя до формата «интерактивного фильма» - состояние, которое давно уже грозит убить жанр квеста. Единственный минус - это куда менее приятные головоломки и паззлы, чем в предыдущей части. Очень часто принцип их решения в принципе непонятен и до него надо доходить самому, методом проб и ошибок. Особенно бесят три-четыре мини-игры в финале типа составление мозаики скелета и особенно - лабиринт с вражескими тенями. Вот почему авторы квестов уверены, что лабиринт в конце игры - это такая замечательная штука?



Но, к счастью, все эти мини-игры, как и раньше, можно пропускать, выбрав режим в меню.

К сожалению, 3-я часть никогда не была озвучена на русский и есть только оригинальная английская озвучка. Но всюду, включая Стим, есть русский перевод, который местами хромает, но не часто. Другое дело, что оригинальная озвучка героя Дэрриана меня не порадовала. Если во 2-й части благодаря локализаторам это был взрослый и резковатый студент-химик, то тут у него оказался тон и голос типичного американского парнишки из комедий.



Дэрриан настолько крут, что варит в пещере мет влегкую выпивает кастрюлю сваренного кофе!

Кстати, неожиданное дополнение к образу Дэрриана и вообще к сюжету - это легкий черный юмор. Нет, в предыдущей части наш парень Майклс тоже был не прочь пошутить, но обычно это была тонкая ирония и заметный сарказм на ответы. Тут же шуточки возникают намного чаще и нередко исходят не только из уст героя. Не вижу ничего плохого в черном юморе, в квесте «Черный оазис», на мой взгляд, это была отличная придумка, которая создала уникальную атмосферу. Но если там это было к месту и было сознательной особенностью игры, то тут это несколько контрастирует с мрачной и кровавой историей. Впрочем, думаю, для кого-то это напротив, составит достоинство игры.

- Меня? Зачем? Кого-то снова убили?
- Пока не совсем ясно. По крайней мере, в передней части замка мертвый человек, на вашем земельном участке.
- О боже, Зак, вы что, шутите?

***
- А какое заведение, по-вашему, пользовалось бы успехом в Уиллоу-брик?
- Похоронное бюро.


Итого. Недостаток 3-й части в том, что оно не смогло показать ничего принципиально нового, а окончание предыдущего сюжета пришлось разбавить не всегда успешно вставленными побочными линиями. Лишенное строгости и цельности повествование и недостаток ясности оставляет не такое яркое впечатление, как предыдущая часть. И тем не менее, это - качественная игра с хорошим геймплеем, прописанными диалогами, крепкой хоррор-стилистикой, красивым дизайном и приятными персонажами. Любители хоррора, думаю, должны быть довольны, пусть игру тяжело назвать очень страшной.



Вот так выглядит трилогия «Черное зеркало». Редкий случай - сама по себе небезынтересная игра была улучшена и дополнена, благодаря чему игры трилогии заслуженно считаются одними из лучших в истории адвенчур. Вознесем фимиам всем ее создателям за приятные часы. А остальным я советую познакомиться с этой действительно сильной историей.

P. S. На предпоследнем трупе я сбился со счета, но проверка показала, что, если не считать труп неизвестного члена Ордена в ритуальном зале, за трилогию был убит 21 человек. Очко!

Tags: .платформа: pc, .форма: обзор, adventure time
Subscribe
promo gamer декабрь 14, 2012 10:36 41
Buy for 100 tokens
Советы авторам! 0. Если ваша статья крупнее расписания лекций третьего курса на четверг - прячьте под кат все, кроме одного небольшого скриншота\картинки и одного-двух абзацев. По кату обязательно кликнут и прочтут остальное, не беспокойтесь. 1. Определите для себя, о какой игре вы…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments