kirillkrm (kirillkrm) wrote in gamer,
kirillkrm
kirillkrm
gamer

Endless Legend. Tempest



Небольшой анекдот вместо эпиграфа: «Выходит мужик утром из дома и обалдевает! Перед подъездом огромнейший котлован. Вчера не было. Вдруг из котлована вылетает: совочек, ведерко, за ними появляется маленькая ладошка и бантики. Из котлована вылазит девочка и говорит: «Фух! Наигралась!!!»

В общем, наигрался я в новое дополнение к Endless Legend. Тошнит уже, и не просто от серии Endless, а от 4Х-стратегий вообще. Даже Civilization VI пока брать не стал. Отложил до подходящего настроения.

На Endless Legend я писал большой, подробный и, не побоюсь этого слова, художественный обзор. Незнакомым, но желающим ознакомиться, с игрой геймерам лучше начать чтение с него. Вкратце, Endless Legend – один из лучших представителей жанра 4Х-стратегий. Достойный конкурент серии Civilization, только в фэнтэзи антураже. Мир Endless интересен и необычен, а с момента релиза в игру "завезли" столько контента, что по разнообразию тактик и механик игра вполне поборется с пятой частью Цивилизации. В данном обзоре речь пойдёт о последнем "завозе" под названием - Tempest (Буря).




Дополнение привнесло в игру три основных новшества:
- Оживились водные просторы. Если раньше моря и океаны представляли собой закрашенные в голубой цвет клетки, препятствующие вольготному передвижению войск, то ныне водная гладь стала ареной для ожесточённых морских сражений.
- Мировой океан, подобно суше, был разбит на отдельные регионы. На поверхность «всплыли» морские заводы – наследие древней цивилизации, ныне оберегаемое механизированной расой формов.
- В игру была добавлена новая (уже 11-ая по счёту) фракция – моргоры, тесно связанная с морем.

Разумеется, перечисленным дело не ограничилось. Щедрой россыпью дополнение привнесло в игру новые квесты и артефакты; однако, останавливаться на них подробно смысла нет.

Прежде чем начать разговор о морских битвах, следует рассказать, ради чего, собственно, предстоит воевать. Есть, конечно, на свете категория людей, для которых война первична в сравнении с причинами её вызвавшими, но такие люди в 4Х-стратегии, вряд ли, не играют.



Первое, чем заинтересуются покорители морских просторов – это подводные храмы. Они не сильно отличаются от древних руин на суше. Подгребаем к обнаруженному храму, щёлкаем на иконку «нырнуть», и пересчитываем добытое добро, разумеется, если со дна моря не надумает подняться какая-нибудь любопытная крокозябра. Однако это бывает нечасто.

В целом, собирать халяву на море безопаснее и быстрее, нежели бродить по суше. Во-первых, на пути попадается меньше агрессивных нейтралов, непрерывно прущих из деревень малых фракций. Во-вторых, по воде армии передвигаются быстрее (особенно если оперативно разжиться морскими юнитами), не приходится пролазить сквозь густые лесные чащи. Как следствие, расы, имеющие быстрый выход на воду (моргоры и алайи), получают преимущество в сравнении с остальными. Если не исследовать в научной ветке технологию «верфь»,  можно навеки остаться сухопутником.

Подводные храмы – вещь хорошая, но не главная. Самое ценное в океанах – это древние морские заводы, оставшиеся от бывших хозяев планеты. Типичный морской регион (океан) имеет три, реже, два завода.



Каждый завод представляет собой неиссякаемый источник трёх или четырёх различных ресурсов. Либо стратегических, необходимых для улучшения оружия и брони; либо ресурсов роскоши, дающих доступ к специальным бонусам.

Охраняются заводы смехотворно, но игра даёт возможность заполучить поселение мирным путём, взяв у жителей завода (формов) квест. В этом случае, можно рассчитывать на дополнительную награду. Процесс аналогичен мирному присоединению деревни малой фракции на земле.

Захваченный завод начинает приносить державе дополнительные ресурсы. Звучит банально, но в реальности владеть заводом - очень круто!

Посудите сами: прихватизировали хапанули Вы заводик и тут же получили солидный доход. Чтобы вытащить ресурсы из земли необходимо:
1.      Изучить научные технологии, дабы увидеть месторождения ресурсов на карте. Оных технологий не одна, не две и даже не три.
2.      Исследовать карту. Убедиться, что в родных пенатах месторождений раз, два и обчёлся. Выматериться, построить колониста и под охраной армии протащить его до нужного региона.
3.      Основать город, затем развить в нём производственные мощности, дабы там можно было построить хоть что-то в разумные сроки.
4.      Наконец, возвести экстрактор ресурсов. Причём для каждого месторождения региона отдельный.

Завод всё это время будет давать от 2 до 4 единиц ресурсов за ход. Разумеется, на практике всё не так радужно. Любая планета может оскудеть недрами, но любители халявы не переведутся никогда. Заводы необходимо защищать от алчных соседей. Здесь вступает в действие своеобразная система дипломатии в Endless Legend.

Для тех, кто подзабыл (те, кто не знал, наверное, ушли читать мой главный обзор на игру, правда?) напомню, в Endless Legend существует четыре дипломатических состояния: альянс, мир, война и холодная война.

По умолчанию все фракции находятся в состоянии холодной войны друг с другом. В данном режиме армии и герои фракций не могут атаковать друг друга в родных землях (колонизированных регионах), зато могут беспрепятственно сражаться на нейтральной территории, в том числе и на море. Завод могут отбить в любой момент. Для этого даже не нужно объявлять войну. Единственное исключение, океан (морской регион) переходит в собственность фракции, когда удаётся захватить все имеющиеся на территории заводы. В этом случае, океан окрашивается в цвет подчинившей его расы. Атаковать регион можно только, объявив официальную войну.



В основе морских сражений лежит та же механика, что и в боях на суше. Бой длиться шесть раундов. Юниты и герои двигаются в соответствии со школой инициативы, пытаясь выполнить отданные игроком приказы. Сухопутные войска, вступившие на воду, станут лёгкой добычей для военных кораблей и морских чудищ моргоров. Поэтому любой фракции, решившей бороться за морские богатства, следует озаботиться наличием собственного ВМФ.

Дополнительно корабли умеют обстреливать прибрежные города, облегчая основной армии осаду. Не слишком важная, но приятная фича.

В целом, флот и морские сражения стали важным дополнением к основному геймплейю. Корабли борются за ценные ресурсы, осуществляют сопровождение по морю сухопутных войск, при случае, оказывают поддержку при осаде.



Новая раса моргоров получилась странной. Её нельзя назвать слабой или сильной. Она «про другое». Два расовых юнита из трёх имеющихся морские. Выходить на сушу они не умеют. Это грустно. С другой стороны, моргорам, в отличие от остальных фракций, не надо тратить время на изучение разных видов кораблей. Строительство флота им доступно сразу.

Увы, единственный (помимо колониста) боец могоров, способный передвигаться по земле, крайне слаб. В бою на «одноклассника» другой фракции нужны минимум два моргора, да и то может не хватить. Может, я что-то не так понял, но раскатав несколько партий, пришёл к выводу, боевая способность моргоров – полная хрень. Вместо того, чтобы бить врага, вояки дубасят друг друга. От актов садомазохизма у них растут  боевые характеристики. Однако причиняемый ущерб (с учётом того, что враги тоже не стоят без дела) не компенсируется получаемым бонусом.

В войне на суше моргоры вынуждены полагаться исключительно на юнитов малых фракций. В принципе, это не так плохо. Среди малых фракций встречаются весьма сильные бойцы, однако, играть несколько непривычно.

Будучи весьма хилыми в бою моргоры позиционируют себя, как хитроумные гипнотизёры-манипуляторы, а-ля раса иллитидов (пожирателей разума) из вселенной Forgotten Realms. На практике это упирается в способность поднимать восстания в деревнях малых фракций.



Выглядит это так: если вражеская деревня оказалась в поле видимости, игрок получает право кликнуть на неё и, потратив n-ое количество очков престижа, вызвать восстание. Деревня становится нейтральной, а в её окрестностях появляется агрессивный отряд малой фракции, атакующий всех подряд. В принципе, забавная подляночка, но войну не выиграет.

Главная сила моргоров в экономике. Прибрежные гексы (а строить города вдали от моря за данную фракцию бессмысленно) получают огромные бонусы к производству.

В принципе, оптимальный сценарий для моргоров – это оказаться на старте игры где-нибудь в попе мира на отдаленной цепи островов, чтобы между фракцией и соседями пролегало море. Чем больше моря «пролегает» тем лучше. Если на родном острове придётся размежевываться с агрессивным соседом, отбиться моргорам будет трудно, а если не удастся сформировать армию из малых фракций, вряд ли, возможно. Тем не менее, играть за моргоров интересно, в т.ч. и по озвученным выше причинам. В Endless Legend появилась ещё одна фракция с уникальным геймплейем, и это хорошо.

Заканчивая обзор, не могу не остановиться на определенных недостатках Endless Legend. Без шуток, игра великолепна, но есть парочка удручающих вещей. Все они являются «родовыми травмами» Endless. Я надеялся, в последнем дополнении баланс подправят, однако, не подправили.



Меня раздражает неправдоподобная важность качества оружия и брони в игре. Дракончик в адамантиновой экипировке накостыляет троим таким же дракончикам, облачённым в титан. Ещё и добавки попросит. Уровень юнита мало на что влияет. Всё решает экипировка! Это при том, что в описанном примере разница в оружии составляет всего одно научное поколение. По меркам Civilization это как если бы средневековый рыцарь вышел драться против гоплита из Древней Греции. Понятно, между бронзовым и стальным оружием есть разница, но не до такой же степени! Так как в игре сражения идут не до последнего «врага», а длятся всего 6 раундов (дальше битва заканчивается до следующего игрового хода), формировать большую орду не имеет смысла. Орда слабачков просто не успеет никого убить, зато её потреплют основательно. Я никогда не любил воевать числом, но ведь кому-то это нравится.

Помимо любителей больших орд, Endless Legend не станет подарком и почитателям компактных цивилизаций. Да, формировать огромные армии нет смысла, лучше воевать элитной мелочью, однако, Endless Legend, в отличие от Цивы, это настоящее торжество империализма. Чем больше земли, тем лучше. Захапывать нужно всё, что видишь, а что не видишь, начинать видеть и захапывать.

Проблема, всё в той же экипировке и в ресурсах, из которых она крафтиться. В игре 6 стратегических ресурсов, разделённых тремя научными эрами. В среднестатистическом регионе, как правило, попадается два месторождения. Может, вообще, ни одного не попасться.

Без стратегических ресурсов армии нет! Просто нет! Формировать войска можно, но смысла в них ни на грош, только врагам источник опыта. Чтобы собрать приличную армию и построить хороший флот, нужны все ресурсы, а для этого надо не только найти месторождения, но и колонизировать соответствующие регионы. Огромное количество ресурсов уходит на постройку городских зданий, включая чудеса света.

Остаётся лишь один вариант развития державы: расти, аки спрут, во все стороны. Кое-что можно купить на мировом рынке, но ресурсов всегда мало. Даже у больших держав. У малых же, почитай, их и вовсе нет из-за минимального количества разработанных месторождений. Ни технологии, ни навыки, ни опыт, ни дипломатия не помогут, если нет ресурсов.

По идее, всё указанное можно подправить, изменив пару расчётных формул. Сделать разброс урона, зависящий от экипировки, в диапазоне 50%,  а не 500%, как сейчас, и уже станет лучше. Однако разработчики бережно сохраняют разрыв и даже перенесли его во флот. Стальное ядро не пробьёт титановую броню, а титановое ядро адамантиевую. Стальной же снаряд на адамантиевой обшивке и царапины не оставит. Втрое больше врагов или впятеро не важно. Всё решает экипировка. Было нас с Колей двоё, а зелёных гадов – 20 тысяч, бились, бились, пока не сравнялись (точнее, пока время сражения не закончилось).

Наконец, уже само последнее дополнение чётко указало всем играть только на морских картах. Если начнёте партию на какой-нибудь Пангее, считайте, останетесь без нового контента.

Тем не менее, всем рекомендую Endless Legend и последнее дополнение Tempest. Игра шедевральна, наиграетесь поуши, как девочка из анекдота в начале обзора.



PS. По ссылке Дайджест Вы сможете прочитать самые интересные статьи за моим авторством. Там же Вы найдёте ссылку на донат на случай, если Вам нравится моё творчество, и Вы хотите меня поддержать. Так же буду благодарен за подписку и за репост моих статей (в пределах разумного). Ещё у меня есть группа Вконтакте!
Tags: .содержание: юмор, .форма: обзор, endless space
Subscribe
promo gamer december 14, 2012 10:36 41
Buy for 100 tokens
Советы авторам! 0. Если ваша статья крупнее расписания лекций третьего курса на четверг - прячьте под кат все, кроме одного небольшого скриншота\картинки и одного-двух абзацев. По кату обязательно кликнут и прочтут остальное, не беспокойтесь. 1. Определите для себя, о какой игре вы…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments