voencomuezd (voencomuezd) wrote in gamer,
voencomuezd
voencomuezd
gamer

Beneath a Steel Sky (1994)



Этот пост является продолжением поста об игре Lure of the Temptress и посвящен квестам компании Revolution Software.

После выхода фэнтэзи о колдунах и драконах в захолустной деревушке компания Revolution Software резко сменила направление сюжета. Второй ее игрой стала научно-фантастическая адвенчура Beneath a Steel Sky, выпущенная в марте 1994 г. И если первая игра студии, на мой взгляд, ныне слишком устарела и вообще была скорее пробой пера, то вот вторая удалась во всех отношениях - и сейчас она может считаться отличным и интересным квестом.



По сюжету это киберпанковская антиутопия, при этом во многом содержащая фирменный английский юмор. Мир, в котором происходит действие, довольно интересен, хотя в самой игре о нем говорится не так уж много. Более подробно о нем рассказано в прилагавшемся к игре руководстве пользователя, которое было стилизовано под инструкцию сотрудника Службы Безопасности этого мира.

Сюжет происходит в постапокалиптической Австралии (правда, то, что это Австралия, можно понять только из мелькнувших прологе кенгуру). Никакой информации о причинах здешнего апокалипсиса не говорится, есть только смутное упоминание о прошедшей 20 лет назад Великой Евро-Американской Войне. В любом случае, Австралия превратилась в материк из загрязненных радиоактивных пустошей с редкими вкраплениями пригодных для жизни территорий, на которых живут оставшиеся поселенцы - они называют ее Прогал (The Gap). Именно эту территорию мы и видим в самом прологе. Основная же жизнь сосредоточена в нескольких городах-корпорациях. В игре показан только один такой город, где власть принадлежит олигархам и силовикам - Юнион-Сити, бывший Сидней, как ясно из руководства - потому что в игре этой мог быть какой угодно другой город. Это - огромный город-государство в духе комиксов про Судью Дредда - население сосредоточено на разных уровнях в гигантских небоскребах, где ведется бедноватая жизнь одних и роскошная - других.



В городе-государстве все построено на компьютеризации, всем управляет компьютерная сеть ЛИНК. Все ресурсы жестко контролируются, никакой свободы труда не существует, выход за пределы города запрещен, огромную власть имеет Служба безопасности, население четко делится на высшие и низшие категории с установленным социальным статусом, по которому они даже живут на разных уровнях. Юнион-Сити ведет довольно жестокую конкуренцию с городом Хобартом, где сохранился капитализм с широкой социальной ориентацией и чьи шпионы, по уверению властей, регулярно совершают нападения на город. Но и без этого у Юнион-Сити проблем хватает. По всем признакам, город в упадке - всюду видны поржавевшие механизмы, потертые временем стальные конструкции, старые здания и тому подобное. Производительность города-фабрики постоянно падает, пищевых ресурсов, которые делают даже из отходов, постоянно не хватает. Неудивительно, что в городе действует антиправительственное подполье, чье присутствие тщательно скрывается. Но свой ресурс городишко еще не выработал. К тому же в городе внешне идет вполне обычная жизнь - работают разные частные компании, действуют частные клубы, а вокруг, как и положено в фантастике, много всяких фантастических механизмов, от футуристических вертолетов до виртуальной реальности. Управляющий городом тайны Совет не собирается выпускать власть из рук - и поэтому город продолжает управлять сетью ЛИНК, чьи терминалы расставлены по всему городу.



В руководстве пользователя кратко перечислены действующие лица игры, а кроме того, упоминается ряд персонажей, которых в ней нет - видимо, их предполагалось показать в будущем. Например, упоминается некий развитый ребенок Крысиха, которому удается бежать из всех мест заключения - это открытая отсылка к предыдущей игре студии, где был бродячий шут Крыселек, тоже совершивший побег.



Как видите, это довольно интересное смешение мейнстримных в начале 90-х тем фантастики - антиутопии, постапокалипсиса, технократии и кибербанка. Увы, но несмотря на довольно впечатляющую картину этого мира, в самой игре вы увидите сравнительно немного. Все действие происходит приблизительно на 65 локациях, причем часть из них проходные - а действие поделено на пять "частей" (не считая пролога), из них к городу относятся лишь три: по числу уровней, которые придется преодолеть главному герою.





Действие начинается с пролога, который представлен в виде комикса, прилагавшегося к игре (CD-версия игры включала оцифрованный и озвученный вариант, издание на дискетах сопровождалось бумажным буклетом). В прологе мы видим нашего главного героя, Роберта Фостера - мальчика, спасенного много лет назад поселенцами из разбившегося вертолета. За 20 лет он вырос, стал красивым молодым человеком и научился делать из сбрасываемого в Прогал мусора механизмы, а заодно сконструировал личного друга-робота Джоуи. Однако в прологе вся его жизнь меняется - за ним прибывает вертолет Службы безопасности, который должен отвезти его обратно. Куда? И зачем? Это и является интригой сюжета, которая раскрывается в ходе игры.



Немного мрачноватый и жесткий сюжет игры, не лишенный демонстрации трупов и крови, в целом выдержан в довольно легком, даже немного ироническом ключе. Действие игры наполнено фирменным английским юмором студии, который еще не дорос до физиологических шуток из поздних Broken Sword. Особенно забавны диалоги, которые, между прочим, ограничены короткой строкой над головами персонажей. Поверьте, писать такие диалоги не так просто, как кажется.

- И как я смогу ее уговорить?
- Используй на нее свое природное очарование!
- Понял. Здесь нужна тонкая работа.
...Эй ты, открой дверь!
* * *
- Что это у тебя за игра?
- Называется "Ягненок и кудряшка".
- И что в ней надо делать?
- Жечь психов-мутанов из огнеметов. И помешать доктору Мантису пустить под нож сироток. А еще у меня есть "Онан-Варвар" и "Месть смертельный одуванчиков".
- Надеюсь, они не разжижат тебе мозг.
* * *
- А почему вы тогда поступили в Службу безопасности?
- Мама настояла. Хотя я всегда хотел быть врачом. С детства любил вивисекцию.
* * *
- Как ты думаешь, что я сделаю, если моя киска умрет?
- Сделаете себе шапку к шубе?
- Это совсем не смешно! К тому же мех кошки и бобра не сочетается...
* * *
- Зачем вы носите с собой этот лом?
- Из сентиментальных побуждений. Моя мама дала мне его в детстве.
* * *
- Ты не можешь использовать сварку на людях!
- Да ну? Где это сказано?
- В законах робототехники Азимова.
- Это же байки, Фостер. Их просто придумал какой-то парень.




По сюжету перед нами классическая киберпанковская сай-фай адвенчура, где стираются грани между человеком и машиной, показан упадочный корпоративный капитализм и многие черты антиутопии. Изображено это довольно сбалансировано, игра не впадает ни в одну из этих тем - и мне такой стиль весьма понравился. Тем более, что очарование Beneath a Steel Sky во многом строится и на старании оформления - которое тут отличное. Художники, музыканты и дизайнеры постарались на славу. Здесь довольно приятная и разнообразная музыка, которую, правда, лучше слушать в ремастеринговой версии. Стиль игры, несмотря на не самые большие возможности 1994 г., выдержан хорошо. Окружающий мир с его ржавчиной, дымом, высокими небоскребами и замшелостью во многом соответствует классическому киберпанку. А к концу игры нас радуют весьма атмосферными мрачными локациями, намекающими на смертельную опасность впереди - и тут художникам удалось добиться почти физического неприятия окружающей атмосферы, что на меня лично произвело немалое впечатление.

Все это неудивительно - ведь в создании игры глава студии Чарльз Сесил сотрудничал с известным британским автором комиксов Дейвом Гиббонсом, поклонником которого он был. Именно Гиббонс, с которым Сесил познакомился накануне релиза Lure of the Temptress, стал автором идеи и основателем игры, когда прислал краткий план Сесилу - он же нарисовал и вступительный комикс. Первоначально игра должна была называлаться Underworld, но название было изменено из-за выхода игры Ultima Underworld: The Stygian Abyss. Гиббонс сам нарисовал большинство фонов анимации, которые сканировались на Macintosh как 24-битные изображения с разрешением 1000x1000 пикселей с 16 миллионами цветов, а затем преобразованы в 8-битные изображения 320x200 пикселей с 256 цветами для версии для ПК. Они были спроектированы таким образом, чтобы спрайты выглядели прозрачными на экране и не смешивались с фоном. На основе эскизов Гиббонса работал и другой художник, Стив Инс, присоединившийся к команде в феврале 1993 года. Гиббонс также разработал персонажей, причем он хотел взять пример с игр Prince of Persia или Flashback, но студия решила разработать свой дизайн. Тем не менее, три четверти персонажей игры созданы именно Гиббонсом. Сценарий же игры написал Дейв Камминс, который потом будет работать над первыми двумя частями Broken Sword - он же был и композитором. Именно его веселые диалоги должны были уравновесить более серьезные - Чарлза Сессила. Качества игре добавляла и отличная озвучка всех актеров в СD-версии, что тогда еще только появилось - для записи были использованы актеры Королевской Шекспировской компании - крупнейшей театральной студии Великобритании.





Несмотря на довольно жесткие ограничения, мы встретим немало героев с небольшими репликами, но зато выписанными характерами - а именно на этом во многом строится успех квестов. Персонажей тут много, самых разнообразных, что добавляет игре живости. Особенно мне запомнился добродушный доктор-вивисектор Бьёрк, глава клиники по пластической хирургии, который может сделать любой каприз за ваши деньги. В случае отсутствия наличности готов взять натурой. Милейший души человек, легко соглашается на операции в кредит - это вам не доктор Павлов из Петьки 2, который драл миллионами за простейшую операцию по трансплантации черепа Чапаева... Я даже подозревал этих докторов в родстве, но автор Петьки это полностью опроверг.



Но, конечно, отдельные лавры - своенравному, но верному роботу Джоуи, который был на экране не так уж долго, но успел запомниться своими саркастичными замечаниями. Вместе со своим немного ироничным, но волевым хозяином Робертом он составил довольно забавный тандем.



Что до технической части, то все ошибки Lure of the Temptress были здесь учтены. В целом техника здесь изменилась не так уж значительно, но зато стала лучше и разнообразнее графика, музыка, звук. А главное - теперь в игре вполне удобное и приятное управление, которое сводится лишь к левой и правой кнопкам мышки - ими можно и передвигаться, и осматривать предметы, и брать их. В те времена это было революционно - критики называли такое управление "шедевром простоты". Сейчас, правда, немного неудобно брать предметы правой клавишей, так как ныне это обычно делается левой. Да и меню вызывается не через Esc, а через F5 - но к этому быстро привыкаешь.





"Виртуальный театр", которым так гордились авторы, теперь реализован гораздо лучше. Он настолько хорошо встроен в привычную квестовую схему, что вы даже не догадались бы, что он тут существует. По сути, этот "театр" теперь сводится к перемещению нескольких героев по заданному маршруту взад-вперед и к нашему спутнику Джоуи, который ездит мимо нас на многих локациях в сопровождении. Бывает, конечно, что иногда нам загораживают дорогу, но в целом затруднений этот "театр" не вызывает. Кстати, в игре есть и другой, настоящий "виртуальный театр" - по сюжету Роберту придется погрузиться в сознание ЛИНК, представленное в виде образов, чтобы обойти систему защиты и украсть специальный вирус.




Геймплей здесь классический - собирание и использование предметов. Так как списка команд, как в Lure of the Temptress больше нет, то все играется несравненно легче. Предметов к тому же немного, как и локаций, так что застрять в сюжете сложно - да и действие весьма логичное и лишено каких-то запутанных загадок. К сожалению, по этой части у игры есть определенный недостаток. Несмотря на довольно простые загадки, ее трудно проходить целиком, так как здесь ограничено передвижение по локациям. Нет, Роберт может свободно ходить где хочет, но движется он не особо быстро, что сильно растягивает процесс. Можно, конечно, ускорить его перемещение в 100 раз с помощью шкалы скорости в меню - но оно увеличивает вообще всю анимацию в игре, что выглядит неприятно.





Плюс иногда в сюжете бывают весьма неочевидные действия - типа открыть замок карточкой (цилиндрический замок???), обойти систему защиты... прыжком в окно, а иногда присутствует редкий пиксельхантинг, ставящий в тупик своей неожиданностью.




Наследие Lure of the Temptress - здесь тоже придется не раз смотреть в окна персонажей.

Также нужно обязательно учитывать, что в игре есть смертельные действия. Погибнуть здесь можно раз восемь. Предупреждений этому, как правило, не дается, нет и автосейва (это будет исправлено только в Broken Sword) - так что сохраняться приходится в обязательном порядке. Тут игра твердо следует своему правилу: "Будь бдителен!" Тем не менее, в целом геймплей квеста весьма прост по меркам 90-х и играть в это несложно.





Итого - игра полностью получилась и не зря она имеют славу одного из лучших квестов, несмотря на скромные возможности начала 90-х. Конечно, ей немного недостает сюжетной сложности других вершин жанра, типа того же Gabriel Knight или Broken Sword, но это ее не портит. Сыграть в Beneath a Steel Sky - это все равно что прочитать, самому нащупывая вариант прохождения, небольшую фантастическую повесть или рассказ. Или комикс, на худой конец. Довольно атмосферный киберпанковый мир вокруг со своей продуманной историей, ряд фактурных персонажей, много приятных диалогов и шуток, харизматичные главные герои, продуманный простой сюжет с неожиданным поворотом - все это оставляет приятное впечатление.



Игра удалась на славу и получила высокие оценки: 95 % от журнала CU Amiga, 94 % от Amiga Format и 93 % от The One. Релиз в США был также успешен - 4 из 5 звёзд от Computer Gaming World и 91 % от PC Gamer. Кроме того, в 1995 году игра была удостоена премии Best Dialogue от PC Gamer и признана лучшей приключенческой игрой на ежегодной церемонии Golden Joystick Award, получив премию Best Adventure. На волне успеха планировалось и продолжение, но оно так и не вышло, хотя еще в 2012 г. Чарльз Сесил обещать представить его после 5-й части Broken Sword. Что же, будем ждать, 5-я часть уже выпущена - и там, к слову, в качестве напоминания есть и пасхалка к игре: Steam-достижение "Джоуи" и тема игры на телефоне главных героев.



Впрочем, пасхалка на игру была еще во втором Broken Sword.



С 2003 г. Beneath a Steel Sky находится в общественном достоянии и ее русскую локализацию можно найти на олд-геймс. Запуск на Scumm позволяет легко запустить игру на множестве платформ. В 2009 г. и ремастеринговая версия для iOS и iPad - с улучшенным управлением, музыкой и графикой - правда, только в роликах - а также автосейвом, подсказками и подсветкой точек. Так что сыграть в это может каждый.



И помните - будьте бдительны!



P. S. И в конце для тех, кто играл - немного фан-арта с ютуба.

[Spoiler (click to open)]Джоуи хулиганит



Фальшивый трейлер к экранизации



Саундтреки вживую

Tags: .платформа: ретро, .рубрика: игры как искусство, .форма: обзор
promo gamer december 14, 2012 10:36 41
Buy for 100 tokens
Советы авторам! 0. Если ваша статья крупнее расписания лекций третьего курса на четверг - прячьте под кат все, кроме одного небольшого скриншота\картинки и одного-двух абзацев. По кату обязательно кликнут и прочтут остальное, не беспокойтесь. 1. Определите для себя, о какой игре вы…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments