voencomuezd (voencomuezd) wrote in gamer,
voencomuezd
voencomuezd
gamer

The Bunker (2016) – Лучшая игра про бункер



The Bunker - сравнительно недавняя игра, которая пытается решить вопрос о связи кино и игр, для чего обращается к старому и давнему жанру Full Motion Video - игр на основе реальной съемки. В 90-е FMV было очень популярно, что было понятно - мощности компьютеров не позволяли еще делать добротную 3D-анимацию, поэтому если компании рисовали трехмерных персонажей, выглядели они, как правило, страшновато даже по тем временам. FMV же было не только правдоподобнее, но и дешевле - при этом окружение, как правило, делали обычно в 3D. Так как вкусы тогда были невзыскательны, а бюджеты невысоки, играли роли в таких играх обычно ужасные актеры (если вообще актеры, а не сами программисты), хотя изредка для привлечения внимания создатели могли пригласить и звезд кино и телевидения. FMV в итоге можно было повстречать повсюду - в шутерах, в файтингах, в квестах - далее везде. Но к концу 90-х компьютеры освоили 3D и эпоха FMV ушла в прошлое. Все же FMV-игры продолжили появляться, но лишь изредка, в основном независимыми инди-разработчиками, которые таким образом экономили на компьютерной рисовке. Такие игры уже практически вообще не содержат компьютерной анимации. Примером можно назвать целую серию фотоквестов шведского энтузиаста Микаэля Никвиста о девушке-детективе Кэрол Рид.

И вот The Bunker неожиданно обращается к этой традиции. Это игра от Wales Interactive и Splendy Games, созданная целиком из видеоматериала при минимуме компьютерной графики. Игра вышла на PlayStation 4, PC и Mac 20 сентября 2016 года, а вскоре и на Xbox One. Ставка была сделана на высококачественную съемку с участием профессиональных актеров. Главную роль исполнил известный по роли в "Хоббите" британский актер Адам Браун, а сценарий если верить рекламе, писали люди, причастные к Broken Sword, The Witcher и SOMA. Игра была удостоена нескольких игровых номинаций, победила в категории Horror Game of the Year 2016 на SHD Awards, а короткометражная версия игры даже удостоена показа на Каннском кинофестивале 2017.



Действие игры проходит в британском ядерном бункере для гражданских служащих. В 1987 г. в результате ядерного удара в бункере собралось 58 человек, которые должны были пережить атомный удар. Игра никак не объясняет нам суть событий, которые привели к этому исходу, поэтому не будем этим и заниматься. Зато жителям постсоветского пространства, еще не забывшим основательность постройки защитных сооружений в былой могучей державе, нетрудно будет заметить, что в игре хваленое британское качество оказывается сплошным мифом. Бункер сделан откровенно на скорую руку, без веры в реальность атаки, в нем постоянно что-то ломается или разрушается, радиация каждую минуту грозит пройти через ненайденные пробоины, предохранители и запасные части валяются рядом с аппаратами в обычных картонных коробках безо всякого ухода и даже за жизненно важными лекарствами почти не ведется учета.



Неудивительно, что эта страна так и не смогла пережить войну - в игре довольно ясно говорится о том, что наверху, скорее всего, вообще не осталось выживших, а население самого бункера стремительно сокращается. К началу игры с момента ядерной войны проходит более 27 лет. Поэтому мы встречаем здесь только рожденного в момент атаки моодого человека Джона, который не так уж сильно ушел по развитию от ребенка. У него на руках умирает родная мать, и отныне он остается в бункере совершенно один. Джон флегматичен и не способен к глубоким раздумьям. Жизнь его проходит в строгом распорядке для выживания. Но долго так продолжаться, конечно, не может, и однажды все меняется. Дальнейшие события поставят Джона на грань выживания.





Не думайте, что тридцать лет есть консервированные бобы на унитазе - это весело.

Как игра The Bunker не отличается сложностью или мало-мальской проработкой. Ближе всего он к классическому квесту, но отличается от них очень большой простотой. Раньше игры FMV отличались сложностью, даже беспощадностью, как вообще игры 90-х. Достаточно вспомнить популярные игры X-files. The Game или Dragon's Liar, которая тоже, по сути, интерактивный фильм, только анимационный. Каждое неправильное решение там каралось смертью или застреванием. Да и обычные классические FMV-квесты того времени типа Phantasmogoria или Black Dahlia уж точно не назовешь простыми. А The Bunker - почти не содержит геймплея как такового. Никаких панорамных обзоров - локации строго статичны. Никакого глубокого исследования окружения, задачек на испытание или сложностей с загадками. Передвижение строго вперед-назад и то только вначале - далее придется иди только вперед. Активных мест для исследования окружения крайне мало и они все быстро запоминаются. Инвентарь отсутствует, если не считать за него место для сбора коллекционных фигурок. Загадок как таковых тоже нет, все упирается в то, чтобы найти нужную точку на экране, а также постоянно возникают весьма частые и откровенно раздражающие QTE со смертельным исходом, над которыми обязательно будут смеяться, когда на них пройдет мода. Причем последнее из них откровенно бесит, так как проходится с десятого раза. Из квестовых особенностей здесь есть всего одна загадка - подбор кода на двери с помощью следов на кнопках. Но и там все построено не на интеллект, а внимательность - не сразу замечаешь, что следы не на трех, а четырех кнопках. Все остальное действие в игре казуально, так что The Bunker можно с чистой совестью называть интерактивным фильмом в духе нынешних экшн-адвенчур.





Вот только The Bunker - фильм не только по сути, но и по продолжительности: он не займет у зрителя больше 2-3 часов, поскольку там просто не на что тратить время, да и действия не так уж и много. Конечно, это можно объяснить большими затратами создателей на восстановление окружения, профессиональных актеров и тому подобное, но достаточно вспомнить тот же X-files. The Game, где на техническом уровне и с бюджетом одной серии одноименного сериала нам дали почти 6-8 часов насыщенного прохождения, причем съемки шли на натуре, а не на "голубой стене". Здесь же разгуляться не на что - локаций сравнительно мало и на них много сделать нельзя. Первая половина игры пройдет в починке бункера с осмотром комнат. На этих уровнях можно кое-где исследовать оставленные записи на бумагах, компьютерах и магнитофонах - они мало что скажут вам о сюжете, но дадут проникнуться атмосферой тоски и безысходности его былых жителей. Далее действие резко меняется и вторая часть игры проходит в безостановочной погоне через коридоры. Основной сюжет с предысторией того, что же здесь произошло, подается, как это часто бывает, через отрывочные флэшбэки с Джоном-ребенком.



Но раз уж у нас тут по сути интерактивный фильм, делающий ставку на вовлечение, то ставку надо делать на главное в кино - на сюжет. Несмотря на то, что он часто позиционируется как психологический хоррор, здесь за хоррор отвечает в основном напряжение истории и борьба Джона за выживание. Но сама содержащаяся в сюжете интрига делает его ближе к триллеру, а некоторые моменты - к драме.





Локомотив и центр всей истории - это Джон и именно исполняющий его роль Адам Браун вытягивает все действие на себе. Следить за его актерской игрой одно удовольствие. Ему блестяще удалось показать образ потерянного великовозрастного ребенка, который остался в полном одиночестве, но пытается продолжать борьбу за существование, несмотря на то, что даже простой поход на нижний уровень дается ему с большим трудом. Вначале Браун флегматичен и даже немного отрешен, но за время действия он постоянно показывает сильные эмоции - переживание, ужас, боль, отчаяние и страх - и ни разу не фальшивит, так что зритель буквально испытывает его чувства на себе. Адам Браун полностью и целиком справился с поставленной задачей показать убедительного героя интерактивного фильма так, чтобы через него передать и усилить все эмоции зрителя от просмотра. Так что как минимум один удачнейший бенефис этот актер уже может засчитать себе в резюме.





К сожалению, кроме него, отметить больше некого. Известная по "Викингам" Сара Грин в роли матери Джона откровенно недоигрывала, хотя присутствует в кадре ненамного реже самого Джона. Остальные актеры немногочисленны, безлики и играют слабо, за исключением разве что Грэхама Фокса из "Игры престолов" в роли начальника бункера Бишопа, который играет тут не последнюю роль.



Огромным достоинством игры является создание реалистического и очень атмосферного окружения в игре. Съемки проводились в реальном бункере, выведенном из эксплуатации после конца холодной войны - поэтому все вокруг выглядит так же депрессивно и сурово как в реальных помещениях такого рода. Реквизит в игре тоже строго историчен и не производит, как это нередко бывает, ощущение анахроничности или бутафории. Мрачная и гнетущая атмосфера пустого бункера, понимание о том, что наверху, скорее всего, все погибло, одиночество и тишина - все это оставляет тяжелые ощущения, практически заставляя зрителя чувствовать себя в реальном заброшенном помещении. Добавьте сюда резкий и напряженный саундтрек, созданный популярным британским композитором Домом Шовельтоном с использованием электронной музыки как в 80-х - с ее отстраненностью и омертвением,  заодно проверенные приемы по нагнетанию напряжения в виде съемок из видеокамер, мрачных локаций, глухих звуков. Действительно, за счет переноса в тяжелую и хорошо исполненную атмосферу напряжения, The Bunker становится испытанием для зрителя и его психики. Я лично чувствовал себя в нем весьма неуютно, а несколько раз даже пугался возможности чего-то неожиданного - хотя к тому не было никакого повода.





К сожалению, в дальнейшем в связи со сменой динамики характер действия заметно меняется. Игра переходит к динамизму и превращается в гонку на выживание. Гнетущая атмосфера остается, но пропадает интрига и ощущение одиночества и неизбежности. Саспенс заменяют отрывочные скримеры в виде флэшбэков и навязчивых галлюцинаций, передача болезненного состояния нашего героя, смертельные испытания. Хотя авторы стараются поддерживать градус напряжения в смертельно опасной погоне, это работает куда слабее, чем напряжение в начале - так что лучше бы создатели сохранили бы и развили именно эту особенность. Очень жаль, но из-за этого впечатления во второй части были значительно слабее.





С технической точки зрения The Bunker сделан великолепно. Напряженная съемка камерами как в динамичных роликах, так и на статичных локациях, завораживает. Четкость картинки великолепная - многими кадрами хочется любоваться. На таком же образцовом уровне стоит и звук. Режиссура по меркам короткометражных лент тоже достойна - несмотря на довольно привычные приемы в духе телесериалов, она постоянно держит в ощущении тревоги и тоски, а перебивки флэшбэками возвращают нас к более размеренному повествованию, которое не исключает трагической интриги. Авторы также умело экспериментируют с цветом, окрашивая локации светом ламп то в зеленый, то в красный, то в синий, как бы визуально подчеркивая продвижение Джона по неизведанному пути. Его спуск по окрашенной в красное лестнице в итоге напоминает сошествие в ад, а продвижение про синему тоннелю - настоящее уход в бездну. Сценаристам удалось хорошо связать действие, когда сонное существование в бункере сменяется тревогой, а потом напряженным действием, когда все идет наперекосяк к гибели. Как недлинный фильм The Bunker получился действительно захватывающим, напряженным зрелищем без провисаний и ненужностей и его было бы интересно смотреть даже без интерактивности.



Увы, но опытный глаз без труда разглядит, что даже эта вершина FMV-игр отличается традиционными для этого жанра недостатками. Тут и мелькающие время от времени неудачные монтажные склейки, и путаница, когда Джон в разных флэшбэках то стоит на месте, то бежит, - и слабость основной массовки, то недостаток бюджета в виде откровенно бутафорской крови, и, наконец, подвисания, редкие глюки с курсорами и прочие слабости программирования. Появляются и вопросы к сюжету вроде того, почему начальство бункера ведет сверхсекретные разговоры о его состоянии не у себя в запертом кабинете, а где попало, где их может подслушать кто угодно; и этот кто-то - обязательно наши главные герои? Как можно сломать руку после падения с небольшой лесенки? Почему в необитаемой части бункера нет, например, пыли или хотя бы перегоревших лампочек? Как два человека двадцать лет справлялись с сохранением бункера, с чем до них с трудом справлялось почти полсотни? И наконец такая условность, которая давно не дает мне покоя - почему все создатели компьютерных игр не пытаются делать схему бункера правдоподобной? Серьезно, вы можете себе представить бункер без многочисленных комнат для персонала, кухни и душевых? А в играх это обычное дело. Так и здесь мы едва увидим больше 10 комнат.





Но все же при всем великолепии технической части, The Bunker оставляет некоторое ощущение неудовлетворенности. И у игры, и у фильма, при разности приемов повествования, должен быть четкий посыл по поводу сюжета. У меня же осталось непонимание от этой истории, а точнее недоумение - ради чего она писалась? Сюжет ее вполне ясен и недвусмысленен: мы по мере продвижения узнаем прошлое бункера и как в нем осталось всего два человека. Есть в сюжете и интрига, и напряжение, и даже неожиданный поворот - который действительно поражает своей внезапностью. Но если отвлечься от игры как от захватывающего своим действием зрелища, то остается вопрос - а о чем же была эта игра-фильм и какой урок может вынести зритель из нее? Может быть, это триллер-детектив с восстановлением загадки гибели жителей бункера? Но загадка это только для зрителя, да и понимает он о ней не сразу - сам же Джон, несмотря на отрывочность флэшбэков, все должен отлично помнить с самого начала - несмотря на явно несоответствующее возрасту поведение Джона, ни на намека на его проблемы с памятью, слабоумие или неадекватность в игре нет. Но тогда непонятно, почему он тогда всматривается в предметы, вспоминая прошлое, которое он должен был сто раз передумать, пережить и осознать и которое должно как минимум заставить его испытать серьезное потрясение. Может быть, это драма о запертом человеке, лишенном детства, который противостоит силам разрушения? Но ведь погибшие в бункере тоже жертвы, а у Джона на душе вина, которую он, по сути, так и не искупает. А может быть, это драма о человеке, ставшего жертвой людского эгоизма, человека, которого воля матери сделал последней надеждой, но она же его чуть не погубила? Это, пожалуй, наиболее близко к логике сюжета. Но авторы ведь не акцентируют на этом внимание. Ведь несмотря на великолепную актерскую игру главного героя и показанные им эмоции, мы так и не поймем толком, как именно события в игре повлияли лично на него. Мы видим переживания героя, но его психологическое перерождение остается для нас загадкой - если оно вообще было. Авторы дают возможность зрителю самому пережить свое отношение к событиям, но фактически нам неизвестно психологическое развитие главного героя - оно несомненно видно в современной ветке сюжета и остается нераскрытым в прошлом. Это довольно странный для фильма способ подачи сюжета, который оставляет слишком много вопросов. В игре нет морального выбора как такового, да и выбора здесь вообще очень мало за счет линейности геймплея.

А самое неприятное в игре - это обе ее концовки. Короткие и скупые, они фактически оставляют открытым финал в обоих случаях, не давая никакой ясности о будущем героя. Такая история, на мой взгляд, не заслуживает такого смутного финала, сделанного лишь бы для окончания и оставляет слишком много вопросов о моральной интерпретации сюжета. Ничего, кстати, вам эти эксперименты с красивыми к ничеу не обязывающим сюжетом и непонятным финалом вам не напоминают? (громким жадным шепотом): LIFE IS STRANGE!!!



Делать и фильмы, и игры сложно. Сложно и с точки зрения техники, и с точки зрения сценария. Даже опытный человек может на этом пути сто раз споткнуться. The Bunker - это, бесспорно, один из лучших представителей интерактивных фильмов, на который не жалко отдать три часа времени (но жалко отдавать больше четырехсот деревянных в Стиме!!! Серьезно, за что такие деньги, я пойду лучше куплю пару сезонов Тру Детектива!). Но все же он не лишен определенных недостатков, которые немного смазывают его сильные стороны. Это касается и сюжета, так и не вышедшего на уровень сильного искусства, несмотря на бесспорный потенциал, который вполне давал ему эту возможность. И гемплейя, ведь The Bunker почти лишен главного достоинства игр, которые позволяют усилить переживание реальности - свободы действий. Увы, это не идет ему на пользу. Но все же это - значительный опыт в этом направлении, который вылился в создание действительно талантливого, незаурядного и захватывающего проекта. В конце концов, это действительно сложная и трагичная история в лучшей атмосфере бункера за всю историю видеоигр.

P. S. Только, блин, будьте осторожны с выбором версий игр! Какая-то тварь в моем варианте пролюбила половину иконок для активных точек. Если через двери еще можно было проходить, то вот на лестнице надо было все ощупывать вслепую для продвижения. Автоген вам в *пип*, ублюдки!!!
Subscribe
promo gamer dicembre 14, 2012 10:36 41
Buy for 100 tokens
Советы авторам! 0. Если ваша статья крупнее расписания лекций третьего курса на четверг - прячьте под кат все, кроме одного небольшого скриншота\картинки и одного-двух абзацев. По кату обязательно кликнут и прочтут остальное, не беспокойтесь. 1. Определите для себя, о какой игре вы…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments