dragon_spyro (dragon_spyro) wrote in gamer,
dragon_spyro
dragon_spyro
gamer

Гарнитура PS VR - впечатления и тесты.

Недавно я стал обладателем гарнитуры виртуальной реальности от Sony - компания в чёрную пятницу объявила большую распродажу, в том числе скидки были и на комплекты PSVR. Своими впечатлениями от использования данного девайса я и хочу поделиться. Возможно, данный пост поможет вам решить - стоит ли сейчас приобретать VR шлем и какой.

Небольшое предисловие. В настоящий момент на рынке VR-систем присутствуют три сильных игрока: Valve со своим HTV Vive, Facebook c Oculus Rift и, главный герой этого поста - Sony PSVR. Использование разных кардбордов и vr-чехлов для мобильных телефонов - тема отдельная, их пока оставим в сторонке.
Когда задумываешься о том, что неплохо было бы обзавестись шлемом виртуальной реальности, то задаёшь себе определённые вопросы. Например, цена комплекта Vive сейчас сравнима с ценой NVidia 1080 ti. А в результате? Игорь даже не тонет, а проживает на дне океана.

Для себя отметил Vive и Oculus как маловероятные к покупке, а вот их младший брат, PSVR, меня заинтриговал. Сама PS4 у меня уже была, оставалось приобрести шлем. Интересным моментом была неясная ситуация с подключением этой гарнитуры к ПК - на форумах находил информацию об успешном подключении, но гарантий никто не давал. Вариант обзавестись шлемом, который можно было бы использовать и для плойки и для ПК, выглядел крайне заманчиво. Ну а тут как раз и распродажа подвернулась.
Отчего бы не протестировать всё самому.

Для удобства читателей разделю пост на несколько частей.

В первой речь пойдёт о подключении и использовании PSVR с родной "плойкой". Во второй - о том, как я пытался подключить шлем к ПК и что из этого вышло. Ну а в заключении я постараюсь сформулировать свои мысли по поводу VR сегодня и в будущем.


vr-refresh-mobile-vr

I. Часть первая: PS4 (Fat) + PSVR.

Эргономика:
Сначала несколько слов об эргономике самого устройства. Шлем довольно лёгкий, в какой-то момент его можно совсем перестать ощущать на голове.
Надевается и снимается он быстро и просто, конструкция позволяет подогнать размер обода под вашу голову. Поначалу немного страшно было растягивать само крепление, но на деле оно оказалось надёжным и эластичным, ничего не оторвалось и не сломалось. Через пару-тройку раз привыкаешь и надеваешь шлем буквально одним движением.

Единственный провод подключается к шлему сзади-слева и прячется в обод, так что никаких помех при игре не создаёт. Резиновая окантовка вокруг окуляра мягкая и приятная, здесь тоже никаких претензий нет. Снизу есть некоторая открытая зона видимости, так что если вам, например, потребуется взять со стола геймпад или какой-то предмет, при большом желании это можно сделать, не снимая шлема :)
Шлем имеет небольшой проводной пульт. Он позволяет включать\отключать гарнитуру и регулировать громкость наушников, которые подключаются к этому же пульту. Разъём стандартный 3.5 jack, так что можно использовать комплектную гарнитуру или подключить свою.

Например, я использую Plantronics RIG 4VR - хороший выбор для тех у кого есть и PS4 и ПК, даже если вы в дальнейшем не собираетесь использовать VR-шлем. Сама по себе это гарнитура с очень приличным звуком и она абсолютно невесомая. В ней можно сидеть часами, иногда её просто не хочется снимать - настолько она мягкая и комфортная. Если ищете удобную гарнитуру - присмотритесь к этой, рекомендую.





Первая настройка:
Для использования PSVR вам потребуется сам шлем и камера для PS4. Всё. Если кто-то вам скажет, что нужно купить ещё пару PS Move - плюньте ему в лицо. Мувы _не нужны_. Вообще. Об этом я ещё расскажу ниже.

При первом включении система дружелюбно поможет первый раз одеть шлем и откалибрует его. В дальнейшем при необходимости можно будет совершать калибровку повторно, если шлемом будет пользоваться несколько человек. Важным моментом является правильно выставленное расстояние между зрачками.
Вот тут есть подробный гайд на эту тему.


Игры:
Когда настройка завершена, можно начинать играть. Рекомендую сразу не бросаться в серьёзные игры, даже если очень хочется, а попробовать милые развлечения из набора Playroom VR. Они очень помогут освоиться в виртуальном пространстве и привыкнуть, чтобы потом не укачивало. Все эти игры предполагают кооперацию с вашими друзьями или родными. Несмотря на мультяшность и простоту, игры сделаны добротно - графика приятная, игровой процесс затягивает. В играх используются разные интересные механики dualshock4 и самого шлема, что усиливает и без того значительный эффект присутствия. В общем, первый вечер может просто пролететь незаметно даже за такими незатейливыми играми.

Субъективно - для меня игра в шлеме комфортна, морской болезни или каких-то неприятных ощущений не возникает. Здесь всё зависит уже от особенностей играющего, кому-то потребуется чуть больше времени чтобы привыкнуть.

the_playroom_vr_playstation_vr-1366x768

Наигравшись в кошки-мышки, на следующий день я отправился в Тамриель, на виртуальные просторы провинции Скайрим.
Тут впечатления двоякие, поэтому постараюсь рассмотреть SkyrimVR с разных сторон.
Сначала плохая новость. Скептики легко смогут придраться к картинке. Старушка PS4 в шлем выдаёт картинку уровня "средне-низкие настройки". Нет, на отдельные пиксели изображение не распадается, здесь как раз всё цельно. Но, банально, консоли не хватает мощностей. Говорят, что с PROшкой дела обстоят лучше, но сам не видел - не знаю. Ещё одна проблема - мелкие шрифты, не адаптированные под VR. В шлеме они нечитабельны. Так, можно оставить попытки прочитать книги в игре - в них буквы скорее угадываются, нежели их можно реально разобрать. С чем связана такая проблема - не ясно. Как только возникает надпись немного большего размера, её легко можно прочесть. На самом деле, эти шрифты огорчают даже серьёзнее чем угловатые скайримские модельки.

2ff9bcdf233a66ebaa73c13ac6263684

Теперь о хорошем. Да, картинка не идеальна. Несмотря на это - эффект присутствия просто охренителен. Ты бегаешь по поляне и рассматриваешь грибы и цветочки, которых на плоском мониторе просто не замечал. В лавке торговца осматриваешь товары на прилавке и на полках, потому что вот они - только руку протяни. Стоит посмотреть с горы вниз и испытаешь вполне реальный страх высоты. Ещё никогда так не хотелось держаться подальше от обрыва. В VR видишь реальный масштаб предметов и окружения. И удивлённо рассматриваешь высоченные своды Ветреного пика, а потом невольно съёживаешься, пробираясь по узким древним тоннелям.

Пара слов об управлении:
SkyrimVR предлагает использование либо стандартного контроллера dualshock4, либо пару контроллеров move. Второй способ - отстой. Тут впечатление субъективно, но всё же. Почему не мув? Может показаться, что, наверное, это очень круто самому размахивать руками и управлять оружием. Поначалу да. Но надоедает быстро и через некоторое время управление с мувов начинает просто бесить. Поэтому - для показухи мув, для нормальной игры - контроллер. И я бы не сказал, что игра с контроллера как-то разрушает эффект погружения. Даже наоборот. Когда привычно управляешь с дуалшока и персонаж по-человечески реагирует на твои действия, ты забываешь о контроллере в руках и просто играешь. Это не отвлекает, как бестолковое размахивание руками.



pcpsvrbanner-2

II. Часть вторая: PC + PSVR.

Интрига! Подключается ли к ПК?
Наигравшись в Скайрим, я решил потестить подключение шлема к ПК.
Почитал форумы, немного потанцевал с бубном и, о чудо, шлем прекрасно распознался стимом как родной Vive. Ха! :)

Итак, для тех кто будет пробовать, несколько полезных ссылок.
Вначале обязательно внимательно прочитайте этот пост на 4pda - там полезные советы и инструкция.
http://4pda.ru/forum/index.php?showtopic=760725&st=1120#entry56905096

И вам потребуется вот эта софтина, любительская реализация поддержки PSVR-ПК:
http://www.trinusvirtualreality.com/psvr (триальной версии достаточно чтобы понять, получилось-не получилось. Она ограничена 10 минутами работы, после чего подключение придётся инициализировать заново. Если нужна полная версия, можно поддержать автора - лицензия стоит 15 евро).

Без имени-2 копия

Есть возможность эмулировать контроллеры Vive при помощи пары мувов. Но там настройка довольно муторная, я пока не брался. Инструкции можно найти на youtube.
Является ли PSVR полноценной заменой Vive? Нет. Позволяет ли она с гораздо меньшими затратами оценить текущее развитие VR и посмотреть, "как оно" - однозначно да.



Тест. Запуск Alien:Isolation:
Я не стал размениваться по мелочам и пробовать разные инди-поделки, хотелось чего-то серьёзного. Обратился к фанатскому моду для Alien:Isolation, который возвращает вырезанный из релиза VR-режим.

Ссылки на мод можно взять тут.
http://steamcommunity.com/groups/ViveRUS/discussions/0/1471969431593509876/
Установка простая - кладёте в папку игры две dll'ки и в свойствах запуска игры прописываете -steamvr . Далее отправляетесь в космос, на станцию Севастополь.
Иногда шлем может не подхватить сразу нужное окно, shift+win+стрелки вправо или влево вам в помощь. Если на старте перед главным меню задумается - жмите пару раз alt-tab.

Запустил игру, а дальше начались чудеса. На борту моего ПК - nvidia 1080. Настройки игры выкрутил на максимум. И шлем выдал картинку гораздо качественнее, нежели с родной PS'ки. Улучшение раза в 1.5, вероятно, на уровне Pro-версии консоли или даже лучше. Остальное упирается уже в характеристики самого шлема.
И тут я понял, зачем вообще нужен весь этот VR. Особо впечатлительным людям играть в A:I VR я бы не советовал. Игра сама по себе довольно напряжённая. В шлеме это, пардон, настоящая обсираловка.

Эффект погружения настолько значительный, что сначала хочется пищать от восторга и бегать по космическому челноку Торренс, рассматривая каждую кружку на столе, а потом тоже пищать, но уже не от восторга, на самом Севастополе.
Я честно не понимаю, почему разработчики A:I убрали этот режим из финального релиза. И если в Скайриме во время каста заклинаний вы видите смешные руки, летающие отдельно от тела, то тут всё честно. Открываешь люк - Рипли честно протягивает "настоящие" руки из "настоящих" плеч и нажимает на кнопку. Можно посмотреть вниз и увидеть "свои" ноги. В катсценке, когда Аманда наблюдает за происходящим безобразием из окошка вентиляционной шахты, я невольно потянулся к несуществующему бортику, чтобы облокотиться) Вы никогда ещё так близко не видели датчик движения в своей руке и никогда ещё не видели такой настоящий хвост чужого перед носом. Это просто нечто.
Что более важно - залпом прошёл примерно треть игры - ни малейшего намёка на укачивание или какого-либо дискомфорта. Веротяно, это связано с тем, что игра изначально разрабатывалась с прицелом на VR и прекрасно адаптирована под такой режим.
Вот это уже действительно игровой процесс, без шуток и скидок. И да - всё это с обычным, человеческим геймпадом. Без всех этих хитрых мувов и ложкообразных vive-контроллеров в каждой руке.

Alien_16

Увы, даже не смотря на подросшую мощность железа, проблема со шрифтами актуальна и в A:I, хотя и не так критична в стелс-хорроре, там мелкого текста почти нет. Победить шрифты пока не удалось. Я всё ещё пытаюсь понять, какие настройки шлема за это отвечают и можно ли это пофиксить.
В самом моде ещё есть некоторые баги. Впрочем, работа над ним пока не завершена и в будущем можно надеяться на их исправление. Так, например, когда Рипли лежит на полу, VR камера фиксируется неправильно.


III. Часть третья: Что в итоге?
Общее впечатление от игры в VR - однозначно положительное. Пусть технология пока сыровата, попробовав, я очень хочу чтобы данное направление развивалось.
Очень хотелось бы увидеть в будущем полноценные кооперативные игры для двух игроков в формате VR + TV. Подобную механику легко представить, если вы играли, например, в Beyond Two Souls вдвоём.


Для себя отметил следующее:
- всякие палки, мувы, вивы, окулус тач и прочие инопланетные контроллеры - ересь. Я хочу играть, с нормальным управлением, а не дирижировать какими-то чужеродными контроллерами. Это как вау-эффект на вечеринке хорошо, но для продолжительной серьёзной игры дайте мне нормальное управление.
- бегать и прыгать - опять развлекуха для вечеринки. Для нормальной игры ничего не поменялось - дайте игроку возможность комфортно играть сидя.

20171130_212539 копия

Брать или не брать?
Опять-таки, субъективное мнение: покупать Vive\Oculus сейчас рановато. Пусть хотя бы Fallout VR выйдет, ну или скидка на следующую ЧП будет :)
Покупать ли PSVR? В качестве демо-стенда для наблюдения за развитием виртуальной реальности этот шлем вполне подходит. Если у вас уже есть PS4 или даже PS4-Pro, то вполне можно задуматься о покупке - Sony активно занимается разработкой виртуального направления. Да, их шлем отстаёт по характеристикам от старших собратьев. Но он доступнее в два раза. И имеет возможность работать с ПК, пусть пока и в виде любительской реализации. Нельзя исключать, что в будущем поддержка ПК будет добавлена официально. Только представьте, какой это будет пинок для развития VR.
Что же, будем следить за дальнейшим развитием технологий.

Если остались вопросы - задавайте в комментах, постараюсь ответить.
Спасибо что дочитали до конца :)
Tags: .платформа: pc, .платформа: ps4, .содержание: железо, .форма: обзор
Subscribe
promo gamer december 14, 2012 10:36 41
Buy for 100 tokens
Советы авторам! 0. Если ваша статья крупнее расписания лекций третьего курса на четверг - прячьте под кат все, кроме одного небольшого скриншота\картинки и одного-двух абзацев. По кату обязательно кликнут и прочтут остальное, не беспокойтесь. 1. Определите для себя, о какой игре вы…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments