Sebastian Mondler (zfoxz) wrote in gamer,
Sebastian Mondler
zfoxz
gamer

Categories:

Почему я не купил Civilization 5



Почему я не купил Civilization 5
или Дополнения должны знать свое место

На самом деле Civilization 5 у меня уже есть. Заголовок поста относится к тому моменту, когда игра только вышла. А я ее не купил, хотя была поначалу такая мысль. По той причине, что отношение ко всяким DLC и аддонам у меня вполне определенное. О них в этом посте речь и пойдет.


Народная критика по отношению к любой дополнительной оплате не стихает никогда. Неважно по отношению к чему оплата дополнительна, как-то по умолчанию считается, что это не очень хорошо. На самом деле, в теории, любые платные функции сверх дефолтного контента - штука неплохая. Они позволяют перераспределить финансовое бремя, увеличивая нагрузку на людей особенно заинтересованных в игре и снизить цену на базовый доступ.

Причем иногда снизить вообще до нуля, что мы видим на примере f2p-игр. В связи с этим забавно выглядит возмущение тех, кому система доната позволяет играть вообще бесплатно. Понятно, что во f2p-схемах сплошь и рядом всплывает проблема баланса и верхней границы стоимости, особенно в мморпг. Но это все же вопрос конкретного воплощения, в целом сама система вполне может быть полезной.



Но f2p это отдельная тема. Я же хочу высказаться по поводу платных дополнений к платным же играм. Их тоже все время критикуют, но зачастую очень странно. Больше всего достается почему-то простенькому контенту в стиле "horse armor", с аргументацией типа почему так дорого. Еще все почему-то очень волнуются, когда выясняется, что dlc просто разблокирует уже зашитый в игре контент. Я ничего страшного не вижу в обоих случаях. Какое-нибудь низачем не нужное "радужное перо на шляпу" за 5 баксов можно просто не брать. А что касается разблокировки, то тут  я вообще недоумеваю. Уже давно все продажи игр строятся по принципу доступа к услуге, а не платы за предмет. Покупая игру в Стиме, вы платите не за пересылку пары гигабайт на ваш комп, а именно за разблокировку доступа. Если он скачался сразу, но открывается ступенчато и требует дополнительной оплаты - это никак не противоречит общему принципу.

Так что все эти формальные вопросы цен и доступа не стоят внимания вообще. Гораздо важнее, что именно вам предлагают отдельно от базового билда. Суть кроется в слове "дополнительный". Именно такими все дополнения быть и должны, извините за тавтологию. То есть любая ситуация, когда наличие dlc наносит вред самой основной игре, недопустима. Давайте к примерам.



Сингл-игры с сюжетными dlc. Тут все понятно, игра должна изначально проходиться до конца и игрок без дополнений не должен ничего терять, особенно смысла. К сожалению, мне не так много примеров известно в подробностях. Но возьмем, например, Fallout 3. Главная и вполне справедливая претензия была такова - какого хрена по окончанию основного квеста игра внезапно заканчивается. И только, если мне память не изменяет, третье дополнение Broken Steel эту проблему решает.  Это абсолютно не по понятиям, да. Само содержание дополнения совершенно не обязательно, хотя формально это и продолжение сюжета. Но вымогательство за функциональность - это категорически неприемлемо. Зато остальные четыре штуки вполне адекватны. Правда, два из них убоги, но это уже вопрос качества, а не бизнес-этикета.

Fallout NV в каком-то смысле повторил эту подставу, ибо история про Курьера до конца открывается тоже в dlc. Но тут я воздержусь от подробных комментариев, сам дотуда не добрался. Те аддоны, которые видел, очень даже ничего. Впрочем, в данной схеме еще остается элементарное неудобство, так как набегать в сюжетную игру по мере выхода отдельных аддонов не очень комфортно. Особенно если они из сюжетной середины, как в Deus Ex HR. Я бы предпочел, чтобы синглы всегда и сразу были целиком. Но это решается относительно просто: проходим первый раз основу, а потом через год еще разок перепроходим сначала полный комплект типа GOTY.  Так я делал с Фоллаутами, так, наверное, поступлю и с Dishonored. Еще из примеров можно привести, например, Mass Effect 3, где дополнительные концовки появились не сразу. Но там, вроде, они хоть бесплатные. Пусть меня поправят, если ошибаюсь, сам не играл.



Вторая категория игр сильно завязанных на dlc - мультиплеерные. Особенно шутеры. То есть всем хорошо известные Call of Duty, Battlefield и много-много других. К ним уже традиционно полагается пачка дополнений в количестве 4-5 штук, растянутых на год. Вот этот жанр я могу только похвалить. Конечно, для полного счастья им стоило бы вообще продавать кампанию отдельно, но это маловероятно. Но в остальном же они четко следуют указанному мной принципу - наличие дополнительного контента никак не влияет на основу. Более того, подавляющее большинство сетевых боев происходит именно на основных картах. Как правило, они просто лучше, а все дополнительные нужны исключительно для разнообразия и для всяких интересных экспериментов.

Вот взять Battlefield 3 и 4. Лично я воспринимаю эту игру только целиком. То есть считаю, что премиум в ней обязателен к покупке, и в итоге это все одна большая игра за 100$, ну или сколько там она стоит. Но при этом должен признать, что и от основной версии можно получать массу удовольствия. Все самое лучшее находится именно в базовой части. И куча народу вообще не запаривается на тему покупки дополнений, особенно те, кто не собирается наигрывать сотни часов.

Call of Duty также весьма гуманна. К Black Ops 2 я купил не только все дополнения (что обошлось мне в два раза дороже самой игры), но и каких-то камуфляжей и прочей лабуды. Ничуть не жалею, оно того стоило. При этом 90% игр все равно происходило на основе. А вот дополнения к Ghosts мне и задаром не нужны. И что характерно, никто и не заставляет.Такая ситуация может только радовать.

Увы, про игры типа WoW где платно все, включая вход, подписку и аддоны, я ничего сказать не могу, не пробовал. Поэтому не могу судить, насколько это удобно и правильно ли.



Но в принципе примеров и так достаточно. Общий принцип понятен: лишний контент - хорошо, урезаный фунционал - плохо. Для дополнительной иллюстрации можно вот такой образ использовать. Зададим умозрительный вопрос - можно ли представить, что разработчики сначала сделали игру, отправили в продажу, а потом внезапно придумали дополнить ее чем-то, за отдельные деньги. Понятно, что в реальной жизни никто так не делает, план известен заранее. Но просто представим. И в случаях большинства нормальных игр это представить можно. Но есть ситуации, в которых такая мысль вызовет смех. И тут я возвращаюсь к началу этого поста.

В далеком 2008 году я еще не был геймером, в полном смысле этого слова. Я просто купил себе нормальный комп взамен убитого. И захотел игр. Первый кандидат определился сразу - GTA San Andreas. Столько раз играл в нее в гостях и мечтал наконец-то спокойно изучить. А вот что взять кроме нее, было непонятно. И тут увидел в продаже диск Цивилизации 4, лицензия, с аддоном Warlords. Вторая и третья часть были мне незнакомы, но в детстве я просто обожал самую первую, за уши было не оттащить. И поэтому приобрел таки четвертую. И чего-то как-то не очень поперло.  Но спустя некоторое время в сети мне попался аддон Beyond the fire. С ним игра стала выглядеть как надо и реально понравилась.



И вот выходит  Civilization 5. Я сразу почуствовал подвох. Это не основа игры, которую потом можно дополнить. Это наглая попытка продать огрызок, из которого грубо вырезана часть важный геймплейных функций. Мне вот абсолютно неинтересны сценарии и все такое. Я в Цивилизацию играю редко, тупо на рандомной карте максимального размера, бросаю обычно на середине. Все исключительно ради ощущения "представляю я себя в виде грозного царя". И мне хочется иметь игру, в которой сразу есть весь функционал. Пусть сценарии докупают те, кому надо. А я просто хочу, чтобы все изобретения, религии, шпионаж и прочая механика были сразу на своем месте. Но нет, это будет только в dlc, нам нужны твои деньги. По аналогии можно представить, как в продажу поступил бы шутер, в котором возможность прыгать включалась бы в очередном дополнении через полгода. Это шантаж и вымогательство, я считаю.

В итоге полную сборку Civilization 5 я все же купил. Не особо она мне по нраву, но иногда можно поиграть. Но проблема в том, что даже у меня, человека вполне терпимого ко всем этим платным бонусным штукам, осталось ощущение, что меня где-то кинули. И постараются сделать так же в следующий раз.


Если можете поведать еще интересных примеров на эту тему - welcome.
Tags: .форма: аналитика, civilization
Subscribe
promo gamer december 14, 2012 10:36 41
Buy for 100 tokens
Советы авторам! 0. Если ваша статья крупнее расписания лекций третьего курса на четверг - прячьте под кат все, кроме одного небольшого скриншота\картинки и одного-двух абзацев. По кату обязательно кликнут и прочтут остальное, не беспокойтесь. 1. Определите для себя, о какой игре вы…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 21 comments