Sagrim-Ur (sagrim_ur) wrote in gamer,
Sagrim-Ur
sagrim_ur
gamer

Второй тур ретроигровой рулетки. Обзор System Shock 2.

shodan_fullsizerender_resized

Представьте такую ситуацию - 2111 год, традиционно мрачное киберпанковское будущее. На Земле установилось хрупкое равновесие между мегакорпорациями и новообразованным наднациональным правительством (читай ООН), в чьи вооружённые силы вы только что записались. Три года спустя, с отличием завершив обучение и пройдя стажировку в нескольких горячих точках, вы подаёте рапорт о переводе на "Рикенбакер" - военный крейсер, сопровождающий первый в мире сверхсветовой корабль "Фон Браун" в первом полёте за пределы Солнечной системы. Рапорт удовлетворяется. Готовьтесь попасть в историю, боец!


Следующее, что вы помните - вы просыпаетесь в одной из криокамер "Фон Брауна" с набором экспериментальных имплантатов; память о последних нескольких неделях стёрта, вокруг ни одной живой души (зато хватает мёртвых). Да ещё и корабль начинает чуть ли не рассыпаться под ногами. Ну что ж, пошли выяснять, что именно мы так удачно проспали...?

Так начинается обласканный критиками (и не зря, но не будем забегать вперёд) космический survival horror, замаскированный под киберпанковскую FPS/RPG - System Shock 2, волей случая (в лице 1nvert) доставшаяся мне в этом раунде ретроигровой рулетки.

Сразу признаюсь, что, хотя я и слышал о System Shock 2 много хорошего, о её содержательной части я имел достаточно смутнгые представления. И потому, запуская игру, ожидал увидеть нечто вроде биошока в киберпанковском антураже. Как оказалось, я ошибался - из современных игр System Shock 2 больше всего напоминает Dead Space. Но давайте обо всём по порядку.

Первое, что бросается в глаза - игра выглядит на удивление хорошо для своего возраста. Она (по крайней мере в версии от GOG) без всяких танцев с бубном поддерживает все современные форматы экрана и разрешения, и, будучи в них запущенной, вовсе не вызывает желания бросить в монитор чем-нибудь тяжёлым.

dump001
Это первый и единственный городской пейзаж, который вы увидите. Насладитесь им как следует. Всё остальное время вы проведёте в полутёмных коридорах космических кораблей.

К сожалению, сказанное выше относится только к окружению. Модели персонажей время не пощадило, и они похожи на небрежно обструганных топором деревянных болванчиков.

dump035
В отдельных случаях - эктоплазменных болванчиков

Справедливости ради стоит отметить, что для игры существует немало модов, исправляющих модели и текстуры. Но и без них с задачей "создать атмосферу корабля-на-котором-творится-чёрте-что" графика справляется довольно неплохо.
dump016
Вполне атмосферно, не находите?

Первыми словами, которые приходят на ум при попытке описать впечатления от собственно процесса игры, становятся, пожалуй, "комплексный" и "насыщенный". Такое количество составных элементов в современных играх этого жанра встречается достаточно редко. Взять хотя бы оружие: большую часть стволов не только можно улучшать, снаряжать разными типами патронов и использовать в разных режимах стрельбы, но и необходимо регулярно обслуживать (а если не уследили за состоянием, то и чинить).
dump057_smalldump057_small
В местный арсенал помимо традиционных пистолетов, винтовок и дробовиков входят лазерные мечи и червемёт. Червей для которого нужно выкапывать собирать с пола самому. В специальные стеклянные баночки.

Ролевая система тоже смотрится вполне достойно. У протагониста есть практически традиционный набор атрибутов и три ветки навыков - боевые, технические и псионические. Боевые позволяют пользоваться тем или иным видом оружия, технические - улучшать, чинить и взламывать  всё, до чего дотянутся руки, и заодно исследовать неизвестные науке артефакты и формы жизни. Псионика стоит особняком и требует значительных вложений кибермодулей, но среди четырёх десятков пси-способностей есть немало таких, которые сильно облегчают жизнь - от традиционного лечения и файерболов, до производства боеприпасов из воздуха нанитов (местного аналога денег), невидимости и телепортации.

Кибермодули, местный аналог опыта, в большей степени начисляется за выполнение заданий, в меньшей - находятся в укромных закоулках корабля. Так что, строго говоря, убивать всех врагов подряд не обязательно - а вот тщательно исследовать корабль очень даже стоит. К слову, к ошибкам, допущенным при прокачке персонажа (или, скорее, к отсутствию стратегии), игра относится без снисхождения - не вложились вовремя в нужный боевой навык - будете бегать с куском бесполезного железа в инвентаре (а мощное оружие в игре встречается не так часто, чтобы им пренебрегать). Вложились в экзотическое оружие, но не в состоянии исследовать даже кучку червей - то же самое (разве что вместо бесполезного куска железа будет бесполезный кусок биомассы).

dump008
Этот выбор приходится делать при получении каждой новой порции кибермодулей.

Кстати, о врагах. С ними (а точнее с их поведением) связан пожалуй, главный, для меня, недостаток игры - искусственный интеллект (нет, не тот, чьи просьбы не нарушать внутренний распорядок на корабле вы будете время от времени слушать). Никакими особыми стратегиями кроме "увидел - в атаку!", местные монстры не пользуются. Вкупе с работающим friendly fire и отсутствием скриптовых событий а ля "внезапно с тыла на вас напали десять монстров" это делает бои непростительно лёгкими, даже на высоких уровнях сложности.

dump047

Хотите верьте, хотите - нет, но при небольшой доле сноровки этого товарища можно завалить в рукопашной. А всё потому, что сила есть, а вот ума...

Если треть игры вы будете убивать (или избегать) монстров, и еще треть потратите на исследование закоулков "Фон Брауна", то оставшееся время вы будете читать и слушать. Обилие текста в игре - особенность старых игр, лично для меня очень привлекательная. И здесь System Shock 2 показывает себя с лучшей стороны. К каждому предмету прилагаются по два-три абзаца описания, а аудиоблоги на корабле похоже ведут все, вплоть до последнего уборщика.

Вердикт следующий - игра понравилась. Её недостатки, проистекающие из возраста (графика, слабый AI) легко компенсируются достоинствами (атмосфера, комплексная ролевая система, обилие текста). Так что если вы не испытываете неприязни к жанрам FPS и RPG, и вас не смущает необходимость разбираться с установкой графических модов - добро пожаловать на "Фон Браун"! Оно, пожалуй, того стоит.


Tags: .платформа: pc, .форма: обзор, материал для gamer.livejournal.com, рулетка
Subscribe
promo gamer december 14, 2012 10:36 41
Buy for 100 tokens
Советы авторам! 0. Если ваша статья крупнее расписания лекций третьего курса на четверг - прячьте под кат все, кроме одного небольшого скриншота\картинки и одного-двух абзацев. По кату обязательно кликнут и прочтут остальное, не беспокойтесь. 1. Определите для себя, о какой игре вы…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 26 comments