Современные издатели сегодня напоминают держателей элитных борделей. Весь «товар», как на подбор - яркий, глянцевый, манящий и соблазнительный. Но при близком рассмотрении видно, что эта уже старовата, а другая слегка потаскана, у третьей небольшой жирок.
На этом фоне студия Paradox Interactive похожа на грязного черного наркоторговца в подворотне рядом с этим борделем. Он подзывает тебя кивком головы и предлагает купить сомнительный порошок непонятного цвета, ну а если не купить, то «Просто попробовать и если не понравится – уйдешь». И в первый раз действительно не нравится, но спустя время, после очередного разочаровывающего тет-а-тет в вышеупомянутом борделе, снова заворачиваешь в подворотню. И после этого велика вероятность, что рано или поздно вы отдадите наркоторговцу последние штаны за дозу.
Стратегические игры Paradox на первый взгляд – это один и тот же гадкий утенок мира стратегических игр. Некрасивый, недружелюбный и замкнутый. Но это только на первый взгляд. При ближайшем рассмотрении оказывается, что детей четверо и что каждый из них имеет свой неповторимый внутренний мир. Europa Universalis – о торговле и колонизациях, Victoria – это империи, Hearts of Iron – о военной гонке в тяжелое для мира время. Crusader Kings – о роли отдельно взятой личности в истории Европы (и не только).
Если кто – нибудь скажет вам, что CK2 – это симс с таблицами в Средневековье – не верьте. Пестование авторитета и личности правителя не имеет ничего общего с удовлетворением обывательских потребностей бестолкового человечка. Если Симс воспринимается отвлеченно (оставьте сима в покое и он сам будет заботиться о себе), то здесь божье око – это непосредственно вы и ваш аватар. Уберите от управления руки и, вероятно, страна погрязнет в гражданских войнах. Или войнах межнациональных. Или вассалы перестанут платить. Или…
Из этих «или» и складывается вся игра. Дать соседу денег или прибить послам шапки к голове? Устроить у себя ярмарку или запретить вообще все ярмарки? Поддержать сюзерена в борьбе с бунтовщиками или под шумок объявить о своей независимости и стать, наконец, королем? Тысячи всевозможных событий. Пусть это всего лишь пара цифр в плюс или минус к характеристикам или модификатор, но при достаточно живом воображении игра разворачивает невероятно-красочную картину средневековых интриг и дрязг.

Игра требует нырнуть в нее с головой. Мало пройти туториал, чтобы вникнуть хотя бы в часть нюансов – для этого необходимо для начала угробить пять-шесть династий. Игра позволяет удовлетворить любые амбиции доморощенных королей, учить быть расчетливым и безжалостным. В условиях феодализма в товар превращается всё – культура, религия, лесть, дети, в конце концов.
Любителям повоевать в СК2 делать практически нечего. Это в Medieval 2 или Knights of Honor можно с самого начала наращивать стальной кулак, чтобы прокатиться опустошающей лавиной по Европе – были бы деньги. Здесь же мало того, что люди имеют свойство кончаться (а маленький домен с наемниками много не навоюет), так еще и для войны нужна причина. Причина, достижимая только интригами и планированием в условиях постоянно меняющихся условий Средневековья. Например, если вы женили своего наследника на дочери соседнего герцога, которая тоже наследница – не спешите потирать руки в предвкушении новых земель. Одно мгновение и вот уже вместо герцога сидит какой – то крестьянин, а ваши притязания звучат как пустой звук.

Мелочи на каждом шагу, среди которых нет неважных. Мелочи и медитативность. Если вы рьяный завоеватель – игра не для вас. Если вы привыкли кликать мышкой с корейской скоростью – игра не для вас. Если вы не имеете воображения, но любите зрелищность – эта игра не для вас. Если вы нетерпеливы…И так далее.
СК2 для тех, кто готов прогрызаться сквозь тонны цифр и таблиц и терпеть лишения в виде схематичных битв и часов созерцания. Но тому, кто принимает ее такой какая она есть, игра воздает сторицей, и несчастный рискует каждую ночь обнаруживать, что за спиной у него бессонная ночь, впереди рабочий день, а перед глазами история одного королевства, раздираемого на части всеми кому не лень.
P.S. Неудивительно, что подобный формат игры прекрасно подходит для многих вселенных. И лично для себя я уже наметил ознакомление с модом по циклу «Песнь Льда и Пламени» и по миру Elder Scrolls времен второй эпохи
Community Info