kutyrevegor (kutyrevegor) wrote in gamer,
kutyrevegor
kutyrevegor
gamer

Categories:

Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth (Запись первая)

"И про Иннсмаут они болтают – в основном перешептываются – уже лет сто, не меньше, и, как мне представляется, не столько не любят его, сколько побаиваются. Послушаешь некоторые из их рассказов, так просто со смеху помрешь – насчет того, что старый капитан Марш водил дела с самим дьяволом и помогал его бесенятам поселиться в Иннсмауте; потом еще что-то насчет поклонения сатане и тех несчастных, которых приносили ему в жертву где-то неподалеку от причала – говорят, в 1845 году, или что-то около того, люди случайно наткнулись на то место..."

Тень над Иннсмутом,
Г.Ф.Лавкрафт





Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth

Сон разума рождает чудовищ


Запись первая





Моё знакомство с творчеством маэстро ужаса началось в десятилетнем возрасте с просмотра иллюстраций (именно просмотра, а не чтения, ибо было до жути страшно это сделать) этого издания его рассказов 1992 года фирмы "Техномарк":




Обложка, оформленная картинами американского художника в жанре фэнтези Бориса Валеджо, притягивала и будоражила юный глаз женской наготой, а чёрно-белые рисунки, малоизвестного российского художника, Виктора Ана потом долго приходили в ночных кошмарах. Особенно пугала первая страница, где среди сонма чудовищ выделялась уродливая голова, отдалённо напоминающая человеческую, со скользкими щупальцами вместо волос, чей безобразный рот застыл в немом крике. Я внимательнейшим образом изучал иллюстрации к книге одновременно со страхом и, как писал сам Лавкрафт, испытывая "неизбежное очарование удивления и любопытства" (ГФЛ. Сверхъестественный ужас в литературе, Вступление) ко всем этим жутким чудовищам и корчившимся от страха и ужаса людям, вышедшим из под пера художника, вдохновленного творчеством ГФЛ. Долго ещё я не решался читать этой книги. Мне было достаточно просто посмотреть, скажем, на зловещую фигуру могильщика (Рассказ История Чарльза Декстера Варда) в чёрном пальто, опирающегося на лопату и чей живот разрезал нет, не рана, но усмехающийся рот...




А потом через два года я прочитал первый рассказ: "Наследство Пиподи", где описывалось становление колдуна... Это не обучение в пресловутой школе Хогвартс и не курсы ведьмака, а чёрное проклятье, ложащаяся на плечи избранного предками. Через топь, к дьявольскому шабашу, где главного героя заставили поставить свою подпись в Чёрной книге под плач младенца и уханье старого колдуна.

После прочтения я... прочитал ещё один раз и принялся за другие рассказы... Никогда ещё сверхъестественное не было таким реальным. Вот ключ к рассказам ГФЛ, который я понял совсем недавно. Тогда же я просто наслаждался жанром готических ужасов (Ганс Нейнц Эверс, Лео Перунц, Эдвард Десейни) который был намного ближе чем столпы ужасов 80х: Стивен Кинг и Дин Кун (хотя и у них имеются неплохие работы) и уж конечно более, чем извращенец Клайв Баркер.


Историческая справка.

В период с 1926-1927 гг. у ГФЛ начинается один из плодотворнейших периодов творчества: было написано шесть рассказов, включая "Зов Ктулху" - главного рассказа цикла, где была использован концепция, позже названная Мифом Ктулуху (сам термин "Миф Ктуху" ГФЛ не использовал). "Зов Ктулху" как и большинство рассказов ведется от первого лица. Делается это для большего чувствования во внутренний мир персонажа, его психологию при встрече со сверхъестественным. Сам сюжет крутиться вокруг концепции о том, что ранее Землёй правили некие могущественные существа (Древние). Разгромленные и усыплённые в прошлом они, тем ни менее, не утратили желания вновь вернуть себе контроль над нашим миром.

Само имя Ктулху было придумано ГФЛ для попытки отразить звуки нечеловеческих голосов, которые трудно отразить в письменном виде.

Игра, идёт игра.
6 сентября 1915 года

Главным героем Call of Cthulhu "избран" агент сыскной полиции Джек Филипп Уолтерс, которого вызывают для расследования странных происшествий в одном из домов в Бостоне. Его "избранность" напоминает волю рока в рассказе "Наследство Пиподи, но увы, узнаём об этом мы слишком поздно. По рассказам очевидцев, около дома часто видели каких-то подозрительных личностей, а по ночам слышались зловещие песни. Поговаривали, что в доме умерло большое количество людей и всему виной нездоровая атмосфера и Культ, справлявший там свои нечестивые ритуалы. После нескольких месяцев терпение властей лопнуло, и они вызвали полицию. Мы выходим из своего припаркованного напротив полицейских машин свой старенький форд и беседуем с полицейским. Группа вооружённых людей заперлась в доме и теперь требует, чтобы на переговоры пришёл именно Джек, в противном случае будут большие жертвы. Ещё раз вспоминаем об "избранности". Стоящий около дома полицейский, сказал подойти к кому-то, но без резких движений, потому что сидящие в доме – нервные. Но что-то пошло не так, и началась стрельба... Под грохот выстрелов Джек забегает с чёрного входа и оказывается в логове бандитов. Странные картины... комната, где висят фото Джека и вырезки из газет - ясно, что за ним следили и ждали его прихода. Зачем? Дальше больше - в одном из залов царит смрад и витает Дух смерти: здесь произошел массовый суицид. Джек начинает понимать, что столкнулся с какой-то неизвестной ему сектой... культом.... На выстрелы с верхнего этажа поднимаемся по лестнице.

И видим, что человек с ружьём, кажется единственный здесь выживший, стреляет по полицейским. Джек окликает его, тот поворачивается и кажется узнаёт Уолтерса, но больше ничего сказать не успевает: пуля с улицы размозжила ему голову. Здесь бы нам взять ружьё супостата, но нет... Джек против. Более здесь ничего опасного нет здесь...


(Морг в Доме Культистов Великой расы Йит)

Все мертвы. Ошибаешься, Джек... ошибаешься... Не будем пересказывать сюжет игры, так как это не обзор, а аналитика, где автор пытается выложить несколько своих измышлений.


(Культисты Великой расы Йит)


Многие при первом взгляде и атмосфере, наверное сразу вспомнят Clive Barker’s Undying 2001 г. Тоже 20-е, тоже нечисть. Оружие, древняя магия и кровища-кровища-кровища. Мы уже готовимся, что под наше начало попадёт герой-борец с нечестью, аля Эш из Армии Тьмы.


(Семья Ковенантов в человеческом обличии)


Забудьте! Забудьте об этом! Никаких бензопил, никаких магических способностей, никаких крестов, святой воды и огнемётов - только в будущем есть смутная надежда заполучить что-то более весомое, нежели автоматический пистолет системы Кольт М1911 (хотя как мы будем радоваться и ему!) или лом, который уж очень напоминает легендарное оружие Гордона Фримена. Наверное, потому что красного цвета.



(Протагонист игры - частный детектив Джек Уолтерс)

Итак, наш подопечный вовсе не супермен, а тщедушный детектив, хотя и неплохо стреляющий из револьвера. Он, как многие персонажи ГФЛ, являются идеализацией самого автора, почти как Конан Варвар был идеализацией Роберта Говарда. Джек Уолтерс - эрудированный, аристократичный, неудачливый холостяк из Бостона. У него есть достаточно денег и документ о прохождении военной службы. Он интересуется запретными верованиями, но часто, когда требуются решительные действия как ещё один персонаж рассказов ГФЛ - Рэндольф Картер - оказывается парализованный страхом. Однако если обычно персонажи в рассказах ГФЛ занимают пассивную позицию по отношению к надвигающейся опасности, что приводит к открытию - аномалия реальна и это в свою очередь, либо лишает рассудка, либо приводит к смерти, то Джек через силу разрывает оковы страха и начинает активно, хотя и неуклюже, сопротивляться (бежит, сражается). И у него появляется шанс выжить.


(Руки... Это мои руки? Боже, как болит голова! Заметили, что Линия Жизни прерывается?)


Страх и ужас - охватывают главного героя, стоит ему встретится чем-то иррациональным или отвратительным. Неправда ли солидное нововведение, учтивая, что в большинстве ужастиков протагонист стойко встречал любую опасность? Обладая железной волей, он быстро расправлялся дробовиком с "источником страха".

Здесь же главного героя при одном взгляде на изувеченный труп начнёт трясти, в глазах двоиться, а сердце будет готово выпрыгнуть из груди.


Забудьте и об индикаторе здоровья и прицеле - этих "робокопских" фитч у Уолтерса не имеется. Физически он также далёк от атлета: потому крайне не желательно ловить мускулистой грудью пули и поставлять голову под удары. Пара тройка таких, и вы уже труп... Бегает и прыгает весьма посредственно (особенно это раздражает во время сцен погони). А если посчастливилось выжить, то, скорее всего, истечете кровью или сойдёте с ума от страха. Как вам такая перспектива?


"Какой ясный закат. Мигренин - соединение antipirin'a, coffein'а uac.citric. В порошках по 1,0... разве можно по 1,0?.. Можно" (Булгаков. Морфий)

"Ну, а как же аптечки",- спросите вы? Аптечки, всё-таки имеются, но их не очень много и излечивают они не абстрактные ХП, а вполне реальные ранения, порезы, ушибы и переломы. Нет, шины под рукой? Извольте хромать. Три кубика морфия в вену и идём дальше. Только не злоупотребляйте - иначе ваше сердце такого не выдержит. И забудьте о том, что можно слопать пилюли и зашиться на бегу - вам придётся некоторое время посидеть и оказать себе первую помощь. Ломятся глубоководные, а у вас сломана рука? Нужно приложить шину... НЕ УСПЕВАЮ! Страх заползает в душу... и уже нет возможности адекватно мыслить и двигаться.

Ну, а кто говорил, что будет легко?


(представитель расы Йит пугает нас до умопомрачения)

Страх моря.
1921 год. Уолтерс через шесть лет приходит в себя и его выпускают и Акрахемского сумасшедшего дома, где как, оказалось, страдал длительным психозом.



"У некоторых из них такие узкие головы и плоские носы, а глаза сильно навыкате, так прямо и кажется, будто они вообще у них никогда не закрываются. Да, и с кожей у них что-то не в порядке -- грубая она у них какая-то, словно запаршивленная, а шея по бокам сморщенная, словно кто ее помял. И лысеют очень рано, совсем молодыми. Те, кто постарше, вообще уроды, хотя, надо признать, я ни разу не видел среди
них ни одного по-настоящему глубокого старика" (Тень над Иннсмутом)


"Водитель в нем некий Джо Сарджент, ему, похоже, нечасто удается завлечь пассажиров отсюда или из Эркхама. Сам автобус также из Иннсмаута, и удивляюсь, что он вообще до сих пор ходит. Проезд в нем довольно дешевый, хотя мне редко доводилось видеть в салоне больше двух-трех пассажиров, да и те исключительно парни из самого Иннсмаута" (Тень над Иннсмутом)


Читая рассказы ГФЛ, играя в игры по мотивам мифов Ктулху, невольно задаёшься вопросом: откуда такой ужас перед бездонными глубинами и почему сам Кутлху был надёлён именно обликом спрута, а не кого-либо ещё? Откуда такой патологический страх перед рыболюдьми? Перед водой? Морем?


Историческая справка.
Ненависть Лавкрафта к морепродуктам связана с приписным ему страхом и неприязнью к морю. В своих рассказах он часто использовал море наравне с холодом, сыростью и темнотой как символ зла. Однажды он сказал своему другу Дональду Уонлри: "Я ненавижу рыбу и боюсь моря и всего связанного с ним с двухлетнего возраста". Подобное отвращение, по мнению Спрэг де Кампа к какой либо пище может появиться, если человеку стало очень плохо после того, как он её поел. Это возможно было случаем Лавкрафта. Когда его пригласили в 1933 г. в Потакет, чтобы угостить обедом из распаренных моллюсков, то Лавкрафт сделав заказ, ответил своему другу Эдгару Прайсу: «Пока вы будете есть эту треклятую дрянь, я переду улицу и закажу свэндвич, прошу извинить меня". (Не напоминает ли вам раса Йит моллюска?)

Что же касается моря, то это было лишь наигранностью. Большую часть жизни ГФЛ провёл в портовых городах, да и большинство его поездок были в морские порты...

А откуда именно такое виденье города? Читаем: "Необъятная для взора масса провисающих двускатных крыш и заостренных фронтонов домов с пронзительной ясностью свидетельствовали о явном и далеко зашедшем упадке, а по мере того как мы продвигались по пустынной дороге, я мог со все большей отчетливостью видеть, что во многих крышах зияют черные провалы, а некоторые обвалились целиком. Были там и большие, квадратные дома, выстроенные в георгианском стиле, с унылыми куполообразными крышами" (Тень над Иннсмутом)

В этом ещё одна особенность писателя неофобия - страх и ненависть к переменам, возможно именно поэтому в его рассказах и играх по мотивам так много старины и антиквариата. Полуразрушающиеся дома викторианской эпохи, причудливые фраки, старинного покроя, традиции предков. ГФЛ не верил в бессмертную душу, и движение вперёд для него было лишь, тем, что он падал под откос. Родившись богатым и избалованным, его жизнь вплоть до женитьбы круто поменялась: иссякали деньги, всё больше он отдалялся от людей, которых знал с детства. Он вязнул в болте неврозов и благородного упадка. Отсюда счастье в старине, попытка сдержать течение времени сохранением.


Дагон, Гидра, культ Дагона, финикийцы.


"Скорее всего, Дагон был покровителем культурных растений, в основном зерна. Эта связь с зерном и объясняет титулование Баала как "сына Дагона". Дагону поклонялись в районах, где выращивали зерно, то есть по всей прибрежной равнине Палестины" (Религии мира).

"Дагон" уже был написан ГФЛ в 1917. Данное божество было "позаимствовано" из книг о культах древних народов Востока, которые всегда восхищали и интриговали писателя. Но задумки о создании пантеона ещё не было, и тут ГФЛ познакомился с сочинениями лорда Дансейни, который чрезвычайно повлиял на писателей жанра фэнтези - иррациональных миров, в которые углубляются всё больше и больше последователей, убегая прочь из реального мира.

Религиозный скептик Дансейни изобрёл целые пантеоны божеств, правящих воображаемыми мирами. И боги эти были тёмные, наделённые ревностью, тщеславием и мстительностью. Таким богам нужны были жертвы, потому как сами по себе боги не расположены благосклонно к людям.

Например, культ финикийцев («финикон» - краснолиций) изображал богов уродливыми страшными, свирепыми чудовищами (возможно их культ стал праобразом культа Дагона). Нужно было воздавать им должное и приносить самое лучшее, ибо они мстительны... Обыкновенный обряд жертвоприношения не предполагал соблюдения каких-либо строгих правил. Так как всё принадлежало богам, то им было нужно приносить всякие дары. Плоды, масло, молоко, быки, телята, олени, овцы, козы, козлы, птицы. Жертва служила пищей богам. Употребление крови и при других культовых операциях, а также принесение человеческих жертв указывали на то, что кровь в жертвах самый главный дар, ибо в крови заключалась жизнь.

ГФЛ называл творчество Дансейни "непревзойденным в волшебстве кристально поющей прозы". Не удивительно, что у ГФЛ вскоре появился собственный пантеон из чудовищных и уродливых существ - Древних.
Tags: .платформа: pc, .содержание: картинки, .форма: аналитика, call of cthulhu, материал для gamer.livejournal.com
Subscribe
promo gamer december 14, 2012 10:36 41
Buy for 100 tokens
Советы авторам! 0. Если ваша статья крупнее расписания лекций третьего курса на четверг - прячьте под кат все, кроме одного небольшого скриншота\картинки и одного-двух абзацев. По кату обязательно кликнут и прочтут остальное, не беспокойтесь. 1. Определите для себя, о какой игре вы…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments