kirillkrm (kirillkrm) wrote in gamer,
kirillkrm
kirillkrm
gamer

Category:

Впечатления от игры Endless Legend (2 часть)

Начало обзора здесь.
О боевой системе.
Настало время поговорить о войне. История знает немало примеров, когда горстке храбрецов удавалось победить армию. На чествовании подобных героев построен эпос большинства стран. И это правильно! Народ должен знать своих кумиров и, главное, чувствовать свою причастность к ним. Давид победил жирного Голиафа? Отлично! Значит, и я так смогу. Давно пора записаться в армию! Однако полумифические легенды для призывников дело одно, а реальная война другое. Хороший Император должен это понимать. Несмотря на ряд исключений, стратегия: «Собрать народу побольше и дружно навалиться всей толпой», как правило, работает. Но актуальна ли указанная стратегия в Endless Legend? Если честно, не особо. Неисчислимые орды выглядят внушительно, но зачастую они малоэффективны из-за особенностей боевой системы.

13
В Endless Legend сражения происходят на тактической карте. Вернее, карта остается стратегической, но сражение проходит в тактическом режиме. Когда две противоборствующие армии встречаются, вокруг них образуется боевое поле размером 9 на 9 клеток. Если невдалеке от места столкновения находятся другие армии, они примут участие в битве в качестве подкреплений. Поэтому не следует удивляться, когда «пойманному в поле» отряду на выручку придёт весь местный колхоз. Точно рассчитать принцип, по которому армии «страхуют» друг друга мне не удалось. Как правило, все армии находящиеся в регионе приходят на помощь своим. Однако из соседних регионов армии тоже охотно подтягиваются, включая, как ни странно, городское ополчение. Доблестные народные дружины с удовольствием покинут пределы родного города, дабы штурмовать стены другого. Всё во славу Империи, конечно. Вот, это я понимаю – ответственная гражданская позиция. Нельзя не одобрить. С потерями ополчения, кстати, можно особо не считаться. Бабы ещё нарожают. На место павших дружинников придут новые бойцы, ничем от предыдущих не отличающиеся. Остальные отряды надо строить, содержать, а также вовремя модернизировать.
Перед началом тактической битвы соперники расставляют солдат. Расстановке поддаются только отряды, непосредственно столкнувшиеся на тактической карте. Остальные юниты будут постепенно подтягиваться к месту сражения. Выглядит это следующим образом: на поле бое с каждой стороны выставляется по два флага. Каждый ход на точках, занятых флагами, появляются бойцы из числа подкреплений. Вновь прибывшему отряду необходимо как можно скорее покинуть расположение флага и броситься в бой, освободив место следующему бойцу.
Перед началом боя игроку необходимо определиться с общей стратегией на битву. Можно отдать три приказа: «Атаковать», «Обороняться» и «Держать позиции». Стратегический приказ очень важен. Он определяет общую манеру поведения армии. Если выбрать стратегию «атаковать», то отряды, даже не получив тактической команды, двинуться грызть ближайшего противника. В игре можно сыграть Автобой. Это не так интересно, но полезно. Не имеет смысл напрягаться, когда соотношение сил 10:1. Автобой достаточно сбалансирован, и неадекватных результатов я не замечал.
С началом боя отрядам раздаются тактические приказы. Впрочем, слово «приказ» здесь не совсем уместно. Скорее, это можно назвать «благим пожеланием». Император хочет, чтобы отряд титанов двигался в сторону вон того лучника? Хорошо! Отряд примет пожелание мудрейшего Отца-Основателя к сведению, а дальше уж как получится. Глядя на скриншоты тактические бои в Endless Legend можно принять за вариацию шахмат, но это не так. Сражение - некая смесь пошагового боя с элементами реалтайма. Тактические приказы довольно общие: атаковать противника, стоять на месте, двигаться, поддержать товарища. На карте тактические приказы «рисуются» красивыми красными стрелочками. С началом раунда армии начинают передвижение в порядке своей инициативы. Чем выше данный показатель, тем раньше юнит начнет действовать. Точно узнать, соизволит ли юнит подчиниться «нарисованной стрелочке», нельзя.

14
Проще объяснить на примере. Допустим, Вы начинаете бой. Первым у Вас стоит тяжёлый пехотинец, чуть сбоку отряд кавалерии. Противник в двух клетках от пехотинца. Вы отдаёте приказ своим отрядам атаковать. Оптимальный вариант, чтобы пехотинец продвинулся на две клетки вперед и атаковал врага в лоб, а шустрые кавалеристы прошли по флангу и атаковали сбоку. Увы! Это не шахматы. В Endless Legend кавалеристы, как отряд с большей инициативой, будет ходить первым. Маршрут для солдат проложить нельзя. Отряд имеет только общий тактический приказ в виде красной стрелочки.  Кавалеристы двинуться вперед по кратчайшему маршруту и, конечно же, перекроют дорогу пехотинцу! В итоге первый раунд кавалерия будет сражаться с врагом один на один, дожидаясь, пока медлительная пехота соизволит зайти с фланга. Впрочем, ИИ в игре не совсем тупой. Кавалерия может додуматься освободить клетку для товарища, но… может и не додуматься. Как повезет.
Противник тоже не дремлет, особенно, если обладает повышенной инициативой. Запросто может сложиться так, что враг, указанный в качестве цели, начнет двигаться первым и сместится на другой фланг. Пехотинцы и кавалеристы, получив приказ атаковать конкретный отряд, начнут сдвигаться в сторону, обнажив фронт, что подставит под удар лучников и лекарей. Может выйти и по-другому. Если противник успел переместиться на значительное расстояние, пехотинцы могут решить, что он им на фиг не сдался, и двинутся атаковать кого-нибудь поближе. В это же время, кавалерия поскачет, куда ей сказано, прямо через всю тактическую карту, и в итоге окажется в окружении. Можно констатировать, Endless Legend наглядно подтверждает тезис: «Ещё ни один военный план не пережил сигнала к началу атаки». В первом раунде боя, опираясь на показатели инициативы, ещё можно понять, кто и куда будет двигаться. Дальше  прогнозировать трудно. Если перед боем не отдать стратегический приказ – «Держать позиции», армии мгновенно перемешаются в кучу малу (в которую будут охотно вливаться подкрепления). Действия этой хаотической массы можно лишь слегка корректировать.
Однако само сражение длится недолго. Всего шесть раундов! После этого армии возвращаются на исходные позиции (если есть, кому возвращаться), и битва может продолжиться только на следующий ход!

15
В целом, битвы в Endless Legend интересные. Лично мне понравилось бы больше, если на тактической карте сражения сделали бы целиком пошаговыми, как в  классическом варгейме (Panzer General или Warhammer), но следует признать, «боёвка» получилась довольно интересной и самобытной. Тактические битвы – одна из причин, из-за которой я буду играть в эту игру. Несмотря на то, что битвы во многом хаотические и труднопредсказуемые, мне они понравились больше сражений в Civilization 5 или Warlock 2.
Возвращаясь к первоначальному вопросу, что же в данной игре сильнее: «качество» или «количество»? Следует признать, что «качество», и вот почему:
1. Самое главное – тактическая карта сравнительно мала. Большой орде просто негде развернуться. Особенно если битва начинается в прибрежном районе. Тогда из 81 клетки половина может оказаться залита водой и недоступна для передвижения.
2. Размер одной армии составляет 4 юнита, 6 юнитов после первого научного улучшения, и 8 юнитов после второго. Это не считая героя. Таким образом, максимальная армия может составить девять бойцов. Этого вполне достаточно, чтобы перегородить поле боя. Учитывая неровность местности (холмы, реки и прочее) девять юнитов вполне способны дать бой огромным полчищам.
3. Важно помнить, сдерживать натиск предстоит всего шесть ходов! Дальше армии вернутся на исходные позиции.
4. Ситуацию проще объяснить на примере. Допустим, у Вас есть армия из девяти юнитов (включая героя) и на Вас наступает орда в три армии, общая численность которой 20 солдат. Допустим также, что ваши воины несколько сильнее вражеских. Не сверх сильны, но в схватке один на один побеждают. Таким образом, у врага двухкратный численный перевес, но его бойцы чуть послабее. Начинается сражение. Вы перекрываете тяжелыми бойцами узкие места, предварительно отдав стратегический приказ – «держать позиции». В итоге одновременно на вашу армию может нападать не более 8-10 врагов. Отряды подкреплений из точек-флагов подходят каждый ход, но вынуждены «становится на перекур» и ждать своей очереди. Главная проблема заключается в том, что таймер тикает. В итоге за шесть раундов противник теряет 5-6 бойцов. Да, он существенно потреплет вашу армию, но добить её не сможет. В итоге у вас потрёпанная, израненная, но полная армия, а поле боя усеяно трупами врагов. Против Ваших девяти отрядов остается 14-15 бойцов, и разрыв сил выглядит уже не столь впечатляюще! Итог боя: слава великому Императору! Особенно хорошо в этом плане Рыцарям Праха, если имеются деньги на их мгновенное лечение. Опять же всегда можно временно отступить и «зализать раны». В итоге одна сильная армия может постепенно «перемалывать» вражеские Орды.

16
Итого, как учил великий Суворов: «Не числом, а умением». Или, перефразируя генералиссимуса: «Не стадом, а экипировкой».  Армию надо вооружать и перевооружать, своевременно выдавая бойцам мощное оружие и броню. Опыт воинов тоже оказывает влияние, но не столь значительное. Показатели урона у оружия разных эпох сильно различаются. Поэтому, несмотря на то, что в научной ветке от описания многих экономических, дипломатических и аграрных улучшений временами текут слюнки, сперва следует вложить научные очки в военные разработки. Да! В наших городах нет канализации, наш крестьянин использует деревянную мотыгу вместо плуга, а рабочий добывает руду руками, ибо бригадир не выдал кирку! Зато Рим наша Империя – это могучее государство, которого боятся враги! Впрочем, кирки изучить стоит. Для производства титановых доспехов сперва следует добыть титан. Но всё остальное актуально. Если Ваша армия не успеет вовремя перейти на новое поколение оружия, Вас сомнут! В «минуты жизни трудные» поданные всегда могут пойти полюбоваться памятником Отцу-Основателю, вместо того, чтобы лишний раз пообедать! Что касается канализации, то на фиг она нужна, если жрать нечего? Что туда сливать?! Конечно, настоящий Император всегда заботится о своих подданных, но Он всегда грамотно расставляет приоритеты.
Важным отличием от Warlock 2 и Civilization 5 является штурм городов. Оборонительных зданий в игре довольно много, но город, не имеющий защитников, мгновенно переходит под знамя атакующего, не взирая ни на какие укрепления. «Полоски жизни» у городов в Endless Legend нет. Город обороняет гарнизон. В любом гарнизоне по умолчанию формируется отряд ополчения, впоследствии за счёт различных зданий, число добровольцев можно увеличить до трёх. Впрочем, особо рассчитывать на силу ополчения не стоит. Милицию нельзя модернизировать, то есть, вооружать специальным оружием; а без оного отряд малоэффективен. Задача ополчения – не дать зайти в город одинокому разведчику. Однако, помимо добровольцев, в гарнизоне можно разместить обычные войска. В зависимости от силы укреплений, при штурме города защитники получат бонусы. В случае неуверенности в собственных силах, город можно взять в осаду. В этом случае, укрепления городов будут постепенно разрушаться, а защитники терять здоровье.
Подводя итоги, следует рассказать об ИИ. В Warlock 2 я сильно раскритиковал искусственный интеллект. В Endless Legend компьютер играет лучше. По крайней мере, он умеет группировать отряды в осмысленные армии. Однако на этом его воинские дарования заканчиваются. Действия ИИ не отличаются изобретательностью. При собственном вторжении компьютер ведет себя довольно трусливо, предпочитая не штурмовать, а осаждать города, имея при этом значительное превосходство в силах. Если удается вовремя привести помощь осаждённым, компьютер обычно уходит. При этом вражеская армия не любит возвращаться к себе домой, предпочитая гулять по землям противника, в надежде разыскать беззащитный город. Ничем хорошим для компа эти попытки, как правило, не заканчиваются. При защите собственных регионов ИИ наоборот превращается в законченного психа. Все имеющиеся силы бросаются навстречу оккупантам. Отсиживаться в осаде, подтягивать подкрепления компьютер особо не умеет. Вместо того чтобы отступить и перегруппироваться, он предпочитает убиваться лбом об армию игрока. Тем не менее, в сравнении с Warlock 2, прогресс на лицо. К тому же, если компьютер чего и умеет, так это собирать многочисленные орды. Его армии, как правило, очень велики. Однако про баланс качества и количества в Endless Legend я написал выше.

17
О вооружении и героях.
Самое время поговорить о вооружении. Набор юнитов в Endless Legend откровенно скудный. Каждая фракция имеет всего четыре типа солдат, включая колониста!
Примечание: если кто-то дочитал до этого момента, а потом закричал: «Проклятье! Всего четыре жалких юнита на фракцию! Да это полная хрень! В попу Endless Legend! Только время на чтение этого бредового обзора потратил!»; то, упс! Извините!
Возможно, Вас утешит тот факт, что юнит в Endless Legend – это не совсем юнит, это манекен, который нужно обвешивать оружием и броней, создавая новые типы солдат. Здесь разнообразия хватает.  Опять же не стоит забывать про ассимиляцию малых рас. Их юниты также могут быть модернизированы.
Развитие армии напрямую связано с научно-техническим прогрессом.
Грубо говоря, экипировка имеет три поколения:
1. Титан и стеклосталь
2. Адамантий и палладий
3. Мифрит и гиперий
Провести модернизацию не так уж трудно. Для этого существует специальный раздел – «армия». Заходим туда и видим таблицу юнитов. Здесь можно составить план их модернизации. Для этого, выбираем юнита и жмём «изменить».

18
В ячейки можно вставлять новое оружие, броню и аксессуары. В правом нижнем углу показывается количество очков производства и единиц ресурсов, необходимых для постройки юнита. Определившись с экипировкой, жмём «сохранить». С этого момента города начнут производить юнитов, снабженных выбранной экипировкой. Разумеется, строительство не начнётся, пока на складе не будет достаточно ресурсов.
Помимо строительства новых отрядов можно модернизировать уже имеющиеся. Для этого на стратегической карте выбираем юнита и долго ищем глазами маленькую кнопочку – «модернизировать». Как только находим, смело жмём и несем валерьянку казначею. На проведение модернизации будет изъято нужное количество ресурсов, а очки производства будут замены деньгами. Таким образом, любая крупная модернизация больно бьёт по кошельку. Можно создать одновременно несколько вариантов сборки одного и того же юнита, для этого вместо кнопки «изменить», необходимо нажать кнопку «создать» в меню Армии.
Герои в Endless Legend модернизируется подобно солдатам, только не во вкладке – «Армия», а в меню – «Академия». В принципе, герои выбирают из того же набора экипировки. Вдобавок, герои обладают тремя дополнительными полезными умениями. Как упоминалось выше, герой может вести за собой армию, то есть, на одного бойца в войске становится больше (сверх лимита). Также героя можно посадить губернатором в город. Сделать это можно через вкладку – «Академия». К сожалению, на период чиновничества герой выпадет из военной жизни и прочно засядет в городе. Вытащить его оттуда можно только когда он вдоволь наворуется, то есть, не раньше, чем через пять ходов. Наконец, герой без прокачки – это не герой, поэтому, в Endless Legend герои могут расти в уровнях, получая новые способности.

19
О дипломатии и мировом рынке.
Последние две вещи, о которых следует рассказать – это мировая торговля и отношения с соседями.
В первую очередь поговорим о первоочередном, то есть, о деньгах! В Ауриге есть мировой рынок, на котором можно покупать ресурсы. Например, материалы для оружия и брони. Откуда они берутся на мировом рынке, если вся территория планеты поделена между фракциями, непонятно. Вероятно, невидимая рука рынка загребает ресурсы из параллельного измерения. Туда же она, видимо, засовывает солдат, которых игрок решил продать; ибо в рядах вражеских армий они не появляются. Самое главное, на рынке можно покупать новых героев. К сожалению, для допуска на рынок необходимо выучить несколько навыков в научной ветке.
Рынок очень полезен на всём протяжении игры. В целом, деньги в Endless Legend нужны даже больше чем в Civilization 5. Забыл упомянуть, за деньги в городах можно ускорять строительство зданий и юнитов. Поэтому праха не может быть слишком много!
Последнее, что нам осталось обсудить, это дипломатия. Помните в самом-самом начале обзора, я упоминал о неких очках престижа? Согласен, давно это было! Ну, так вот, данные очки нужны для двух вещей:
А) Для составления плана империи.
Б) Для совершения дипломатических действий.
План Империи – это экономическая программа для подданных. План – это закон! Выполнение – долг! В определённое время игра предложит составить план, вложив в него очки престижа. Например, все города получат три дополнительные монеты за каждого жителя или все юниты получат +30 атаке. Описывать все бонусы не имеет смысла.
Дипломатия в игре довольно разнообразна. Можно даже одержать дипломатическую победу. Но это, как и с научной победой, развлечение для неудачников. Тем не менее, настоящий Император является настоящим богом дипломатии. Завоевать весь мир можно, но это следует делать постепенно, превращая постоянных врагов во временных союзников.
На любое дипломатическое действие нужны очки престижа. То есть даже войну объявить, не накопив достаточное число престижа, нельзя. При этом очков нужно довольно много. Однако соперников можно оскорблять или наоборот осыпать комплиментами. В этом случае для объявления войны потребуется больше или меньше очков престижа. В итоге, типичные дипломатические переговоры выглядят так: более сильная сторона регулярно плюёт слабой в харю (жирно и смачно), а те в ответ сыплют комплиментами (мол, как изящно вы нас только что оскорбили). Поэтому слабой стороной быть Endless Legend особенно обидно. Кто-нибудь ещё хочет знать, зачем государству нужна армия?! Вот чтобы такого не было! «Братушки! Нашему царю показали фигу! Умрём все до последнего, но отомстим!» @.
Дипломатически отношения между фракциями могут иметь четыре состояния:
1. Альянс
2. Мир
3. Холодная война
4. Война.

20
Упоминание заслуживает только состояние холодной войны. В этом режиме, армии противоборствующих фракций не могут сражаться на своих территориях, зато могут выяснять отношения на нейтральных землях. Поэтому если в период массовой колонизации Вы успеете «съесть» вражеского колониста до того, как паразит обоснует город, к немедленной войне это не приведет.
Помимо войны и мира, очки престижа необходимы для закрытия своих границ (с каждой державой эту акцию необходимо проводить отдельно), иначе по Вашей территории будут бродить разные сомнительные личности, группами по 6-8 отрядов. Это напрягает.
Что ж, мой дорогой читатель. Если ты запасся терпением и смог дочитать до сих строк, то поздравляю! Из тебя получится великолепный Император. Однако прежде чем ты купишь игру и с головой погрузишься в завоевание мира, будь добр, найди минутку и поблагодари автора настоящего обзора. Он «убил» на его написание хренову неделю личной жизни! Проклятье! Ненавижу всех!
PS. Написано специально для gamer.livejournal.com. Всем спасибо!

PPS. Оригинал взят у kirillkrm буду рад увидеть в своём ЖЖ интересных гостей!
Tags: .содержание: юмор, материал для gamer.livejournal.com
Subscribe
promo gamer december 14, 2012 10:36 41
Buy for 100 tokens
Советы авторам! 0. Если ваша статья крупнее расписания лекций третьего курса на четверг - прячьте под кат все, кроме одного небольшого скриншота\картинки и одного-двух абзацев. По кату обязательно кликнут и прочтут остальное, не беспокойтесь. 1. Определите для себя, о какой игре вы…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments