
Five Nights at Freddy's - не самый характерный представитель хорроров. Здесь не найти полчищ кровожадных мертвецов, злобных инопланетян, мутантов, демонов и прочих стандартных представителей врагов рода человеческого. Равно как и оружия, укрытий, да и просто какого-либо передвижения. Возможно ли при таких условиях создать по-настоящему страшную игру? Ещё как.
Обзор содержит некоторое количество спойлеров (если можно их так назвать), а также гифку с пугающей анимацией.
Место действия - пиццерия «Freddy Fazbear’s Pizza», "волшебное место как для детишек, так и для взрослых, где сбудутся все ваши мечты". Это небольшое заведение, предназначенное в первую очередь для развлечения детей с помощью роботов-аниматроников, одетых в костюмы весёлых зверей. Днём пиццерия наполнена радостью и весельем, а ночью... собственно, ночью и начинается самое интересное. Кому-то надо охранять сие райское местечко. Разумеется, этот "кто-то" - вы. Целых 120 баксов за жалкие 5 ночей - ну как не принять такое предложение?

(в этом прекрасном офисе игроку и предстоит коротать ночи)
Игра начинается без каких-либо подсказок, она лишена настроек управления, уровней сложности и возможности сохраниться. Автосейв один - только по окончанию ночи. Единственное, что направляет игрока - звонки телефона, раздающиеся в начале каждого дежурства. Звонящий (фанаты зовут его Phone Guy) - представляется предыдущим ночным сторожем и вводит героя в курс дела. Стоит заметить, что субтитров игра тоже не предоставляет, так что разобрать 100% текста будет непросто даже людям с продвинутым знанием английского. К счастью, монологи Звонящего можно найти на тематических ресурсах, связанных с игрой. (например, тут)
"Алло? Алло?.. Я записал сообщение, чтобы ты получше освоился в первую ночь. Мм... я тут работал до тебя, буквально на предыдущей неделе. Ситуация может показаться ужасной, но я уверяю, тебе абсолютно не о чем волноваться. Всё будет путём."

(раз-два-три-четыре-пять, вышел зайчик погулять. и курочка тоже.)
Несмотря на нервные заверения Звонящего, поволноваться-таки есть о чём. Аниматроники, добродушные и спокойные днём, имеют пренеприятнейшую привычку расхаживать по пицеррии ночью. Без этого, якобы, у них механизм начинает заедать. И так уж вышло, что ночью они не ожидают увидеть в заведении никого из людей. Если игрушки забредают в каморку ночного сторожа, они принимают его за робо-скелет без костюма, что строго противоречит правилам. Несчастного охранника тут же запихивают в костюм медведя, уже напичканный множеством проводов, штырьков и деталек для управления аниматроникой. Исход для человеческого тела при таком раскладе довольно предсказуем.
"Бла-бла-бла, это конечно всё очень плохо, но тебе совершенно не о чем беспокоиться. Ну да, аниматроники немного шалят по ночам, но разве стоит их винить? Прикинь, если бы тебя заставили двадцать лет подряд петь одни и те же идиотские песенки, да ещё и без возможности принять душ? Тоже бы по ночам дёргался. Главное, что детишки их обожают, а значит, мы должны относиться к ним с уважением. Лады?"

Было бы здорово без малейшего уважения взять дробовик и снести мерзким роботам их улыбающиеся рожи, но такой возможности, увы, не предоставят. Единственное "оружие" игрока - планшет, через который он следит за камерами пиццерии, да четыре кнопки - две для подсветки дверных проёмов и две для закрытия дверей. Игрок должен отслеживать передвижение наглых аниматроников с помощью камер и вовремя запирать двери. Секунда промедления - и двухметровая игрушка с ужасным воплем щёлкает зубами в центре экрана. Это значит - гейм овер, из вас сделали чучело.
Два главных фактора геймплея - это время и энергия. Мотив "пересидите несколько ночей в страшном месте" отсылает нас к сюжетам старых сказок, задача героя - дожить до утра. Конкретно - с полуночи до шести часов. Каждый игровой час длится около полутора минут, ночь - восемь с половиной минут. Энергия, доступная игроку, постепенно убывает. Чем больше устройств активно одновременно, тем быстрее он теряет энергию. И если в первые пару ночей вполне реально пару часов поэкономить, а затем наглухо замуроваться в офисе до утра, во второй половине игры такой фокус уже не пройдёт.

(да, у куриц есть зубы. по крайней мере, у этой.)
"Хм... слушай, есть идея. Если тебя всё-таки поймали и собираются запихнуть в костюм, ммм... попытайся притвориться мёртвым. Просто застынь. Есть крохотный шанс, что тебя самого примут за костюм. Правда, не исключено, что при таком раскладе они решат засунуть металлический скелет... внутрь тебя. Короче, забудь, и лучше просто не попадайся."
Монструозных аниматроников в игре четверо - медведь Фрэдди, заяц Бонни, курица Чика и лис Фокси. Каждый из них обладает собственной манерой поведения и спец-способностями. Читер Бонни умеет телепортироваться по комнатам и часами караулить у двери. Фрэдди почти не видно в темноте, и его нельзя подсветить перед нападением. Чика обожает тусоваться на кухне, где не работает камера, и вычислить её можно только по гремящей посуде. Фокси требует к себе особого внимания; не уследишь - галопом проносится по коридору и радует игрока своей перекошенной мордой. Кроме того, существует редкий спец-враг, являющийся то ли призраком, то ли галлюцинацией протагониста.

(Фокси не любит оставаться один.)
Сложность ожидаемо нарастает от ночи к ночи. Признаюсь честно, дальше четвёртой я пока не прошёл. Игра требует идеального контроля ресурсов, повышенной внимательности и стрессоустойчивости. Например, очень важно по звукам отслеживать перемещения роботов по комнатам без использования камеры, энергия-то не резиновая. Проблема в том, что аниматроники атакуют в духе классических "скримеров", заставляя сердце уходить в пятки даже когда это происходит в пятидесятый раз. Пять ночей - основной промежуток игры, шестая - бонусная и самая тяжёлая, в седьмой игрок сам настраивает сложность.

(благодаря таланту художника, все в сборе. даже невидимый обычно герой.)
"Алло, алло? А ты отлично справляешься! До тебя почти никто столько не протянул. В смысле, люди обычно... меняли работу. А вовсе не умирали. Это с-с-совсем не то, что я хотел сказать."
Five Nights at Freddy's следует традициям большинства инди-страшилок и не раскрывает толком историю. Всё, что узнаёт игрок, находится в монологах Звонящего и немногочисленных деталях, которые можно рассмотреть на камеру. Впрочем, это не помешало фанатскому сообществу разобрать игру на мельчайшие кусочки, выжав из скудного лора десятки теорий о происходящем. Недавно вышла вторая часть игры, которую препарировали столь же тщательно.
К моему удивлению, следить за этими теориями и разбирать процесс со стороны оказалось занятием более увлекательным, чем проходить саму игру. Я очень люблю хорроры, но процесс контроля ресурсов в реальном времени для меня - штука крайне тяжёлая и не доставляющая удовольствия. Тем не менее, я могу только снять шляпу перед авторами FNAF, создавшими столь интригующее произведение. Атмосфера страха и сюрреализма, переплетённая с необычным и хардкорным подходом к геймплею сотворили чудо - о крохотной, в общем-то, игре, говорят по всему интернету.
FNAF - не из тех игр, что можно порекомендовать всем и каждому. Но как явление она, безусловно, заслуживает внимания. Особенно если вы любите хорроры и гигантские ходячие игрушки...
Community Info