Необходимое пояснение для тех, кто вообще не понимает, что такое Arma, WOG, дебрифинг и зачем здесь эта стена текста.
[ Spoiler (click to open)]Arma (в нашем случае вторая часть, но сейчас есть и третья) - компьютерная игра, симулятор общевойскового боя. Куда более популярен один мод про зомбей на эту игру, однако не будем о грустном. Сама серия OFP-Arma-1-2-3 уже давнозаслуженно считается кривым багованным ***ом, но так как альтернативы нет, играем в то что есть "широко известна в узких кругах", имеет как своих поклонников, так и хейтеров, предполагает какое-никакое соответствие реализму в происходящем на экране. Широкий спектр возможностей для отыгрыша - от обычного пехотинца до экипажа танка/самолета, от рядового до командира роты, а с помощью модов из игры можно сделать практически все что угодно. Есть модификации про поней и анимешных девочек, но у нас речь все-таки о сириус бизнес - а WOG именно серьезный бизнес.
WOG или Weekly Open Games - игровое сообщество, объединенное принципами хардкорной игры. Специальная сборка модов и набор правил позволяют отыгрывать многочасовые миссии с, пожалуй, максимально возможным в Arma реализмом (в пределах разумного, само собой, без корованов, домиков и "если в глаз ранят, то полэкрана черное"). Развлечение не для всех, но если уж понравилось, то затягивает надолго - я, например, за без малого пять лет игр в подобном формате, присутствовал практически на каждом игровом дне (играют здесь по пятницам и субботам). Объяснять можно долго, но гораздо проще вбить в поиск Ютуба что-нибудь вроде "arma 2 wog" и посмотреть пару роликов - многое станет понятно. Более подробную информацию (в том числе и о том, как к нам присоединиться) можно найти на сайте - http://wogames.info/
Дебрифинг - для командира стороны хорошим тоном считается после отыгрыша миссии подготовить небольшой (или большой, тут уж как получится) отчет о прошедшей игре, в котором рассказывается о происходящем с точки зрения этого самого командира. Как воевалось, кто нубас и играть не умеет, а кто геройски воевал, почему получилось или не получилось победить. Так же дебрифингом или реплеем называют запись миссии в специальной программке (скриншоты в этой записи именно оттуда).
Зачем я все это пишу - потому что мне интересно этим заниматься. Надеюсь, читать мой опус будет тоже интересно. Предупреждаю, текста много, людям не в теме кое-что будет не понятно, хватает специфического сленга, но не возбраняется спрашивать в комментах - яноулайфер люблю поболтать в интернетах, так что обязательно отвечу.
Если вы еще не бросили идею ознакомиться с отчетом о прошедшей игре, то добро пожаловать под кат.
Эту же миссию не так давно я играл в качестве командира стороны атаки и успешно выиграл, поэтому было довольно интересно отыграть ее и за оборону. Получилось, пожалуй, даже веселее, чем в первый раз, но обо всем по порядку.
[ Кому лень читать, можете посмотреть видео от Краба из двухсотого - запечатлена почти вся миссия:]
ВВОДНАЯ
Оборона, синие, как и в прошлый раз (миссия была без изменений по сравнению с прошлым прогоном) имели в своем распоряжении:
[ Синие]
Техника:
- 4x HMMWV M1035
- 1x CH-47F
- 1x UH-1H
- 3x M113A3
- 1x M2A2 Bradley (тепловизор)
- 1x M252
- 3x M47 dragon с двумя ракетами к каждому (в снаряжении M113)
- 1x HMMWV Ambulance
Личный состав:
- 1хШтаб
- Пилоты и экипажи техники
- 3хСнайперская пара
- 1хМедики
- 1хМинометное отделение
- 3хInfantry Squad
- 1xWeapon Squad
У противника, аналогично, имелись следующие силы:
[ Красные]
Техника:
- 1хБРДМ (КШМ)
- 1хТ-72А
- 2хТ-55
- 1хШилка
- 3хБТР-60
- 3хPraga
- 2хУАЗ (у СпН)
Личный состав:
- 1хШтаб
- Экипажи техники (танки, Шилка, у остальной в составе отделений)
- 3хМО на БТР-60
- 3хМО на Praga
- 2хСпН
После первого прогона было много вопросов по поводу баланса - уж слишком высока оказалась роль Брэдли для успешного выполнения своей задачи обороной. С тепловизором можно было устроить настоящий тир для экипажа боевой машины, но с потерей БМП тир начинался уже для танчиков красных. Исходя из этого, я и строил свою стратегию обороны.
ПЛАН
Вообще, как мне кажется, эффективно использовать Брэдли здесь можно двумя способами - либо как неподвижную огневую точку на выгодной позиции (высоко сижу, далеко гляжу) для отстрела танков ПТУРами, либо наоборот, как котлету-диверсанта - закидывать далеко в тыл/фланг противника, где с помощью тепловизора вершить экстерминатус. Второй вариант я сразу отбросил как слишком рискованный (свежа еще память о быстром сливе Брэдли врага во время прошлого прогона и последовавшего за ней разгрома обороны), но и с реализацией первого пришлось покумекать. Пробовал ставить Брэдли и на Гурдур, и на хребет восточнее зоны, но нигде не выходило обеспечить достаточный обзор и/или быстрый пусть для отхода в случае внезапного шухера.
В итоге решил остановить свой выбор на высоте южнее зоны - отсюда отличный обзор на те позиции, куда будут выкатываться танчики для работы по зоне (все эти места были известны еще с того времени, когда я планировал атаку и их не так много - высотки к западу/юго-западу от Наран-Дара) и в случае чего можно убежать под прикрытие гор. Заодно по этим же (и кое-каким другим - всего 7 штук) местам заранее пристреляли миномет, чтобы в случае чего вражеская пехота не чувствовала себя вольготно, прикрывая танки.
[ План]
Пехотные отделения было решено направить на три различные точки - первое идет на хребет западнее зоны, второе - восточнее, третье с старта котлетит в Имарат. У первого (этим отделение в итоге оказались RE) задача - связывать боем врага в случае наступления с запада (как это делал я во время командования атакой), второе (SF) - сидеть на горе и спотить противника, убивать пехоту, если та соберется зачистить их высоту (там отличная позиции для обстрела зоны и огневого контроля местности). Третье пехотное отделение (ID) выдвигалось в Имарат с двумя целями: первая - помножить на ноль вражеский спецназ (я не сомневался, что он там будет), для этого им в усиление придавался аж целый Чинук (у СпН противника не было тяжелого вооружения, а из техники только УАЗы), вторая заключалась в контроле сразу двух возможных направлений движения вражеских танков - если они полезут на Гурдур, то их будет хорошо видно, либо если они пойдут севернее, через Пари-Сиах, там их тоже можно будет подловить.
Weapon Squad (FOX), хоть и выдвинулся со старта на запад, к укреплениям на горе, был моим оперативным резервом на случай всяких непредвиденных ситуаций.
Три снайперские пары направил на различные позиции - первая (Odin'ы) должна охранять от вражеской пехоты нашу Брэдли (не хотелось лупить по пехоте из ее пушки, чтобы не светить БМП раньше времени), второй поставил задачу сидеть на самом перевале Наран-Дар у РЛС, чтобы отстреливать набегающих врагов при штурме зоны, а третья (GHOST) вообще прыгала в Ирокез и улетала далеко-далеко на Сангинакт, где высаживалась и начинала свободную охоту за вражеским КС, прихватив у SF на всякий случай одну трубу.
Вертолеты, как я уже сказал, в начале действуют в интересах ID и снайперов Гост соответственно, затем занимаются разведкой (разве что Ирокез в самом начале еще должен подкинуть КСа с аэродрома до зоны). Штаб, медики, минометчики и прочие писари-свинари сидят в зоне и занимаются своими делами - штаб командует, медики катаются туда-сюда на своем катафалке и помогают страждущим, минометчики минометят.
Вообще, подготовка плана не заняла много времени (начал готовиться в субботу, но даже успел выспаться перед началом игр, ня), больше всего пришлось возиться с выбором позиции для Брэдли, ну и минометчики мои закопались в расчетах по самые уши (уже без моего участия, впрочем).
РЕАЛИЗАЦИЯ
Миссия стартует (со второго раза, правда, экипаж Брэдли успел успешно поломать слоты, поэтому сделали быстрый рестарт), я вместе с штабным медиком вылетаю на Ирокезе в зону и приземляюсь как раз на фоне деловой суеты остальных отделений - одни лутаются, другие выдвигаются на исходную, короче - красота. Бегу в зону, где уединяюсь в домике, из которого не выходил всю миссию. Более того - эти без малого два часа я провел, пялясь на карту, почти не выключая ее.
Начинают поступать доклады от отделений: кто-то только отправился в путь, а кто-то уже располагается на позициях. Кофе еще не остыло, а уже первый контакт - как и ожидалось, ID в Имарате натыкается на врага и, по их словам, попадает под сильный обстрел. Командую им оттянуться чуть севернее, подгоняю Чинук, а минометчикам даю добро на огонь по Имарату. Вскоре ID сообщают, что уничтожили вражеский УАЗ и ведут бой - судя по всему, ситуация там пока вполне под контролем. Приказываю ID зачистить Имарат, как только миномет прекратит работать, Чинук, если что, поддержит огнем.
[ Я въезжаю в стройку!]
Тем временем все остальные достигли своих позиций, а я "вовремя" вспомнил, что снайпера Гостов не имеют ДВ. Впрочем, ничего страшного - если увидят что-то важное, надеюсь, додумаются сообщить с помощью меток. Под звонкие шлепки миномета жду дальнейшего развития событий.
Начинают поступать доклады от вертушек - на севере, у Пари-Сиах, обнаружен враг. ID все еще воюет с СпН противника и вполне может попасть под удар с двух сторон. С этим надо что-то делать, но убирать их оттуда не хочется - решаю пока оставить и приказываю расчехлить Дракон, может, повезет подловить танк. Чинук тем временем рапортует о еще одном уничтоженном УАЗе, что радует, зато командир ID периодически пропадает с ДВ, что радует уже не совсем.
[ Веду огневой бой]
Онода, мой командир минометчиков, запрашивает новые цели. В качестве профилактики даю ему указание пустить несколько мин по перекрестку у Фалара - на авось, конечно, но мало ли. Однако едва он заканчивает стрельбу, в Фаларе появляются метки на врага - снайпера Гост заспотили танк и пехоту.
[ Сюда бы пару мин]
К сожалению, миномет никого не убил, но, надеюсь, внес некоторую неразбериху в ряды противника. Зато Госты (правда, узнал я это лишь после окончания миссии, посмотрев дебриф), воспользовались привычкой чехов собираться кучкой и настреляли на двоих пяток MOR'ов, правда, погиб и один из снайперов.
[ Было]
[ Стало]
Карта постепенно обрастает метками - Ирокез заметил вражескую технику далеко на севере, западнее Гурдура тоже появляется противник, судя по докладам от RE, зато на юге пока все спокойно - Брэдли и снайпера Аркуда не видят ничего подозрительного. Что ж, будем ждать дальнейших действий врага.
ID, похоже, потеряли командира, либо погибли - почти не отвечают на запросы по рации, но говорят о сожженном вражеском УАЗе, поэтому после нескольких попыток передать им новый приказ - уходить в Бастам, не забыв прихватить с собой Дракон - делаю переход на резервную частоту.
Как потом выяснится, ID воевали больше часа и действительно полегли практически в полном составе (в живых остался лишь один боец), но совершили настоящий подвиг - об них убилось два вражеских отделения (спецназ HQ и пехотное KND) плюс БТР.
[ Последний герой]
Тем временем, карта полнится метками на противника - вертушки на севере замечают технику, а к западу от зоны обнаружены значительные силы врага. Несмотря на такое обилие меток, я к тому времени еще не имел информации о том, откуда красные планируют нанести главный удар и, самое главное, где именно находятся вражеские танки. Но вскоре ситуация начинает проясняться - на западе, судя по информации от Гостов (молодцы, и без ДВ сумели сообщить), катаются два Т-55, а на севере еще один танк (получается, что там Т-72).
[ Положение дел через полчаса после старта]
Через некоторое время RE и FOX докладывают о непосредственных контактах с врагом - много пехоты, много техники. Скорее всего, противник будет атаковать так же как я в прошлый раз - через западный хребет. Меня эта ситуация вполне устраивает - я к ней и готовился, Брэдли должна надежно прикрывать зону от танков. Лишь бы RE выстояли в боях с вражеской пехотой и не дали ей зачистить место для техники красных.
Но до пехоты пока дело не дошло: некоторое время с нашей стороны работает лишь миномет, а с их - танки и Шилка, которая к тому времени сбивает Чинук в районе Анара. RE держится, но к ним потихоньку начинают подходить с запада, причем пехота, что меня совсем не устраивает. Настало время вводить в бой резерв. Вообще, FOX к тому времени уже трудно было назвать резервом успели повоевать, но на текущей позиции от них все равно толку мало (ну, если не считать потенциальные мишени для танков - глядишь, быстрее все фугасы потратят). Даю Гренвиллу метку на новую позицию (все в условиях строжайшей конспирации, а то что-то RE на связь не выходят, вдруг ДВ уже захвачено?) и Фоксы отправляются в долгое (но увлекательное, как потом выяснится) путешествие через южную дорогу на Дарбанг. Их задача - уничтожить ту пехоту, кто давит на RE с западного фланга.
[ RE воюют с пехотой]
Брэдли пока сидит без дела и, видимо, от безделья у экипажа начинаются галлюцинации - Пикачутка с тревогой в голосе сообщает, что их обстреливают из стрелкового оружия. Снайперская пара Аркуда, находящаяся рядом, докладывает, что у них все тихо. Видимо, на Брэдли напала стая такистанских дятлов. Оставляю экипаж Пикачтуки заниматься орнитологией дальше, а сам пытаюсь собраться с мыслями.
Пока выходит следующее - основные силы врага будут атаковать с запада, SF дают метки и на севере, да и вертолет Рино докладывает о танке в том районе, но у RE интенсивность боя гораздо выше. Разрывы танковых фугасов слышно уже на базе, пусть пока они и раздаются где-то далеко.
Гренвилл почему-то не выходит на связь и не обновляет метки на свое местоположение, что начинает меня сильно тревожить - а вдруг Пикачутке не приснился обстрел и на юге уже вовсю орудует незамеченный супостат? Нервозности добавляют доклады от вернувшихся на связь RE - они видят машины далеко на юге (вроде бы наши Хаммера, но не уверены), а потом и вовсе замечают дым от сгоревшей техники в том же районе. Ясно, что у Фоксов не получилось спокойной поездки. К моему облегчению, вскоре на связь ненадолго выходит Гренвилл, говорит, что у них контакт, но вроде все закончилось в нашу пользу - уточнять ему некогда, но через некоторое время он же докладывает об уничтоженном УАЗе, набитом вражеской пехотой под завязку.
[ Не ждали]
К счастью для военных историков, этот встречный бой на дороге был запечатлен аж двумя бойцами (опустим вопрос, откуда они взяли GoPro в 91 году):
[ Видео]
Ролики выше, кстати, один из ответов на вечный вопрос вида "Да зачем вы там сидите под кустом два часа подряд!?". Эмоции Стопятого, столь громко выраженные достойно самого Пьера Вудмана - они ведь ни разу не наигранные и никакой Батлфилд подобного не даст даже близко. И неважно, что бывает подобное раз в сто игр.
Впрочем, это все лирика, но и есть тут и физика, точнее, арифметика. Если вы внимательно читаете дебрифинг, то должны заметить, что это уже четвертый уничтоженный УАЗ из двух, имеющихся у атаки. Как говорил еще Суворов о турках в ответ на вопрос о вражеских потерях - "Пиши поболе, чего их, супостатов, жалеть!". Это, кстати, не единственная путаница на этой миссии: если судить по меткам, то единственный Т-72 чудесным образом телепортировался с северного направления атаки на западную за считанные секунды, а иногда существовал и там и там, причем доклады были вполне уверенные, а не "ну, может 72йка, а может и нет". Ну и Dendrocopos pikachutkus, да.
Пока Фоксы теперь уже на двух Хамви едут дальше, а RE сжигают БТР, на базе внезапно слышатся выстрелы из АК, причем весьма близко. Штабное отделение вместе с минометчиками отправляется на поиски нарушителя и выясняет, что одинокая котлета без проблем вынесла снайперскую пару у РЛС. Котлете, это, конечно, не помогло - ее быстро убили (помогла М113 SF, спустившаяся с горки), но заставило задуматься как о квалификации снайперов так и о моих способностях планировать оборону базы. Вполне возможно, что сейчас сюда протечет и еще кто-нибудь из вражеской пехоты. Мне-то что - я в домике, накрылся старым ковром и колдую над картой, а вот минометчикам явно не поздоровится, они на открытом месте своим делом занимаются.
[ Наноснайпера и нанокотлета]
Пикачу наконец-то отбивается от дятлов и сообщает о многочисленных контактах на западе, среди которых замечен и танк. Даю добро работать из ПТУРа (для которого всего два заряда, а танков у врагов три, напомню). Брэдли ожидаемо мажет, но и ее танк пока достать не может. Второй заряд лучше приберечь для выстрела наверняка, но раз уж Пикачу видит много пехоты и уже всяко спалил свою позицию, то разрешаю ему работать из пушки по всему, что движется. Вскоре от него поступают радостные доклады "мы там целую кучу врагов положили". И то хлеб, хотя главное - надо выбивать танки. Метки на них уже совсем рядом с позициями RE, поэтому ставлю последним главную задачу - любой ценой уничтожать вражескую бронетехнику. Фоксы потихоньку подходят с запада.
[ RE героически держит оборону]
SF начинают нести потери от наступающих с севера врагов. Помочь я им никак не могу, но и убрать их с высоты тоже никак нельзя. В очередной раз командую по возможности прятаться и ждать подхода противника вплотную. Двое бойцов из FMF, пытающихся зайти в шоколад наступающим, гибнут, так и не успев никого убить. Практически одновременно с этим накрывает пехоту SF и на востоке у меня остается М113 и два бойца.
[ Потеря восточной группы]
Я об этом пока еще не знаю (красноречивую метку на карте "SF полностью уничтожено" замечу несколько позже), поэтому решаюсь на отправку Брэдли к Фоксам таким же маршрутом. Снайпера Аркуда пусть возвращаются в зону на место бесславно полегших RS.
Тем временем, начинает прилетать уже по зоне. Прилетает совсем рядом, но танк, как выясняется, стреляет бронебойными - видимо, все фугасы потратили на западную группу обороны. Тем не менее, надо с этим что-то делать - командую Пикачутке срезать путь, двигаясь прямиком на север и искать танки. С этим проблем не возникает (вот что тепловизор животворящий делает!), но и последний ПТУР уходит в молоко. Отлично - я остаюсь без основных своих противотанковых средств, а у врага целы все танки. Приказываю Брэдли двигаться дальше на гору, пусть хоть Шилку поймает, которая начала долбить по РЛС. Тут мою тоску развеивает доклад от RE о уничтоженном танке врага.
[ Минус один]
Через пять минут еще одно сообщение - второй танк тоже горит. Или у него выбит экипаж... Или танк захвачен нашей пехотой... неразбериху усиливает возобновившийся обстрел зоны. Приказываю добить танк - свой он уже или не свой - от него надо избавиться. Пока решается вопрос с танком, Фоксы и RE добивают остатки вражеской пехоты, а Пикачу, наконец-таки добравшийся до гребня хребта, сжигает Шилку. Западный фланг полностью зачищен от противника.
[ Минус остальные]
Впрочем, отделение RSG сумело таки просочиться через Тимуркалай чуть севернее основного боя и подходит к зоне. На базе становится жарко, но ненадолго - совместными усилиями Брэдли, отделений в зоне и остатков SF удается отбить атаку практически без потерь (лишь снова гибнут снайпера - на сей раз Аркуд и Череп).
[ Прорыв]
Пока на базе разбирались с вражеским прорывом, на севере противник вышел на удобную для обстрела зоны позицию. Впрочем, туда уже спешат Фоксы, забравшие по моему приказу M113 RE. Надо чем-то выбивать последний танк, иначе он нас тут всех положит. ПТ средств почти нет, но Гренвилл докладывает, что парочка труб у него имеется, плюс Рино, забравший последнего выжившего ID, вооруженного РПГ, сбрасывает его к юго-востоку от позиций врага.
[ Нанообход]
Едва Фокс спешивается и вступает в бой (успели таки), сгорает Брэдли, успевшая, правда, выбить еще один БТР - танк, оказывается, ушел немного севернее и теперь находится в относительной безопасности, мне до него достать нечем. У Фоксов интенсивный ближний бой - успевают доложить о сожженном вражеском БРДМ и пропадают с ДВ. Судя по всему, дела у противника плохи, раз уж КШМ отправили в самую гущу боя. Но танк! С ним надо что-то делать - от его огня гибнут все, кто решился вылезти на высотку рядом с РЛС. Через КВ приказываю остаткам Фоксов любыми способами рожать ПТ средства и идти убивать Т-72.
Но... Внезапно срабатывает триггер - атака понесла невосполнимые потери и вынуждена отступить.
[ Победа!]
Победить получилось, пожалуй, большей частью за счет личного скилла бойцов, нежели благодаря каким-то тактическим решениям. Угадал с расстановкой сил на старте, а остальное уже заслуга самих игроков. Микроконтролем заниматься не пришлось, что радует (особенно хочу отметить RE - действовали самостоятельно, но не в разрез задумке КС). Каких-либо замечаний нет, разве что не понравилась неразбериха с Т-72, метки на который были сразу на двух направлениях атаки и бездарная потеря ПТУРов у Брэдли.
Оценочки
Начнем с пехоты.
ID - пять с плюсом. Несмотря на достаточно быструю потерю связи с этим отделением, они успешно воевали и нанесли противнику значительный урон, пусть и ценой гибели почти всего отряда. Молодцы, что еще сказать.<
RE - пять с двумя плюсами. Воевали против пехоты, жгли танки, спотили врага. Серджио вообще показал себя терминатором - если не ошибаюсь, только на его счету 9 фрагов, что составляет шестую часть всех вражеских сил.
SF - тоже отлично. Жаль, что им не получилось толком повоевать, зато они одним своим присутствием на высоте сумели задержать северную группу врага, позволив другим уничтожить достаточно живой силы противника.
FOX - аналогичная пятерка. Не растерялись при встрече лоб в лоб на дороге, потом неплохо воевали ну и под конец намолотили пехоты.
Снайпера:
GHOST - отлично. Да, не нашли вражеского КС, но тут их вины нет, зато ставили метки на врага и перебили половину отделения чехов.
Odin - троечка с плюсом. Непонятно, получилось ли у них повоевать, но особого толку от них я не ощущал.
RS - неуд. Снайпера, рядом с зоной, на удобной позиции - и слиться одинокому рембе, причем одиночке (одиночке, Карл!). Печаль.
Техника:
Брэдли Пичкачутки - тройка. Бездарная стрельба ПТУРами, но хорошо что хоть не слились сразу. Да, настреляли пехоты, пару БТРов и Шилку, но с тепловизором это не весть какое достижение.
Ирокез Рино - пять. Свои задачи выполнил, проявлял инициативу (его идея и реализация скинуть в тыл северной группы врага бойца ID с трубой, пусть я и не одобряю подобное котлетство), не слился просто так.
Чинук Спандекса - четыре. В начале поддержал ID, потом спотил врага, но все-таки был сбит. Обстоятельства гибели мне неизвестны.
Остальные:
Штабное и медики - отлично. Помогали командиру, воевали с просочившимися в зону красными, лечили своих. Все как надо. Отдельное спасибо Визу - как адъютант показал себя с лучшей стороны, помогал по мелочам (передача приказов через КВ, повторял то, что я пропустил), что позволило сосредоточиться на управлении стороной.
Минометчики - тоже отлично. Пусть миномет настрелял где-то пять человек (хотя для Армы и это не самых плохой результат), зато, как мне кажется, он выполнил не менее важную задачу - не давал врагу засиживаться на одном месте и чувствовать себя комфортно.
КС - себе тоже поставлю пять. Получилось победить без катастрофических потерь и получить удовольствие от командования.
О противнике
Противник действовал предсказуемо, но, с другой стороны, атаке здесь трудно придумать что-то иное, чем наступление по хребту к западу от зоны. Брэдли, хоть и не смогла ничего сделать танкам, одним своим присутствием не давала им спокойно работать - в зоне от танкового огня погибло всего несколько человек и то в самом конце. В единоборствах лицом к лицу красные погибали куда быстрее, техникой тоже не смогли распорядиться должным образом. Все это (а так же парочка случайностей вроде уничтожения УАЗа с врагом Фоксами) и привело к достаточно уверенной победе. Примечательно, что выиграть удалось, несмотря на значительный (более 10 человек) перевес в живой силе на старте миссии, причем у обороны оставалось еще достаточно людей по ее завершению.
Всем причастным - большое спасибо, было интересно.
[ Spoiler (click to open)]Arma (в нашем случае вторая часть, но сейчас есть и третья) - компьютерная игра, симулятор общевойскового боя. Куда более популярен один мод про зомбей на эту игру, однако не будем о грустном. Сама серия OFP-Arma-1-2-3 уже давно
WOG или Weekly Open Games - игровое сообщество, объединенное принципами хардкорной игры. Специальная сборка модов и набор правил позволяют отыгрывать многочасовые миссии с, пожалуй, максимально возможным в Arma реализмом (в пределах разумного, само собой, без корованов, домиков и "если в глаз ранят, то полэкрана черное"). Развлечение не для всех, но если уж понравилось, то затягивает надолго - я, например, за без малого пять лет игр в подобном формате, присутствовал практически на каждом игровом дне (играют здесь по пятницам и субботам). Объяснять можно долго, но гораздо проще вбить в поиск Ютуба что-нибудь вроде "arma 2 wog" и посмотреть пару роликов - многое станет понятно. Более подробную информацию (в том числе и о том, как к нам присоединиться) можно найти на сайте - http://wogames.info/
Дебрифинг - для командира стороны хорошим тоном считается после отыгрыша миссии подготовить небольшой (или большой, тут уж как получится) отчет о прошедшей игре, в котором рассказывается о происходящем с точки зрения этого самого командира. Как воевалось, кто нубас и играть не умеет, а кто геройски воевал, почему получилось или не получилось победить. Так же дебрифингом или реплеем называют запись миссии в специальной программке (скриншоты в этой записи именно оттуда).
Зачем я все это пишу - потому что мне интересно этим заниматься. Надеюсь, читать мой опус будет тоже интересно. Предупреждаю, текста много, людям не в теме кое-что будет не понятно, хватает специфического сленга, но не возбраняется спрашивать в комментах - я
Если вы еще не бросили идею ознакомиться с отчетом о прошедшей игре, то добро пожаловать под кат.
Эту же миссию не так давно я играл в качестве командира стороны атаки и успешно выиграл, поэтому было довольно интересно отыграть ее и за оборону. Получилось, пожалуй, даже веселее, чем в первый раз, но обо всем по порядку.
[ Кому лень читать, можете посмотреть видео от Краба из двухсотого - запечатлена почти вся миссия:]
ВВОДНАЯ
Оборона, синие, как и в прошлый раз (миссия была без изменений по сравнению с прошлым прогоном) имели в своем распоряжении:
[ Синие]
Техника:
- 4x HMMWV M1035
- 1x CH-47F
- 1x UH-1H
- 3x M113A3
- 1x M2A2 Bradley (тепловизор)
- 1x M252
- 3x M47 dragon с двумя ракетами к каждому (в снаряжении M113)
- 1x HMMWV Ambulance
Личный состав:
- 1хШтаб
- Пилоты и экипажи техники
- 3хСнайперская пара
- 1хМедики
- 1хМинометное отделение
- 3хInfantry Squad
- 1xWeapon Squad
У противника, аналогично, имелись следующие силы:
[ Красные]
Техника:
- 1хБРДМ (КШМ)
- 1хТ-72А
- 2хТ-55
- 1хШилка
- 3хБТР-60
- 3хPraga
- 2хУАЗ (у СпН)
Личный состав:
- 1хШтаб
- Экипажи техники (танки, Шилка, у остальной в составе отделений)
- 3хМО на БТР-60
- 3хМО на Praga
- 2хСпН
После первого прогона было много вопросов по поводу баланса - уж слишком высока оказалась роль Брэдли для успешного выполнения своей задачи обороной. С тепловизором можно было устроить настоящий тир для экипажа боевой машины, но с потерей БМП тир начинался уже для танчиков красных. Исходя из этого, я и строил свою стратегию обороны.
ПЛАН
Вообще, как мне кажется, эффективно использовать Брэдли здесь можно двумя способами - либо как неподвижную огневую точку на выгодной позиции (высоко сижу, далеко гляжу) для отстрела танков ПТУРами, либо наоборот, как котлету-диверсанта - закидывать далеко в тыл/фланг противника, где с помощью тепловизора вершить экстерминатус. Второй вариант я сразу отбросил как слишком рискованный (свежа еще память о быстром сливе Брэдли врага во время прошлого прогона и последовавшего за ней разгрома обороны), но и с реализацией первого пришлось покумекать. Пробовал ставить Брэдли и на Гурдур, и на хребет восточнее зоны, но нигде не выходило обеспечить достаточный обзор и/или быстрый пусть для отхода в случае внезапного шухера.
В итоге решил остановить свой выбор на высоте южнее зоны - отсюда отличный обзор на те позиции, куда будут выкатываться танчики для работы по зоне (все эти места были известны еще с того времени, когда я планировал атаку и их не так много - высотки к западу/юго-западу от Наран-Дара) и в случае чего можно убежать под прикрытие гор. Заодно по этим же (и кое-каким другим - всего 7 штук) местам заранее пристреляли миномет, чтобы в случае чего вражеская пехота не чувствовала себя вольготно, прикрывая танки.
[ План]
Пехотные отделения было решено направить на три различные точки - первое идет на хребет западнее зоны, второе - восточнее, третье с старта котлетит в Имарат. У первого (этим отделение в итоге оказались RE) задача - связывать боем врага в случае наступления с запада (как это делал я во время командования атакой), второе (SF) - сидеть на горе и спотить противника, убивать пехоту, если та соберется зачистить их высоту (там отличная позиции для обстрела зоны и огневого контроля местности). Третье пехотное отделение (ID) выдвигалось в Имарат с двумя целями: первая - помножить на ноль вражеский спецназ (я не сомневался, что он там будет), для этого им в усиление придавался аж целый Чинук (у СпН противника не было тяжелого вооружения, а из техники только УАЗы), вторая заключалась в контроле сразу двух возможных направлений движения вражеских танков - если они полезут на Гурдур, то их будет хорошо видно, либо если они пойдут севернее, через Пари-Сиах, там их тоже можно будет подловить.
Weapon Squad (FOX), хоть и выдвинулся со старта на запад, к укреплениям на горе, был моим оперативным резервом на случай всяких непредвиденных ситуаций.
Три снайперские пары направил на различные позиции - первая (Odin'ы) должна охранять от вражеской пехоты нашу Брэдли (не хотелось лупить по пехоте из ее пушки, чтобы не светить БМП раньше времени), второй поставил задачу сидеть на самом перевале Наран-Дар у РЛС, чтобы отстреливать набегающих врагов при штурме зоны, а третья (GHOST) вообще прыгала в Ирокез и улетала далеко-далеко на Сангинакт, где высаживалась и начинала свободную охоту за вражеским КС, прихватив у SF на всякий случай одну трубу.
Вертолеты, как я уже сказал, в начале действуют в интересах ID и снайперов Гост соответственно, затем занимаются разведкой (разве что Ирокез в самом начале еще должен подкинуть КСа с аэродрома до зоны). Штаб, медики, минометчики и прочие писари-свинари сидят в зоне и занимаются своими делами - штаб командует, медики катаются туда-сюда на своем катафалке и помогают страждущим, минометчики минометят.
Вообще, подготовка плана не заняла много времени (начал готовиться в субботу, но даже успел выспаться перед началом игр, ня), больше всего пришлось возиться с выбором позиции для Брэдли, ну и минометчики мои закопались в расчетах по самые уши (уже без моего участия, впрочем).
РЕАЛИЗАЦИЯ
Миссия стартует (со второго раза, правда, экипаж Брэдли успел успешно поломать слоты, поэтому сделали быстрый рестарт), я вместе с штабным медиком вылетаю на Ирокезе в зону и приземляюсь как раз на фоне деловой суеты остальных отделений - одни лутаются, другие выдвигаются на исходную, короче - красота. Бегу в зону, где уединяюсь в домике, из которого не выходил всю миссию. Более того - эти без малого два часа я провел, пялясь на карту, почти не выключая ее.
Начинают поступать доклады от отделений: кто-то только отправился в путь, а кто-то уже располагается на позициях. Кофе еще не остыло, а уже первый контакт - как и ожидалось, ID в Имарате натыкается на врага и, по их словам, попадает под сильный обстрел. Командую им оттянуться чуть севернее, подгоняю Чинук, а минометчикам даю добро на огонь по Имарату. Вскоре ID сообщают, что уничтожили вражеский УАЗ и ведут бой - судя по всему, ситуация там пока вполне под контролем. Приказываю ID зачистить Имарат, как только миномет прекратит работать, Чинук, если что, поддержит огнем.
[ Я въезжаю в стройку!]
Тем временем все остальные достигли своих позиций, а я "вовремя" вспомнил, что снайпера Гостов не имеют ДВ. Впрочем, ничего страшного - если увидят что-то важное, надеюсь, додумаются сообщить с помощью меток. Под звонкие шлепки миномета жду дальнейшего развития событий.
Начинают поступать доклады от вертушек - на севере, у Пари-Сиах, обнаружен враг. ID все еще воюет с СпН противника и вполне может попасть под удар с двух сторон. С этим надо что-то делать, но убирать их оттуда не хочется - решаю пока оставить и приказываю расчехлить Дракон, может, повезет подловить танк. Чинук тем временем рапортует о еще одном уничтоженном УАЗе, что радует, зато командир ID периодически пропадает с ДВ, что радует уже не совсем.
[ Веду огневой бой]
Онода, мой командир минометчиков, запрашивает новые цели. В качестве профилактики даю ему указание пустить несколько мин по перекрестку у Фалара - на авось, конечно, но мало ли. Однако едва он заканчивает стрельбу, в Фаларе появляются метки на врага - снайпера Гост заспотили танк и пехоту.
[ Сюда бы пару мин]
К сожалению, миномет никого не убил, но, надеюсь, внес некоторую неразбериху в ряды противника. Зато Госты (правда, узнал я это лишь после окончания миссии, посмотрев дебриф), воспользовались привычкой чехов собираться кучкой и настреляли на двоих пяток MOR'ов, правда, погиб и один из снайперов.
[ Было]
[ Стало]
Карта постепенно обрастает метками - Ирокез заметил вражескую технику далеко на севере, западнее Гурдура тоже появляется противник, судя по докладам от RE, зато на юге пока все спокойно - Брэдли и снайпера Аркуда не видят ничего подозрительного. Что ж, будем ждать дальнейших действий врага.
ID, похоже, потеряли командира, либо погибли - почти не отвечают на запросы по рации, но говорят о сожженном вражеском УАЗе, поэтому после нескольких попыток передать им новый приказ - уходить в Бастам, не забыв прихватить с собой Дракон - делаю переход на резервную частоту.
Как потом выяснится, ID воевали больше часа и действительно полегли практически в полном составе (в живых остался лишь один боец), но совершили настоящий подвиг - об них убилось два вражеских отделения (спецназ HQ и пехотное KND) плюс БТР.
[ Последний герой]
Тем временем, карта полнится метками на противника - вертушки на севере замечают технику, а к западу от зоны обнаружены значительные силы врага. Несмотря на такое обилие меток, я к тому времени еще не имел информации о том, откуда красные планируют нанести главный удар и, самое главное, где именно находятся вражеские танки. Но вскоре ситуация начинает проясняться - на западе, судя по информации от Гостов (молодцы, и без ДВ сумели сообщить), катаются два Т-55, а на севере еще один танк (получается, что там Т-72).
[ Положение дел через полчаса после старта]
Через некоторое время RE и FOX докладывают о непосредственных контактах с врагом - много пехоты, много техники. Скорее всего, противник будет атаковать так же как я в прошлый раз - через западный хребет. Меня эта ситуация вполне устраивает - я к ней и готовился, Брэдли должна надежно прикрывать зону от танков. Лишь бы RE выстояли в боях с вражеской пехотой и не дали ей зачистить место для техники красных.
Но до пехоты пока дело не дошло: некоторое время с нашей стороны работает лишь миномет, а с их - танки и Шилка, которая к тому времени сбивает Чинук в районе Анара. RE держится, но к ним потихоньку начинают подходить с запада, причем пехота, что меня совсем не устраивает. Настало время вводить в бой резерв. Вообще, FOX к тому времени уже трудно было назвать резервом успели повоевать, но на текущей позиции от них все равно толку мало (ну, если не считать потенциальные мишени для танков - глядишь, быстрее все фугасы потратят). Даю Гренвиллу метку на новую позицию (все в условиях строжайшей конспирации, а то что-то RE на связь не выходят, вдруг ДВ уже захвачено?) и Фоксы отправляются в долгое (но увлекательное, как потом выяснится) путешествие через южную дорогу на Дарбанг. Их задача - уничтожить ту пехоту, кто давит на RE с западного фланга.
[ RE воюют с пехотой]
Брэдли пока сидит без дела и, видимо, от безделья у экипажа начинаются галлюцинации - Пикачутка с тревогой в голосе сообщает, что их обстреливают из стрелкового оружия. Снайперская пара Аркуда, находящаяся рядом, докладывает, что у них все тихо. Видимо, на Брэдли напала стая такистанских дятлов. Оставляю экипаж Пикачтуки заниматься орнитологией дальше, а сам пытаюсь собраться с мыслями.
Пока выходит следующее - основные силы врага будут атаковать с запада, SF дают метки и на севере, да и вертолет Рино докладывает о танке в том районе, но у RE интенсивность боя гораздо выше. Разрывы танковых фугасов слышно уже на базе, пусть пока они и раздаются где-то далеко.
Гренвилл почему-то не выходит на связь и не обновляет метки на свое местоположение, что начинает меня сильно тревожить - а вдруг Пикачутке не приснился обстрел и на юге уже вовсю орудует незамеченный супостат? Нервозности добавляют доклады от вернувшихся на связь RE - они видят машины далеко на юге (вроде бы наши Хаммера, но не уверены), а потом и вовсе замечают дым от сгоревшей техники в том же районе. Ясно, что у Фоксов не получилось спокойной поездки. К моему облегчению, вскоре на связь ненадолго выходит Гренвилл, говорит, что у них контакт, но вроде все закончилось в нашу пользу - уточнять ему некогда, но через некоторое время он же докладывает об уничтоженном УАЗе, набитом вражеской пехотой под завязку.
[ Не ждали]
К счастью для военных историков, этот встречный бой на дороге был запечатлен аж двумя бойцами (опустим вопрос, откуда они взяли GoPro в 91 году):
[ Видео]
Ролики выше, кстати, один из ответов на вечный вопрос вида "Да зачем вы там сидите под кустом два часа подряд!?". Эмоции Стопятого, столь громко выраженные достойно самого Пьера Вудмана - они ведь ни разу не наигранные и никакой Батлфилд подобного не даст даже близко. И неважно, что бывает подобное раз в сто игр.
Впрочем, это все лирика, но и есть тут и физика, точнее, арифметика. Если вы внимательно читаете дебрифинг, то должны заметить, что это уже четвертый уничтоженный УАЗ из двух, имеющихся у атаки. Как говорил еще Суворов о турках в ответ на вопрос о вражеских потерях - "Пиши поболе, чего их, супостатов, жалеть!". Это, кстати, не единственная путаница на этой миссии: если судить по меткам, то единственный Т-72 чудесным образом телепортировался с северного направления атаки на западную за считанные секунды, а иногда существовал и там и там, причем доклады были вполне уверенные, а не "ну, может 72йка, а может и нет". Ну и Dendrocopos pikachutkus, да.
Пока Фоксы теперь уже на двух Хамви едут дальше, а RE сжигают БТР, на базе внезапно слышатся выстрелы из АК, причем весьма близко. Штабное отделение вместе с минометчиками отправляется на поиски нарушителя и выясняет, что одинокая котлета без проблем вынесла снайперскую пару у РЛС. Котлете, это, конечно, не помогло - ее быстро убили (помогла М113 SF, спустившаяся с горки), но заставило задуматься как о квалификации снайперов так и о моих способностях планировать оборону базы. Вполне возможно, что сейчас сюда протечет и еще кто-нибудь из вражеской пехоты. Мне-то что - я в домике, накрылся старым ковром и колдую над картой, а вот минометчикам явно не поздоровится, они на открытом месте своим делом занимаются.
[ Наноснайпера и нанокотлета]
Пикачу наконец-то отбивается от дятлов и сообщает о многочисленных контактах на западе, среди которых замечен и танк. Даю добро работать из ПТУРа (для которого всего два заряда, а танков у врагов три, напомню). Брэдли ожидаемо мажет, но и ее танк пока достать не может. Второй заряд лучше приберечь для выстрела наверняка, но раз уж Пикачу видит много пехоты и уже всяко спалил свою позицию, то разрешаю ему работать из пушки по всему, что движется. Вскоре от него поступают радостные доклады "мы там целую кучу врагов положили". И то хлеб, хотя главное - надо выбивать танки. Метки на них уже совсем рядом с позициями RE, поэтому ставлю последним главную задачу - любой ценой уничтожать вражескую бронетехнику. Фоксы потихоньку подходят с запада.
[ RE героически держит оборону]
SF начинают нести потери от наступающих с севера врагов. Помочь я им никак не могу, но и убрать их с высоты тоже никак нельзя. В очередной раз командую по возможности прятаться и ждать подхода противника вплотную. Двое бойцов из FMF, пытающихся зайти в шоколад наступающим, гибнут, так и не успев никого убить. Практически одновременно с этим накрывает пехоту SF и на востоке у меня остается М113 и два бойца.
[ Потеря восточной группы]
Я об этом пока еще не знаю (красноречивую метку на карте "SF полностью уничтожено" замечу несколько позже), поэтому решаюсь на отправку Брэдли к Фоксам таким же маршрутом. Снайпера Аркуда пусть возвращаются в зону на место бесславно полегших RS.
Тем временем, начинает прилетать уже по зоне. Прилетает совсем рядом, но танк, как выясняется, стреляет бронебойными - видимо, все фугасы потратили на западную группу обороны. Тем не менее, надо с этим что-то делать - командую Пикачутке срезать путь, двигаясь прямиком на север и искать танки. С этим проблем не возникает (вот что тепловизор животворящий делает!), но и последний ПТУР уходит в молоко. Отлично - я остаюсь без основных своих противотанковых средств, а у врага целы все танки. Приказываю Брэдли двигаться дальше на гору, пусть хоть Шилку поймает, которая начала долбить по РЛС. Тут мою тоску развеивает доклад от RE о уничтоженном танке врага.
[ Минус один]
Через пять минут еще одно сообщение - второй танк тоже горит. Или у него выбит экипаж... Или танк захвачен нашей пехотой... неразбериху усиливает возобновившийся обстрел зоны. Приказываю добить танк - свой он уже или не свой - от него надо избавиться. Пока решается вопрос с танком, Фоксы и RE добивают остатки вражеской пехоты, а Пикачу, наконец-таки добравшийся до гребня хребта, сжигает Шилку. Западный фланг полностью зачищен от противника.
[ Минус остальные]
Впрочем, отделение RSG сумело таки просочиться через Тимуркалай чуть севернее основного боя и подходит к зоне. На базе становится жарко, но ненадолго - совместными усилиями Брэдли, отделений в зоне и остатков SF удается отбить атаку практически без потерь (лишь снова гибнут снайпера - на сей раз Аркуд и Череп).
[ Прорыв]
Пока на базе разбирались с вражеским прорывом, на севере противник вышел на удобную для обстрела зоны позицию. Впрочем, туда уже спешат Фоксы, забравшие по моему приказу M113 RE. Надо чем-то выбивать последний танк, иначе он нас тут всех положит. ПТ средств почти нет, но Гренвилл докладывает, что парочка труб у него имеется, плюс Рино, забравший последнего выжившего ID, вооруженного РПГ, сбрасывает его к юго-востоку от позиций врага.
[ Нанообход]
Едва Фокс спешивается и вступает в бой (успели таки), сгорает Брэдли, успевшая, правда, выбить еще один БТР - танк, оказывается, ушел немного севернее и теперь находится в относительной безопасности, мне до него достать нечем. У Фоксов интенсивный ближний бой - успевают доложить о сожженном вражеском БРДМ и пропадают с ДВ. Судя по всему, дела у противника плохи, раз уж КШМ отправили в самую гущу боя. Но танк! С ним надо что-то делать - от его огня гибнут все, кто решился вылезти на высотку рядом с РЛС. Через КВ приказываю остаткам Фоксов любыми способами рожать ПТ средства и идти убивать Т-72.
Но... Внезапно срабатывает триггер - атака понесла невосполнимые потери и вынуждена отступить.
[ Победа!]
Победить получилось, пожалуй, большей частью за счет личного скилла бойцов, нежели благодаря каким-то тактическим решениям. Угадал с расстановкой сил на старте, а остальное уже заслуга самих игроков. Микроконтролем заниматься не пришлось, что радует (особенно хочу отметить RE - действовали самостоятельно, но не в разрез задумке КС). Каких-либо замечаний нет, разве что не понравилась неразбериха с Т-72, метки на который были сразу на двух направлениях атаки и бездарная потеря ПТУРов у Брэдли.
Оценочки
Начнем с пехоты.
ID - пять с плюсом. Несмотря на достаточно быструю потерю связи с этим отделением, они успешно воевали и нанесли противнику значительный урон, пусть и ценой гибели почти всего отряда. Молодцы, что еще сказать.<
RE - пять с двумя плюсами. Воевали против пехоты, жгли танки, спотили врага. Серджио вообще показал себя терминатором - если не ошибаюсь, только на его счету 9 фрагов, что составляет шестую часть всех вражеских сил.
SF - тоже отлично. Жаль, что им не получилось толком повоевать, зато они одним своим присутствием на высоте сумели задержать северную группу врага, позволив другим уничтожить достаточно живой силы противника.
FOX - аналогичная пятерка. Не растерялись при встрече лоб в лоб на дороге, потом неплохо воевали ну и под конец намолотили пехоты.
Снайпера:
GHOST - отлично. Да, не нашли вражеского КС, но тут их вины нет, зато ставили метки на врага и перебили половину отделения чехов.
Odin - троечка с плюсом. Непонятно, получилось ли у них повоевать, но особого толку от них я не ощущал.
RS - неуд. Снайпера, рядом с зоной, на удобной позиции - и слиться одинокому рембе, причем одиночке (одиночке, Карл!). Печаль.
Техника:
Брэдли Пичкачутки - тройка. Бездарная стрельба ПТУРами, но хорошо что хоть не слились сразу. Да, настреляли пехоты, пару БТРов и Шилку, но с тепловизором это не весть какое достижение.
Ирокез Рино - пять. Свои задачи выполнил, проявлял инициативу (его идея и реализация скинуть в тыл северной группы врага бойца ID с трубой, пусть я и не одобряю подобное котлетство), не слился просто так.
Чинук Спандекса - четыре. В начале поддержал ID, потом спотил врага, но все-таки был сбит. Обстоятельства гибели мне неизвестны.
Остальные:
Штабное и медики - отлично. Помогали командиру, воевали с просочившимися в зону красными, лечили своих. Все как надо. Отдельное спасибо Визу - как адъютант показал себя с лучшей стороны, помогал по мелочам (передача приказов через КВ, повторял то, что я пропустил), что позволило сосредоточиться на управлении стороной.
Минометчики - тоже отлично. Пусть миномет настрелял где-то пять человек (хотя для Армы и это не самых плохой результат), зато, как мне кажется, он выполнил не менее важную задачу - не давал врагу засиживаться на одном месте и чувствовать себя комфортно.
КС - себе тоже поставлю пять. Получилось победить без катастрофических потерь и получить удовольствие от командования.
О противнике
Противник действовал предсказуемо, но, с другой стороны, атаке здесь трудно придумать что-то иное, чем наступление по хребту к западу от зоны. Брэдли, хоть и не смогла ничего сделать танкам, одним своим присутствием не давала им спокойно работать - в зоне от танкового огня погибло всего несколько человек и то в самом конце. В единоборствах лицом к лицу красные погибали куда быстрее, техникой тоже не смогли распорядиться должным образом. Все это (а так же парочка случайностей вроде уничтожения УАЗа с врагом Фоксами) и привело к достаточно уверенной победе. Примечательно, что выиграть удалось, несмотря на значительный (более 10 человек) перевес в живой силе на старте миссии, причем у обороны оставалось еще достаточно людей по ее завершению.
Всем причастным - большое спасибо, было интересно.
Community Info