городской волколис (wolfox) wrote in gamer,
городской волколис
wolfox
gamer

Categories:

i see dead people... and lots of other things

Страх есть малая смерть, влекущая за собой полное уничтожение. Я встречу свой страх и приму его. Я позволю ему пройти надо мной и сквозь меня. И когда он пройдет через меня, я обращу свой внутренний взор на его путь; и там, где был страх, не останется ничего. Останусь лишь я, я сам.
(Ф. Герберт, "Дюна")


Вы любите темные сеттинги, включающие в себя психбольницы и заброшенные дома? Вы не шарахаетесь от вида трупов, расчлененных и нет, в различной стадии разложения? Вы ступите в кровавые лужи и пройдете лесом отрезанных голов? Вы готовы встретиться лицом к лицу с собственным страшнейшим кошмаром и выдержать?

Тогда - добро пожаловать. Нет, не в очередной Сайлент Хилл, не в Резидент Ивил и даже не в Амнезию. В point-and-click квест, главная героиня которого - десятилетняя девочка, потерявшая любимого котика. Во Fran Bow. Но учтите: вас предупреждали.



Фран жила, как большинство детей ее возраста, счастливо и не думая о будущем: играла, ходила в школу, рисовала и читала. У нее были любимые мама и папа, любимый черный кот Мистер Полночь, любимая тетя Грейс. Но в одну роковую ночь Фран увидела странный силуэт за окном своей спальни - и, как и любой ребенок, побежала за помощью к родителям. А за дверью спальни родителей... В общем, на этом месте газеты, публикующие криминальные хроники, удерживаются от подробностей - достаточно сказать, что в крови был даже потолок.



А вот трейлер:



Насмерть перепуганная Фран умчалась прочь из дома, сопровождаемая лишь своим верным котом. Она бежала, бежала, и в конце концов упала без чувств в лесу, где ее следующим утром и нашли - и, разумеется, отправили в психиатрическую лечебницу. (Год на дворе, кстати, творился примерно сороковой-пятидесятый прошлого столетия.) Ее любимый кот исчез, ее привязывали к кровати и заставляли принимать таблетки, последствия от которых были, мягко говоря, малоприятными... Фран решила, что пора продумывать план побега. В конце концов, у нее осталась тетя Грейс, которая пишет племяннице письма и скучает по ней. А сначала надо найти Мистера Полночь. Но выбраться из больницы будет не так-то просто, а сохранить рассудок в дальнейшем карнавале безумия, макабрических теней и вещей, вызывающих мурашки по хребту, - еще сложнее.

fran-bow-8_30_2015-10_00_20-am

Окружение Фран кажется немного нелепым изначально - чуть поправлена перспектива, чуть мультяшными сделаны предметы; создается эффект чего-то вроде "Коралины" или "Кошмара перед Рождеством". И это еще - до того, как Фран примет свои волшебные таблетки (бутылочка с красными пилюлями будет с ней большую часть игры). Стоит девочке проглотить "лекарство", как мир переворачивается: обычная комната больницы оказывается наполнена черными зубастыми тенями, из раковины свисают пульсирующие алые вены, кровь заливает окна, на кровати лежит безголовый труп лисы. (Все игравшие дружно вспоминают Saya no Uta.) И в этом мире нам придется взаимодействовать с разумными и не очень существами, решать загадки и искать предметы не меньше, чем в нормальном. Так что крепко подумайте, прежде чем играть во Фран: выдержите ли вы? Фран - не детская игра, по рейтингу она тянет как минимум на твердую R, а то и выше.

catdoll

А потом? А потом мир "обычный" и мир "безумный" переплетаются все теснее, и уже непонятно: в каком из миров Фран встречает огромного говорящего муравья и семейство шишек? В каком из миров ее выводит из лабиринта заводная плюшевая игрушка кота на колесах? В каком... Впрочем, это не важно. "Нормальности", как таковой, больше не осталось. Вообще.

Fran.Bow-SKIDROW-www.intercambiosvirtuales.org-9

Главная героиня, как мы уже знаем, маленькая девочка, но это не история о пробуждающейся сексуальности и насилии, как, например, The Path или Dreaming Mary; этой стороны рейтинга R в игре нет вообще. История Фран ближе к American McGee's Alice и Sucker Punch - когда человек бросает вызов собственному безумию, или же ищет выход, которого нет в реальности, вооружившись лишь собственным воображением. Но не только. Еще история Фран - это история о смерти. О смерти, идущей бок о бок с жизнью; о том, что ничего, в общем, страшного нет ни в расчлененных телах, ни в жутких призраках, это всего лишь смерть, с которой мы все должны быть знакомы. Смерть, которая является нашим древним и давним врагом - и одновременно спутником. Трупы плавают в колодце - ну что ж, пусть плавают, только пить эту воду не стоит. Раскопать могилу ради поиска доказательств - не осквернение и не святотатство, а обычное дело. Убить животное ради мяса - в порядке вещей. И маленький Смерть Червь, которого Фран находит в обглоданной туше оленя, классический Grim Reaper с косой и черепушкой, лишь подтверждает эту теорию: он съедает мясо, чтобы олень после смерти смешался с землей и дал новую жизнь растениям, а потом, вероятно, и новым оленям, которые съедят эти растения. Круг жизни замыкается.

sss_e3e56c00e0d429954443dfe9fa51ce37

Конечно, всему этому способствует "детское", "несерьезное" восприятие маленькой Фран: она способна попытаться утешить двух мертвых младенцев, сшитых вместе, посочувствовать скелету медсестры "вы такая худая", попытаться приставить отрубленную голову на место. Но все это не значит, что Фран не понимает концепцию смерти, вовсе нет. Она понимает ее слишком хорошо - и именно поэтому не дает страху овладеть собой.

8235b81a-5b6c-405f-8416-ebd05e2a80a7

В процессе игры вспоминаются всякие страшные крипипасты "штуки, которые дети говорят родителям" - вроде "я вижу в нашем чулане мальчика, у которого нет шеи", или "папа, у тебя на спине бесшерстные красные кролики с большими зубами". Так ли они страшны на самом деле для самих детей - кто, хоть убейте, не видит такой уж разницы между призраком и реальным человеком? У вас не было в детстве воображаемого друга, который легко мог напугать взрослых? У Фран вот был - скелет в шляпе по имени Итвард. А у меня была игрушка, плюшевый лисенок, которая умела ночью прыгать по мебели: со шкафа на стул, со стула на кровать... Взрослым это почему-то казалось жутким. А вам?

pineconefamily

Чтобы вырваться из классических линейных рамок point-n-click игры "иди сюда, возьми отвертку и примени ее на холодильнике", Fran Bow использует "переключение между мирами". Поначалу это те самые скачки-по-реальностям с помощью таблеток: зачастую именно "страшный" мир помогает найти нужный предмет или ключ, открыть дверь, запертую в мире обычном. (А иногда, что парадоксально, он показывает гораздо более здравую картину событий, нежели окружение-без-пилюль: что правдоподобней - конфетно-карамельный домик ведьм-близняшек или же недра заброшенного колодца, куда Фран провалилась при побеге?) В третьей главе Фран попадает в заметно более светлую страну, сказочную и напоминающую "Бесконечную историю", и там она учится менять - с помощью огромных волшебных часов - времена года. К примеру, только осенью можно сорвать лимон с дерева, и только зимой перейти озеро по льду.

FranBow_8

Загадки в игре в основном логичны, и, несмотря на творящийся вокруг хоррор, у Фран нет риска погибнуть (кроме как в мини-играх между главами, которые, впрочем, тут же стартуют сначала; при желании их можно пропустить). Торопиться тоже не надо: у нас же квест. Но, увы, встречаются и неинтуитивные места; на стимо-форумах есть полное прохождение, для тех, кто, как и я, не силен в паззлах. Особенно в том, с шестеренками, в конце второй главы...

fran-bow-chapter-4-6

Игра очень макабро-безумна и очень красива; как я уже говорила, напоминает "Коралину" Геймана. Вообще очень много геймановского и клайв-баркеровского в атмосфере. Стильно? До ужаса, в буквальном смысле. Красота перерастает в creepy и обратно: мертвые головы, зацепившиеся за ветви деревьев, разлетаются огненными мотыльками, живые люди превращаются в ходячих скелетов, младенец оборачивается поросенком... нет, поросенок был в Алисе, а тут - куклой. Ничто не постоянно, все меняется.

Scr_02

В отличие от всеми любимой Алисы МакГи, Фран не бегает по локациям, размахивая ножом и убивая врагов (хотя, будем честны, нож у нее в инвентаре есть, и... хм... вонзать его в живых существ - придется). Она - вежливая и добрая девочка, которая обратится и к крысе, и к огромному насекомому, и к говорящей жабе "извините, сэр\мадам", она всегда готова выслушать и утешить кого угодно, она даже украсть необходимую ей мелочь не может без угрызений совести и обещаний, что обязательно вернет. Это воплощение доброты во вселенной безумия; и, в общем, оно себя оправдывает - если поговорить с любым, даже ужасным монстром, может выясниться, что он не так уж и страшен и все можно решить мирным путем... ну, почти все. А существа, населяющие этот мир! Каждый из них уникален, и забыть его невозможно.

skogen_09

История Фран обязательно заворожит любого, кто решится попробовать и не испугается элементов типа "кровь-кишки-внутренности", в художественном беспорядке развешанных по стенам. Она не даст четких ответов - но высыпет вволю намеков, подсказок, идей. И захватит - до самого конца.

Эта игра способна одновременно вызвать нервную дрожь (потому что жутко, блин!) - и мягкое тепло в области сердца. Потому что игра-то, в общем, о доброте. О том, что нельзя, как завещал Ф. Герберт, дать страху управлять тобой. О том, что нет нашей вины в том, что мы не можем контролировать. О том, что выбор между ужасным одиночеством и одиноким ужасом не может быть правильным: всегда, всегда надо выбирать счастье. И никогда не сдаваться, какие бы демоны тебя ни окружали.

362680_screenshots_2015-08-29_00001

Хоть легкая витает грусть
В моей волшебной сказке,
Хоть лето кончилось, но пусть
Его не блекнут краски,
Дыханью зла и в этот раз
Не опечалить мой рассказ.
(Л. Кэрролл)
Tags: .платформа: pc, .рубрика: инди-игры, .содержание: видео, .содержание: картинки, .форма: обзор
Subscribe
promo gamer december 14, 2012 10:36 41
Buy for 100 tokens
Советы авторам! 0. Если ваша статья крупнее расписания лекций третьего курса на четверг - прячьте под кат все, кроме одного небольшого скриншота\картинки и одного-двух абзацев. По кату обязательно кликнут и прочтут остальное, не беспокойтесь. 1. Определите для себя, о какой игре вы…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments