городской волколис (wolfox) wrote in gamer,
городской волколис
wolfox
gamer

девочка и море

Я так давно родился, что говорить не могу,
И город мне приснился на каменном берегу...
(А. Тарковский)


Submerged, игра про бескрайний океан, затопленный мегаполис и двух детей, потерявшихся в нем, интересна как минимум тем, что у обзорщиков (и простых игроков) мнения на тему оной игры резко полярные. Либо "красота, супер, 10\10", либо "унылая бродильня без смысла и загадок". Мнений "посередине" почти нет, я искала.

042899

По жанру проще всего назвать Submerged "симулятором исследователя". И в таком случае, конечно, первый вопрос - интересно ли исследовать мир, представленный там. Отвечаю: это зависит от вас. Мне было интересно. Вам же... Давайте попробуем разобраться.

Сюжет игры незамысловат и схематичен: двое ребят-подростков на маленькой моторной лодке приплывают в руины затопленного города. Мальчик, Таку, тяжело ранен, и его старшая сестра, Мику, пристроив брата на одной из скамеек разрушенного храма, возвышающегося над водой, отправляется искать какую-то помощь: медикаменты, еду, средство от кусачих насекомых. Припасы находятся в ящиках с экстренным снабжением на крышах развалившихся небоскребов. Соответственно, сам геймплей состоит из двух частей: мы вместе с Мику рулим лодкой, изучая полупроглоченный океаном город, а потом, найдя здание с вожделенной "гуманитарной помощью", карабкаемся на самый верх по стенам, карнизам и обломкам балконов. Лазает Мику ловко, как обезьянка, поэтому сложностей эти альпинистские походы не представляют. Потом мы относим "добычу" в храм, где без сознания лежит Таку, потом цикл повторяется сначала - и так девять или десять раз. В общем-то, это все, и игра займет у внимательного игрока от силы часа три, даже с полным открытием карты (у перфекциониста, который поставит себе целью собрать все книжки с историей города, часов пять-шесть).

submerged_11

Чем же эта игра "цепляет" людей, если геймплей очевидно рутинный и не отличается разнообразием?

Конечно, нельзя не отметить сам город. Он прекрасен. Тут меня, конечно, авторы прицельно погладили по любимому хвосту: сеттинг постапокалиптики и близкие к нему идеи (разрушенные мегаполисы, заброшенные поселки, оплетенный виноградом ржавеющий грузовик, джунгли, наступающие на высотные дома) я просто обожаю, чего скрывать. Как хорошо было в третьем Fallout бродить с собакой по руинам Столичной Пустоши, пиная бутылку из-под нюка-колы вниз по обвалившемуся хайвею! И как жаль, что в Last of Us не давали просто прогуляться по залитым закатом улицам или залезть на крышу здания  - отовсюду начинали лезть мерзкие зомби и отвлекали от лирического настроения.

2853862-submerged5

Кхм. Так вот: город. Он, конечно, придуманный, ничем не напоминающий какой-либо из реальных городов нашего мира, как та же Столичная Пустошь, возникшая на месте Вашингтона... Но там есть все. Библиотека, отель, госпиталь, статуи давно забытых конных генералов, огромные, до сих пор возвышающиеся над морем мосты, накренившееся и проржавевшее насквозь колесо обозрения. Гостиницы и офисные здания, кстати, названы "со смыслом" - Рльех, Китеж, Рунгольт (про последний я не знала, пришлось гуглить). Океан поглотил первые несколько этажей домов - и теперь там, где когда-то проносились стремительные такси и люди шли на работу, играют дельфины и пляшут летучие рыбы. Иногда проплывает огромный кит, поднимая фонтаны брызг. Проулки между домами заросли пузырчатыми темно-зелеными водорослями, кое-где цветет здешний морской плющ, раскрашивая каменные стены ярко-алыми цветками, в окнах небоскребов, заменяя давно погасшие лампы, пляшут стайки светлячков. Город очень красив, и простую задачу "плыви на лодке до первого подходящего здания" можно выполнять минут сорок - просто потому, что будешь постоянно отвлекаться. А какие здесь закаты! А какая огромная над морем всходит луна! В игру даже встроена опция "postcard" - где можно остановить время, выбрать ракурс, поворот камеры, дождаться особо эффектного порыва ветра, развевающего шарфик Мику... И - на десктоп. Или просто в папку любимых картинок.

Единственный минус этой прекрасной атмосферы - вода. В смысле, то, как она сделана: она практически непрозрачна, и если ночью это еще можно понять (тяжелые, темные перекатывающиеся волны), то днем... Нет. Ожидаешь светло-голубой, стеклянной воды, сквозь которую можно увидеть уличные фонари и ржавые остовы машин далеко внизу, как бы это было здорово, а на выходе - увы. Даже огромного кита, если проплыть строго над ним, глядя вниз, совсем не видно. Но это, конечно, можно объяснить обилием мелких (и не только) водорослей в здешнем море.

submerged_14

Так что основной частью игры, пожалуй, с полным правом можно назвать плаванье-на-лодке по городу. Лазить по зданиям не просто, а очень просто, джамп-паззлов в игре нет в принципе, до вершины каждого небоскреба путь прямой, немногие ответвления ведут к книжкам-"секреткам". Так что - быстро слазили, вернулись, и назад. Вести свое утлое суденышко, лавируя между руинами, любуясь и исследуя.

Сама история, как уже сказано, банальна как три копейки, но иногда именно это и нужно: медитативное повторение, покой, только ты - и город, возвышающийся над маленьким тобой. Простая цель: найти медикаменты (еду, воду, витамины), простой путь к ней, босоногая девочка из рыбацкого поселка в своей лодке - и весь мир вокруг нее.

И, конечно, капля тайны. Какова история затопленного города? Чьи светящиеся глаза следят за Мику из темных окон? Почему вокруг так много обломков других лодок (с их помощью Мику апгрейдит мотор своей)? Почему, наконец, за много лет люди так и не вернулись в эти руины?

Miku

В общем, вроде бы все компоненты успеха есть. Но - ругают. И нельзя сказать, чтобы не за дело.

Ругают за полное отсутствие "челленджа", какого-либо вызова - карабкаться по многоэтажным громадам Мику легче, чем нам подниматься с четвертого этажа на пятый, упасть, кажется, вообще невозможно; лодку, конечно, тоже ничто не перевернет, даже кит, и шторм не начнется, и бензин, или чем там мотор заправлен, не кончится. Ругают за то, что нельзя зайти внутрь зданий, хотя двери и окна мы видим, и, казалось бы, чего проще - но нет, мы передвигаемся исключительно снаружи, предпочитая обползти здание кругом, а не попытаться пробраться изнутри. Ругают за уже упомянутую рутинность: залезли, достали ящик, посмотрели ролик, лезем на следующую вышину. В роликах практически ничего не происходит, кстати. Ругают за способ изложения истории города: мало того, что надо собрать все книжки - а их, надо сказать, очень много - так еще и получаем мы в результате невразумительную легенду в пиктограммах, где можно усмотреть как пробуждение Ктулху, так и последствия Фоллаута. Ругают за то, что не показано практически никакого воздействия между протагонистами игры: да, это не Brothers, далеко не, Таку 99% времени валяется без сознания и в сюжете не принимает вообще никакого участия. Ругают за сюжет, который, в общем-то, даже не рельсы - а один рельс, кусок-обломок. Ругают за цену: дорого для коротенькой игры. Все эти упреки понятны и заслуженны.

submerged-screenshots-02jpg-74e6ea

Стоит ли при таких исходных данных тратить два-три часа жизни на Submerged? Для меня ответ был однозначным "да". Мне нравилось скользить по ровной водной глади, любуясь, как за гигантским скелетом железнодорожного моста заходит за горизонт солнце. Мне нравилось рулить наперегонки со здешними пупырчатыми дельфинами, преследовать китов и распугивать мелких птиц на карнизах зданий. Мне нравился здешний тропический, налетающий стремительно и так же стремительно стихающий дождь, яркие цветы и заросли травы по пояс, колонны, укутанные в плющ, как в плащ. И музыка. Музыка в Submerged, кстати, хороша без вопросов. Вам же - решать самим.

[И мое мнение о концовке игры. СПОЙЛЕРЫ. Читать тем, кто уже прошел, или тем, кто совершенно точно не собирается.]Я обычно не пишу в обзорах о финале игры (ибо это очевидное свинство), но свои эмоции по поводу концовки конкретно Submerged не могу держать при себе.

Еще раз предупреждаю - далее СПОЙЛЕРЫ.

На свой страх и риск.

***

Мне, честно говоря, все вышеприведенные минусы не помешали получить радость от игры. А что огорчило - это финал. Весь крохотный сюжет (ну не считать же сюжетом "достань ящик, принеси, повтори") построен вокруг того, как Мику узнает затопленный мегаполис, проникается им, он становится знакомым и почти привычным... и как в процессе меняется сама Мику. Это была чудесная метафора человека-в-городе, когда ты постигаешь его, а он - незаметно, исподволь, - изменяет тебя. И вот ты уже не тот, каким вошел, и никогда не станешь прежним, потому что - да, да, - нельзя войти дважды в одну и ту же воду, пусть она и морская, и тот опыт, который Мику получила (а Таку - нет) неминуемо превратит ее в нечто иное, уже-не-человека...

Я ждала этого финала. Он был бы единственно правильным. Но нет, морские жители убирают "порчу" Мику, и брат и сестра счастливо уплывают в закат. Е-мое. Я люблю хэппиэнды, я очень люблю хэппиэнды; когда создатели игры решают, что драма и надрыв им дороже, и злобно убивают главгероя, я расстраиваюсь безмерно. Но тут... собственно, сломан был и тот нехитрый плетено-корзиночный сюжетик, что только и имелся у игры. И даже больше: сломана сама логика мира и весь подтекст идеи. Жаль, очень жаль.


Ощущая на ощупь ступени босой ступнёй,
Постепенно отучаешься чувствовать себя собой,
Не менее постепенно научаешься шороху и песку,
Молчаливому плеску, судорожному глотку
Миндалин, дальним краем царапающим гортань –
– Встань, – говорит, – И иди, – говорит, – достань, –
Говорит, – Луну.
А что? Я выну её из груди?
Обрывается и беззвучно идет ко дну
Что-то, доселе маячившее впереди.
(Е. Риц)

Tags: .платформа: pc, .платформа: ps4, .содержание: картинки, .форма: обзор
Subscribe
promo gamer december 14, 2012 10:36 41
Buy for 100 tokens
Советы авторам! 0. Если ваша статья крупнее расписания лекций третьего курса на четверг - прячьте под кат все, кроме одного небольшого скриншота\картинки и одного-двух абзацев. По кату обязательно кликнут и прочтут остальное, не беспокойтесь. 1. Определите для себя, о какой игре вы…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 19 comments