TverFairyTeller (tverfairyteller) wrote in gamer,
TverFairyTeller
tverfairyteller
gamer

Categories:

Sublustrum

"Дорогой брат! Мы не общались уже целую вечность. Надеюсь, ты ещё не позабыл о моём существовании. В эти решающие для меня дни я обращаюсь к тебе, как к самому близкому человеку. Человеку, с которым меня связывают больше, чем просто родственные связи. Ты должен приехать и увидеть своими глазами. Почувствовать... то, что совсем недавно казалось совершенно невозможным. Ты будешь потрясён, как был потрясён я в первые минуты. Всё дело в точной подстройке к внутренней частоте. И они знали это, конечно же, знали! Представляю, какой материал ты сможешь найти там для своей новой книги. Завершено дело всей моей жизни - важнейший эксперимент, открывающий новые горизонты человеческого восприятия. Именно сейчас я нуждаюсь в твоём присутствии, как никогда ранее. Отправляю депешу срочным письмом и рассчитываю, что ты изыщешь возможность прибыть в мой дом в ближайшие дни. Все подробности на месте".

 
С этого интригующего и трогательного послания начинается одна из самых удивительных и непостижимых компьютерных игр, в которые мне приходилось играть. Эта история - больше, чем просто рассказ о двух братьях, это история о путешествии в глубины человеческого подсознания, о том, что многие из нас в душе мечтают изменить собственное прошлое, даже если на это потребуется потратить долгие годы жизни. Это игра, которая ставит вопросы, но не даёт на них ответы, а вместо этого предлагает игроку самому подумать над нетривиальным содержанием. Это игра  "Сублюструм" от питерской компании "Phantomery Interactive".


   Название игры, как можно заметить, достаточно туманное и загадочное. Игроками и критиками неоднократно выдвигались различные версии его происхождения. Одни переводят его как "сумеречный" (sublustris), а другие - как "глушь", "болото", "топь" (взяв за основу окончание "lustrum"). Лично мне больше нравится третий вариант, связывающий название с латинским словом  "subconsciousness", что переводится как "подсознание", хотя в конечном счёте все эти варианты подходят данной игре. Итак, о чём же повествует сюжет? А повествует он нам о том, как к одинокому профессору приезжает его безымянный брат (по совместительству главный герой), дабы встретиться после долгой разлуки, но неожиданно узнаёт, что профессор скоропостижно скончался, перед смертью завещав уничтожить все его научные разработки и изобретения. Зайдя в зловещую квартиру (срисованную со старой питерской коммуналки), главный герой оказывается в загадочной лаборатории брата, и вот тут-то и начинается, собственно, игра.
   Вся история развивается где-то в начале XX века, поэтому сразу хочется отметить великолепную стилизацию под старину. Всё происходящее в квартире демонстрируется, словно на старой киноплёнке, с проявляющимися то тут, то там дефектами и редкими подёргиваниями экрана. Также дизайнеры не поленились и прикрутили эффект затемнения по краям монитора, поэтому вкупе со всем вышеперечисленным игра способна не на шутку пощекотать нервишки игроков эдаким саспенсом, то есть состоянием тревоги и беспокойства перед неизведанным. Далее, по ходу сюжета, будет и игра со светотенью, и чёрно-белое изображение, и даже слегка плавающий экран в некоторых моментах. Единственное, что изрядно раздражает, - постоянные размытые вспышки, иллюстрирующие переход между локациями. Они начинают утомлять ещё в самом начале игры, однако беда эта поправимая, поскольку в главном меню (которое, к слову, тоже стилизовано под местный интерьер) можно зайти в настройки и с лёгкостью отключить их. Проще говоря, вся эта вакханалия для эпилептиков серьёзным недостатком не считается.
  На протяжении первых полчаса игрок находит в квартире профессора странную капсулу, а также кучу  здоровенных механизмов, среди которых особую ценность представляют органофон и генераторы водного охлаждения. Из дневниковых записей брата главный герой узнаёт о ходе его исследований и впоследствии повторяет весь этот путь с одной-единственной целью - запустить капсулу и отправиться... в некий Мерцающий мир, который представляет собой поразительную картину того, на что способен неподвластный человеческий разум в его самых сюрреалистичных проявлениях.



Так эта локация выглядит в реальности...



...а вот так уже в Мерцающем мире

   















    Как видно по скриншотам, дальнейшее путешествие главного героя будет весьма ярким и запоминающимся. Мы словно погружаемся в прошлое, видим мир глазами и воспоминаниями пожилого профессора. Кстати говоря, дневниковые записи этого персонажа и в самом деле озвучил профессор Санкт-Петербургского университета, а вовсе не какой-то приглашённый актёр. Что тут скажешь, озвучка выполнена на совесть. В голосе героя действительно слышны интонации эрудированного, грамотного, вдумчивого, здравомыслящего человека. Всё сделано так, как и должно быть.
   Отдельной похвалы заслуживает музыка. Она написана дарк-эмбиентной группой "Anthesteria", созданной не кем-нибудь, а непосредственно самим главой компании "Phantomery Interactive". Инструментальные композиции органично вписываются в данное произведение и слушаются на одном дыхании. Стоит упомянуть, что весь саундтрэк к игре был выпущен отдельным альбомом, и пусть даже в отрыве от первоисточника он звучит несколько скучновато (на мой взгляд), но это всё равно нисколько не умаляет его заслуг и первозданной значимости.
   Финал игры - это отдельная песня. Это то, ради чего каждому стоит её пройти, это то, что переворачивает сюжет с ног на голову, и это то, что оставляет игрока в глубоком потрясении от увиденного. Как я уже сказал ранее, игра задаёт вопросы, но не даёт на них ответы, и самым ярким подтверждением этому служит концовка, которая прямо-таки призвана эмоционально воздействовать на игрока и заставить его шевелить извилинами в попытках разгадать сложнейший игровой ребус, разбитый на кусочки мозаики. В Интернете есть, как минимум, пять различных трактовок финала игры, и мне кажется, что это далеко не предел. Аплодирую разработчикам стоя. Если кто-то ещё сомневается, что компьютерные игры являются искусством наравне с литературой и кино, советую им поиграть в "Сублюструм" и навсегда изменить своё отношение.
   Головоломки в игре довольно сложные. Поскольку "Сублюструм" обладает всеми признаками MYSTоподобных игр (панорамный обзор от первого лица, почти полное отсутствие игровых персонажей, загадки, связанные с громоздкими механизмами, и т.д.), то на него можно смело повесить соответствующий ярлык. Здесь даже есть настолько сложная и навороченная финальная головоломка, что я рискну назвать её апофеозом всех чудовищных головоломок с механизмами среди игр подобного жанра (из тех, что видел лично). Чтобы её пройти, надо не только иметь мозги, но и обладать музыкальным слухом. С последним у меня вроде бы особых проблем не наблюдается, но вот первого в подобных играх иногда явно не хватает:)
   Так почему же мне столь сильно нравится эта игра, если головоломки в ней порой чудовищны, а их решение зачастую приводит в тупик? Ответ лежит на поверхности: всё дело в истории и атмосфере. Когда творец знает, как грамотно подать сюжет и поиграть на струнах души зрителя, последнему уже будет всё нипочём. Ради великой тайны познания (той самой, выраженной фразой: "Чёрт возьми, что же там дальше то будет, а?") он закроет глаза на все неудобства, он будет продираться сквозь горы головоломок, сквозь нагромождения непонятных механизмов, и всё ради того, чтобы добраться до конца. И правильно выстроенная атмосфера, с головой погружающая зрителя в вымышленный мир, немало этому способствует. Это великое умение, которым, к сожалению, обладают далеко не все.
    P.S. На западе "Сублюструм" выходил под названием "Outcry", что приводит меня в некоторое недоумение, ибо к чему менять оригинальное и самобытное название игры на не слишком оригинальное и не слишком самобытное?
   P.P.S. Игра заняла первое место на Конференции Разработчиков компьютерных Игр (КРИ), выиграв в двух номинациях: "Лучшая приключенческая игра" и "Лучшее звуковое оформление". 

Tags: .платформа: pc, .рубрика: игры как искусство, .форма: обзор
Subscribe
promo gamer december 14, 2012 10:36 41
Buy for 100 tokens
Советы авторам! 0. Если ваша статья крупнее расписания лекций третьего курса на четверг - прячьте под кат все, кроме одного небольшого скриншота\картинки и одного-двух абзацев. По кату обязательно кликнут и прочтут остальное, не беспокойтесь. 1. Определите для себя, о какой игре вы…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments