voencomuezd (voencomuezd) wrote in gamer,
voencomuezd
voencomuezd
gamer

Categories:

Квесты про Индиану Джонса. Ретрообзор

Оригинал взят у voencomuezd в Квесты про Индиану Джонса. Ретрообзор


Недавно немецкой студией была выпущена игра-продолжение небезызвестного квеста Lost Horizon, которая вышла еще в 2010 г., по нынешним временам — чуть ли не в прошлую эпоху. Об этой игре я поговорю в следующей раз, а пока отмечу другое. Сюжет игры весьма напоминает по стилистике Индиану Джонса — поиски древних артефактов, загадочное наследие древних цивилизаций, Китай и Европа 1930-х гг., борьба с нацистами, харизматичный небритый главный герой с девушкой и т.д. И вот я подумал, а почему таких "индианоподобных" сюжетов в квестах так мало? Ничего не же стоит взять любого из миллионов клона Индианы Джонса и сделать на его основе адвенчуру — квесты все равно стоят дешевле аркад и стрелялок, а сюжет можно прописать лучше.

Но я порешил отправиться к истокам и посмотреть, как решили эту проблему создатели самого Индианы Джонса — компания LucasArts (тогда еще LucasFilms), которая сделала в 1990-е сразу два квеста про Индиану. Почему же продолжения не последовало? Почему не появились подражатели? Может быть, так я найду ответ?

Конечно, эти квесты были не первыми играми про Индиану. Самой первая была «Raiders of the Lost Ark» от компании Atari Games Corporation, выпущенная в 1982 году. В игре использовалось сразу два контроллера: одним игрок управлял движениями героя, а второй отвечал за использование вещей.



В 1984 г. была еще одна видеогра, основанная на оригинальном сценарии — «Indiana Jones in the Lost Kingdom». А в 1989 г. та же Atari выпустила платформер «Indiana Jones and the Temple of Doom». В 1987 г. был выпущен первый квест, «Indiana Jones In Revenge Of The Ancients», который, по общему признанию, была отстоем. Правда, квест был текстовый — в то время жанр был еще популярен. Наконец после всех этих попыток LucasFilms решил подключиться к веселью. И так появился первый полноценный квест об Индиане Джонсе — Indiana Jones & The Last Crusade: The Graphic Adventure. Выпущенный в 1989 г., он был полностью основан на третьем фильме франшизы. В нем было много особенностей, характерных для того времени — нелинейность некоторых моментов игры, сложность загадок, аркадные элементы и для любителей ачивок — счетчик очков. При прохождении разных ситуаций разными путями очки увеличивались и тем самым показывали изученность геймером игры. Кроме того, там даже были файтинги — с помощью введенной в геймплей системы боя можно было драться с повстречавшимися нацистами в рукопашной.

Творческий подход, отличавший всегда студию, чувствуется и здесь. В хорошей игре даже заставка должна быть стилизована! Да-да, в заставке обыгрывается пролог с молодым Индианой в фильме, хотя длится она не дольше чем положено титрам и обрывается на провале Инди внутрь вагона.

б3

Особого смысла утаивать сюжет нет, поскольку игра в основном копирует фильм. Но все же различия есть, правда, в основном геймплейные. Давайте, я вкратце раскрою сценарий игры, отметив сходства и отличия с фильмом.

1. Индиана Джонс теперь и боксер

Начинается все как в фильме — Индиана Джонс прибывает в колледж после того, как похитил у конкурента крест Коронадо. Судя по тому, что Инди мокрый, бежал он прямо от побережья, ну да ладно («Инди, почему ты мокрый?» «Даже не спрашивай!»). К нему, как в фильме, обращается бизнесмен Уолтер Донован, который рассказывает, что отец Индианы пропал при поиске священного Грааля. Вам предстоит несколько не очень понятных квестовых действий, чтобы отбиться от студентов и поиск артефактов отца на его квартире. Попутно можно потренироваться в колледже в боксе — это потом пригодится.

б12

Вместе с Маркусом мы приезжаем в Венецию, встречаем ассистентку отца Эльзу Шнайдер и ищем под старой библиотекой проход в лабиринты к могиле крестоноца, нашедшего Грааль. Далее идёт обыгрывание эпизода из фильма — если там Инди искал цифру 10 на полу, то тут придется воспользоваться подсказками из взятых книг. Без прохождения это становится понятно далеко не сразу, тем более, что сценаристы-юмористы понатыкали вокруг много табличек с цифрами и стебными цитатами великих людей, что создает впечатление, будто в этом есть смысл. Если же вы вздумаете бить стойкой по полу наугад, то это сработает. Просто в случае ошибки вас заметет охрана. И не тот глуховатый старик на входе, как в оригинале, а обычный итальянский охранник.

а1
а2

Можете рисковать три раза. А что потом? А известно, что бывает за порчу госзданий...



Ну да ладно, после того, как вы не без трудов найдете правильную плиту, вам предстоит долгая ходьба по подземельям. Причем целиком мы их не видим. Ао каким-то причинам Индиана ходит в темноте, освещенный квадратиком, что заставляет запоминать ход наизусть. А лабиринт здесь довольно большой, так как уровни открываются постепенно и содержат многочисленные тупики. Всего их четыре, и вам придется решать некоторые загадки для прохождения дальше. К счастью, они не сложные и затруднения вызывает исключительно писксельхантинг.

б2

Мигающие глаза в темноте будут вам составлять приятную криповую компанию в подземелье первые десять секунд, пока вы не поймете, что они абсолютно безопасны.

Любопытно, что проход по лабиринту в светлом кружке стал потом классической головоломкой в квестах. Могу с ходу, например, назвать Still Life и тот же Lost Horizon, где тоже есть такие моменты.

Итак, довольно приятный уровень в подземелье завершен, и мы узнаем, где спрятан Грааль. В игре, в отличие от фильма, нет секты хранитилей Грааля, поэтому о местонахождении отца Джонса мы узнаем от промокшего Маркуса. («Маркус, почему ты мокрый?» «Не спрашивай!») Откуда он узнал об этом, тоже можете не спрашивать. Я искренне надеюсь, что Маркусу не пришлось бороться с сектантами на моторных лодках...

Ну да ладно, итак, переходим в замок Брюнвальд на австро-германской границе. Нам предстоит пройти через три цепи охраны до помещения с отцом. Это — самый атмосферный, самый запоминающийся и... самый ненавистный уровень игры.

2. Замок Брюнвальд: «Побег из Вольфенштейна», если бы он был квестом.

Итак, задача, поставленная перед нами, на первый взгляд кажется простой. Перед нами три этажа здания, три уровня. Отец Джонса заключен в одной из комнат наверху, нам предстоит пройти мимо охраны, чтобы его освободить. В чем же сложность?

А сложностей несколько. Во-первых, здесь вовсю разгулялась та самая пресловутая нелинейность игры. Вы можете пройти мимо охраны несколькими путями: заговорив им зубы, подкупив барахлом, переодевшись, наконец, просто победив в рукопашной. Однако это только звучит красиво.

б4

На самом же деле обходные пути придется искать в обязательном порядке, так как Терминатора из Инди не получится — в игре крайне неудобная система боя. Управление им здесь такое: клавиши 1, 4 и 7 — шаги вперед/назад; 2, 5, 8 —  блоки; 3, 6, 9 — удары. А теперь поставьте пальцы на клавиатуру и попытайтесь представить себе, как вы деретесь с противником. Получается? Более того, здоровье Инди если и восстанавливается, то очень медленно, а противники на втором и третьем уровне в большинстве сражаются очень умело. Как я ни старался, мне не удалось победить больше двух раз, далее мое здоровье заканчивалось. Единственная аптечка на втором уровне не особо помогла. Пройти же по коридорам и не натолкнуться на охрану хотя бы два-три раза невозможно физически. Можно попытаться спрятаться в соседних комнатах, но на деле это бесполезно — если вы попались на глаза охраннику, он побежит к вам и сколько бы вы не просидели в комнате, его траектория движения не изменится. Сбежать по этим же причинам не получится, тем более, что бегают охранники быстрее вас.

б5

Отговориться или откупиться от охраны можно только на первом уровне, где самые тупые нацисты, один из которых вообще пьян до чертиков (немецкая дисциплина, да) и разбалтывает нам все, что знает, что немного поможет в прохождении... Совсем немного. В остальном же даже форма далеко не всегда спасает, так как эти чертовы нацисты очень ревностно относятся к службе. Увидев незнакомца, они всегда его останавливают, спрашивают, куда он идет... требуют документы... Сомневаются в отговорках... Ненормальные какие-то... Одежда Инди в итоге работает только на первом уровне, а форма прислуги — до второго, причем ключ от шкафа и шкаф в разных концах здания, а потом еще надо выбрать сначала подходящий вариант ответа... Да, если вы выберете правильный вариант ответа, вас отпустят. Как выбрать правильный вариант? О, с помощью очень надежного метода. УГАДАТЬ.

Я не преувеличиваю, правильный ответ на вопрос вам предстоит тупо УГАДАТЬ, перебрав варианты. А их очень много, так как диалоги ветвятся по три-четыре раза, от самых тупых отговорок до хитрых оправданий, и не факт, что даже правдоподобный ответ устроит охранника. Более того, на разных охранников и ответы нужны разные. По непонятным причинам один нацист боится звать ради незнакомого офицера начальство, а второй же наоборот, заявляет, что ему, видите ли, нужны объяснения. Ситуацию несколько смягчает юмор Инди и его харизматичные ответы («Да, мой пропуск у меня в кулаке, разрешите показать»), но ненадолго. Логики в диалогах здесь просто нет, что убивает и Инди, и игрока. У меня Инди в итоге убивали раз сорок и мне приходилось сохраняться и перезагружаться, чтобы постичь эту систему. Поверьте, выяснять все это методом проб и ошибок было совсем не весело.

Но на этом мои мучения не закончились. Помимо сложной системы охраны здесь еще сложная система загадок, типичная для квестов 80-х и 90-х. Все грехи того времени в полный рост — отсутствие подсказок, открытое окно, ничем не отличающееся от тридцати остальных закрытых, и пиксельхантинг. Особенно меня убило, что надо было выдвинуть какой-то кирпич, который был чуть ли не под потолком и который еще надо разглядеть. Ну, и конечно,  «нелинейность», заключаящаяся в том, что вы можете три часа искать способ для отключения сигнализации, пока из прохождения не выяснится, что для этого надо было взять в Венеции другую книгу. Вот спасибочки, что просветили.

Самое обидное, что это ведь чуть ли не самый атмосферный кусок в игре. Огромный замок неплохо по тем временам прорисован и детализирован, здесь шикарная атмосфера для нацистской крепости — всюду свастики, гобелены, портреты и тому подобная нацистская символика, из-за чего уровень выглядит не хуже иных немецких замков во всевозможных Вольфенштейнах, с поправкой на время. Тем более, на мой взгляд, очевидно, что LucasFilms взяла эту идею именно у Вольфенштейна, который в 1989 году выглядел еще так.



Кроме того, в диалогах с нацистами мы слышим немало смешных шуток персонажа, окрашенных самоиронией. Но усложненный и малопонятный геймплей, увы, не позволяет отвлекаться на все эти приятные вещи.

б6

Ладно, так или иначе, хвала прохождению, мы спасаем отца.

а13

Между прочим, нас все равно схватят и нам предстоит сбежать способом, довольно похожим на тот, что в фильме, только без пожара и паники. А дальше?

а37

3. Как вмазать самому Гитлеру

Да, естественно, Берлин. Но, как будто бы мне было мало диалогов и драчек с минимум здоровья, на пути к Берлину нас, в зависимости от варианта прохождения, будет ждать несколько блокпостов, которых почему-то в фильме не было, что, кстати, довольно странно... И где надо опять УГАДАТЬ правильный ответ, причем он может быть даже самым тупым. Например, первый попавшийся охранник пропустил Индиану после того, как тот заявил, что он секретный агент и его миссия настолько секретна, что он даже документы не носит!

а15

Из всех вариантов разговора этот был одним из последних, что я выбрал, как вы понимаете. О том, сколько проклятий я послал сценаристам, когда все-таки дошел до него, упоминать не буду.

Зато Берлин выглядит также атмосферно-нацистски, как и положено Индиане Джонсу.

а14

Отняв у Эльзы дневник Грааля, наш НЕПЕРЕОДЕТЫЙ герой уходит восвояси, но, как и в фильме, натыкается на Фюрера. Если вам повезло с правильной книгой, вы можете получить на подпись украденный в замке пропуск, который близорукий Адольф подпишет не задумываясь. В противном случае придется ограничиться чем-то другим. Кроме того, в игре так много драк, что даже получив предложение вмазать в глаз Гитлеру, я не удивился этому и нажал на команду, приготовившись к файтингу «Индиана против Адольфа». Увы, и здесь меня обломали, позорно слив эту возможность.

б7

Вот в чем преимущество Wolfenstein 3D...

4. Кривые крылья мистера Джонса

Сбегать из Берлина мы будем, как и в фильме, на дирижабле. Здесь это возможно двумя способами — либо похитить билеты у непричастного человека, либо угнать биплан. Вы ведь взяли нужную книжечку в библиотеке с инструкцией по управлению самолетом? Что, нет? Тогда поздравляю, придется пойти на воровство. Ах, вы не сразу это поняли и ещё полчаса перебирали диалоги со стюардом, который требовал билеты? И даже пытались его победить? Сочувствую.

б8

Правда, даже при попытке угнать биплан легче не станет, так как запуск нужно совершить в течение минуты, и придется сделать на память 8 действий над десятью кнопками и рычажками.

Угнать биплан придется и на дирижабле, когда мы поймем, что он разворачивается. Для этого придется немного потрудиться, чтобы пробраться через технические уровни. Да, ведь наверняка вы уже успели соскучиться по лабиринту с нацистами!

а19

а20

Этих уровней три, к выходу, разумеется, надо идти через весь экран, а нацисты норовят набежать на вас из любой точки. Плюс, правда, в том, что на сей раз здоровье у вас восстанавливается, так что драться с ними значительно легче. После этого вам дадут поуправлять бипланом. Но управление это настолько криворукое, что даже система рукопашного боя на этом фоне выглядит лучше. Достаточно сказать, что после первого нажатия на клавишу мой самолет полетел вниз и скрылся за краем виртуального окна. Пришлось долго стараться, чтобы он вылез обратно. А при этом нас поливают огнем истребители, которых куда больше, чем в фильме... почему-то. Попробуйте с такой системой пострелять себе через хвост — для этого надо серьезно попрактиковаться. У меня получилось сбить только один самолет и то почти случайно.

б9

Действия эти тоже особо не имеют смысла, так как в любом случае вы упадете и поедете дальше на машине. Жаль, что нацистский Мерседес почему-то без бензина — хотя может, он и появляется в другом варианте прохождения, не знаю.

а24

Если сбить все истребители не получилось, назад придется ехать через те же блокпосты, выбирая варианты тем же унылым перебором... Теперь я тоже ненавижу нацистов!!!

5. Не теряй голову в Храме Грааля

Чуть ли не лучшая сцена в фильме  — борьба  с танком —  в игре отсутствует как факт, что я не могу простить создателям. Вместо этого мы сразу перемещаемся в Храм Грааля, где найдем перепачканного Маркуса («Даже не спрашивай!»). В оригинале тут был последний момент, где можно сохранить игру, но, слава богу, эмуляторов это не касается. Далее все точь-в-точь как в фильме без переделок.

б10

Разница в том, что в конце Индиане придется выбирать чашу самому и вовсе не обязательно это будет деревянный кубок — чашу надо выбрать по сложной системе подсказок из подобранных в игре документов, которые местами противоречат друг другу и это надо выявить. Если ошибетесь, глупый Индиана, не задумываясь, попробует себя в роли собачки Павлова.

а25

Ну, а если все хорошо — то могу поздравить.

а29

А далее все как в фильме, разве что Донован погибает еще глупее, чем в оригинале.

б11

Эльза, к сожалению, и здесь погибнет, но зато вы можете поднять кубок самостоятельно кнутом. И почему в фильме так не сделали?

а42
а43

Ах да, вот почему...

а45

а44

Собственно, все. Гейм овер.

а46
а47
а48

Итак, вот таким вышел первый полноценный квест про Индиану Джонса. Что сказать. Сначала о печальном. Как можно видеть, несмотря на то, что это квест, в игре довольно много аркадных вставок типа беготни, лабиринтов, самолетов, файтингов и т.д. Но при этом экшн как-то не ощущается и в этом отношении игра, хотя и кинематографична, все-таки фильму проигрывает. Кроме того, она уступает кино еще и в том, что слишком уж прямо повторяет его сюжет. Я понимаю, что игру готовили к выходу фильма, корпеть над сценарием и втаскивать в небольшое пространство небольшой, но проработанный сюжет смысла не было. Но все-таки видно, что никто особенно и не старался привнести в сюжет фильма что-то новое и реализовать какое-нибудь переосмысление или дополнение оригинала. Сценарий к «Последнему походу» писался четыре года и после долгих изменений было решено сделать упор в нем на взаимоотношения отца и сына — тема, почти полностью исключенная из игры, но не замененная чем-то своим. Так что в сюжетном плане игра приятное, но не особо важное дополнение к фильму. Здесь он просто адаптирован под квест, из-за чего экшн в большинстве своем изъят, а для образов некоторых героев не хватило места. Единственным реальным героем игры является Индиана, его отец лишь изредка блистает своими фразочками и действиями. Остальные же превратились в абсолютно проходных персонажей — ту же Эльзу, роковую женщину в фильме, здесь можно с легкостью вычеркнуть и ничего бы не поменялось. Не говоря уже о Маркусе. Я действительно должен был смеяться, потому что он испачкался?

Да и сам Инди выглядит из-за графики не особо впечатляюще. В многочисленных диалогах его характер не показан, так как на его место можно было поставить кого угодно. Увы, полуаркадный стиль игры налагает ограничения и на его возможности. Знаете, например, сколько раз за игру Инди использует хлыст? Два. Ну, не считая момента с кубком. И это печалит.



Да и в отрыве от фильма игра не без проблем. Основная из них, по существу — геймплей. Чисто квестовых задач эпохи поинт-энд-клик здесь не так уж много — много простых ребусов, простых головоломок, что сильно контрастирует с ходьбой по локациям, пиксельхантингом и перебором предметов.

а34

Да, я понимаю, что для 80-х сложные загадки, перебор диалогов и тому подобные трудности были в порядке вещей. Но увы, это только ярче показывает, что с тех пор игра морального устарела. Во всяком случае, переигрывать ее желания не возникло.

а33

Но плюсы, разумеется, есть и их немало. Во-первых, одна из первых игр LucasFilms вышла все-таки не комом. Здесь есть сюжет, здесь есть приятный юмор, яркая и по тем временам хорошая рисовка, действительно неплохая музыка, запоминающийся стиль, немалая доля самоиронии. В частности, игра насыщена рядом забавных пасхалок, особенно тут выделяется кабинет Индианы в Барнетт-колледже, где есть множество предметов из различных игр LucasArts — метеорит (Maniac Mansion); карта на куске обоев, загадочный кристалл, маска шамана из Киншасы и предупреждение о переодетых инопланетянах (Zak McKracken and the Alien Mindbenders); тотем с кроликом и собакой (Sam & Max Hit the Road, который, кстати, тогда еще не был выпущен, хотя создатель комиксов о Сэме и Максе Стив Пёрселл участвовал в разработке игры). И еще ряд всем понятных упоминаний о Стиве и Джордже.

б1

Да, он делал отличные вещи, а потом понял, что можно тупо стричь купоны со «Звездных войн» и покатился...

Все это ставит игру в разряд классики, которая может нравиться, а может и нет, но которая способствовала становлению жанра. Но что там у нас с продолжением, которое выпустили в 1992 году?

Indiana Jones and the Fate of Atlantis

а46

Новый, оригинальный сюжет игры, проходящий в 1939 году, начинается с того, что некий клиент хочет посмотреть на древнюю неопознанную статуэтку Маркуса, находящуюся в колледже. Однако потом он отнимает ее, угрожая оружием, и сбегает. Индиане удается узнать, что это Клаус Кённер, немецкий агент и он, кроме Индианы, явно интересуется его старой помошницей Софией Хэпгуд, с которой он работал в Исландии.

а48

Теперь она занимается парапсихологией, утверждает, что в нее вселился дух Атлантиды Аб-Нур-Сал (этим духом она будет мучить Инди всю игру) и собирается найти пропавшую цивилизацию. Инди не верит в это ни на грош, но после разговора с Софией с удивлением убеждается, что в её рассказах об Атлантиде есть явная доля реальности.

а64

Теперь Инди вместе со своей строптивой помошницей, одержимой духом, надо найти Атлантиду раньше нацистов с помощью потерянной книги «Диалог Платона». Для этого им придется навестить нескольких ученых, больше смахивающих на полоумных фриков, которые занимаются Атлантидой, а после нахождения книги добыть в нескольких частях света три диска — ключи к вратам Атлантиды. Не стоит забывать, что нацисты следуют за ними по пятам. Их цель — добыча металла атлантов, загадочного орихалка, который обладает необычной энергией.

а13

Конечно, любой образованный человек (а ты ведь из них, не так ли?) понимает, что все это полная чушь, потому что Атлантиду выдумал Платон от начала до конца и даже у него орихалк никакими чудесными свойствами не обладал. Но Индиана Джонс — это не Broken Sword, он никогда не отличался вниманием к каким-то малоизвестным историческим сюжетам, предпочитая то, что на слуху. Атлантида миллион раз становилась героем всевозможных приключенческих и фантастических историй, так что в рамках сюжета все это отлично работает. И сюжет здесь вполне оригинальный и достаточно интересный. Даже более того, он по своему стоит иного кинофильма, так как действие здесь длинное, насыщенное, снабжено поисками, трюками и в целом полностью отвечает лучшим традициям франшизы. Образ Индианы выписан лучше, он все тот же упрямый, но мужественный искатель приключений, София отлично сделана как персонаж, злодеи-нацисты держат планку качества, да и остальные герои, даже едва мелькающие, оставляют приятное впечатление.

а57

а14

Игра делится на три части: вступление, в котором мы узнаем завязку; середину, в которой ищем ключи; и собственно Атлантиду. Нелинейность теперь продумана лучше: поиск ключей можно пройти тремя разными способами, что достигается путем выбора диалога с Софией. Это «путь извилин» (интеллектуальное решение проблем), «путь кулака» (более лёгкие головоломки и решение проблем при помощи кулачных боёв) и «командный путь» (использование помощницы для решения многих головоломок). По существу вам придется, в большинстве своем, посещать примерно одни и те же места, различающиеся деталями, где-то больше, где-то меньше. Например, в одном варианте вы посетите пункт нацистов, который будет брошен, а в другом варианте вас будет ждать охрана. В одном варианте вы посетите нацистскую подлодку, замаскировавшись матросом, а в другом вам придется ходить тайком и т.д. Иногда разночтения побольше, например, разные виды пещер.



Я выбрал первым «путь извилин» и не пожалел. Как ни странно, для меня он оказался самым легким. Оказалось, что в остальных путях тоже много головоломок, которые приходится решать раз за разом и они не такие уж и легкие. Единственное отличие в том, что в «пути кулака» вам дадут немного полупить нацистов, а в «командном пути» придется чаще чесать языком с Софией, выбирая правильный диалог для прохождения. Учитывая, что София порядочная стервоза — то еще удовольствие.

а1

Инди, как настоящий мужчина, использует даму для получения подарочного сувенирного ножа. Если вы так не делали — бросьте в него камень!

Экшн в пути извилин, кстати, тоже есть — в частности, гонка по Парижу, где Индиана должен сыграть роль камикадзе.

а16

И лупить нацистов теперь одно удовольствие — система боя осталась прежней, но здоровье теперь восстанавливается, противники обычно не сильные и более того, от них теперь можно просто уйти с помощью выбранной реплики. Гордые нацисты будут кричать вам вслед: "Вернись и сражайся как мужчина!", но не побегут за вами вслед — это выше их достоинства.

а60

Загадки здесь, в соответствии с традициями старой школы, все ещё нелегкие и весьма разнообразные. Кроме обычного "взял/использовал" тут есть беготня по пустыне с поиском пункта назначения (и одновременным уворачиванием от врагов), нестандартное использование предметов, интуитивное взаимодействие с персонажем, управление отчаянно не желающим подчиняться воздушным шаром, догадки по тексту древней летописи, выбор диалогов и т.д. и т.п.

а63

К сожалению, то, что вначале принимается с удовольствием, в конце уже действует на нервы. Поди догадайся с ходу, каким образом ты должен управлять 2D-подлодкой в 3D-пространстве и куда ее направить. А уж самый сложный уровень — это собственно Атлантида. Это — огромный лабиринт, по которому надо идти, уворачиваясь от нацистов. Можно их, конечно, и избить, но они потом опять оживают и мешаются под ногами. Куча безликих комнат, куча предметов, которые непонятно как надо использовать, куча непонятных ситуаций... Более того, пару предметов можно спокойно забыть на месте после использовании, а потом они окажутся нужны. Подсказок при этом не дается, так как основные подсказки мы получаем, по системе игры, от Софии, а в Атлантиде надо ходить в одиночку. По ходу действия надо будет готовить орихалк (который в этой версии делается из лавы) и использовать в разных целях. А если он закончился — то надо опять его делать заново! Все это блуждание по лабиринту, контрастирующее с быстрым сюжетом до этого, очень занудно и порядком раздражает.

а62

А еще там есть длиннющий поиск нужного туннеля, проход через местное минное поле — камни в плавающей лаве — и финальный выбор правильного диалога со злодеем, который нужен для счастливой концовки. А ветвлений в диалоге 12!

а28

Не могу не отметить, что кое-где художники сэкономили на локациях. То вставят одни и те же куски в бэкграунд, то поменяют лишь детали. Кроме того, в игре, в отличие от предыдущей, нет анимации текущей воды и лавы — они статичны. Тоже, честно говоря, не радует, тем более, что в предыдущий раз анимация была.

а24
а25

Две разных комнаты. Чем они разнятся — видите сами.

Это несколько печально, учитывая, что в остальном графика в игре отличная по тем временам.

а65

Еще одна сложность — при прохождении CD-версии с олд-геймс оказалось, что кто-то (авторы или локализаторы) напутал с книгой Платона и тексты там наслаиваются друг на друга. И то, что должно выглядеть так...

а15

...выглядит так.

а58

Неприятно, особенно, если учесть, что в книге содержится львиная доля подсказок. Правда, в конечном итоге можно обойтись и без них — просто придется перебирать все варианты по много раз.

И еще я очень не люблю, когда самопальные переводчики вместо того, чтобы перевести западные культурные реалии, находят им замену. Нацист, который распевает "Ручеек" или "Варшавянку" — это просто нелепо.

а41

а42

Зато приятно, что в игре есть автосейв, на случай ошибок. Музыка хорошая, диалоги в CD-версии тоже озвучены отлично. Кстати, в обеих играх Индиану озвучил Даг Ли. Это компьютерный инженер и преподаватель в Нью-Йоркском университете, один создателей системы Java.

а3

ЛукасАртовский юмор в игре наличествует в достаточном размере, мягких шуток много, в основном во взаимоотношениях Индианы и Софии — как же без споров в таком тандеме.

а59

а18

Ну, и да — тут тоже есть счетчик очков. При большой усидчивости можете набрать 1000 очков и стать тысячником.

а29

В общем, игра получилась отличная, на голову выше предшественницы: яркая, интересная, сложная и кинематографичная. Классика жанра, бесспорно.

После успеха стал разрабатываться ее сиквел  «Индиана Джонс и Железный Феникс», который был отменен в связи с проблемами с продажей игры в Германии. Предназначавшийся ему на смену  «Индиана Джонс и Копье Судьбы» был просто забыт в связи с уходом главного программиста, а руководство компании окончательно решило перейти на адвенчурный экшн. Последний и реализовался в виде платформера «Indiana Jones' Greatest Adventures (1994), сделанной на основе всех трех фильмов. Больше квестов про Индиану не было.

Вот и подошел к концу мой краткий обзор. Как видим, Индиана действительно имел некоторые шансы оказаться целой квестовой франшизой наподобие The Monkey Island. Но квесты про Инди были лишь данью времени, когда ЛукасАртс было удобно выпускать такие игры, а потом Индиана так и остался в истории игр как приключенческий экшн с файтингами и прыжками. Что ж, это вполне понятно, поскольку трюки и экшн всегда были неотъемлемыми чертами франшизы и потому переделывать ее под такой игрожанр было вполне логично. Однако, как показывает практика, сделать приключенческую игру вокруг мировых загадок, да еще и с экшном, можно и без аркадных элементов, чему доказательством та же франшиза Broken Sword (все, кстати, помнят стёбную отсылку в первой части к Индиане?) или тот же Lost Horizon. Честно говоря, после этого Lost Horizon в моих глазах вырос еще больше. Несмотря на казуальность, это было классическое приключение а-ля Индиана с непростым сюжетом, своим стилем и атмосферой, но зато не сложное, не затянутое, не занудное и с соответствующей долей эффектов. Есть чему радоваться. Да и действительно, мало ли есть персонажей типа Индианы Джонса, которыми и вдохновлялись при создании персонажа Спилберг с Лукасом? Аллан Квотермейн, например, тоже герой книг и фильмов. Про них тоже могли бы сделать игры, если бы было желание. Но, как видим, пример квестов про Индиану так и не был закреплен.

Ну, и напоследок отмечу любопытный момент — нетрудно заметить, что во всех играх про Индиану так или иначе используются мотивы из оригинальных фильмов, причем не самостоятельно, а исключительно в качестве штампов. Это либо просто переложение сюжета, либо аллюзии и отсылки — вроде нацистов, похожих локаций, вставок самых запоминающихся киносцен и т.д. И это довольно странно, ибо даже в 4-й части Индианы, самой плохой, сюжет, кроме определенной дани штампам франшизы, совершенно самостоятелен не считая гонки на джипах, которая клон гонки на вагонетках. Что мешает написать полностью самостоятельный, совершенно оригинальный сюжет на тему? Все это еще одно доказательство того, что компьютерные игры надо писать так же, как фильмы, только тогда они вырастут в качестве.
Tags: .платформа: ретро, .рубрика: игрофикация, .форма: обзор, lucasarts
Subscribe
promo gamer december 14, 2012 10:36 41
Buy for 100 tokens
Советы авторам! 0. Если ваша статья крупнее расписания лекций третьего курса на четверг - прячьте под кат все, кроме одного небольшого скриншота\картинки и одного-двух абзацев. По кату обязательно кликнут и прочтут остальное, не беспокойтесь. 1. Определите для себя, о какой игре вы…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments