TverFairyTeller (tverfairyteller) wrote in gamer,
TverFairyTeller
tverfairyteller
gamer

Свой среди чужих, чужой среди своих (обзор игры "Дюна")

  Впервые со вселенной "Дюны" я познакомился не через культовую книгу Фрэнка Герберта, не через фильм Дэвида Линча и даже не через "наркоманский" низкобюджетный сериал 2000-го года, а через компьютерную игру "Dune" от компании Cryo Interactive. Игра эта по совершенно непонятным причинам затесалась на мой диск, являющийся сборником компьютерных игр фирмы Westwood Studios. Напрашивается логичный вопрос: что делает игра одних разработчиков на диске с играми от других разработчиков? А история такова: издательская контора Virgin Interactive поручила разработку игр по мотивам "Дюны" сразу двум перспективным компаниям (уже упомянутым выше). Игра от Cryo вышла раньше, поэтому ей автоматически присвоили цифру "1", а вот игра от Westwood (которая стала одной из первых стратегических игр в реальном времени и оказала огромное влияние на развитие всего жанра в целом) удостоилась номера "2". Возможно, пираты, составлявшие сборник, руководствовались следующей логикой: "Ну-ка, что тут у нас? "Дюна 2"? А где "Дюна 1"? У нас на диске все части по хронологии! Мы не можем запилить вторую часть без первой! Ищите у "Вествудов" первую часть, срочно! Ну? Нашли какую-то? Отлично, вот теперь всё зашибись!"
  Впрочем, главную роль тут могло играть даже не это, а просто наличие одного и того же издателя (Virgin), предполагающее (вкупе с цифрами "1" и "2") вполне обоснованную связь между играми. В любом случае первая "Dune", словно опытный шпион в тылу врага, влёгкую прикинулась своей "в доску" среди прочих игр Westwood Studios и занимала это удобное положение довольно долго, не вызывая ровным счётом никаких подозрений.




  Игра вышла в 1992 году, а впоследствии была переиздана с улучшенной графикой и добавленными видеороликами. Жанр её довольно спорный, поскольку перед нами то ли квест с элементами стратегии, то ли стратегия с элементами квеста. Короче, жанр можно назвать собирательным. Внешность большинства персонажей позаимствована прямиком из одноимённого фильма Дэвида Линча (к слову, сам фильм со дня премьеры и до наших дней у зрителей является не менее спорным, чем вышеуказанный жанр игры). Сюжет развивается в соответствии с книгой и фильмом: далёкое будущее в далёкой-далёкой галактике. Вы - Пол Атрейдес, сын герцога дома Атрейдесов с планеты Каладан. Ваши враги - дом Харконеннов под предводительством кровожадного барона Владимира Харконенна. Есть некая пустынная планета под названием Арракис (или Дюна), на которой добывается драгоценное вещество под названием "спайс", дающее обладателю безграничные возможности как в физическом, так и в ментальном плане. Спайс добывается и производится лишь на одной планете во всей Вселенной - собственно, на Дюне. За право обладания им и начинают сражаться два Великих Дома - дом Атрейдесов и дом Харконеннов. И всё это происходит с позволения Императора Шаддама IV, который и сам не прочь воткнуть нож в спину при каждом удобном случае. Такова краткая экспозиция "Дюны". А теперь поговорим о самой игре.
   Всё действие разворачивается непосредственно на песчаной планете. Геймплей сначала типично "квестовый": ходим по локациям дворца Атрейдесов, разговариваем со своими родными и друзьями, а затем садимся за штурвал орнитоптера и летим искать среди пустынь пещеры, в которых живут Фримены (коренные жители Дюны). Эти аборигены - знатоки всех секретов планеты, а также всех способов выживания на ней и правильного ведения боя в местных условиях, поэтому потенциально могут являться бесценными союзниками Атрейдесов в их борьбе с Харконеннами. Вот и летим к ним, чтобы потолковать в спокойной обстановке и склонить на свою сторону. Было, правда, в этой игре одно большое "но", которое касалось лично меня. Игра была целиком на английском. Разумеется, в детстве я совершенно его не понимал и играл в "Дюну" чисто интуитивно, мучительно пытаясь сообразить, что и как делать дальше. При таком подходе неудивительно, что иногда происходили всяческие забавные вещи, связанные с неверной трактовкой игры. Одно из наиболее ярких воспоминаний - разговоры с Фрименами, при которых на мониторе происходило следующее. Я вербую Фрименов, и игра незамедлительно переходит в режим карты мира, на которой показывается пещера, где я в настоящий момент нахожусь, а сам Фримен говорит нечто вроде: "My troop is settled in Tuono-Tabr, awaiting your orders". Из всей вышесказанной фразы я улавливал лишь слово "troop", которое автоматически ассоциировалось со словом... "труп", разумеется. И в этот же момент (в процессе вербовки) на экране показывалась фигурка человека, который, взяв лопату, начинал копать землю. Разработчики этим хотели показать, что Фримен отныне работает на вас, а за неимением трактора харвестера добывает спайс из песка, чем придется, то есть лопатой. Но в детстве всё это виделось совсем иначе, потому что в голове у меня напрочь засело лишь одно слово: "труп", а на мониторе в тот момент (по моему мнению) демонстрировалось не что иное, как выкапывание трупа из могилы посредством лопаты. Надо ли говорить, что эта игра казалась мне тогда очень... странной, мягко говоря. А если не мягко, то довольно пугающей, честно признаться.
    О да, приятные детские воспоминания... Однако продолжим.
    Чем дальше в лес игру, тем больше и больше в ней становится элементов стратегии, а повествование приобретает эпический размах. Вы вербуете Фрименов по всей планете и разделяете их на группы (одна занимается сбором спайса, другая учится боевым искусствам и сражается с фортами Харконеннов, а третья активно засеивает планету растениями, меняя её климат). В игре есть подробная статистика, в которой расписано, какое количество спайса вы имеете на данный момент, какова численность вашей армии и каково ваше влияние на Дюне по сравнению с противником. В процессе сюжета Пол усиливает свои ментальные возможности и развивает телепатию, позволяющую ему связываться с Фрименами, находящимися в разных точках планеты. Полезный навык, однако количество жалоб Фрименов в ЖКХ Полу скоро превысит все мыслимые и немыслимые пределы. Ещё вам придется торговать с местными контрабандистами, продавая им спайс и получая взамен харвестеры, оружие, орнитоптеры и т.д. Кроме того, вам придется платить кровавую дань Императору, который каждые несколько дней требует от вас N-ое количество спайса, а взамен... не разнесёт вас и вашу базу своими элитными войсками - Сардукарами. Опасность также представляют гигантские черви, которые днями и ночами ползают в песках Дюны и без предупреждения сжирают ваши харвестеры и ваших подчинённых. Уберечь ценную технику от такой напасти может лишь орнитоптер, который вовремя реагирует на появление червя и переносит харвестер в безопасное место. Так что закупаться "летунами" у торговцев крайне необходимо.
    В конце концов вы захватите десяток фортов Харконеннов и настанет время для финальной сцены. Вы собираете всю свою армию и самолично штурмуете дворец Харконеннов. Заключительной битвы один на один с племянником барона (как в книге и в фильме), к сожалению, в этой сцене не предусмотрено, однако вы и так останетесь удовлетворены благополучным исходом событий.
     В целом, сюжет старается придерживаться книги и фильма. Есть, правда, у старой версии несколько дебильных, но чрезвычайно забавных багов. Например, в первоисточниках отец Пола Атрейдеса отправлялся на встречу к барону Харконенну и героически погибал. Здесь же наблюдаем, как Лето Атрейдес прощается с родными, однако почему-то никуда не уходит и не исчезает, а продолжает стоять на месте, как штык. Через некоторое время мать Пола Джессика связывается с сыном и сообщает, что отец погиб. Мы возвращаемся во дворец и, разумеется, видим... отца Пола в полном здравии на прежнем месте. Если к нему обратиться, он говорит что-то вроде: "Я горжусь тобой, Пол" и на этом умолкает. Глупо и смешно.
    Есть, конечно, тут и различия. В фильме и книге герои бегут в пустыню из своего дворца, который захватили коварные враги, а затем находят приют и убежище у Фрименов. В игре же мы остаёмся во дворце до самого конца и только наносим частые визиты "аборигенам".
    Графика выглядит приятно. Лица хорошо детализированы, когда они появляются крупным планом. Имеется реалистичная смена дня и ночи. Интерфейс понятен и удобен. Передвигаться можно стрелками, варианты взаимодействия с локациями и персонажами появляются на панели внизу. На этой же панели можно почитать книгу-энциклопедию, в которой прописаны основные законы вселенной. Периодически нам дают взять с собой двоих напарников, которые помогают в прохождении (только не абы каких, а из числа самых значимых персонажей игры).
    К недостаткам "Дюны" стоит отнести абсолютную статичность всех героев. Никто из них не двигается, не занимается никакими делами, т.е. ни один персонаж не создаёт даже видимость реальной жизни. Эдакие нелепые истуканы, способные лишь вести диалоги и менять местоположение при помощи закадровой "телепортации".
    Сцены полёта на орнитоптере в переиздании выглядят лучше, поскольку дизайн пустыни разительно отличается от того, что имеется в первой версии (а в ней мы наблюдаем лишь проносящуюся внизу ровную, плоскую, как блин, пустыню с изредка встречающимися скалами).
    Что касается музыки, то в моем детстве она была полностью вырезана пиратами с сего замечательного диска. Тем не менее позже я все-таки оценил ее по достоинству. Это вполне предсказуемо оказались мелодии формата MIDI, которые создают определенную долю атмосферности и эпичности данной игры. Есть здесь и неплохая озвучка, хотя я ее раньше опять-таки не слышал.
    Итого: мы имеем интересный эксперимент по скрещиванию квеста и стратегии. Ничего подобного лично я больше не встречал, хотя, быть может, и имеются где-нибудь немногочисленные последователи. Ну а на сегодня мой рассказ окончен. Спасибо за внимание!


Казалось бы, начало игры, на экране обычный квест с видом от первого лица...



...а потом - бац! - и в игре формируется вот такая статистика




Леди Джессика



Орнитоптер



Полет на орнитоптере (в старой версии)



Полет на орнитоптере (в переиздании)



Великий и ужасный червь (по ходу игры, кстати, можно оседлать его и использовать как ездовое животное)



Пол Атрейдес (в узких кругах более известный как Муад Диб)

Tags: .платформа: pc, .форма: обзор
Subscribe

  • Lethis: Path of progress (2015)

    В течении последних лет жанр градостропительных симуляторов выходит из угла выжывачей возвращаясь к корням. Есть аналоги или полные копии SimCity и…

  • Gerda: A Flame in Winter (2022)

    В сентябре 2022 г. небольшая датская студия PortaPlay, которая занимается цифровой дистрибутацией, выпустила свою первую игру Gerda: A Flame in…

  • Превозмогатели — Satisfactory

    Гиперэпиграф: Николай Заболоцкий Аналогом Satisfactory чаще всего называют Factorio, но это не совсем так. Во-первых, заводостроительство – это…

promo gamer december 14, 2012 10:36 42
Buy for 100 tokens
Советы авторам! 0. Если ваша статья крупнее расписания лекций третьего курса на четверг - прячьте под кат все, кроме одного небольшого скриншота\картинки и одного-двух абзацев. По кату обязательно кликнут и прочтут остальное, не беспокойтесь. 1. Определите для себя, о какой игре вы…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments

  • Lethis: Path of progress (2015)

    В течении последних лет жанр градостропительных симуляторов выходит из угла выжывачей возвращаясь к корням. Есть аналоги или полные копии SimCity и…

  • Gerda: A Flame in Winter (2022)

    В сентябре 2022 г. небольшая датская студия PortaPlay, которая занимается цифровой дистрибутацией, выпустила свою первую игру Gerda: A Flame in…

  • Превозмогатели — Satisfactory

    Гиперэпиграф: Николай Заболоцкий Аналогом Satisfactory чаще всего называют Factorio, но это не совсем так. Во-первых, заводостроительство – это…