Сэм Ньюберри (sam_newberry) wrote in gamer,
Сэм Ньюберри
sam_newberry
gamer

Categories:

Исторически достоверное вторжение пришельцев

Вполне логично и ожидаемо, что если разработчики создают видеоигру на какую-либо историческую тему, они стараются сверяться с соответствующими материалами, а в идеальном случае и исторического консультанта заводят (а в совсем идеальном - его ещё и слушают). Если игра про современность, то всякие технические и прочие детали тоже стараются делать по возможности похожими на реальность, чтобы игроку было проще узнавать происходящее на экране и верить в него. С фантастикой сложнее - есть, конечно, научные прогнозы о том, как будут выглядеть те или иные аспекты бытия при развитии общества и технологий, но многие из них спорны, да и сбываются нечасто (зато хотя бы придают произведению наукообразности). И совсем, казалось бы, глупо говорить о каких-то "реальных материалах" при создании игры про отражение инопланетного вторжения. Тут, вроде бы, речь может идти только о полёте ничем не закрепощённой фантазии. Однако братья Голлоп, создавая в начале девяностых свою X-Com: UFO Defense (известную также как UFO: Enemy Unknown) не постеснялись использовать огромное количество информации об НЛО и пришельцах, накопленной в реальном мире. Большинство этих отсылок очень нишевые и остались совершенно незамечены основной массой игроков, так что совершенно точно не послужили обретению игрой статуса бессмертной культовой классики. Но они есть, и для человека, интересующегося темой, добавляют замечательную нотку узнавания в происходящее на экране монитора. О них и хочу рассказать. Материал очень краткий и очень по верхам, так как и игру проходил давно, и большинство материалов у меня в бумаге наличествует, а не в электронной форме (а гугль при попытке раскопать уфологических завалов выдаёт примерно 99,9999% наркоманского мусора вместо нормальной информации), но, надеюсь, будет интересно.


В начале восьмидесятых в американской прессе появилось интервью с человеком по имени Боб Лазар, который утверждал, что работал на учебно-исследовательской авиабазе Неллис в учреждении, называемом "зона S4", и там принимал участие в изучении летающей тарелки, захваченной американскими военными. История наделала много шума, Лазар добрый десяток лет мелькал на страницах журналов и в телепередачах. Рассказывал о своей работе он много и подробно, но рассказ при этом полон дыр и противоречий (например, он утверждает, что является выпускником Массачусетского технологического института, однако не может вспомнить никого из своих преподавателей по имени и даже с годом получения диплома путается). С другой стороны, некоторые моменты звучат правдоподобно и согласуются с малоизвестными деталями других уфологических исследований. Многие считают Лазара просто вруном, искателем скандальной популярности. Ряд уфологов утверждает, что Лазар выполняет заказ американского правительства и компрометирует исследователей, выдавая публике заведомо ложную сказку с некоторыми достоверными деталями, вставленными для усиления путаницы. Однако, в любом случае, персонаж этот и его истории стали весьма известными в узких кругах. В частности, кое-что из них позаимствовали и братья Голлопы для своего проекта.

Боб Лазар

Как известно любому фанату, топливом для инопланетной техники в X-Com служит материал под названием Elerium-115, не встречающийся в Солнечной системе и способный создавать эффект антигравитации при бомбардировке определёнными частицами. Он взят из рассказов Лазара, утверждавшего, что двигатель летающей тарелки, которую он изучал, питался неизвестным элементом, занимающим клетку №115 в таблице Менделеева. Активировался этот элемент, по словам Лазара, при бомбардировке протонами.


Уже в новом веке 115-й элемент был таки открыт на самом деле. Никаких сверхъестественных свойств у него, увы, не обнаружено (хотя, быть может, его просто пока не пробовали протонами бомбардировать, хехе), и носит он временное название "унунпентий", то есть просто "один-один-пять" в переводе с латыни. Постоянное название будет предложено и утверждено учёными в течение ближайших нескольких месяцев - и если оно будет не "элерий", фанаты X-Com будут люто разочарованы.

Скриншот из игры The Bureau: XCOM Declassified, показывающий таблицу Менделеева с выделенным в ней красным элерием (кликабельно)

Помимо этого, стоит отметить и тот факт, что силовая установка инопланетных кораблей в X-Com очень похожа на описанную Лазаром. Ниже можно видеть схему, выполненную по наброскам Лазара. Полусферический реактор с элементом-115, примыкающий непосредственно к палубе, а от него вверх идёт волновод, направляющий гравитационные возмущения, возникающие при запуске реактора, и преобразующий их в тягу.


А вот так выглядит силовая установка в игре. Отличия всего два: размер полусферы побольше (согласно Лазару, реактор имел всего 28 см в диаметре, в игре же он занимает целую клетку, то есть не менее полуметра) и волновод иной формы (у Лазара он выходит через крышу тарелки наружу, в игре обрывается заглушкой на высоте пары метров от палубы).



У средних и больших разведывательных тарелок силовая установка расположена в центре мостика, точно как и рассказывал Лазар

Едем дальше - видим мост. Самые запоминающиеся и в некотором роде даже меметичные пришельцы серии - сектоиды. Многие ассоциируют их с классическими пришельцами, которые условно именуются "серыми" - и в новой игре 2012 года они, например, именно так и изображены. Однако, если приглядеться, становится ясно, что они не очень-то и похожи. Тело сектоида скорее крепкое, чем тощее, кожа смуглая, а не мертвенно-бледная, глаза не так карикатурно-огромны, имеется нос.

Сектоид, каким мы видим его в игровой энциклопедии


Типичный "серый" в изображении художника

Сектоид гораздо более похож на другого пришельца - "главного героя" семнадцатиминутного чёрно-белого фильма, который представил публике некто Рэй Сантилли в начале девяностых. В фильме демонстрируется вскрытие человекоподобного существа, и Сантилли утверждал, что это вскрытие пришельца, погибшего при крушении летающей тарелки близ американского города Розуэлл в 1947 году. Плёнки с фильмом, по словам Сантилли, были куплены им у оператора, непосредственно проводившего съёмку, который пожелал остаться неизвестным, не желая излишнего внимания общественности. Фильм вызвал шквал обсуждений. Отмечались как сомнительные моменты (например, то, что столь важная операция проводится слишком быстро и фиксируется всего одной камерой), так и весомые доводы в пользу подлинности (голливудские специалисты по спецэффектам отметили, что некоторые показанные моменты крайне сложно реализовать даже в профессиональной студии за большие деньги). В 2006 году Сантилли признался, что фильм является подделкой, но на момент создания X-Com он ещё пребывал в статусе "неопровергнутого" и многими уфологами считался подлинным. UPD: Товарищи с мест поправляют, что Сантилли продемонстрировал фильм публике лишь в 1995-м, и потому Голлопы не могли на него ориентироватся. Признаюсь, тут я дал маху.

Кадр из фильма Сантилли

Логовом финального босса в X-Com явлется подземная база на равнине Кидония, что на Марсе. Место было выбрано отнюдь не случайно - после того, как в 1976 году аппарат "Викинг-1" сфотографировал Кидонию, этот регион красной планеты приковал к себе пристальное внимание широкой публики. Дело в том, что на фотографиях можно было рассмотреть весьма интересные детали ландшафта, похожие на искусственные сооружения. Наиболее известным стал "марсианский сфинкс" - фигура в виде огромного лица, обращённого к небу. В некотором отдалении от сфинкса можно было разглядеть пирамиды странной пятиугольной формы, а отдельные энтузиасты, занимавшиеся детальным анализом фотографий Кидонии, находили на них и "форт" с остатками крепостных стен, расположенных прямоугольником, и "город" с руинами циклопических зданий. В общем, значительная часть публики была убеждена, что свидетельство присутствия на Марсе остатков неземной цивизации найдено. В итоге, однако, история вышла ровно той же, что и с "марсианскими каналами" за сто лет до этого - в смысле, когда техника позволила добиться лучшего качества картинки, оказалось, что "искусственные сооружения" на Марсе на самом деле складывал мозг наблюдателя из смутных пятен и неясных теней. "Викинг-1" делал фотографии с разрешением 250 м на пиксель, и сложно было говорить о какой-то чёткости изображения или о его деталях. В 2001 году Кидонию сфотографировал "Марс Глобал Сюрвейор" с разрешением 14 м на пиксель, и оказалось, что и сфинкс, и пирамиды, и форт, и город - это просто скалы, которые превратились в марсианские развалины из-за игры светотени на мутной картинке.

Снимок Кидонии, сделанный "Викингом-1": справа вверху виден сфинкс, слева внизу - пирамиды


А вот так выглядит марсианский сфинкс на самом деле - фото 2001 года (кликабельно)

Когда выходил X-Com, до появления детальных фотографий оставалось ещё несколько лет, так что Голлопы имели полное право делать Кидонию инопланетной базой, оставаясь в рамках достоверности (пусть и уровня бульварной газеты). Однако с её показом в игре они знатно лопухнулись. Из всех сооружений представлены только пирамиды, да и те более привычной нам четырёхугольной формы. Ещё они были совсем маленькие - с четырёхэтажный дом - но это как раз понятно. Движок игры накладывал ограничения - нельзя было сделать поле боя в несколько сотен километров в поперечнике.

Один из вариантов инопланетной базы на Кидонии - карта, как и все прочие в игре, генерировалась случайно (кликабельно)

На самом деле, здесь не рассмотрено ещё много моментов этой культовой игры, заимствованных из реальной уфологии. Встречающиеся на кораблях пришельцев хирургические столы отсылают к историям о медицинских обследованиях похищенных людей и увечьях домашнего скота, разноцветные шары, обозначенные как "развлекательная установка пришельцев", описывались некоторыми контактёрами ещё в восьмидесятые, а форма большинства тарелок базируется на рассказах очевидцев. Ясное дело, что сама по себе уфология - дисциплина, которая у многих вызывает скепсис и совершенно точно не может именоваться наукой, но в данном конкретном случае не может не вызывать уважения сам факт её употребления. Всё же чистые фантазии вольных художников - это одно, а применение нишевых данных, пусть в основном и мифических, придаёт произведению новые грани.
Tags: .СПОЙЛЕРЫ, .рубрика: игры как искусство, .рубрика: когда компьютеры были большие, .содержание: картинки, .форма: аналитика, x-com, материал для gamer.livejournal.com
Subscribe
promo gamer december 14, 2012 10:36 41
Buy for 100 tokens
Советы авторам! 0. Если ваша статья крупнее расписания лекций третьего курса на четверг - прячьте под кат все, кроме одного небольшого скриншота\картинки и одного-двух абзацев. По кату обязательно кликнут и прочтут остальное, не беспокойтесь. 1. Определите для себя, о какой игре вы…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 32 comments