voencomuezd (voencomuezd) wrote in gamer,
voencomuezd
voencomuezd
gamer

Categories:

Gabriel Knight: от 1993 до 2014-го. Часть 1



Обзор сделан не без заявок трудящихся

Gabriel Knight - это классика квестов и классика игр вообще. Это одна из тех серий, которая не нуждается в представлении. Поэтому данный текст написан не для того, чтобы открыть новую Вселенную читателю, а чтобы напомнить ветеранам и фанатам игры былые дни и наоборот, рассказать о классике не заставшим ее новичкам.

История игры началась в начале 1990-х. Дженсен получила степень бакалавра в области компьютерных наук в Университете Андерсона в штате Индиана и работала системным программистом. Любовь к компьютерам и литературе привела ее в компанию Sierra Online, где она в качестве сценариста участвовала в создании игр Police Quest III: The Kindred, EcoQuest: The Search for Cetus и King's Quest VI: Heir Today, Gone Tomorrow. Последняя оказалась столь успешной, что компания дала ей добро на разработку игры по собственному сюжету.

Джейн представила руководителям Sierra On-Line общую концепцию детективной истории о приключениях молодого человека по имени Габриэль Найт (Gabriel Knight). Проект был утвержден с выделением весьма солидной суммы в качестве бюджета на разработку. Единственное требование к проекту, предъявленное Кеном Уильямсом изначально – в игре должны присутствовать юмористические диалоги. Это требование не очень нравилось Джейн, поскольку изначально она хотела создать только серьезные диалоги, определяемые рамками детективного сценария с элементами мистики. Это требование добавило несколько составляющих к изначально планируемому образу Габриэля Найта.

Так началась разработка Gabriel Knight: Sins of the Fathers (Габриэль Найт: Грехи отцов), которая вышла в продажу в 1993 г.



Действие сюжета разворачивается по большей части в Новом Орлеане - разные места города открываются по ходу сюжета на карте, по которой можно передвигаться. Сюжет занимает ровно 10 дней.





Главный герой серии - молодой американец Гэбриэл Найт, малоуспешный писатель мистических триллеров и владелец букинистического магазина «St. George’s Rare Books». Мучимый отсутствием вдохновения, он занимается частным расследованием с помощью своего приятеля, офицера полиции Мозли. В городе происходит серия странных убийств, стилизованных по ритуальные приношения вуду. Полиция считает, что это лишь обман для отвода глаз, но так ли это? Постепенно Найт втягивается в расследование уже из личных интересов - он даже не подозревает, что его ждет борьба за свою любовь, раскрытие страшного тайного общества, схватка за свою собственную жизнь и даже раскрытие тайны своего прохождения. Простой провинциальный писарь узнает, что он происходит из древнего немецкого рода борцов с нечистью и именно ему, последнему уцелевшему его представителю, суждено быть шаттенъегерем - "ловцом теней", последней преградой на пути духов зла.

Вторым героем повествования стала девушка Грейс Накамура, секретарь Найта, нанятая им на лето для работы. Хотя в первой части серии ею нельзя управлять, она занимает большое место в сюжете игры и неудивительно, что в продолжениях она стала наравне с Гэбриэлом главным героем.

Крепкий сюжет стал отличительной чертой серии, ее "маркой качества". Публика знает немало успешных мистических детективов, берущих сюжеты из истории - вскоре после Gabrial Knight этот успех разделит франшиза Broken Sword. Однако если она отличалась юмором и "мультяшностью" по подобию анимационных приключенческих фильмов, то Gabriel Knight - история вполне серьезная, часто даже мрачная и "взрослая". Сюжет завязан вокруг серии убийств, атмосфера пронизана мистикой и городской готикой, а ряд экшн-сцен не стесняется показывать кровь и насилие.



Вместе с тем в игре есть и немало юмора и иронии, львиная доля которого держится на плечах главных героев - Гэбриэла и Грейс, составляющих запоминающийся и яркий тандем. Их взаимные подшучивания, обмен саркастическими шпильками, вполне "взрослые" шутки с намеками на сексуальные отношения (которых, к явному огорчению Найта, у него с Грейс явно не предвидится) не могут не впечатлять. Гэбриэл, несмотря на свою великую миссию, парень достаточно простой и поэтому любит пошутить в любой обстановке.



Его юмор, наравне с настойчивостью и умом и придают ему такое обаяние, поскольку наш герой обладает и многими мужскими недостатками. Он во многом ленив и не обделен самолюбием, он любит шутить даже над лучшим другом, он пользуется успехом у женщин и не стесняется этим пользоваться. Последнее искренне злит Грейс, что быстро показывает, что она отнюдь не столько равнодушна к мистеру Найту, как это изображает. Грейс тоже выписана отлично как персонаж - хотя во многих рецензиях любят порассуждать, что она всего лишь выполняет функции компьютера при Гэбриэле для сбора информации, это далеко не так. Да, основная функция Грейс - быть на подхвате у Гэбриэла, поставлять ему необходимые сведения для расследования при случае и сидеть на телефоне. Но все это она делает не как придаток героя, а как полноценный отдельный персонаж. Грейс - независимая и самостоятельная девушка, она делает то, что считает нужным и уговорить ее пойти против своих принципов нелегко. Ее саркастичные и острые ответы на домогательства Гэбриэла не могут не вызывать смеха. Постепенно с развитием сюжета она сама втягивается в расследование ради Найта и становится полноправным участником происходящих событий. Отлично выполненные образы двух харизматичных героев, с редким знанием и мужской, и женской психологии, составляют значительную часть от положительного впечатления игры.

Остальные разнообразные персонажи, даже едва промелькнувшие, тоже запоминаются, так как их реплики отлично написаны, а сами персонажи хорошо нарисованы и озвучены. Быстро создается впечатление, что ты говоришь с реальными людьми в реальном времени. Для озвучки их были взяты профессиональные актеры, в основном хорошо знакомые с озвучкой игр. Так, текст автора читает сериальная актриса Вирджиния Кэперс, которой было тогда 72 года, поэтому все, даже иронические замечания она исполнила таким загробным протяжным голосом, который не может не запомниться. Мистера Джонса, чернокожего профессора вуду с мускулами атлета озвучил Майкл Дорн - он же Ворф из Star Trek, он же Маркус из второго Fallout. Лия Ремини, эффектная актриса и фотомодель, отлично исполнила роль скромной на вид, но острой на язык Грейс. Неопрятного и недалекого, но мужественного Мозли отлично озвучил Марк "Люк Скайуокер" Хэммил, который собаку съел на озвучке самых разных персонажей. А главную роль Гэбриэла исполнил известный комик Тим Карри, который с помощью своих мастерских усмешек и протяжных интонаций придал главному герою непередаваемую смесь сарказма, самодовольства и харизмы.



Геймплей в игре классический для игр компании Sierra. В наличии восемь видов курсора, в том числе для передвигания предметов, их осмотра и разговоров с персонажами. Интерфейс и инветарь несколько расширены по сравнению с предыдущими играми компании. Несмотря на это, обращение с интерфейсом и геймплее  не занимает никаких особых проблем - игра вполне логична и при соответствующем навыке, внимании и рассудительности проходится достаточно легко. Умный человек быстро догадается, что надо делать с мимом в парке, который увязывается за ним (и нет, вовсе не бить по наглой белой морде!). Главная же сложность игры - это пиксельханинг, которого тут с лихвой, а также отсутствие подсказок. Придется очень часто ездить по округе и обшаривать локации, поскольку тут нет не только подсветки предметов, но и даже освещения курсора на активных зонах. Пазлы немногочисленны и сложными можно назвать только несколько - расшифровку тайных кодов секты (что даже при хорошем знании английского сделать непросто) и загадку с часами, которую можно решить только благодаря весьма смутной и малопонятной подсказке (если вы вообще догадаетесь их связать между собой). В остальном все же проходится вполне логично и в лучших традициях пиксельных квестов: сбор и использование предметов, их комбинирование, поиск нужной сюжетной линии. Будет несколько эпизодов, где вам предстоит умереть, но вы быстро догадаетесь, что надо делать для спасения героя. Не лишним будет отметить, что в финале есть и алгоритмный тупик: не забудьте проложить своему другу Мозли дорогу в логово врага, иначе в финальной схватке вы столкнетесь с противником в одиночку - и гарантировано проиграете.

Несомненным достоинством игры является ее графика. Все нарисовано вручную карандашом и красками, а потом обработано на компьютере - поэтому локации здесь яркие, красивые и стильные, в лучших традициях квестов той поры - по типу Broken Sword и продукции LucasArts. Ощущение реалистичности подчеркивают выставленные на первый план предметы и приятно отрисованное освещение.





Да, мы все тоже любим теплый ламповый свет...

К тому же это одна из первых игр Sierra, в которых персонажи их движения были прорисованы с реальных людей. Анимация речи также была сделана с реальных актеров, а потом перенесена на крупные планы героев, которые возникают во время диалогов. При этом каждый персонаж изображен со вкусом и мастерством.



Роликов в игре нет, так как это 1993 год, поэтому вместо них - отлично выполненные комиксы.



Музыка, выполненная Робертом Холмсом, отлична - на каждую локацию сделана отдельная мелодия, все они разнообразные и запоминающиеся. Высококлассное музыкальное сопровождение стало отличительной чертой всех игр Джейн Дженсен, так как Роберт Холмс женился на ней и участвовал во всех ее проектах. И да, роман завязался именно во время работы над игрой, так что Джейн и Боб долгое время не решались об этом рассказать коллегам.



Особенность сюжета в том, что тоже стало позднее отличительной чертой всей серии - завязка вокруг известных мистических явлений и постоянные отсылки к историческому прошлому, которые не противоречат реальной истории и реальным событиям. Огромную роль в игре играет сеттинг - город Новый Орлеан, в котором традиционно популярен культ вуду, и в котором ежегодно проводится фестиваль Марди Гра. Все это действительно существует и в реальном городе. Один из "закадровых героев" повествования - "королева вуду" Мария ЛаВей, превратившая секту в масштабный религиозный культ Луизианы и завоевавшая влияние в городе среди богатый креолов - тоже абсолютно реальная личность. Популярные легенды, связанные с ее именем и послужили основой для сюжета игры. Дух Нового Орлеана с его унаследованными французскими традициями тоже передан со всей тщательностью. Достаточно сказать, что в игре нарисованы и описаны совершенно реальные места города.





Надо заметить, что кроме популярных тем тайного общества, мистики, идеи предназначения и детектива сюжет вобрал в себя отдельные черты американского жанра "южной готики". Легко найти пересечения в виде темы религии, насилия, южного колорита, душевных терзаний главного героя. Но в целом это именно приключенческая история, в которой одинаково к месту и луизианское вуду, и сцена рыцарского посвящения, и даже зомби-хоррор.



Ням-ням!

Таким образом, Gabriel Knight: Sins of the Fathers - это отличная адвенчура со сложным, но захватывающим сюжетом, с отлично атмосферой, хорошим напряженным геймплеем, яркими героями и неожиданными поворотами сюжета. Неудивительно, что игра долгое время держала лидирующие строчки в списке одних из лучших игр. В частности, в ноябрьском номере за 1996 год журнал Computer Gaming World присудил Габриэлю Найту второе место в рейтинге самых запоминающихся героев компьютерных игр, а Грейс Накамура вошла в десятку лучших женских персонажей сайта GameSpot в конце 90-х.

Более подробно о создании игры можно узнать из ряда интервью, фанатских сайтов, журнальных обзоров в сети и даже документальных роликов. В последних можно, в частности, полюбоваться на Тима Карри, который работает у микрофона.



Игру ждал оглушительный успех - ряд лестных отзывов от множества рецензентов, признание игроков, хорошие сборы. Разумеется, компания взялась за создание второй части, которая вышла в 1996 г.

2. Gabriel Knight 2: The Beast Within



Действие второй части игры разворачивается вскоре после первой. Гэбриэл переехал в фамильный замок Риттеров в вымышленной деревне Риттерсберг под Мюнхеном, для пытается заниматься писательством и снова страдает от литературного кризиса. Но неожиданно его вновь вовлекают в опасные похождения страшные события - в деревне участились нападения и убийства, совершаемые волками, в которых местные жители видят оборотней. И допропорядочные бюргеры, веками жившие рядом с родом шаттенъегерей, уверены, что только тот, кому на роду написано быть борцом со злом, может им помочь. Конечно, возможно, это всего лишь суеверия и преувеличенные страхи, но Гэбриэл обязан помочь тем, кто в него верит. Взявшись за неофициальное расследование, он постепенно убеждается в справедливости страшных подозрений. А тем временем прибывшая против его воли в Германию Грейс начинает собственное расследование в Риттерсберге - так становится понятно, что тайна оборотня имеет многовековую историю и связана со странной и загадочной трагедией последнего короля Баварии Людвига II.



В отличие от первой части, вторая игра сделана по технологии FMV-видео: полностью снятое на камеру окружение с реальными актерами. Сейчас этот жанр почти погиб из-за дороговизны и сложности, тогда же он имел популярность. Несмотря на то, что действие происходит в Германии, все действия сняты в Америке на фоне голубой стены. Тем не менее, виды Мюнхена в игре все же присутствуют и нередко оригинальные, сделанные с натуры.







Сюжет делится на "главы", которые необходимо пройти - как и ранее, здесь есть счетчик очков, который поможет вам в прохождении.



Как и в первой части, геймплей здесь относительно несложный. На сей раз активных точек меньше и их легче найти благодаря смене курсора, да и локаций на уровнях весьма немного. Тем не менее, пиксельхантинг дает о себе знать и остается самой главной проблемой прохождения. Подчас здесь можно ходить целыми часами просто потому, что ты не заметил спичек на камине, уголка у церкви с растущими цветами или целого поворота на локацию. Кроме того, на карте с помощью подсветки зон можно выяснить, стоит ли вам куда-либо ехать или все действия на них закончены. Позже этот прием перейдет в созданную Дженсен Gray Matter. Кроме пиксельхантинга серьезную проблему может вызвать только пазл с диктофоном, когда вы вынуждены из реплик записанного разговора вырезать совершенно иную фразу и помочь вам может только интуиция и метод тыка.



Что до головоломок с заманиванием противника в лесу и в подвале - лично я их успешно прошел своими силами. Ну, и отдельный плюс за самое оригинальное использование ходиков с кукушкой, что можно представить.

Несмотря на то, что история баварского короля Людвига, изложенная в игре, может показаться романтической сказкой, полной штампов старых легенд - на самом деле почти все, сказанное в игре, имело место в реальности, в чем каждый может убедиться, заглянув на страницу в Википедии. Король Людвиг действительно существовал и его странная жизнь, похожая на готический роман, в которой легенда неотличима от правды, передана почти со стопроцентной точностью. Более того, существовал и его дневник, закрытый в секретном архиве Германии, отрывки из которого действительно публиковались историками. Дженсен, специально изучившая литературу по этой теме, отдельно поблагодарила историков, помогавших ей в поиске материала и в работе над сюжетом. Так повторилась прежняя черта игры - фантастический сюжет игры должен максимально соответствовать реальности заявленных исторических фактов.



Кроме этого, вторая часть унаследовала и все лучшие черты первой - мастерскую мистическую подоплеку сюжета, хорошо выполненную атмосферу реальных мест, качественно прописанные диалоги, музыку и "взрослые" моменты типа жестокости и скрытой эротики. Да-да, последнее там тоже пару раз мелькает. Ну, и конечно, ироничный юмор.



Эту часть можно с полным основанием назвать самой романтической в серии, а возможно, одной из самых романтических и в самом жанре. Тема игры вертится вокруг одной из главных тем романтического творчества: внутренних страстей человека, его борьбы с самим собой и с другими, противоборством его желаний, чувств и эмоций. Это проявляется и в философии о природной силе человека барона Гловера, и в духовных исканиях самого Гэбриэла, и в печальной истории короля Людвига. Даже служанка Герда, тоскующая по своему бывшему хозяину, попадает на общую волну этого настроения. Подкрепляет это ощущение и атмосфера старой Германии, которая раскрывается в документах прошлого, картинах того времени и прочих мелких деталях. Да и по существу, в игре чисто романтический сюжет прошлого - борьба рыцаря со злом человечества, - только более ярко выраженная с помощью антуража, чем в оригинале. Также и любовная лирика, выраженная в сложных отношениях Грейс и Гэбриэла, на протяжении развития сюжета занимает все большее место. Неудивительно, что даже чисто стилистически в игре много романтических деталей типа лебедя в снах Гэбриэля или лилии на озере, где погиб король. Остается только наградить аплодисментами Дженсен, которая с помощью прежних же приемов смогла не только дать новую историю, но и осветить ее под новым углом, придав сюжету совершенно другую стилистику.





Единственное, чего я не понял, зачем в сюжет введены мистер и миссис Смит - парочка бродячих экстрасенсов и одновременно стереотипные американские туристы. На картах погадать и рассказать о будущем страшном испытании Гэбриэла? А смысл?



И вообще, кого-то они мне напоминают. Кого-то из Broken Sword. Хотя, наверно, это совпадение.



Что же касаемо качества исполнения, то бишь, техники... Конечно, неблагодарное это дело - оценивать по качеству FMV-игру со сделанной на голубой стене фонами и сериальными (в лучшем случае) актерами. Понятно, что все это физически не может сравниться с серьезным фильмом, поэтому временами улыбаешься, когда действие в изображенном огромном театре оборачивается небольшой театральной постановкой на довольно скромной сцене. Тем не менее, нужно признать, что репутацию "одной из лучших FMV-адвенчур" игра получила не зря. Декорации подобраны хорошо, задний фон сделан для 90-х вполне качественно, актеры отвечают сюжетному разнообразию и неплохо подобраны, поэтому играют по большей части вполне естественно. Отдельно хочу отметить очень тронувшую меня работу Питера Лукаса, исполнившего роль барона фон Гловера, который изобразил своего героя с редким обаянием. Забавно, что немецкого дворянина играет поляк по происхождению. Впрочем, все роли немцев исполнили американские актеры, нередко говорившие по-немецки с американским акцентом. Ну, а где еще можно было взять столько англоязычных немцев?





Модели волков сейчас, конечно, не впечатляют, но тогда они казались очень реалистичными.



К сожалению, наибольшим переигрыванием отличались два главных героя - в исполнении малоизвестных актеров Дина Эриксона и Джоанны Тахакаши. Гэбриэл в этой версии лишился своего фирменного самодовольства и самоиронии, став больше похожим на простого наивного парня, все время растягивающего губы. Грейс лишилась очков и фирменной саркастичности, зато гораздо чаще стала повышать голос, что не идет ее милому лицу.

Или что, есть несогласные?



Вся палитра эмоций!



Ну, по крайней мере, актер на съемках держался непринужденно.



Недостаток ли это? На самом деле, не такой уж значительный, так как герои вполне отвечают оригиналу и не переступают за рамки. А Грейс очень обаятельна и ей так идет это зеленое платье... К создателям игры у меня только одна претензия - вовсе не обязательно было после окончания диалога показывать пару секунд молчания персонажа, когда он вынужден глубокомысленно смотреть на собеседника, с сомнением кривиться или корчить еще какую-нибудь гримасу.

Итого - это действительно отличное продолжение. То, что начинается как типичный детектив, постепенно развивается в романтическую историю и заканчивается эффектным и ярким финалом. Отличная атмосфера, сюжет и классический гемплей доставляют удовольствие не меньшее, чем первая часть.



Продолжение в следующем номере посте.
Tags: .игры и люди, .платформа: ретро, .форма: обзор
Subscribe
promo gamer december 14, 2012 10:36 41
Buy for 100 tokens
Советы авторам! 0. Если ваша статья крупнее расписания лекций третьего курса на четверг - прячьте под кат все, кроме одного небольшого скриншота\картинки и одного-двух абзацев. По кату обязательно кликнут и прочтут остальное, не беспокойтесь. 1. Определите для себя, о какой игре вы…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments