voencomuezd (voencomuezd) wrote in gamer,
voencomuezd
voencomuezd
gamer

Categories:

Gabriel Knight: от 1993 до 2014-го. Часть 2

3. Gabriel Knight 3: Blood of the Sacred, Blood of the Damned



Третья часть, вышедшая в 1999 г., была сделана полностью в 3D, так как компания Sierra старалась идти в ногу со временем и незадолго до этого перенесла в трехмерное пространство свой King's Quest 8.  Разработка и выход были нелегкими, компанию трясло из-за финансовых проблем, но все же игра увидела свет - и не разочаровала игроков.

Действие здесь происходит в реальном городке Ренн-ле-Шато, который прославился благодаря слухам о том, что в конце XIX века католический священник Беренже Соньер нашёл там спрятанные сокровища рыцарей ордена тамплиеров. Однако он также нашел в старой церкви несколько старинных летописей, переданных им церкви - есть версия, что эти документы на самом деле обладают такой тайной ценностью, что именно за них Соньер и получил от церкви свое богатство. Полученные деньги он потратил на странные траты, строительство башни и непонятное украшение местной церкви, в котором часто видят некий замаскированный шифр. Смысл этих трат и источник своего богатства преподобный унес с собой в могилу. Но многие искатели сокровищ все еще пытаются отыскать их в этой деревне... Также поселение является предметом обсуждения различных конспирологических теорий, связанных с сакральной геометрией, «Приоратом Сиона» и святым Граалем. Есть много версий о том, насколько связана тайна сокровищ тамплиеров с найденными Соньером документами и картинами французских художников, разбросанными по деревне тайными знаками... Жизни священника и связанным с нею криптографическими загадкам тамплиеров посвящена книга Ричарда Ли и Генри Линкольна "Священная Кровь и Священный Грааль", вышедшая в 1982 году. Как вы понимаете, все это является отличным материалом для писателей, и Дженсен, как и многие другие (в частности, Дэн Браун), взяла эту историю за основу, сделав завязкой сценария. Действительно, как и предыдущие работы, сюжет третьей части почти не противоречит реальным историческим фактам. Даже знаменитый текст "La Serpent Rouge", представленный в игре, почти точен и лишь немного переделан, чтобы его было легче использовать как зашифрованную инструкцию для поиска сокровищ. Разумеется, и места, показанные в игре, в большинстве подлинные.



Однако начинается все с другого. Гэбриэл волей судьбы оказывается в Южной Франции. Во время поездки на поезде у него похитили его подопечного, сына принца Джеймса. И вот теперь ему предстоит отыскать ребенка в Ренн-ле-Шато, что и является второй линией сюжета наравне с поисками сокровища. Последними занимаются, кроме него, еще куча всяких "туристов", набившихся в местную гостиницу, среди которых есть и старый приятель Гэба, Мозли. Вскоре к ним присоединяется и Грейс, которая не может остаться в стороне от очередных проблем Найта. Сам Найт подозревает, что во всем этом как-то замешаны вампиры...



Вся игра выполнена в 3D, для тех лет - вполне пристойном. Конечно, полигоны и окрестности не изобилуют детализацией, но здесь это скорее плюс. Тем более что и имеющегося вам вполне хватит - чего стоят многочисленные картины и ванные комнаты в гостинице, которые вам абсолютно не понадобятся. Имеется камера, которую можно перемещать с помощью мышки или клавиш, это позволяет облететь хоть всю доступную локацию из конца в конец, и при нажатии на выход герой тут же появляется в кадре, где бы он ни был до этого. Кроме того, есть еще много всяких удобств, например, при нажатии курсором можно посмотреть объект или предмет в инвентаре крупным планом. По тем временам интерфейс был, без преувеличения, революционным.



Хотя жестикуляция персонажей здесь не такая активная, как в каком-нибудь Indiana Jones and the Infernal Machine, да и персонажи угловаты, для игры такого уровня они нарисованы хорошо - у них даже есть по пять пальцев на руках! И это в те времена, когда персонажи в 3D-играх кулаками пили, ели, писали и стреляли.





Внешне Гэбриэл похож на себя из 2-й части - благодаря смазливому лицу и длинной шевелюре, а вот характером стал ближе к первой. Теперь он такой же самодовольный и эгоцентричный насмешник, что и раньше и даже больше. Особенно этому способствует то, что его, на радость фанатам, опять озвучивает Тим Карри, который сладостно растягивает чуть ли не каждое слово. Его фирменные шуточки и домогательства до прекрасных дам составят значительную часть игрового времени. Грейс же... Э... В общем, эт та же Грейс, только теперь в 3D. Со всеми... сопутствующими изменениями.



Озвучила ее тоже другая актриса, вполне справившись. Впрочем, в остальном Грейс не изменилась. Нам предстоит поочередно управлять обоими персонажами, каждый из которых будет заниматься расследованием в своем привычном стиле.





Хронологически игра поделена на три дня, каждый из которых делится на несколько частей - всего 17 частей разной степени продолжительности. В отличие от предыдущих серий, где действие происходило на разнообразных территориях, этаких "уровнях", здесь весь сюжет развивается исключительно в деревне Ренн-ле-Шато и ее окрестностях. Правда, многие из них откроются вам со временем, но их будет не так уж много. Да и сам городок довольно мал - всего 10-12 локаций, не считая комнат в гостинице, а сам городок делится всего на шесть-семь частей: кладбище, церковь, городской центр, улочка по прокату мотоциклов, переулок с музеем, башня и улица, которая понадобится вам один раз.





Тяжелым трудом и подлым обманом заработанный Гэбом настоящий Харлей. Без Харлея ты не мужик!

Как ни странно, реальная деревня Ренн-ле-Шато, на самом деле, ненамного больше...



Поэтому поездка и исследования окрестностей тут играют очень большую роль. Окрестности здесь - это местные развалины замков, холмы, поля, дороги, скалы и туристические достопримечательности в виде... тех же холмов, полей и скал. Может быть, не очень разнообразно, но зато удобно для осмотра и исследования. А это здесь придется делать очень часто, так как игра очень длинная.





Эта часть - единственная, вышедшая в России легально - локализацией занималась компания 1С. Озвучка благоразумно не тронута, а текст, по традиции 90-х, сделан приемлемо, но не без ошибок. "Левые отпечатки", ну да... Хотя перевод делался, между прочим, в 2005 году. Конечно, и парочку надписей "пропустили" по пути. Впрочем, желающие могут поискать и пиратские переводы, если есть желание.



Жирный минус игры - она весьма сложна в прохождении. Во-первых, тут нет никаких подсказок - на кнопку с этим словом не найдетесь, она работает только на карте, показывая, какое место стоит посетить (да и тут она весьма неточна). Это вынуждает игрока сотни раз обегать окрестности в полном непонимании того, что ему надо делать. Пиксельхантинг на территории полного 3D без каких-либо подсказок, разумеется, раскрывается во всей красе - можно, к примеру, целый час проездить по всем локациям, не замечая нужные следы прямо на земле. Большую роль играет осмотр предметов и задействование на них кнопки "думать" - нередко только после этого возможно продвижение дальше. Регулярно придется вскарабкиваться на возвышенности и осматривать окрестности - без всякого видимого результата. Часто придется искать слова в поисковой строке нашего компьютера - но какие, вам никто и не подумает намекнуть. Задачки же здесь нередко такие, что не разберет и Энштейн - кто догадается, что чтобы вытащить паспорт из кармана Мозли, нужно подложить ему конфету именно на стойку в коридоре? Почему лазерные лучи из глаз статуэток надо развернуть в форме именно пентаграммы? Да и сама маскировка Гэба под Мозли как идея - одна из самых нелепых в мире.



Но даже эти, откровенно непонятные задачки, бледнеют перед расследованием Грейс. Здесь она, как в первой части, в основном выполняет интеллектуальную работу по поиску сокровищ - сидит за компьютером, расшифровывает записи и рукописи, ездит для этого по окрестностям. Именно расшифровка попавшей ей в руки рукописи с разбором смутных намеков и выставлением почти наобум точек и геометрических фигур на карте и составит самую длинную и самую сложную часть прохождения. При этом никаких подсказок, кроме рукописи не будет. Есть люди (это факт!), которые тратили на прохождение этой рукописи 3-4 недели и я отлично понимаю, почему.



А в конце будет типичный аттракцион из фильмов про сокровища, который называет "полоса смерти": попробуйте пройти каждый полигон подземной галереи с ловушками, где вас будут убивать в случае ошибки. Или промедления. Причем по сравнению со всем предыдущим это будет восприниматься как не такой уж и сложный уровень. Словом, игра чрезвычайно непростая и если вы прошли ее без прохождения - вы можете собой гордиться.



Головоломки здесь суровы...

(правда, между нами, в игру можно ввести чит-код, который поможет в прохождении...)

Зато чего не отнять здесь, так это мощного сюжета. Здесь он самый эпичный за всю серию. Если ранее мы сражались с вудуистами и оборотнями, то теперь в наших руках буквально судьба человечества, а завязка переосмысливает судьбу самого Иисуса Христа! Но об этом мы узнаем далеко не сразу, так как вначале все это будет напоминать типичный детектив в духе Агаты Кристи (на которые ориентировалась Дженсен) с его целым набором подозреваемых, ограниченным сеттингом, обыском комнат и поиском улик. Среди прочего придется искать отпечатки на каждой мелочи, постоянно рыться в своем ноутбуке с компьютером-анализатором и отвлекаться на ряд отвлекающих мелочей.



Последних тут очень много. В прохождении вам предстоит сделать огромную кучу ненужных для развития сюжета вещей, если хотите заработать все 965 очков. Не удивляйтесь в итоге, что улики, которые вы бережно собирали в компьютер, окажутся нужны вам не больше чем рыбе акваланг. "Так задумано!" (с) Но все это с лихвой искупается разворачивающимся в сторону масштабности сюжетом, кинематографичными вставками и другими эффектными сценами. Жаль только, финальный бой оказался коротковат - а ведь мы столько к нему шли...



Не могу не бросить еще один упрек. В этой части продолжится выяснение нелегких отношений Гэба и Грейс. Найт почему-то не может понять, любит он человека, лучше которого ему никогда не найти. Линия выписана качественно и вставлена к месту - вот только обрывается на совершенно неожиданной и малопонятной ноте. Ну вот почему авторы своих серий не могут просто написать: "И они поняли, что любят друг друга, и поженились, и жили долго и счастливо"? (Эй, Чарльз Сессил! Да, тот, что писал Broken Sword. Это и тебя касается!)



Да о чем тут вообще думать?



Таки да, по традиции, эротические сцены тут тоже есть...

Ну, и конечно, фирменная отделка в виде музыки, озвучки, диалогов, шуток, видеовставок здесь выполнены без претензий. Единственное - лучше найти в интернете трехдисковую копию игру вместо однодисковой, потому что игра требует их их менять, как в оригинале - так что так проще.

Увы, это оказалась последняя игра, выпущенная компанией Sierra, так как вскоре продажи пошли на спад, жанр впал в кризис, из которого так и не выбрался, а сама Sierra из-за финансовых долгов была куплена другой компанией, а в феврале 1999 года после вскрывшегося денежного скандала разорилась окончательно. Лишь спустя много лет после вялого проявления деятельности ей удалось найти спонсора и начать помаленьку оживать. Так что фанаты ждут четвертую часть и по сей день.

Но шло время... Человечество, обнаружив свою бездарность и деградацию, все чаще оглядывается назад и делает ремейки и перезапуски проверенных времени фильмов и игр. Дженсен смогла с помощью Gray Matter вернуться в жанр (пусть даже следующие  игры, вышедшие за ее сценариями - Moebius и Cognition, - мягко говоря, получились неоднозначными из-за изумительной дешевизны...), поэтому компания Activision, которой принадлежат права Sierra, дала ей добро на выпуск ремейка, который и вышел на радость поклонникам совсем недавно, осенью 2014 года. Разработкой занималась основанная Дженсен и Холмсом студия Pinkerton Road.

4. Gabriel Knight: Sins of the Fathers 20th Anniversary Edition



Главное, что можно сказать об игре - это тот же самый Гэбриэл Найт 1993 года, только полностью перерисованный и улучшенный во всем, что было возможно улучшить.

[Сравнить скрины]















Анимация здесь - самое замечательное. Давно уже не встречалось настолько яркой, сочной и в то же время реалистичной и не кричащей картинки. Без шуток, стилистика здесь выше всяких похвал - оригинальная атмосфера легкой готики Нового Орлеана, несмотря на некоторое осовременивание, схвачена безупречно, а вид самых первых локаций, вызывающие воспоминания об оригинале, просто захватывают дух. Есть мелкие недостатки - прорендерность локаций в отдельных местах дает себя знать, пара объектов смазана, третий план изредка выглядит плосковатым, герои изредка могут пройти через объекты - но все это именно мелкие недостатки, которые не отменяют отличного качества картинки. Даже на солнце, в конце концов, есть пятна.

Единственное - меня несколько раздражали плоские деревня, колышущиеся на фоне статичной локации... Я понимаю, хотели добавить реалистичность, но увы, с плоскими деревьями это не срабатывает.

Плохая (для кого-то) новость - роликов в игре по-прежнему нет, они заменены, как и во всех играх Дженсен в оригинале, анимированными комиксами. Хорошая новость - комиксы тоже сделаны отлично и по качеству заметно лучше, чем в Gray Matter за 4 года до этого.







Наши старые герои изменились, но незначительно. Грейс снова носит очки, но сменила юбку на джинсы, Гэб поменял прическу на ту, что носил в 3-й части, Мозли же... Мозли не изменился. Разве что второстепенные герои несколько поменялись в лице и возрасте. Диалоги в игре те же самые, что и в оригинале, но озвучили их новыми голосами. Конечно, фанаты были разочарованы, услышав вместо оригинальной озвучки попытку изобразить Тима Карри, но лучшего, увы, добиться не удалось - прежние актеры слишком стары для озвучки, а оригинальные аудиофайлы утеряны. Впрочем, новички вряд ли заметят этот минус.





Так как мобильные игры нынче - наше все, игра, разумеется, портирована на Mac, Android и iOS. Правда, на ПК теперь играть не так удобно, потому что правая кнопка мыши не работает. Зато других удобств здесь столько, сколько это возможно. Ремейк оснащен подсветкой активных зон пробелом (причем тут можно не жать постоянно на кнопку, а просто включить ею эту функцию), обучением, встроенным в меню на экране прохождением с набором подсказок, выделением нужных диалогов и мест на карте, дневником главного героя... И еще рядом плюшек. Например, можно при запуске задать размер окна для экрана. Да, игра идет в окне. Нет, полноэкранного режима нету. Что? Что такого? Зато... Зато можно задать размер окна для экрана!



Также сделаны очень небольшие, но все же добавления - две-три новых локации с дополнительными задачками, а некоторые из старых локаций теперь можно посетить только после продвижения сюжета, чтобы не обыскивать их зря. Вставлено и несколько новых проходных головоломок... Не самых... удачных, на мой взгляд. В частности, хотя почти все они довольно просты, специально для тех, кто мучился над ковырянием кода вудуистов в оригинале, сделано предложение вновь проявить свое знание английского и составить по интуиции надпись на автомате.





Анимация персонажей в целом нарисовано добротно, при желании можно прицепиться к их угловатости и движениям в суставах, но это будут уже придирки. Больше разочаровывает мок-ап некоторых лиц - довольно неестественно выглядит, когда на лице работает только несколько точек и лицо кажется резиновым. Хорошо хоть, главный герой таким не страдает.



Ну, и конечно, главный подарок! В игре есть большой коллекционный контент о первой игре! Эскизы, арты, справки, отрывки из интервью - все это можно открыть на каждой локации и сравнить старую игру с новой, а также узнать интересные детали о создании оригинала.







Есть ли недовольные ремейком? Да, есть. И их можно понять. Оригинальный GK 1993 года по тем временам был отлично нарисован и сделан практически идеально. В 2014 году же трехмерные персонажи могут создавать ощущение пластмассовых, да и бюджет ремейка далеко не миллионный. Но лично мне кажется, что тут слишком большую роль играет ностальгическое восприятие, когда люди слишком сильно верят, что лучше, чем старое быть не может и вообще, "2D-квесты рулез, трехмерные сакс!" Конечно, если сравнивать ремейк с оригиналом, оригинал будет впереди по определению - но это нисколько не отменяет качества ремейка, который сделан на пять баллов!



И что же в итоге? 20th Anniversary Edition - это отличный пример качественного ремейка, замечательный подарок старым поклонникам и хорошая переделка для тех, кто пропустил игру ранее и хочет познакомиться с ней сейчас. Не игравшим в оригинал могу посоветовать обе игры, так как каждая из них приносит несомненное удовольствие.

Существует, конечно, еще целое море информации об игре - две новеллизации первых двух частей (роман по мотивам "Зверя внутри" даже можно найти в интернете на русском), недавно выпущенные комиксы, раскрывающие предысторию предка Гэбриэла, куча фанатских сайтов, русификаторы, патчи, истории о творческом пути Дженсен, интервью, видео и многое другое. Но если вы фанат серии, вы это и так знаете, а если нет - лучше вам сыграть в эту игру и поискать все остальное самому. Я лично весьма рад, что с прохождением ремейка сыграл во всю франшизу от начала до конца и получил море удовольствия от харизматичных героев и интересных сюжетов. Удивительный пример франшизы, менявшейся раз за разом, но не менявшей главного - качества исполнения. Аплодисменты от благодарных зрителей.

Tags: .игры и люди, .платформа: ретро, .форма: обзор
Subscribe
promo gamer december 14, 2012 10:36 41
Buy for 100 tokens
Советы авторам! 0. Если ваша статья крупнее расписания лекций третьего курса на четверг - прячьте под кат все, кроме одного небольшого скриншота\картинки и одного-двух абзацев. По кату обязательно кликнут и прочтут остальное, не беспокойтесь. 1. Определите для себя, о какой игре вы…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments