Визуальные новеллы — тот жанр интерактивного искусства, который удачно соединил в себе кино и литературу с небольшим вкраплением исконно игровой механики. Оставаясь прежде всего романом в цифровой обертке этот жанр понемногу обретает известность не только на родине аниме, но и за ее рубежом. Благодаря Steam, самоотверженным издателям вроде «Jast» и «Mangagamer» и, разумеется, отчаянным фанатам, которые переводили и переводят огромные иероглифические массивы текста на великий и могучий английский, не ради наживы, а во имя любви к жанру. И раз сегодня никого визуальными новеллами не удивишь, неплохо бы рассказать тем, кто только-только с ними знакомится о том, какими они бывают.
Первое, что вы должны для себя уяснить: визуальные новеллы — это НЕ симуляторы свиданий или дейт-симы, как часто их путают маркетологи. Хотя цель во многих новеллах и романтических симуляторах одна — покорить девичье (мужское?) сердце, подача, стиль их кардинально различаются.
Дейт-симы — это тренажеры пикаперов, иногда с зачатками сюжета, но чаще просто игры с рутинными правилами, графиками, календарями.
Визуальные новеллы — это многочасовые текстовые истории, глубокое, гораздо более объемное чем даже в привычной художественной литературе изучение характеров персонажей, это разнообразие жанровой механики и даже наличие какой-никакой геймплейной составляющей. Покорение девушек в новеллах — не самоцель, а скорее способ, метод познакомиться с выдуманным миром, поучаствовать в фантастических приключениях, побыть кем-то другим на некоторое время, насладиться общением с весьма развитыми, интересными героями. При условии, что мы имеем дело с хорошей новеллой.
Также спорным моментом по-прежнему остается мнение: считать ли визуальные новеллы играми или все-таки интерактивными книгами? Если брать в пример продукты компании «Eushully«, то чаша весов однозначно склоняется к первому выбору, но если приглядеться к списку новелл на VNDB, то обнаружится, что подавляющее большинство — текстовые квесты, не более, ни менее. Лично я склоняюсь ко второму варианту хотя бы потому, что наилучшие представители этого жанра — Fate Stay Night, Clannad, Muv Love Alternative, Steins Gate, Ever17 — не сдержат даже духа геймплейного. Поэтому правильно будет говорить о чтении новеллы, чем игре в нее.
Раз с этим разобрались, пора перейти непосредственно к типологии визуальных новелл. И говорить мы будем не о жанрах, потому что с этим и так все должно быть ясно. Ужасы, мистика, повседневность, романтика, детектив — все как и в книгах, однозначно.
В начале, на что обращаешь внимание — это визуальное оформление новелл. Глобально выделяют два варианта: ADV и NVL, хотя не редкость, когда оба сочетаются, дополняют друг друга в одном и том же тайтле.
Как известно, визуальные новеллы состоят из трех частей: текст, звук, графика. Последнее включает в себя непосредственно спрайты персонажей, двумерные по традиции, подвижные, и бэкграунды, статичные картинки, моделирующие ключевые события или замещающие фон.
Так вот, в ADV текстовое поле занимает нижнюю ограниченную область экрана. Это наиболее популярный метод подачи сюжета и диалогов, знакомый любому поклоннику древних РПГ. Пример — «Grisaya no Kajitsu».
В NVL текст занимает весь или почти весь экран поверх спрайтов и бэкграундов, тем самым напоминая фундаментальный книжный вид. Ярчайший представитель — «Umineko no koro ni».
Исчерпывающего аргумента, какой из видов представления новеллы приоритетней, нет. Кто-то любит, когда может видеть анимированные спрайты, кто-то предпочитает изображениям текст. Как говорится, каждому свое и никто в обиде не останется. Ну разве что фанаты «Kira Kira».
Еще одним важным критерием различия визуальных новелл является (не)линейность сюжета. На противовес обычным новеллам с наличием опций выбора, кинетические новеллы имеют или несущественные опции или избавлены от них вовсе, всегда приводя сюжет к одному единственному финалу. Хороший пример — «Planetarian: The Reverie of a Little Planet»
Но самой важной деталью для новелл остается сюжетное построение. И здесь выделяют четыре главных типа: moege, utsuge, nakige, nukige..
Moege — являют собой квинтэссенцию кавая и ванильно-радостной атмосферы сказки. Местные героини переполнены любовью и лаской, а враги, если таковые имеются, обязательно будут перевоспитаны. Драматизма немножко, для придания остроты этому пестрому блюду из юмора и красоты. Хэппи-энд гарантирован при любых раскладах и все, что остается читателю — наслаждаться милой банальщиной.
Особый пример — «Princess Evangile».
Бывает еще, что данный тип именуют charage, что не совсем корректно, так как упомянутый термин относится ко всем новеллам, сосредоточенным на взаимоотношениях персонажей больше, чем на сюжете. Жизнерадостность и легкомыслие вовсе не обязательные атрибуты charage. Имейте в виду.
Utsuge — депрессивные игры с часто неизбежным печальным финалом и смертью одного или нескольких героев. Таковые истории переполнены отчаянием, суицидальными наклонностями или какими-то трагическими нюансами. Если любите плакать, вам сюда.
Пример — «Narcissu».
Nakige имеет на первый взгляд много общего с предыдущим типом. Герои таких новелл проходят через драматические события, не исключена даже смерть кого-то из них, но общий настрой новеллы остается жизнерадостным, вопреки обстоятельствам добро все равно побеждает. Даже с привкусом горечи на губах.
Игры компании «Key» почти все как один — nakige.
Nukige по иронии судьбы тот тип визуальных новелл, которым ассоциируют жанр невежественные люди, называя их пошлыми и порнографическими. Дело в том, что в nukige фокус внимания — это многочисленные постельные сцены, часто с применением насилия. Сюжет, развитие героев малозначительны, куда важнее сексуальные позиции и туалетный юмор. Хоть это и наиболее коммерчески привлекательные игры, поклонники новелл относятся к ним презрительно, но без особого осуждения. Эроге удовлетворяют низменные нужды — и всего лишь.
Правда, иногда разработчики умудряются даже из такого материала слепить увлекательное путешествие, как то «Monster Girl Quest», где все бои, жутко увлекательные и требующие напрягать серое вещество, на самом деле — половые акты с девушками монстроидной наружности.
Особняком в жанре визуальных новелл стоят «otome игры», то есть такие, которые ориентированы на женскую аудиторию. Главным героем в таких новеллах обычно выступает девушка. Хотя не обязательно. И, конечно, плести романтические узы она может лишь с парнями. Хотя опять — не обязательно. Яой и юри (любовь голубая и любовь розовая) тоже весьма популярны у прекрасных дам. И у некоторых не вполне прекрасных и далеко не всегда приличных мужских особей. На вкус и цвет, как говорится, все мы пахнем по-разному.
Последнее, что хочется выделить, говоря о типах визуальных новелл, это их возрастной рейтинг. Здесь все достаточно просто. То, что выше «18+», гарантированно содержит сцены интимного плана или запредельную жестокость. Все что ниже — «all age» — максимум может ошарашить грязными словечками и демонстрацией школьных купальников. Выпускают обычно две версии для разных категорий покупателей. Хотя по мне наличие хентая в новеллах всегда казалось необходимым злом, как нечто соответствующее чаяниям гормонально неустойчивых людей.
Ну что ж, на этом пора заканчивать. Надеюсь после прочтения вы стали более обознанными в этом жанре и сможете с уверенностью подобрать для себя подходящую игру. И поверьте знатоку: они того стоят. Новеллы — неповторимый опыт чтения, который вы не получите больше нигде.
Оригинал статьи размещен в блогге автора
Community Info