Десять лет прошло с тех пор, как завершилась первая великая война. Горные кланы были разгромлены. Половина гномов ушла в горы, укрывшись под защитой рун. Вторая половина в страхе ждёт конца света. Император людей, не в силах оправиться от гибели жены и пропажи единственного сына, замыкается в себе, выпуская из рук бразды правления государством. Земли Империи попадают под власть алчных и беспринципных аристократов. Бетрезен – владыка Ада умирает. Орды демонов бродят по миру в поисках подходящего вместилища для его души. По слухам, Утер - пропавший сын Императора, до сих пор жив, и его благородная кровь впитала всю ненависть Бетрезена. Некогда прекрасная богиня морей, а ныне жуткая повелительница мёртвых Мортис тоже отправляет армии на поиски Утера, вступая в яростную гонку с демонами, империей и кланами. Кровь Утера способна воскресить её погибшего мужа – бога эльфов Галлиана. Мортис готова на всё ради любимого. Не останавливаясь ни перед чем, богиня несёт смерть его детям – эльфам. Но сможет ли погибший бог воскреснуть? И что молвит возрождённый Галлиан, когда узрит, кем стала его милая Солониэль!
Встречайте, Disciples II - мрачная, эпичная и пафосная стратегия, увидевшая свет в 2002 году. У меня даже рука не поднялась написать в названии арабскую цифру 2. Нет! Только римские. Disciples II: Dark Prophecy + два аддона Disciples II: Gallean’s Return и Disciples II: Rise of the Elves. К сожалению, как и серия Age of Wonders, игра оказалась «придавлена» известностью главного конкурента - Heroes of Might and Magic. Если в середине 2000-ых Вы пропустили Disciples II, самое время наверстать упущенное. Любителям пошаговых стратегий знать про эту игру нужно. Старые же фанаты приглашаются под кат поностальгировать.
Графический стиль, атмосфера и сюжет.
Когда
Каждый юнит в игре имеет собственный арт. К нему прилагается небольшое описание, позволяющее больше узнать о мире Disciples. Вот почему сейчас так не могут? Нарисовать красивую 3D-модель – это без проблем, а добавить небольших ламповых описаний в характеристики юнита (буквально на пару строк) уже тяжело. Казалось бы, в чём проблема? Это же простой текст. Долби себе по клавишам и долби. Однако ж… нет. Разучились.
Мир Disciples тёмен и мрачен. Даже милые русалки поют здесь волшебные песни, желая лишь полакомиться плотью утонувших моряков. При этом обитатели вод - ещё относительно добрая раса. Обижаться на троллей, великанов и циклопов в такой атмосфере даже неудобно.
Всюду царит: мрачность, пафосность и безысходностЪ. Демоны придут – умрешь под пытками. Мертвецы Мортис заявятся – заживо скормят зомбарям. Разбойники эльфов жаждут лишь убивать мерзких людишек. Ну, а родной Империи только дай повод натравить инквизицию. Некуда простому крестьянину податься. Одна радость в жизни - перед мучительной смертью успеть хоть кому-то вилами в задницу ткнуть. Нейтральные отряды даже не пытаются бежать от заведомо сильнейшей армии. Знают, что это бесполезно. Догонят и убьют. Так здесь принято.
Поговаривают, будто в ПафосЪ и ЭпичностЪ умеет только Warhammer. Подобные слухи распространяются от незнания. Сами взгляните на «одухотворённые лица» героев и юнитов в Disciples II. Всюду мрак, боль и пустота. Даже фон подчёркивает всеобщее отчаяние. Глядя на деревья позади, какая в голову ещё может прийти мысль, кроме как повеситься? Без трупов, развешанных на ветвях, картинка выглядит даже какой-то негармонично.
Спустя 14 лет с момента релиза, смотреть на графику игры уже немного больно, но, благодаря грамотно проработанному стилю, Disciples II до сих пор сохранила часть былой привлекательности. Игра зрелищная. Движения юнитов в бою нарочито медленные, пафосные. «Размахнись рука, разойдись плечо, погуляем напоследок».
Сюжет под стать атмосфере. Играя за «условно» добрые фракции, не покидает ощущение неизбежного краха. Вроде, всех победили, всех зарезали, но не возвращается жизнь на круги своя. Игра даёт понять, цена, заплаченная за победу, неимоверна высока. Оправиться от войны не удастся, а зло обязательно вернётся.
За каждую из пяти играбельных фракций есть отдельная кампания. Истории переплетаются, а впоследствии начинают противоречить друг другу. Таким образом, в игре несколько концовок и, судя по сюжету кампании из последнего аддона Rise of the Elves, каноничными победителями признаны мертвецы Мортис. То есть выиграли вторую войну отнюдь не добряки.
Геймплей, тактические битвы.
Сюжет действительно важная часть Disciples II, но только за счёт сюжета пошаговые стратегии никогда не выезжали. Настало время поговорить об игровой механике. Disciples II трудно назвать лучшей и шедевральной, но это самобытная и во многом уникальная игра.
Геймплей разделён на стратегическую и тактическую карты. Сперва поговорим о битвах.
Размер отряда в Disciples II варьируется от трёх до шести бойцов, включая героя. Поле боя разделено на четыре ряда по три клетки. Армии, точнее отряды (армии здесь будет сильно сказано) выстраиваются друг напротив друга, занимая по две линии. Обмен ударами начинаются сразу. Идти до противника не нужно.
Юниты ближнего боя могут атаковать лишь соседние цели. Прежде чем бить вторую линию, необходимо убить всех врагов в первой. Лучники стреляют в любую точку, но у них меньше жизней и хуже защита. Заклинания магов обычно накрывают всё поле боя разом. В армиях людей, эльфов и гномов есть целители. Некоторые лечат всех союзников сразу, другие лишь одного, но гораздо сильнее. Демоны и мертвецы лечить не умеют, поэтому научиться играть за них чуть сложнее. Однако у тёмных воителей есть свои козыри. Ведьмы превращают врагов в слабеньких бесов. Доппельгенеры принимают форму любого видимого юнита. Привидения парализуют врагов (прокаченные духи пытаются сковать всех сразу). Оборотням не причиняет вреда физическое оружие.
В армии каждой фракции имеются и большие юниты, занимающие две клетки сразу. Скелеты-драконы, великаны, мощные демоны и т.д. Иногда их использование оправдано, иногда нет. Всё зависит от выбранной тактики.
Механика боёв достаточно простая. Обмен ударами идёт в порядке инициативы. Критических попаданий нет. Урон известен заранее, хотя юнит может промахнуться (и это дико раздражает). Всё интуитивно понятно. Игра раскрывается в мелочах, заставляя продумать битву на несколько ходов вперёд.
Disciples II учит двум полезным вещам:
- Тактическому мышлению.
- Устойчивости психики (вырабатывается при лицезрении эпичных провалов собственных тактик).
Ход мыслей примерно такой: «Ух! Какой здоровенный людоед. Он убьёт моего зомби с одного удара. С другой стороны, зомби сходит первым, значит, я могу приказать ему встать в защиту. Тогда по один удару он выдержит. Отлично. Мои призраки парализуют людоеда, и я за пять ходов убью эту тварь личем и героем-вампиром. Отличный план! Действуем. Так-с. Зомби встал в защиту. Людоед ударил. Привидение – вперёд! Чёрт, промахнулся дух криворукий. Ладно, у второго призрака шанс попадания 80% - вперёд. ТОЖЕ ПРОМАХНУЛСЯ. ААА! ААА! ДА КАКОГО… » (в общем, см. альтернативную теорию вероятностей).
Суть Disciples II - это: контроль поля боя, тонкий расчёт и всплеск эмоций, когда всё разваливается из-за неучтённых факторов или рандома.
В бою и юниты, и герой получают опыт. У героев прокачка устроена более или менее классически образом. Копим экспу, получаем уровни. С каждым level-up выбираем одну из представленных способностей. Вначале лучше взять лидерство, чтобы увеличить лимит отряда. Не лишним будет научиться пользоваться: артефактами, магическими книгами, сферами, талисманами и т.д.
С прокачкой юнитов всё гораздо интереснее. По сути, я только-только подошёл к главной «изюминке» игры. Именно раскачка юнитов (а не героя) – наиболее интересная часть Disciples. Накопив опыт, солдат преображается, превращаясь зачастую в другое существо.
Слабенький пехотинец становится пафосными рыцарем или суровым охотником на ведьм. Они в свою очередь могут дорасти до паладина или инквизитора. Прогресс юнита определяют здания, построенные в столице. Некоторые юниты (например, призраки) имеют лишь одну ветвь развития. У других варианты раскачки представляют целую сеть. Тёмный адепт может стать: вампиром, личем или упырём. Строительство одного здания закрывает доступ к параллельным веткам. Система интересная и настраивает на реиграбельность.
Главным ресурсом игры выступает опыт, получаемый за убийство монстров. Преобразовать жалкого фанатика в мрачного рыцаря Ада сложно. Требуется много опыта, но это и есть самое интересное. Если Вы не испытали то радостное
Геймплей на стратегической карте.
Всего в игре пять игровых фракций (изначально было четыре):
- Демоны.
- Нежить.
- Империя (люди).
- Горные кланы.
- Эльфы (были добавлены в последнем аддоне Rise of the Elves).
У каждой фракции есть своя столица, от которой распространяется особый тип земли. Обители Ада «красят траву» в лаву, гномы в снега, от нежити распространяется чёрная равнина, от людей зелёные луга, у эльфов жёлтый осенний лес.
«Перекрашивание земли» - дело по-человечески приятное. Умом понимаешь, от большинства клеток пользы нет; но выглядит красиво. С упоением наблюдаешь, как растут владения твои.
Столица – центр развития фракции. Именно здесь возводятся здания для развития юнитов. Дополнительно можно построить: башню магов, храм и гильдию, позволяющую нанимать воров.
Взять столицу можно, но невероятно трудно. Для победы в миссии этого обычно не требуются. У каждой расы существует бог-покровитель, направляющий в столицу аватара – особо сильного монстра, стоящего целых армий. Аватары не покидают столицу, что исключает возможность проиграть миссию из-за невесть откуда взявшегося вражеского героя.
В нейтральных городах, разбросанных по карте, строить здания нельзя. Поселения служат эдакими опорными пунктами. В них можно полечиться и воскресить юнитов, если в столице построен храм. Главное, от захваченных городов начинает распространяться родная земля фракции.
«Перекрашивание» карты, помимо эстетических, имеет и сугубо практические цели. В игре есть два вида стратегических ресурсов: золото и мана (пяти различных цветов). Дерева, камня, кристаллов и тому подобного в Disciples II нет, но чтобы захватить шахту, мало победить охрану. Необходимо в буквальном смысле включить месторождение в состав своих земель. Для упрощения задачи (территории перекрашиваются неспешно, по несколько клеток в ход) в игре есть специальные герои, умеющие за 150 золотых втыкать в землю жезлы. От жезлов начинает распространяться земля фракции.
Забавно, но лишь указанный тип героев умеет ломать жезлы других фракций для перезахвата месторождений. Поэтому парочку «жезлоносцев» нужно иметь всегда, не ограничиваясь основными полководцами (магом, лучником или воином). Дополнительно можно нанимать воров. Пользы в бою от них мало, но прохвосты умеют: внедрять шпионов, проводить разведку и устраивать диверсии. Однако любое действие выполняется с определённым шансом, пойманного вора без промедления вешают. В суровом мире не до сантиментов.
Мана нужна для изучения и применения заклинаний. Чары не привязываются к конкретному герою, они есть у всей фракции. Играются заклинания только на стратегической карте. В 2002 году анимация чар смотрелась великолепно. Сейчас уже выглядит не столь хорошо, но, всё равно, забавно.
Набор заклинаний у каждой фракции свой и связан с определённым типом маны (хотя остальные виды тоже нужны). Гномы и люди предпочитают благословения. Демоны и нежить проклятья. Все расы умеют призывать монстров и кастовать боевые заклинания. Дополнительно на карте встречаются магические академии, в которых можно купить (или украсть) заклинания. Попадаются и разные торговые лавки.
В игре присутствует редактор карт, но рандомносгенерированные сценарии создать, к сожалению, нельзя.
Итоги.
Disciples II - старая, но до сих пор интересная игра с необычной механикой. Если Вы любите пошаговые стратегии, попробуйте Disciples хотя бы из тяги к разнообразию. Впрочем, большинство читателей наверняка хорошо знакомы с й игрой. Если старый диск не сохранился, Disciples II продаётся в Steam и стоит недорого.
Заканчивая обзор, я заранее предвижу комментарии некоторых
Надеюсь, жюри оценит сей акт гуманизма
PS. По ссылке Дайджест Вы сможете прочитать самые интересные статьи за моим авторством. Там же Вы найдёте ссылку на донат на случай, если Вам нравится моё творчество, и Вы хотите меня поддержать. Так же буду благодарен за подписку и за репост моих статей (в пределах разумного). Ещё у меня есть группа Вконтакте!
Community Info