Недавно меня порадовало маленькое, но приятное событие. На рутрекере обнаружился старый-добрый Санитариум, сделанный на основе лицензии GOG с выбором локализаций и даже бонусным контентом: https://rutracker.org/forum/viewtopic.php?p=71915167#71915167 Конечно, игра и до этого была доступна на торрентах, а всего год назад была перевыпущена на мобильных устройствах и в Steam - но эти версии были нерусифицированы, а в старых попадались ошибки типа неправильного отображения цвета, быстрого самочинного пропуска диалогов и прочей гадости. В этих же версиях все вроде нормально - я проверил.
И заодно я решил накатать небольшой текст о самом сабже, памятном детям 90-х. Но так как Санитариум - игра широко известная, то много я о ней говорить не буду. Отмечу только для непосвященных, почему это классика квестов и игр вообще и почему с этим надо хотя бы познакомиться.
Игра была создана в 1998 г. весьма известной тогда студией DreamForge Intertainment, которая выпустила немало достойных игр, например, Chronomaster (сюжет к которому писал сам Робер Желязны) и Warhammer 40,000: Rites of War. Их большой опыт, мастерство, отточенное в создании серьезных игр, понимание того, что в игре важен не только геймплей, но и достойный сюжет, обеспечили игре такую планку качества. Немаловажно, что игру команда разработчиков создавала по собственной инициативе, без вмешательства ненужных советчиков.

Завязка ее не то чтобы нова - вступительный ролик показывает нам некоего человека, только что совершившего открытие, о котором он хочет поведать дорогой супруге. Однако из-за спешки он попадает в автоаварию и приходит в себя в странном месте, очевидно, устроенной в древнем замке психбольнице. Именно это место и дало название игре - Sanitarium или, по-русски, "санаторий". К своему ужасу наш герой понимает, что у него полная амнезия, а при этом вокруг него нет никого, кто мог бы ему помочь. Дальнейший сюжет представляет из себя путешествие по странным сюрреалистическим мирам, расследование в странной психбольнице и раскрытие основной интриги через сюжетные ролики. Постепенно мы понимаем, где в этом мире явь, а где чье-то больное подсознание, а также - кто главный виновник происходящего. Как оказывается, все каким-то образов связано с загадочными болезнями детей и спасительным лекарством...

Главное достоинство игры - это, бесспорно, продуманный сюжет, которым и иной фильм бы не пренебрег. Он выдержан в традициях психологического хоррора с некоторой долей интриги на заднем плане. Основное действие занимает спасение окружающих персонажей нашим героем, что символизирует его миссию спасителя его мира, а также отображение больного подсознания в реальном мире. Атмосфера странности происходящего при обычном поведении персонажей и формальной логичности показанных миров неоднократно заставляет почувствовать себя как будто в ожившем сне или больной галлюнации. Особенно мастерски это получилось на втором уровне игры, где до конца непонятно, происходит ли дело в реальности или нет. Авторы именно на это и делали ставку, стараясь изобразить сюрреалистический "сюжет-сон" и создать единство удивление, растерянности и психологического страха от непонимания и жуткости происходящего.
Мы пытались понять: что каждому из нас нравится в играх, а что раздражает? От этого логически пришли к вопросу „А что мы любим и не любим в кино, в телевидении?“ Мнений была куча, но в конце концов мы выделили четыре фильма, которые и оказали самое большое влияние на сюжет нашей игрушки. Бесспорно фаворитом стала «„Лестница Иакова“» — на нас всех произвели впечатление „странненький“ сюжет и такой неожиданный, шокирующий конец. Ещё нам нравилось, что фильм получился таким страшным, хотя в нём совсем нет крови. „Город потерянных детей“ — тоже фильм, основанный на бреде, и здесь нас привлек не только сюжет, но и потрясающая оформительская и операторная работа. Создавая „население“ „Санитариума“, мы думали о разработки характеров в «Полёте над гнездом кукушки»; наконец, на создание «циркового» уровня нас вдохновил фильм „Именно так зло и приходит“.

Я видел все эти фильмы и отлично понял, что имели в виду создатели. Особенно видно сходство с "Лестницей Иакова" (повлиявшей еще на Silent Hill), в которой сюжет тоже заключается в перемешивании фантастического и реального миров, главным героем является выпадающий в обе реальности человек, и в основе происходящего лежит сюжетная интрига, которая из реальностей истинная - правда, она заканчивается только в самом конце, в то время как в игре вы довольно быстро начнете понимать происходящее благодаря роликам, что отчасти лишит вас интриги и чувства неизвестного. Впрочем, в сложном сюжете, построенном вокруг темы смерти, ужасов, амнезии, сумасшествия, хоррора нетрудно увидеть и кучу других отсылок к самым разным известным сюжетам.

В игре также огромное количество жутких и кровожадных сцен, которые должны постоянно держать зрителя в напряжении - и они вполне разнообразны, показывая фантазию авторов. Три "мира", которые мы увидим, не считая промежуточных локаций, абсолютно разные, но в то же время пугающие и впечатляющие благодаря мощной атмосферности, проработанности локаций и наличию собственной истории и населенности персонажами. Не меньшей, если не большей ценностью игры является ее основная сюжетная линия с детским прошлым нашего героя, которая раскрывается преимущественно в роликах, идеальных с точки зрения режиссуры. В итоге игра уверенно держит марку мастерского психологического хоррора с драматическим сюжетом.

Технически игра была сделана тоже блестяще. В ней был образцовый по тем временам 3D-рендинг, отсутствие багов, мощная визуальная часть, хорошо подобранная гамма цветов, практически идеальная звукорежиссерская работа с большим количеством звуковых эффектов, профессиональная актерская озвучка почти ста персонажей, а также атмосферная, хотя и чисто фоновая, музыка. Кое в чем игра могла даже поспорить с Blade Runner'ом, который вышел всего за год до того. Кроме того, в игре было около 20 роликов, режиссуре которых могли бы позавидовать и многие киноделы. Весьма необычным было по тем временам отображение локаций - в изометрической проекции, что позволяло увидеть сверху большую часть бэкграунда.

Хотя в свои времена высказывалось мнение, что игра не такая уж и сложная - ныне это уже вызовет споры. Конечно, всего одна изометрическая локация на каждом уровне позволяет достаточно быстро отыскать все нужное, но зато она заставляет долго ходить по окрестностям и часто говорить с персонажами. Также достаточно простой и ясный поинт-энд-кликовый геймплей с небольшим количеством предметов и регулярной подсветкой их на активных зонах регулярно перемежается головоломками. Не то чтобы они были очень сложными, но для их решения придется не бросаться на них нахрапом, а пораскинуть мозгами. Например, одно складывание слов из букв в лаборатории доктора может сожрать часа два. Также время от времени игрок столкнется с небольшими файтингами - которые тем лучше, что они коротки, да и управление в игре и тогда было не самым идеальным: инвентарь по щелчку на героя (?), передвижение зажатой кнопкой, а также - в целом удобный монофункциональный курсор.

К сожалению, если уровни в середине проходятся достаточно быстро, то под конец авторы все-таки немного перемудрили - мало того, что уровень с деревней инков вышел затянутым, так потом нам еще и целую локацию под аркаду дали. К счастью, все это идет уже под конец, так что дотерпеть несложно. Но в целом геймплей здесь особых сложностей не вызывает, так как тупиков, ответвлений, нелогичностей или пиксельханинга (кроме одного момента) здесь нет и по тем временам игра считалась "легкой" не зря.

Отмечу, что игра получила вполне достойный по тем временам перевод почти без ошибок. Она была локализирована в 1990-е даже дважды: компанией Логрус (которая дала игре название "Шизариум") и пиратами из Фаргуса. Конечно, поклонники Фаргуса могут думать что хотят, но я считаю, что перевод Логруса лучше - он вполне точный, и да и озвучено там профессионально и с большим количеством актеров. Если не считать устарелости 90-х, то единственный неприятный момент - в том, что из явных соображений экономии большую часть персонажей озвучил один и тот же голос главного героя. Впрочем, в Фаргусе было всего два голоса каких-то любителей, что намного хуже.

А есть ли в Санитариуме недостатки? На самом деле есть, хотя и немного. Во-первых, по правилам квестов 1990-х, тут есть как минимум два места, где придется застрять - прежде всего, это "музыкальная загадка" и тот трижды клятый камень возле церкви, который я так и не нашел, хотя обшарил локацию десять раз. Все остальное, в принципе, проходимо, даже довольно непонятная загадка с разными гонгами в храме. Во-вторых, хотя тогда графика выглядела передовой и даже яркой - сейчас чувствуются ограничения 1990-х, что не первый раз заставляет пожалеть, что игра не получила и вряд ли получит ремастеринг. Также подзатянутость под конец тоже не особо радует. Ну, и стоит отметить, что некоторые сюжетные моменты игра все-таки не прояснила - в том числе, что это была за загадочная болезнь в основе сценария и как все-таки наш герой придумал свое лекарство? И опять-таки, интригу в сюжете можно было сохранить и подольше, раскрыв ее в самом конце, подобно "Лестнице Иакова". Впрочем... Если честно, даже в "Лестнице" финал был вполне ясен проницательным зрителям, так что, может, оно и к лучшему, что нас не стали отвлекать от основной цели - демонстрации сюрреалистичных образов и психологического напряжения.

И да, хотел отметить - вот эту головоломку с выставлением стрелок реально потом сперла Syberia 2?!
Впрочем, все это лишь отдельные замечания, которые не влияют на главное - великолепное оформление и выдающуюся по меркам компьютерных игр задумку. Санитариум - поистине очень редкая игра, штучный товар. Ее не назовешь самобытной подобно тому же Harvester или Sublustrum, но и шаблонной - ни в коем случае. Она похожа и не похожа на другие игры и произведения, она использует неоднократно испробованные приемы и сюжеты, но делает это в своей индивидуальной манере и с высоким качеством исполнения. Все это и сделало Sanitarium легендой игрового мира и, пожалуй, лучшим психологическим хоррором от жанра квестов.
P. S. Скрины сделаны не с рутрекерских, а с пиратских версий несколько лет назад. Хотел сделать скрины и из роликов, но фрапс меня надул и наделал черных экранов, так что так руки и не дошли. Новые версии с GOG - с улучшенным изображением под новые платформы.
Community Info