В рамках продолжения обзора игр "квестовых студий", я хотел бы рассказать об игре чешской компании Future Games Нибиру: Посланник богов. Это вторая по известности игра компании после их Черного Зеркала, считающегося классикой жанра - и вторая по счету. Игра вышла в 2005 на том же движке, что и Черное Зеркало и в техническом плане отличалось от него мало. Это был квест с трехмерными персонажами на отрендерных с 3D фонах, геймплей заключался в использовании предметов, что перебивалось головоломками. Игра заслужила смешанные отклики и не зря - геймплей был суховат, а сюжет слишком банален.
Однако самое интересное в том, что это был ремейк первого квеста студии "Посланник Бога" - по-чешски Posel Bohů. Он был сделан в 1998 г., но никогда не выходил нигде, кроме Чехии. Сами создатели говорили, что после успеха Черного зеркала интерес к их первой, по сути, игре сильно вырос и они решили выпустить ее в обновленном виде, так как она уже, разумеется, не запускалась на новой платформе и вообще, устарела.
По сути, это единственный пример ремейка в жанре квест. Именно ремейка, так как ремастеринги старых классических адвенчур в последнее время идут целым валом: Leisure Suit Larry: Reloaded, Gabriel Knight: Sins of the Fathers. 20th Anniversary Edition, 7 guest, Broken Sword I-II, Grim Fandango, Day of the Tentacle, Full Throttle... И даже Звездное наследие и Петька 1-2. Но все это, по сути, именно ремастеринги - они содержат улучшенную графику, иногда - более удобный интерфейс и управление, отдельные изменения в головоломках. Однако Посланник богов - это несколько другое. Помимо графики и управления он также заметно изменил сюжет. Вдохновленные успехом Черного зеркала, авторы игры попытались сделать более мрачным и интригующим повествование. Так что не грех сравнить сюжет обеих игр, чтобы учиться на ошибках прошлого.
Оригинал начинается с того, что нам показывают немцев, взрывающих весной 1945 г. шахту в Западной Богемии.
Секунду. А это случаем не шахта из Черного зеркала?! А, не, показалось.
Кстати, весело смотреть на нацистов с семитскими лицами, которые говорят по-чешски.
Далее какой-то звонок в квартиру. Как я понял, это нашему главному герою, археологу Станиславу Новотному (которого, кстати, нам не будут показывать всю игру), звонит шеф из института и сообщает о найденном бункере. Естественно, Новотный выезжает на место. И мы оказываемся около шахты. Здесь идет какое-то строительство по прокладке труб - собственно, так на шахту и наткнулись.
Стоит поговорить с двумя рабочими у костра, которые готовят ужин. Скажут они, правда, не так много. Для прохода к шахте нужны документы. И до нас тут уже были какие-то подозрительные журналисты, которые показывали пропуск из национального музея. Покопавшись в окрестном мусоре, мы находим орла с немецкой фуражки и кучу всяких предметов для прохождения. Собственно, основная задача проста - так как последний автобус на сегодня ушел, надо уехать в Прагу на неохраняемом джипе, для чего нужно его заправить бензином из бочки. Единственное, надо быть осторожным - иначе бензин прольется на костер, все взорвется и нашего незадачливого историка похоронят на готичном кладбище, а священник даже прочитает целую речь на наших похоронах.
После этого короткий ролик, где мы едем в Прагу, а нас крааааааааайне ненавязчиво преследует какой-то черный мерседес.
Поразмышляв на сон грядущий, герой ложится спать, а на следующий день идет в музей.
А теперь самое время поговорить о том, что было в ремейке. А было там совершенно другое. Довольно пафосный кусок со взрывом шахты был, к сожалению, опущен. Игра началась со звонка французскому археологу Мартину Олану от его дяди, историка Франсуа Уайльда, который и сообщил ему о найденной шахте. Более подробную информацию должна была предоставить в Праге женщина Барбора Кински, но на назначенном месте - на Карловом мосту - ее не оказалось. Походив немного и порасспросив прохожих, Мартин нашел записку Барборы на памятнике, которая предупредила его, что за ней следят и записала свой адрес. Ночью подъезд был закрыт, и Мартину пришлось постараться, чтобы пройти на этаж Барборы. Ее квартира тоже была заперта, но там явно кто-то был, и тогда Мартин полез через окно. Там его оглушили, и он провалялся без сознания до утра, пока не пришел в себя и не обнаружил труп Барборы в ванной. Информации в доме не оказалось, но из записей в компьютере стало понятно, что они остались на работе Барборы - в Центральном городском архиве. Поговорив с дядей по телефону и услышав сирены полиции, Мартин счел за лучшее покинуть квартиру и идти сразу в архив.
В оригинальной игре мы сначала зашли к нашему шефу и поговорили о том, что знаем.
После этого Новотный походил по магазинам и двинулся к музею. Охранник там не желал нас пускать, но нам удалось умаслить кормящего у входа голубей старичка, который оказался дядей охранника и пристроил его на эту работу.
В музее мы нашли нужную нам книгу какого-то коллеги (кажется), с помощью которой нашли адрес офиса, где выдают разрешение на посещение шахты. Вход охраняла злая секретарша, но мы ее выманили благодаря доброму совета бомжа с обезьяной, который бренчал на гитаре у входа.
В ремейке вместо музея было здание Центрального городского архива, где мы, покопавшись в файлах Барборы, нашли документы о интересующей нас шахте. Разрешение выдали в находящемся по соседству Институте охраны исторических памятников. Магазинов рядом не было, был только ларек. Большинство действий и локаций выглядело совершенно по-другому, но остались старичок, охранник, секретарша и бомж (правда, без обезьянки) - и делали они тут то же самое, что и в первой игре.
После этого Новотный вернулся к шахте, где немногое изменилось. Он показал разрешение бригадиру рабочих, который упирался и говорил, мол, не хочу пропускать, не буду, и вообще, вы у меня джип угнали - но потом подчинился. После этого Новотный и прошел в бункер.
А во в ремейке все было значительно сложнее. Мартин прибыл в лагерь, но он был занят чешскими военными, которые его разминировали, и они разрешили ему остаться в лагере только без права посещения шахты. Походив по округе, Мартин обнаружил некого археолога, назвавшегося чешским немцем Петром Сташеком, который был срисован с бригадира. Он и предложил Мартину проникнуть в шахту ночью. Однако ночью Сташек на встречу не пришел. Это уже становится традицией... Пришлось Мартину лично выводить из строя караул просроченными консервированными бобами и ломать генератор. Попутно еще выяснилось (довольно предсказуемо, впрочем), что Сташек - не тот, за кого он себя выдает...
Хм-хм-хм, труп в шкафчике? А не играли ли сценаристы Черного зеркала-2 в Нибиру?
Начиная с попадания в бункер, сюжет двух игр становится более близким. Хотя изменений во многих действиях очень много - ремейк более растянут. И расположение комнат в бункере другое.
Но некоторые головоломки, включая ту, что с шифром на входной двери, остались прежними.
Осталось и вопиющее издевательство над чувствами Гринписа - открытие нужной комнаты с помощью динамита, который привязан к крысе, запускаемой в щель. Только если в оригинале мы взорвали так кирпичную стенку, то в ремейке взрыв аккуратно отпирает нам дверь в кабинет местного нацистского ученого, Дитриха Раумхарта. Его сейф мы и вскрываем в ремейке с помощью шифра в найденном дневнике Рамухарта - в оригинале мы делали это по датам на французских картинах, висящих в бункере.
Персонажа Раумхарта в оригинале нет, но в ремейке его роль заметна. Он тут в рамках проекта "Нибиру" работал со статуэтками майя, пытался с их помощью добиться вечной жизни - и, кажется, у него даже что-то получилось, но из-за наступления русских пришлось работу бросить. В итоге в сейфе мы находим статуэтку богов майя. В оригинале после этого Станислав спокойно вернулся домой. В ремейке же его предсказуемо встретил на выходе Сташек, который не Сташек - и попытался убить, но Мартин его, конечно, обманул и сбежал.
В оригинале после этого Станислав навещает какого-то профессора в Амстердаме, чтобы проконсультироваться и останавливается в отеле Риволл, откуда едет к профессору на такси. В ремейке же Мартин навещает со статуэткой своего дядю во Франции. Но останавливается тоже в гостинице, "Сафрон", а к дяде едет на какой-то остров, поэтому большую часть сюжета главы занимают попытки добиться у портье мест, которые отданы польской театральной группе, а потом договориться с рыбаком о ночной поездке. Забавно, но в обоих вариантах уцелела реклама авиалиний - правда, разных: в первой немецкой авиакомпании, во второй уже чешской. Я до этого такую "скрытую" рекламу в квестах разве что в ранних играх Сатурн+ встречал.
Далее сюжет почти одинаков - мы говорим с собеседниками о том, что в Мексике есть храмы майя, в которых остались другие статуэтки, с помощью которых можно доказать существование инопланетян - в ремейке упоминается, что летописи майя содержат информацию о загадочной планете Нибиру: отсюда и название игры. Кстати, упоминания Нибиру в летописях майя - это совершенно реальный факт, который и вдохновил кучу конспирологов. Конечно, мы решаем лететь в Мексику. Но на следующий день мы обнаруживаем, что наш друг был ночью убит неизвестными. Следователь разрешает нам походить без присмотра по дому, и мы используем это, чтобы открыть сейф хозяина и взять оттуда авиабилет (в ремейке он был вообще пуст, и задание было для растягивания), а заодно берем статуэтку. Вернувшись в отель, главгер узнает о загадочных преследователях в отеле, имитирует пожар, проникает в их номер и находит статуэтку в их чемоданчике. Разница в некоторых головоломках (в оригинале сейф вскрывали по календарю, а в ремейке - по плакату с пирамидой майя), второстепенных героях и том, что в ремейке лучше раскрыта линия преследователей.
Мда, а следователь-то внаглую срисован с инспектора Кольера из Черного зеркала...
Злодеем оказывается лично немец Раумхарт, который хочет довершить свое дело. А лже-Сташек - это, оказывается, его сын. Они откровенно поговорили с Марином на рыбным складе и оставили его подумать одного. Прикованного наручникам к стене. И с газовым баллоном, который нагревается горелкой. Скажите спасибо лже-сыну, он Мартина невзлюбил после того, как тот его в бункере огрел ящиком по башке, отец-то из сентиментальных побуждений крови проливать не хочет... Разумеется, это не помешало Мартину спастись и укатить в Мексику.
Следуют ролик с едущим автобусом (обе версии), и главгер попадает в мексиканский городок Теколут. В ремейке наша цель - друг профессора, исследователь Джордж, который тут держит лавку сувениров. Перед тем, как к нему попасть, придется продраться через всякие мелкие задания типа умасливания вышибалы на входе и тому подобного. Но утром добрый Джордж даст нам оборудование и мы сможем навестить пирамиды.
В оригинале же мы справлялись сами в совсем других декорациях и все было значительно короче. Мы неожиданно пообщались с индейским вождем по кличке Белый медведь, который впарил Новотному, что он-де посланник богов, который должен отправить великих мира сего обратно и связать нить времен - что-то в этом роде, в общем. К пирамидам мы полетели на летчике-частнике.
Хм, пирамиды, майя, летчик-частник... а это случаем не плагиат Khronolog: Nazi paradox?
Правда, в ремейке вождь тоже есть и делает то же самое - но там он низведен до уровня какого-то совсем уж проходного персонажа - вырежи его и ничего бы не изменилось.
В общем-то, далее сюжет идет без особых отличий, но в ремейке чуть больше головоломок и расширен эпизод с исследованием храма для добычи последней статуэтки. Для этого даже ввели отдельного персонажа - жадного Педро, который набился к археологам в помощники, чтобы найти золото майя. Вызвался нам добровольно помочь, чтобы ночью вскрыть гробницу пирамиды и попасть в подземелье, а потом, надрываясь, таскал нам предметы в инвентарь ради этого золота.
Ну, и жаль, что из ремейка исключили фееричную сцену, где индейцы катаются на шесте.
И вот гранд-финал - благодаря указанию Белого медведя мы дошли до тайного храма, который стоит тупо посреди джунглей и никто его за эти годы так и не нашел. Там хранится главный секрет майя: какая-то важная машина, которая запускает что-то крайне важное! Мы запускаем ее с помощью статуэток, и тут появляется главный злодей! В ремейке - Раумхарт-младший, который пошел против отца, отказавшегося ни с того ни с сего от планов возвращения машины (сцена с объяснением раскаявшегося нациста Мартину - прилагается). В оригинале же это... Хм. Да хрен знает, кто это. Какой-то старикан в шляпе. Я так и не понял, кто это, хотя переводил субтитры диалога гугл-транслейтом. Кажется, это был наш собственный шеф, внезапно оказавшийся кровожадным тщеславным маньяком, но я не уверен.
Конец обеих игр весьма схож даже покадрово. В обоих случаях злодей стреляет в нас и запускает машину, что приводит к оживлению инопланетян. Дальше откровенно плохо понятно, что произошло - в первом варианте пришельцы, кажется, просто улетели домой и все. Во втором они еще и прикончили злодея - точь-в-точь как в Индиане Джонсе-4, даром, что он вышел уже потом. Да, и еще в ремейке в самом конце Мартин посещает зимой могилу своего дяди, который хотел доказать существование инопланетян, говорит что-то вроде: "Мне никто не поверил, но мы знаем ПРАВДУ!" и кладет в знак уважения на могилу инопланетный шар - который, видимо, тоже никого не убедил в существовании инопланетян. На этом конец - и пафосная музыка.
Хм, а сценаристы почти одни и те же. Не хватает только Марека Ханачека. Почто Ханачека обидели, смерды?!
Итак, подведем итоги. Оригинал был, в общем-то, вполне милым, хотя и не выдающимся квестом в духе Брокен Сворд. Для своих времен и провинциальной Чехии он смотрелся вполне неплохо, хотя ничем особенным не поражал. Графика к 1998 году устарела лет на пять и уступала даже Братьям Пилотам, но все же смотрелась неплохо за счет яркости и сочности. К тому же геймплей был, хоть и короткий, но ясный, логичный и несложный. Есть у игры и приятная профессиональная озвучка чешских артистов, и симпатичная музычка. В общем, неплохая для тех времен вещь, хотя и проходная. Ремейк же действительно вышел полноценным ремейком - со значительно измененным сюжетом, полностью переделанной графикой и во многом - геймплеем. С одной стороны, хорошо, что авторы не стали просто перерисовывать игру, а постарались усложнить и модернизировать сюжет и игровой процесс, добавив игре кинемаографичности. Но с другой стороны, полностью они свою задачу не потянули. Сюжет, несмотря на ряд вставок и новых персонажей, остался весьма несложным и коротким. Попытка добавить действию мрачность, серьезность и черты триллера - не слишком сработала: уже с середины триллер исчезает благодаря раскрытию личности злодеев и переходит в очередного Индиану Джонса. Сюжет истории как был, так и остался весьма банальным, образы всех без исключения героев - прописанными неглубоко, второстепенные персонажи - все также безликими и картонными, которые нужны только для того, чтобы герой им что-то дал или у них взял. Благодаря добавлению слишком элементарных и очевидных действий прохождение стало еще казуальнее, чем в оригинале, что не исправляют и головоломки, которые местами довольно нелогичные. Правда, у игры появились отличнейшие фоны, которыми и сейчас можно любоваться. Но увы - музыка стала слабовата, 3D-модели вышли прорисованными, но устаревшими, а особо убого смотрятся ролики, оставшиеся на уровне Черного зеркала 2003 г. или даже хуже - мутная картинка заснятых локаций, причем с очень грубой и примитивной анимацией. А частенько роликов нет вообще, их заменяет черный экран.
В итоге, несмотря на определенное старание, видное в ремейке, он тоже остался на уровне неплохого проходного квеста, пусть и с красивой графикой и интересным потенциалом - но общую банальность сюжета и простоту истории это не могло спасти. В те времена на это был спрос, играть в это можно при желании и сейчас - но ничего особого важного и интересного игра не содержит. Печально.
Но не менее печальными были истории следующих игр студии - Reprobates и Alter Ego, которые похоронили свой богатый потенциал по совсем другим причинам. Но это уже совсем другая история, о которой я расскажу в следующий раз.
Community Info