ученик 1 "А" класса (jad_zmei) wrote in gamer,
ученик 1 "А" класса
jad_zmei
gamer

conarium

Перед тем как начать обзор небольшое вступление...
Когда-то давно, читал любопытную статью, где автор вёл рассуждение на тему: "Лавкрафт фантаст или автор жанра фэнтези". В защиту 1-го приводил в пример: материалистичность монстров, борьбы против них и даже заклинаний которые механически исполнялись при должном соблюдении ритуала, в защиту 2-го приводил пример "Сомнамбулический поиск неведомого Кадата" в котором главным герой обладатель "особых" способностей путешествовать в своих сновидениях по другим мирам и вселенным. По совокупности трудов он всё-таки признал правоту за 1-м утверждением.
На мой взгляд вопрос поставлен не верен, я бы спросил так. Лавкрафт имел ли вообще конкретный жанр? На мой взгляд - нет.
В его "мифах" уютно уживаются рассказы самой разной направленности. И практический нуарный "Ужас в Ред Хуке" и переполненные фэнтезийными приключениями[очень своеобразными] "сомнабулические поиски", до классической научной фантастикой в исполнении "Шепчущего во тьме", даже "Ужас из Данвича" образами обращает нас к религиозной тематики.
Лавкрафт взявший лучшее у По, Мейчена и Эдгара Берроуза и других, взяв лучшее он практически заново создал всю научную и не очень фантастику. К слову именно ему, а не Эриху фон Дэникену с его "колесницей богов" приписывают первооткрытие темы "влияния внеземных цивилизаций на древние земные", а если учесть насколько объёмную он вёл переписку с другими авторами и сколько признанных авторов вроде Кэмпбелл или Кинга вдохновлялись его творчеством, а их творчеством в свою очередь и остальные авторы. Легче недооценить чем переоценить влияние его мифов на культуру, литературу и кинематограф в целом.
Но не стоит воспринимать творчество Лавкрафта в виде "пылесоса" вбирающего в себя все творческие тенденции. Отнюдь, скорее наоборот, Лавкрафт всегда был строг к себе и к своему творчеству и особенно к тому что считать творчеством. Это стало тем рубиконом за который на сегодня не смог успешно зайти не один автор берущий из кладезя мифов своё вдохновение. Ярким примером являются игры...

Игровой жанр не обошёл мимо такую лакомую тему. И если мизантропичная серия "Amnesia" или кричащая отчаянье серия "penumbra", а так же холодный словно ледяной морской ветер, безумный и чуждый всему насущному шутер "Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth" с достоинством выступили на лавкрафтовской сцене, тогда как "Splatterhouse" основанный истории двух хипстеров и пошлыми шутками провалился целиком и полностью. Города и образы из мифов, вроде "Мискатоник" или "Аркхем", смотрелись так же нелепо как крестик на шее у фарисея. Всё наигранно, слабо, нелепо.
Во вселенной мифов где даже самые сильные из рода человеческого есть пешки безжалостных и сверхразумных, даже сверхчувственных вселенских сил, нет места типичным постмодернистким типажам и тем кто не способен за тентаклями и монструозностью увидеть далёкие лики иных миров нечего искать в его творчестве. Лавкрафт своим отверженным трудом застраховал своё творчество от популистских писак, карая их провалом. На примеры которых в своё эссе указывал Мишелю Уэльбеку. И это прекрасно!

Из квестового жанра наибольшее внимание заслужила Zoetrope Interactve которые создали великолепную Darkness Within: In Pursuit of Loath Nolder, я когда-то кратко писал о ней, но перед чтение обзора по conarium настоятельно советую ознакомиться с обзором по Darkness и одним из лучших обзоров которые я читал по играм вообще - "Darkness Within: сновидение как сюжетообразующая функция в нарративах компьютерных игр". Лучшее потому что одно из немногих, пытающихся не держать читателя за полного идиота.

Через достаточно продолжительный срок времени студия порадовала меня новым творением.




Ритуальное безумие

Что на мой взгляд немного упустил или умышленно опустил в своём анализе и деконструкции сюжета автор "сновидение как нарратив" - ломка 4-й стены лежит не только в плоскости лежащей в "принуждении" игрока к линейному нарративу, но и приобщению к таинству в котором и игрок и протагонист, не смотря на разные роли, являются не оговорёнными соучастниками задуманной мистерии. Играя в Darkness Within неоднократно наступало чувство что совсем не ты являешься марионеточником в данном ритуальном спектакле, что предназначение уготованное игроку и продиктованное ему в кошмаре исполняешь ты, но при этом существует некий жуткий имперсонализм. Похожее ощущение есть и в conarium и хотя тема сновидений так не раскрывается как в Darkness, мы входим в новое измерение ведений [ведений ли?], задуматься о реальности происходящей в которых нас заставляют только многочисленные картины Фюссли [так же одна из отсылок к прошлой части].

всматриваясь в черное зеркало начинаешь неосознанно задумываться, не твой ли двойник реален? Может это ты из другого мира? Реальность и ирреальное в conarium перемешались, граница исчезла либо стала прозрачной. Бесконечность миров и реальностей.
Гораздо больше и чаще появлялась картина Гойя "Сатурн, пожирающий своего сына", символизируя и меланхолию [Сатурн покровитель меланхоликов и несчатья] и одновременно на безумие пожирающее всех участников команды. По мере раскрытия сюжета символизм обретает историю и смысл во множествах ипостасей.

Официально игра была ознаменована как продолжение "хребтов безумия", но фактически это продолжение Darkness Within, но не типичное. Студия подошла к мифам Лавкрафта весьма тонко и умно. В Darkness Within не стали вбирать все шаблоны, названия и тому подобное, но воссоздали искомую атмосферу через эстетику, архитектуру сюжета и т.д. как это было в Amnesia. Благодаря этому любой знаток соответствующего творчества легко найдёт себя в игре, а игра не впадает во вторичность и насилие над первоисточником, так что серия студии обзавелась собственным набором символов отсылок и аллюзий. И самое главное это позволило сделать последующие серии студии последовательными. Поэтому настоятельно советую перед игрой conarium ознакомиться с обеими частями Darkness Within. В conarium к примеру встречается символ в виде тёмной сферы внутри светлой и объяснение данному символу - олицетворение преисподней. Darkness Within преподносила символ как затмение, которое символизировало "метаморфозу" замену одной души другой. И в контексте истории эти две трактовки не взаимозаменяют друг друга.



Внезапное сюрприз-котэ из игры! Которое к слову тоже определённая отсылка, на мой взгляд).

Знакомые с серией игроки ратовали на данную часть, за некоторую смену гемплейя, нет больше детективного элемента плак-плак, не торт. Не могу согласиться, да в чём-то игра потеряла, но ведь и жанр сменился это уже история исследователей и вполне динамичная, так что всё соответствует сюжету и атмосфере, не надо ныть. При этом я не сказал что головоломки все как один стали простыми или скучными, местами они достаточно хороши, как на фоне других квестов. Эстетическая сторона и с технической стороны полностью выполняет свою цель unreal engine 4 использован граммотно, хотя в ранней версии игры была не критическая проблема с прогрузкой локаций.
Звуковая составляющая по прежнему на высоте, такую кропотливую работу и талантливое использование саундов как у данной студии, я видел пожалуй только в Nosferatu: The Wrath of Malachi, Darkness Within и conarium очень редкие игры в которых даже понимая что никто не выскочит из-за угла, за счёт атмосферы всё-равно становится жутко.

Вывод: игра добилась успеха как я знаю и выскочила в топы steam. Меня с одной стороны это радует с другой печалит. Радует потому что очевидно - у студии появятся средства для новых проектов, а так же возможно будут более раскошеливаться на подобные проекты. Печалит, ну потому что творчество Лавкрафта идёт в разрез с современным и поп-культура и массовый спрос только опошлит в глазах разумных людей его труды.
Tags: .игры и книги, .рубрика: игры как искусство, .форма: обзор
Subscribe
promo gamer december 14, 2012 10:36 41
Buy for 100 tokens
Советы авторам! 0. Если ваша статья крупнее расписания лекций третьего курса на четверг - прячьте под кат все, кроме одного небольшого скриншота\картинки и одного-двух абзацев. По кату обязательно кликнут и прочтут остальное, не беспокойтесь. 1. Определите для себя, о какой игре вы…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments