lord_wander (lord_wander) wrote in gamer,
lord_wander
lord_wander
gamer

Обзор Dies Irae - Amantes Amenties

Let the flow of Time halt in its tracks! For the world is but a shade beneath your beauty!
I wish upon your unending star – guide me to heights unknown, O Maiden!

Эта история начинается в 2006 году в Японии, в маленьком городке, где тихой, мирной и спокойной жизнью живет самый обычный (по крайней мере, на первый взгляд) молодой человек. Все, как мы любим - старшая школа, занятия, классическая "шумная-и-активная-подруга-детства-господи-уберите-ее-отсюда". Старый друг, местный панк, хулиган и вообще редкостный беспредельщик, ссора с которым доводит обоих до драки и больничной койки - тоже, казалось бы, неудивительно, милые бранятся - только тешатся...

...только даже на первых нотах мелодии слышин скрежет скелетов, которые переворачиваются в шкафах. Не дерутся друзья - так. Во всяком случае, без причин и без повода.

А еще город - не то чтобы просто город, вы же знаете, чем известны подобные маленькие городки? В каждом из них заводится свой Всадник без Головы, а где-то и ведьма, которая кушает детей, особенно если название звучит в чем-то похоже на "Блэр". Здесь всадников без головы не завезли, ни случайно, ни специально, но свято место пусто не бывает. Говорят, что по улицам ходит маньяк, который одним движением руки сносит людям головы. Потянешь за ниточку - дверь и откроется, и если ты надеялся, что обойдется простой историей про маньяка, надейся дальше, и умрешь молодым. Потому что на самом деле все началось за много лет до того, как мы родились на свет, в самый разгар Второй Мировой Войны.

*   *   *

And so the Lord asked – what manner of beast are you?
Your lips breathe folly; your question a sage intellect would never hatch.
If you know not what I am – very well, I shall answer.
Know my name, for it is Legion.

Больше чем полвека назад. Вторая Мировая Война. Германия. Третий Рейх пытается играть в игры со сверхъестественным, но у него не получается ничего - Анненербе остается сборищем увлеченных сказками фантазеров, которые перекладывают с места на место скопища пыльных книг и реликвии, не делающие абсолютно ничего. Время крови, время железа, время, когда смерть ходит среди людей в человеческом обличье, собирая богатую жатву. И в этой благодатной среде впервые собирается могущественный Орден - двенадцать кресел, двенадцать человек, скверная пародия на Круглый Стол Артуровского цикла. Они не достигли того, к чему стремились тогда - и растворились, кто-то затерялся среди людей, кто-то покинул эту реальность, чтобы потом однажды вернуться, когда для этого пробьет подходящий час, и настанет время Судного Дня. И вот теперь они возвращаются.

*   *   *

Dies irae, dies illa
solvet saeclum in favilla
teste David cum Sibylla


И это действительно он самый - Судный День, Dies Irae. Если Двенадцать достигнут своей цели, они выполнят свои сокровенные желания, но какой ценой? Старый мир исчезнет, и неважно, что понимать под этим - буквальный смысл или же просто красивую метафору. Может быть, то, что ты больше не вернешься в старую школу, а на ее месте найдешь дымящиеся руины и сотни обескровленных тел. Может быть, ты потеряешь кого-то из близких. Может быть, ты просто перестанешь существовать. В любом случае ты больше не сможешь вернуться к той тихой и спокойной жизни, которая была раньше. Завтраки на крыше школы. Знакомые лица старых друзей. Время, которому так хотелось сказать "остановись, мгновение", растворяется пред ликом надвигающегося Судного Дня.

И на первом своем плане Dies Irae - именно про это. О попытке защитить свой старый мир, который пытаются стереть в прах ради каких-то собственных целей. О том, как еще вчера ты, бывший обычным человеком, сегодня сталкиваешься с тем, что Всадники уже спускаются с небес, кошмары приходят один за другим, и так случилось (во всяком случае, кажется, что это совершенно случайно), что у тебя против них есть хоть какие-то шансы, а если ты отступишь, у них на пути больше не останется никого.

Ты не знаешь, что даже это было срежессировано заранее, и что Двенадцати всегда нужен Тринадцатый.

*   *   *

В безмолвии Речь.
Слова против сына ночи.
Меркурия глас во Вселенной
Пред ликом вечных богов.


За кулисами театра, на котором разыгрывается кровавый спектакль, стоит Меркурий, Гермес Трисмегист, Парацельс. Тот, кто обладает тысячей имен, настоящее божество, если вообще допускать, что в мире существуют боги. Это он расставил фигуры на доске, он подготовил действующие стороны конфликта, он столкнул лбами Двенадцать-и-Одного - и все ради того, чтобы настал Судный День, Dies Irae, но страшнее всего то, что ни конец всего мироздания, ни даже разрушение одного отдельно взятого города, ни смерть каких-то там отдельно взятых людей никогда не были его целью.

Его целью было вырваться за пределы вечного проклятия предзнания.

Он знает все, и ничего не может его удивить. Возьмите тысячелетнего вампира, который думает, что все испытал в жизни, и осознайте, что его опыт - песчинка по сравнению с жизнью бессмертного бога, который не просто живет уже много сотен лет - который все эти сотни и тысячи лет проживает эти дни в постоянном ощущении, что это он уже видел. Он знает вкус вина, который он собирается выпить, и он заранее знает все, что только способно произойти. Он ищет способ вырваться за пределы этого предзнания, и для этого он ставит особую пьесу, назначив роли, подобрав актеров, и дернув за нужные нитки.

*   *   *

The goddess Izanami, her light forever extinguished
Sleeps her final rest beneath Mt. Hiba amidst Izumo and Hoki, neighbor-lands standing vig
On its burial grounds Lord Izanagi stood,
His ten-grasp steel drawn,
As Kagu-tsuchi’s head fell to dust beneath the kinslayer’s blade

Но это не просто марионетки или куклы, которыми играет на детском празднике внимательный и улыбающийся кукловод. Это живые люди, у каждого из которых были свои собственные мотивы и свои собственные пути, и у каждого из них есть свои собственные желания и стремления, свои цели и свои задачи, которых они пытаются достичь. Близится час Судного Дня, фигуры бегают по доске, стремясь приблизить или отдалить его, а иногда сделать что-то, что с ним вообще никак не сопряжено, и над всем этим наблюдает Меркурий, безупречный в своем бесконечном предзнании.

Если актеры сыграют по его сценарию, он обретет освобождение, которого так сильно жаждет.

Но сыграют ли они? Это по-прежнему очень большой вопрос.

*    *    *

...

*   *   *

Dies Irae - очень необычная новелла по своей структуре, повествованию и содержанию. Да, ее базовый сюжет действительно, казалось бы, прост, как два пальца об асфальт - вот злые дяди и тети общим количеством двенадцать плюс (если считать Меркурия за плюсик), вот они пытаются последовательно выполнить несколько пунктов своего плана, и если они выполнят его до конца, произойдет какой-то кирдык, причем непонятно до конца, насколько глобальный или локальный, но хорошего из этого гарантированно не получится ничего, тем более что этот план в любом случае включает в себя смерти невинных людей, и так или иначе затрагивает тех, кто близок главному герою. Вот - главный герой, вот у него в руках локальная вундервафля, которая попала к нему в руки Просто Потому Что (ну, окей, не с первых нот попадает, но достаточно быстро), и, поскольку кроме него больше желающих с вундервафлями нет, либо он остановит Вселенское Зло, либо больше катастрофически некому.

События развиваются, главный герой потихоньку крутеет, набираясь сил. Злодеи понемногу движутся к своей собственной цели. В какой-то момент нам начинают показывать табличку по завершению главы, в которой рассказывается, кто из Двенадцати уже в городе, кто из них жив, а кто погиб относительно окончательной смертью. И вот тут начинаются нюансы.

Knights

Уже достаточно одного взгляда на эту простую табличку, чтобы понять, что количество глубоких слоев и отсылок в этой визуальной новелле зашкаливает за все возможные пределы. Большинство имен, вернее, прозвищ (на самом деле, у них у всех есть и человеческие имена) среди Рыцарей - говорящие, причем говорящие о своем владельце очень много, просто зачастую представлены они в форме, которая абсолютно непривычна для нашего уха. Хродвитнир, например - это одно из имен Фенрира, сына Локи, великого волка из скандинавских саг и мифов. Каждый из нас слышал про Казиклу-бея, просто мы привыкли называть его графом Дракулой, и это очень много говорит о человеке, который осознанно решил взять себе такое имя.

А вообще говоря - чисто формально-то перед нами новелла с четырьмя роутами на четыре девушки.

*   *   *

Формально. Есть общая часть - первые семь глав; и четыре возможных продолжения, каждая еще глав на 5-7 размером. По идее, такая структура часто встречается в стандартных гаремниках, где сначала можно потусоваться со всеми, а потом определиться с выбором - но только вот здесь как-то вот вообще не гаремник, несмотря на общую сквозную нить стиля "протагониста любят девушки".

Так-то да, вроде действительно есть четыре роута. Вот только проходить их надо в жесткой последовательности, и желательно - в полном соответствии с прохождением. Перед нами большая новелла, занимающая в общей сложности от 60 часов чтения (и то только в случае, если вы читате действительно быстро, среднее время прочтения целиком - ну, ближе к сотне), где каждый из основных действующих лиц - а их помимо Двенадцати, Одного и Меркурия еще человек пять различного другого каста, тоже участвующего в эпическом замесе - имеет свою собственную предысторию, мотивацию, характер и причины действовать именно так, как они действуют в сюжете. В разных роутах (и дополнительных историях, которых насчитывается аж пять штук) раскрываются разные герои, роуты часто перекликаются друг с другом в стиле "а если бы события пошли немного иначе, тогда и эта ситуация развернулась бы по-другому" - и она правда разворачивается по-другому в соседнем роуте другой героини. Чтение этой новеллы напоминает попытку собрать гигантскую многомерную головоломку, и делать это лучше в одном конкретном порядке по целому ряду причин, которые будут подробнее освещены ниже.

Главный герой - Рен / Ren

Ren

Занимает место вне мест, являясь, с одной стороны, главным героем и протагонистом новеллы; с другой стороны - тем необходимым звеном, без которого Орден не смог бы сделать вообще ничего. По правилам сюжета, злодеям нужен герой, который им противостоит, и Меркурий поставил на сцену героя, такого, который вступит в бой, пытаясь вернуть обратно старый, спокойный мир, к которому он привык - и с которым связано гораздо больше сюжетных ходов, чем только можно себе представить. Все остальное вы узнаете, если почитаете общую часть роута, которая сама по себе займет вас часов на десять - и, к тому же, абсолютно бесплатна сама по себе.

Подруга детства - Kasumi

Kasumi

Также известна как "та-самая-деятельная-подруга-детства-которая-вечно-так-бесит-каждый-раз-когда-ее-видишь". По натуре своей оптимистка, деятельная душа, которая вечно стремится лезть во все, куда ее приглашали и куда не приглашали, занимается фехтованием, и, вообще говоря, при всех своих недостатках - самый добрый человек из всего окрестного каста. Ее роут рекомендут проходить первым по целому ряду причин. Вы более-менее разберетесь в героях текущей пьесы и разберетесь в том, кто из них чего пытается добиться - но на этом этапе, скорее всего, еще не поймете, почему. В целом ее роут, на мой взгляд, самый слабый из всех четырех: и как личность она прописана так себе, и концовка очень слабая на фоне остальных, поэтому если вы собираетесь читать новеллу целиком - начинайте с роута Касуми. Так вы оставите более удачные концовки на потом, и при этом примерно познакомитесь с тем, что тут вообще на сцене происходит и кто из героев чего хочет от жизни.

Tsundere knightess - Kei Sakurai

Kei

Она же - Август Львиное Сердце, занимающая пятое кресло в Ордене Копья Лонгина и одна из изначальных противников Рена. Что приятнее всего, против своих товарищей она может пойти не по причине великой любви или еще какого-нибудь дурацкого сюжетного поворота в том же ключе, а в по вполне понятным личным причинам и личным мотивам, истоки которых уходят на многие годы и десятилетия назад. У каждого из Рыцарей Ордена в свое время были свои причины вступить на этот путь, и те же самые истинные желания, которые когда-то привели ее туда, могут однажды увести Кей оттуда, дав ей силы и причины встать против того Ордена, которому она долгое время служила. По характеру все в целом написано в заголовке, но обычно холодна и дистантна, потому что привыкла таскать всю ношу целиком на себе, да и то, как у нее складывалось жизнь, не способствует доверию к людям и привычке радостно ловить бабочек в солнечном саду. Роут очень сильный, потому что построен на внутренней психологической борьбе, конфликтах и на вопросах о том, что именно может питать человека даже тогда, когда,казалось бы, уже нужно сложить руки и медленно ползти на кладбище. Его очень хорошо читать вторым, потому что он раскрывает истории как самой Кей, так и многих членов Ордена, которые остались недораскрытыми в роуте Касуми.

Предназначенная - Мария (Marguerite)

Marie

Мария-Маргарита, девушка, не знающая человеческих чувств, да и, вообще говоря, на самом деле не совсем человек (читаем общий роут). Меркурий познакомил ее с Реном ради того, чтобы она помогла последнему в борьбе против Ордена. По характеру своему - предельно наивная, поскольку человеческая реальность ей практически незнакома, и при этом очень добрая и теплая душа, стремящаяся, чтобы людям вокруг нее было хорошо, и они не страдали. До того, как она познакомилась с Реном, она была одинока, и общалась только с одним гостем - Меркурием в облике графа Калиостро.

На самом деле, очень приятный роут, если бы не одно "но" - это ветка развития пьесы, которая практически полностью проходит так, как того запланировал Меркурий, этот великий манипулятор, который изначально предназначил Рена и Марию друг другу. Если во всех остальных роутах этот сценарий так или иначе сходит с рельс и летит в абсолютно незапланированную сторону, здесь эти двое действительно оказываются вместе, и у дальнейших событий все равно остается некоторый вкус осуществленной судьбы.

По содержанию он действительно хорошо заходит третьим - только после первых двух роутов здесь становится понятна мотивация и характеры практически всех действующих лиц, и только здесь Реа понемногу начинает раскрываться из состояния "вообще непонятно кто" в живое действующее лицо общего сюжета.

Странная девушка - Rea Himuro


Rea

Странная, дистантная и немногословная девушка, upperclassman, когда говорит - говорит кратко и загадками и, кажется, продолжает долгую традицию типичных странных молчаливых беловолосых девушек из многих других анимэ и новелл. Всем своим видом намекает, что в ней кроется какая-то тайна, в которую не надо лезть - и тайна действительно кроется, причем отнюдь не одна. Роут сильный, и он закрывает все оставшиеся в прошлых роутах незакрытыми вопросы о том, кто она такая, кто такой сам Рен, на каком фундаменте строился Орден, и все так далее в том же роде. Общая канва событий по масштабу может превосходить даже роут Марии.

Читать лучше всего последним, причем по двум основным причинам. Во-первых, как уже говорилось, он дает ответы на те вопросы, на которые другие роуты предпочитают отвечать многозначительным молчанием, и при этом во многом опирается на то, что вы уже хорошо понимаете, кто там и зачем делает то, что делает. Во-вторых, без чтения других роутов вообще непонятно, что это за странная девочка, какое отношение она имеет к Рену, почему их вообще может друг к другу потянуть и кем он вообще для нее является на протяжении сюжета. Мне все равно роут Кей понравился больше, чем Рей/Марии (роут Касуми безоговорочно проигрывает всем трем), но заканчивать, пожалуй, действительно лучше роутом Рей.

Тем более что автору, уже наглухо запутавшего всех читателей, этого было мало, и поэтому он вставил в этот роут - единственный из всех четырех - сразу две концовки.

А ведь еще есть дополнительные истории, да.

Story I. Wehrwolf

Открывается после прохождения первой главы общего роута. Представляет собой свого рода "дополнительную главу" событий, которые происходят на протяжении общего роута, добавляя несколько сцен с участием разных персонажей, которые были упущены из внимания. Лучше всего читать после общего роута, но перед переходом в любой другой.

Story II. Die Morgendämmerung

Открывается в конце общего роута. История переносит нас в середину ХХ века, в начало Второй Мировой, когда только начинал формироваться Орден, а его Рыцари все еще были, по большей своей части, обычными людьми. Это история о том, как они впервые встретились и познакомились между собой, кем они тогда были по отношению друг к другу, и как первая в их жизни сложная цепочка событий связала их воедино. Лучше всего читать после роута Касуми.

Story III. Verfaulender segen

Открывается после роута Кей. После него лучше всего и читать; это история, в котором раскрываются события 11-летней давности, когда одно из кресел в Ордене стало свободно. Эту историю многократно упоминают в основном сюжете, но для того, чтобы лучше понять как саму Кей, так и окружающих ее людей и не вполне людей, стоит прочитать, как все было на самом деле, а не в пересказе кого-то из Рыцарей Ордена.

Story IV. Omnia vincit Amor

Открывается после роута Марии. Эпилог к этому роуту, рассказывающий о том, что случилось после финальных титров.

Story V. Nihil difficile amanti

Открывается после роута Рей. Эпилог к этому роуту, рассказывающий о том, что случилось после финальных титров. Сложностей здесь две - во-первых, открывается он только после одной из двух (фактически, после более полной) концовки роута Рей, и, к тому же, в самой истории-эпилоге тоже есть возможность выбора между двумя сценами. Они не противоречат друг другу, поскольку представляют собой два разных ракурса на один и тот же момент в истории, и поэтому прочитать стоит оба, чтобы можно было со спокойной душой окончательно поставить точку.

*   *   *

Sunset

Какой можно подвести итог? Перед нами очень сильная и очень глубокая новелла размером в 60-120 часов, с прекрасной графикой (если вам, конечно, нравится этот стиль рисовки), запоминающимся саундтреком (моя любимая музыкальная композиция, "На той стороне", захватывает сразу и окончательно), с очень глубокой проработкой большинства персонажей и красивым языком. Ее основные проблемы, как следствие, очевидны: если вы начинаете ее читать, готовьтесь к тому, что распутывать сюжетные нити вы будете на протяжении долгих часов и всех четырех роутов плюс бонусы; если вы хотите, чтобы общая часть роутов давала вам законченную историю - нет, вам не сюда. Вы должны быть готовы собирать детали общей мозайки.

Важно также, что у новеллы нет перевода на русский язык, и для ее чтения нужен английский, причем желательно, чтобы он был на достаточно приличном уровне - пассажи, которыми говорит Меркурий, переполнены метафорами и сравнениями, и уловить их смысл местами становится достаточно сложно даже для хорошо подготовленного взгляда.

За что обычно ругают эту новеллу? Чаще всего - за то, что в ней ничерта не понятно. В первом приближении с этим можно справиться, если вы смогли дочитать до конца мой длинный-предлинный обзор - он более-менее раскладывает по полочкам, что тут вообще происходит, зачем и кто все эти люди, которые тут вместе собрались. Во втором приближении вам поможет только постепенное чтение всех роутов по порядку - новелла и не рассчитана на то, что с первых же строчек откроет все тайны сразу, общую картину придется достраивать на протяжении всей сотни часов, которую вы на нее потратите. Если вам нравится постоянно открывать новые грани гигантского многогранника этой истории, новелла вам понравится. Нет - значит нет.

Еще один момент, который может оказаться актуальным, особенно в нашей культуре - может показаться, что новелла романтизирует фашистов, проповедует нацистскую идеологию или что-то еще в том же духе. Как ни странно, нет. Рыцарям Ордена просто случилось жить в Германии во время 30-40х годов, они выходили из всех слоев общества, от уличных преступников до высокопоставленных офицеров вермахта; с теми или иными оговорками можно говорить, что такой же орден из похожих людей мог бы собраться и в другое время и в другом месте. Тем не менее, если для вас это потенциально больная тема, и вы не хотите встречаться с произведением, в которых показана жизнь людей, которые (по крайней мере, какое-то время) могли воевать на стороне Германии во Второй Мировой, со спокойной душой пропустите эту новеллу.

Если же таких оговорок нет, языковой барьер не мешает, а длинные произведения с подробным раскрытием персонажей вам скорее по нраву, Dies Irae - Amantes Amenties рекомендуется для ознакомления. В Стиме абсолютно бесплатно доступна общая часть роутов - это семь глав, 10-20 часов чтения, и за это время вы гарантированно составите впечатление и решите, покупать вам основные роуты героинь или нет.

Поздравляю всех, кто добрался до конца этой длинной телеги текста. Желаю приятного чтения Dies Irae, если вы решите с ней ознакомиться - или любого другого приятного времяпрепровождения, если вам такие игры не по вкусу. Удачи. =).
Tags: .платформа: pc, .форма: обзор
Subscribe
promo gamer december 14, 2012 10:36 41
Buy for 100 tokens
Советы авторам! 0. Если ваша статья крупнее расписания лекций третьего курса на четверг - прячьте под кат все, кроме одного небольшого скриншота\картинки и одного-двух абзацев. По кату обязательно кликнут и прочтут остальное, не беспокойтесь. 1. Определите для себя, о какой игре вы…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments