
Внимание: представленная заметка – лишь отрывок большой летописи о деяниях славного рода Крмовичей в игре Crusader Kings II. Под катом тьма-тьмущая букв, и это не конец и даже не начало. Если не хотите много читать, смело проходите мимо (желательно, без дизлайка). Если вы пропустили прошлый выпуск или хотите перейти к началу летописи, то:
- Ссылка на предыдущую часть здесь.
- Ссылка на содержание литстрима здесь.
Новогодние праздники миновали, и наш скромный (практически не говорящий о себе в третьем лице) летописец подъел все припасённые к празднованию закуски, допил по усам мёд-пиво,
Между прочим, пока я корпел над летописью, успело выйти новое масштабное дополнение - Нефритовый дракон (Jade dragon), посвященное китайцам. Вернее, взаимоотношениям с китайцами. Дополнение глобальное, но, как я понял, со старыми сохранениями несовместимое. Следовательно, надо либо начинать летопись заново, либо… ну их в баню, этих китайцев. Я выбрал второй вариант. Жили мы без этих нефритовых драконов двести лет, как деды наши и прадеды, и ещё столько же проживём. Нам здесь этих тлетворных конфуцианских нравоучений не надо! Да и дополнение наверняка своих денег не стоит, разрабы больше обещать горазды.
Кто-то мог подзабыть, на каком моменте оборвалось повествование, посему напомню - 14 августа 1035 года наш мудрейший царь Дир (dir17) Демократобойца отдал Богу душу. На престол взошёл его старший сын, Миром (
Несмотря на то, что финнам удалось нахрапом взять и захватить чудскую землю, к осени 1035 года ход войны развернулся в нашу пользу. Собранная ещё царём Диром дружина наголову разбила войско финнов. Вдобавок, гордые Суоми ввязались в конфликт со шведо-литовско-русскими язычниками.
Собрав под Чудью 4 тыс. солдат, я разделил армию на две части. Первую дружину оставил возвращать утерянное городище, вторую направил брать Суржу.

В Новгороде пришлось разгрести внутренние дела, вызванные сменой правителя. Перво-наперво я переформировал совет. В принципе, люди Дира остались на своих местах. К Мирому они относились хорошо, за исключением царевны Силестии (
Брат и сестра невзлюбили друг друга, и уровень отношений между ними составлял -40. Я не мог проигнорировать сей прискорбный факт. Власть Мирома была непрочной, и поддержка тайного советника в раскрытии заговоров была ему жизненно необходима. Толковой же альтернативы Силестии с навыком интриги в 21 не нашлось.
Решив замирить брата и сестру, я даровал Силестии почётный титул, наделив привилегией - лично носить на пиру цареву чашу (кубок), по мере того, как Миромушка изволит её опустошать. Не пристало же царю самолично в погреб бегать, верно?
Почётный титул помог, но не сильно. Царевна поняла, что ей оказана великая честь, но отношения серьёзно не улучшились. Тогда, не мудрствуя лукаво, я отправил Силестии 20 золотых рублей в подарок. Это была уже не столь великая честь, но на взаимоотношения она повлияла лучше.
За кадровым подтянулся территориальный вопрос. Вновь пришлось разгрузить лимит владений. Навык управления у Мирома был ниже, нежели у Дира в конце жизни, да и престижа с благочестием молодой царь «наесть» ещё не успел. Подумав, я уступил Можайск старшему сыну Луизы-Франсуазы (
25 октября 1035 г. в Новгород нежданно прибыли послы из степи. Хан вольного хазарского племени Иликидов попросил выдать Елизавету, старшую дочь Луизы-Франсуазы, за своего сына. Подумав, я согласился. Иликиды кочевали по Крыму и низовьям Днепра. Сейчас у рода Крмовичей там дел не было, но когда-нибудь да будут; самое важное, династический брак открывал путь к военному альянсу против Хазарского Каганата. Раньше времени союз я заключать не стал, ограничившись формальным пактом о ненападении, но на будущее учёл такую возможность.
Как и предыдущих царей, я записал Мирома в орден святого Василия. Сперва хотел, для разнообразия, попробовать чего-нибудь новенького, но для ордена герметистов у Мирома не хватило образованности, а для того, чтобы прощупать чернокнижников, наш царь был
За вступление в Орден монахи затребовали 90 золотых рублей вступительного взноса! Если мне не изменяет память, Дир и предыдущие цари (Кобстер с АртемиемТраве) на троих отвалили меньше. Я всё понимаю, инфляция, неурожаи, болезни,
Казначей заплатили взносы, и… чтобы Вы думали, святые «василисты» развели меня на деньги дважды! Стоило вступить в Орден, как ко двору прибыл молодой иконописец и попросил «спонсорской помощи».

Не спорю, написание икон – дело сложное, почётное и богоугодное, но… с хрена ли так дорого-то?! Тоже мне, блин, Андрей Рублёв выискался, да и тот, уверен, столь много не брал. Краски у него, что ли, золотые?!
Однако… гнать художника прочь тоже было не с руки. Экономя деньги, Миром лишался практически всего благочестия и портил отношения с патриархом. Ничего не поделаешь, пришлось «спонсировать» высокое искусство.
Война за Суржу, тем временем, приближалась к победному концу. Желая поскорее склонить финнов к переговорам, я вторгся в Южную Карелию, захватив пару местных провинций. Однако далеко идти не стал, на зиму вернув армию домой. Надо сказать, как раз вовремя. Неожиданно в Ингрию вторглась банда викингов числом в 2700 человек. Они быстро осадили и захватили местный замок.
Я перебросил в Ингрию 3000 бойцов, но неожиданно с моря варягам подошло подкрепление. Видимо, вся банда просто не уместилась на корабли.
5400 викингов атаковали 3000 наших дружинников. Я уж думал, всё, капец! Сейчас ещё и финны воспрянут духом, но… нет, сам удивился, однако, наши затащили!

Фактически это была первая победа за всю историю литстрима, одержанная действительно не числом, а умением! Видимо, второй новгородский замок и военные строения начали приносить пользу! Ну, или свою роль сыграло то обстоятельство, что на флангах у варягов не оказалось полководцев.
В январе 1037 года счётчик войны отмотал дополнительные баллы, и финны, наконец, согласились на мир. Ненцу Хасабу был возвращён титул князя Суржийского.
И… и… этот хрен обрёл независимость, не став вассалом Мирома! Суржа не вошла в состав России!

Ча…ча…ЧАВОЙ!?
Как же так?! Я же и видео смотрел на Youtube! Сам видел, как толковые игроки не покупают клэймы, а находят людей с претензиями, далее через династические браки призывают их ко двору, а затем начинают войну за права новых родственников. И всё чин-чинарём, люди становятся вассалами.
Почему Хасаб-то соскочил? Может, надо было ему ещё внутри страны какой-нибудь титул оформить? Ну, дык… не жирно ли ненецкой роже будет!?
Разумеется, сам Хасаб был счастлив. Забрав детей и Тройку, он уехал в Суржу, и оттуда начал передавать пламенные приветы с пожеланиями самого доброго здоровья. Мол, любит нас аж +100. Тварь…
Пока не всё было потеряно, я заключил с Хасабом военный альянс и пакт о ненападении, а затем предложил
Вот упырь! Тоже мне выискался подкованный юрист на просторах Северной Двины.
Ну, какая же гнида, а! То есть, когда финны его пинком под зад из Суржи выперли, а мы его, считай, на новгородской помойке нашли, накормили, вычистили, царевну за него отдали и немалой кровью титул вернули, никаких de jure Liege не требовалось! А как в вассалы идти, значится, понадобились!
Хасаб отписался, дескать, он готов служить, скажем, великому князю Югорскому, но, вот оказия (!), такого герцогства в природе просто не существует.
Признаться, такого поворота я не ожидал. Как на грех, к весне 1035 года подоспела угроза, о которой я как раз догадывался и которой давно опасался. Два года вассалам потребовалось, чтобы собрать против молодого царя фракцию, но в итоге они сговорились.
Великий князь Псковский Эпидоколос, великий князь Белозерский Shvd, и примкнувший к ним Шепилов Яков Вяземский (сын

И нет бы пожаловались на сложную экономическую ситуацию (ну, там, дети княжеские голодают без личных поместий с челядью, что дружины на войну с финнами пришлось подряжать всем миром, а Суржа в итоге от нас того-с) так нет же! Ребята с места в карьер перешли от экономических требований к политическим, выбрав лозунг – «Долой самодержавие!».
Когда лозунг поддержали князь Муромский и князь Ладожский, сила фракции превысила 100%. Суммарно Фронда могла выставить 3400 солдат против 3300 дружины Мирома вместе с гвардией. До восстания оставался один шаг.
Вот что за жизнь?! Мучаешься, мучаешься, великую державу буквально на коленке собираешь, род любимый к процветанию ведешь. А тебе в ответ какой-то ненец зашоренный фигой (без масла) в рожу тычет, мол, не хочу в вассалы, у меня de jure Liege. А родная семья – это не семья, а кружок хреновых диссидентов! Если бы они своего человека решили бы на трон возвести, я бы ещё понял. Так нет же… они на самодержавие покусились.
Я немедля послал в Псков Силестию, велев готовить заговор против лидера Фронды Эпидоколоса. Заслуги великого князя перед страной были, конечно, огромны. Минимум три провинции он в феодализм перевёл. Заработал князюшка себе медаль, но… посмертно. Зажился уже на этом свете, пора и честь знать. Мужик определённо начал впадать в старческий маразм, ибо на ясную голову мысли об упразднении в России самодержавия, как по мне, прийти просто не могут. Однако телом Эпидоколос оставался крепок и в свои 56 лет на здоровье не жаловался. В лёгкую мог «проскрипеть» ещё лет 10-15, сам дурея, и к тому подбивая других.
В помощь Силестии за 80 рублей я подкупил некоторых слуг Эпидоколоса, а так же, решил держать в резерве минимум 500 монет на наёмников. Оставалось либо ждать от советницы хороших вестей (вернее, скорбных о кончине любимого дяди), либо начала восстания, если она не справится. Ситуация повисла на волоске.
Благо, к лету 1037 года позиции Мирома укрепились, а у царя родился первенец, т.е. появился прямой наследник мужского рода.

Я дал ребёнку имя Константин Пуд в честь Zess1664.
Осенью пришло письмо от Силестии. Царевна прислала «сенсационную новость». Оказывается, Эпидоколос возглавил опасную фракцию и готовит восстание. Ну, кто бы мог подумать, а? На секунду я даже засомневался в компетенции царевны. Эту «сенсационную новость» уже с полгода знали все, кому не лень. Собственно, поэтому я её туда и послал - готовить псковичам великокняжеские поминки.
Однако Силестии удалось раздобыть кое-какие компрометирующие бумаги, позволяющие выдвинуть против Эпидоколоса вполне официальные обвинения.
Я немедленно обличил вассала, зачитав содержимое бумаг всем придворным (ну, и ещё кое-чего приврал от себя, разумеется). Внезапно, это сработало. У Эпидоколоса не выдержали нервы, и он, написав покаянное письмо, вышел из фракции. Shvd и Яков Вяземский в заговоре остались, но сила Фронды упала вдвое, и угрозы они уже не представляли.
По большому счёту опасность миновала, и интриги против царя начали рассыпаться. Миром, наконец, укрепился на троне. Посему, отменив покушение на Эпидоколоса и вернув Силестию в Новгород, я вернулся к вопросу о Сурже.
Хасаб был готов подчиниться великому князю Югорскому. Я посмотрел, что нужно для создания этого герцогского титула. Требовалось захватить 3 из 4-ёх провинций на выбор: Югру, Зарьяне, Суржу и Великий Устюг.
Это было возможно. Югру и Зарьяне контролировала семья персов-манихейцев (об этой причуде я рассказывал в позапрошлом выпуске). Их причудливая держава властвовала так же в Поморье и Вятке, но, как я и предполагал, владений в родной Хиве они в итоге лишились, что открывало дорогу для относительно безопасной священной войны.

Священная война (крестовый поход) - дело крайне рискованное, ибо грозит конфликтом не с конкретной державой, а со всей религией. Однако за далекого манихейца-оленевода персидского происхождения заступиться было некому. Воспользоваться для вербовки солдат очками благочестия он не мог, ибо поданные-ненцы приняли христианство, а личной дружины с владений князя собиралось не более 1,2 тыс. человек.
Самое приятное, священная война могла быть объявлена войну за Югру и Зарьяне разом, не требовала клэймов.
Дав военному лимиту немного восстановиться, летом 1038 года я объявил манихейцам священную войну и отправил армию в Зарьяне. Сюрпризов перс не подкинул. Весной 1039 земли его войска были разбиты.
Жаль, из 3500 дружинников домой вернулись только 2000. Большая часть армии умерла на марше от морозов, но Зарьяне и Югра были завоеваны.

Я сразу написал письмо Хасабу. Дескать, давай мужик, приноси оммаж, тогда три из четырёх провинций вместе соберутся, и будет создан титул великого князя Югорского.
Однако хитрый ненец и тут отбрехался. Мол, утром герцогство - вечером оммаж; вечером герцогство – утром оммаж; а вот утром оммаж – вечером герцогство, не положено - de jure Liege. Короче, герцогство вперёд!
Это было плохо. Не трогая Суржу, создать герцогство было реально, только завоевав Великий Устюг, а его контролировали хазары. Я отправил канцлера формировать нужную претензию (клйэм), а завоёванные земли, чтобы не перегружать лимит, доверил сёстрам Мирома – Ульяне и Плащмаш (Napoli14), сделав их мужей князьями Югорским и Заряньским соответственно.
Канцлер быстро справился с задачей. За 150 рублей (и ещё штрафа в 150 баллов престижа) он сумел доказать, что Великий Устюг – исконная вотчина рода Крмовчией. Не знаю уж как, но сумел. Дескать, за 150 рублей и не такие доказательства находятся. В августе 1039 с пылу с жару древняя грамота с обоснованием претензий рода Крмовичей прибыла в Новгород, даже чернила обсохнуть не успели.
Однако претензия претензией, но Великий Устюг ещё требовалось завоевать. Хазарского кагана наши неполживые бумаги не устраивали (варвар, что с него взять), у кагана в Устюге собственный вассал имелся.
Правда, был шанс, что всерьёз за окраинную землю хазары воевать не станут. Не меньше набегов и завоеваний кочевники любили резать друг друга, и, аккурат ко времени, активно сим занимались.

В 1039 году каганат охватила гражданская война, и, судя по штриховке на карте, столица правителя кем-то захвачена. Логично предположить, что восставшими. Плюс, есть возможность заключить союз с Иликидами, припомнив им недавний родственный брак. Ну, и Хасаба, союзничка, прости Господи, на войну подогнать не мешало. Пущай отрабатывает. По гроб жизни обязан.
Однако рационально ли за одну провинцию воевать с большой державой? Не лучше ли подождать, пока каганат сам развалится? Правда, ждать можно до морковкиного загнивения.
Что посоветуют родовитые бояре в комментариях? Пойдем мстить неразумным хазарам? Ежели они спросят, за что мстить-то?! Скажем, за всё.
Кстати, пока суд да дело, королевство Швеция официально прекратило своё существование. Оно преобразовалось во второе русское царство - Рутению (латинское название Руси). Столица державы переехала из Вильно в Киев. Сейчас там правит шестидесятилетний Ярополк. Помимо русских князей-язычников, присягу ему принесли многие поляки и литовцы. В самой Швеции у него тоже нашлись вассалы, и даже на нашей северной границе (к востоку от Онеги).
Так-то, молодец мужик, но… немаленький уже. Должен понимать - как не может сиять на небе двух солнц, так и не должно быть на земле русской двух царей! Но… сначала хазары. Всё-таки, склоняюсь к тому, чтобы рискнуть и влезть в их внутреннюю замятню и под шумок попробовать захапать Великий Устюг.
Если проканает, создадим новый герцогский титул и загоним, едрить таки раз таки, в стойло хитрого ненца Хасаба. Правда уж очень хитрая многоходовочка получается. Ради холодной северной Суржи мы уже с финнами, и с манихейцами повоевать успели, а сейчас ещё готовимся и на хазар напасть. Прям геополитический гордиев узел какой-то. Для комплекта осталось только с Папой Римским за Суржу поссориться.
Благо хоть Югрой и Зарьянем царство-государство приросло.
PS. Благодарю за помощь в подготовке заметки
Community Info