voencomuezd (voencomuezd) wrote in gamer,
voencomuezd
voencomuezd
gamer

Bear With Me (2017): игрушечный нуар не для детей

Screenshot-161.jpg

- Тед, я никогда тебя не спрашивала... А что случилось с твоим прошлым напарником?
- Он вырос...


Интересно, можно ли выделить какие-то особенности в национальном игростроении? В том числе в отдельных жанрах? 2000-е годы подарили нам жанр "русский квест", который так или иначе прожил целое десятилетие. Тогда же появилось и выражение "немецкий квест", которое подразумевало достойное техническое качество при пресном сюжете. Но так уж получилось, что в последнее время я прошел несколько квестов из... Хорватии. Их крайне немного, но достаточно посмотреть на них, чтобы заметить, что они в основном тянутся к изображению фантастических миров, навеянных зарубежной классикой. Первые попытки на этом поприще от разработчиков из Загреба - игры The Ward и Legacy: Dark Shadows - были попыткой подражания научной фантастике, которые и по сюжетам, и по исполнению больше походили на малобюджетные фантастические фильмы. Их знамя подхватила студия Cateia Games, которая до сих пор делает бюджетные адвенчуры, в основном про мистические фэнтези. Совсем недавно неплохо выступила "философская головоломка" от создателей Serious Sam - The Talos Principle. Еще больше выделяются короткие инди-проекты, созданные усилиями нескольких человек в духе классики LucasArts: приятный Kaptain Brawe, который был довольно забавным инди-проектом, вдохновляющимся классикой фильмов "атомпанка" про космические приключения и шпионские игры; и свеженький Viktor о попытке кабана-дворника стать императором в пародийной стимпанковской Австро-Венгрии. И вот совсем недавно определенную известность получил любопытный инди-проект Bear With Me. История его была не такой уж легкой. Игра выпускалась эпизодами, первы из которых появился в Steam еще два года назад. И хотя их планировалось около пяти, в итоге вышло только три, да и то под самый конец 2017 г. Я не большой поклонник сериалов, так что мудро дожидался окончания, чтобы познакомиться с игрой сразу и целиком. Проект меня привлек тем, что сделан с нетривиальной подачей - это нуарная детективная история про... детские игрушки.

Главным героем игры является десятилетняя девочка Эмбер Эшворт. Однажды до нее доносятся вести, что в давно ею покинутом Бумажном городе орудует страшный маньяк, прозванный Красным Человеком, который начал поджигать и взрывать здания и заводы, из-за чего пришлось перекрыть все выходы из города. Одновременно пропал брат Эмбер - Флинт. И маленькой девочке не остается ничего другого, как отправиться на расследование в город при помощи своего старого подручного, открывшего офис в ее шкафу - частного детектива Теда И. Бира, мрачного медвежонка в давно неглаженном галстуке. Путешествие опасное - однако наши герои даже не подозревают, насколько необычные события их ждут...

Итак, игра сделана в стилистике нуара. Нуар вообще распространен, но квестовый жанр им не то чтобы очень избалован. За исключением L.A. Noire с дополнениями и толпы малоизвестных игр, он в жанре был популярен очень давно, еще в 90-е - когда под него делались целые хиты, такие как Black Dahlia, Dame Was Loaded и, конечно, франшиза о Тэксе Мерфе. А между тем этот жанр довольно удобен для приключенческих адвенчур - он ведь и сам появился как чисто производственное направление криминальной драмы, где можно было экономить на цветной пленке, натурных съемках, перестрелках и легко делать запутанный сюжет, не оставляющий зрителя равнодушным, что скрывает сюжетные дыры.





Screenshot-275.jpg

Вот, видимо, и авторы Bear With Me так подумали - и теперь вы вряд ли найдете более нуарную игру, даже Max Payne по сравнению с ней не слишком подражает жанру. Она вся построена на штампах и традициях нуара, которыми он так богат. Все действие выполнено в черно-белой гамме, которая не только придает стилю мрачноватость и депрессивность, но и значительно удешевляет производство рисовки. Сюжет забит самыми разными клише жанра - ушедший в отставку детектив, который пьет и не пьянеет, нехотя принимается за дело по просьбе старой знакомой, причинившей ему уже много неприятностей; загадочный и таинственный убийца и диверсант, который запугал всю округу; мрачный и темный город, в котором вечно царствует ночь и идет дождь, а сверху светит гигантская луна в полнеба; атмосферная музыка джаза и блюза; запуганные простые работяги, обыватели и прохожие красотки; злобный и коварный король преступного мира, который держит в руках весь город; власти и полиция, еще более продажные и опасные, чем бандиты; словоохотливая и пронырливая пресса; действие в доках, подвалах, промышленных окраинах - и тут же рядом казино, рестораны, киностудии, полицейские участки; штурм бандитского логова с грандиозной бойней; сложный, запутанный сюжет, липкий, как паутина, который увлекает главного героя в водоворот событий, из которого он тщетно пытается выбраться, все исправив; длинные и мрачные монологи детектива с плоскими метафорами и сравнениями; и даже финальная схватка на крыше небоскреба с роковым выстрелом. Все это тут есть и в избытке. Тут даже вставили скрытые камеры и тему паранойи (что просто обожали авторы фильмов 50-х) и приправили это долей мистики. Словом, в игре идеально воплощены дух и суть нуара.





Screenshot-132.jpg

Screenshot-299.jpg

И хотя авторы игры явно брали за образец некий абстрактый нуар, не делая отсылок к конкретным образцам классики этого жанра, подражатель, как это бывает, отличается фактурностью больше, чем оригинал. Любителю нуара, к коим я имею честь принадлежать, наверняка будет интересно наблюдать за местным сюжетом, который начинается мрачноватым, размренным, даже немного готическим началом в небольшом замкнутом доме Эшбер, но быстро превращается в типичный "крутой детектив" с его непонятным действием, запутанными интригами, набором загадочных персонажей и детективом, который предпочитает решать проблемы револьвером, а не дедукцией и мчится наперегонки со своей смертью по городу.



Screenshot-315.jpg

Screenshot-328(1).jpg



Этой брутальности не особо мешает и оформление под детское восприятие. Герои, в основном антопоморфные животные и куклы, выглядят ничуть не хуже людей, и оружие у них далеко не игрушечное. Горы трупов впечатляют, даже если это просто куче порванных игрушек. Панорама города, которую нам представляют, выглядит, несмотря на скромные размеры, далеко не игрушечно и напоминает настоящую помесь Лос-Анджелеса с Нью-Йорком. И серьезные размышления наших героев о своей миссии далеко не случайны. Не надейтесь, что Флинт просто прятался в платяном шкафу, чтобы вас попугать, а Красный Человек это лишь его неудачная шутка.

Screenshot-283.jpg

Screenshot-134.jpg

Screenshot-319.jpg

Вообще, окружение здесь выглядит не только стильно, но и старательно. А это дорого стоит, если учесть малобюджетность проекта. Техническое исполнение в игре, ввиду инди-происхождения, не на уровне блокбастера - черно-белая гамма, одни и те же предметы обстановки (что не раз подчеркивает сама игра), слайды вместо роликов, строгая и минималистичная рисовка, разницу в качестве которой нетрудно заметить, если приглядеться. В то же время все, что можно сделать, выглядит весьма прилично - вполне адекватная анимация персонажей, сносная детализация, атмосферные (несмотря на малочисленность) саундтреки, а также слайды, хотя и не могут сравниться с роликами, сделаны в хорошем экспрессивном стиле, в духе "Города Грехов". Особенно хотелось бы поблагодарить авторов за английскую озвучку - мало того что она есть (а это уже хорошо, в Kaptain Brave, например, ее не было вообще!), так и сделана она вполне качественно. Жаль, что английский игры подпорчен не лучшим русским переводом с его отсебятиной, опечатками и совершенно бредово переведенными цитатами из классики.

Screenshot-267.jpg





А вот что не слишком радует - так это геймплей игры. Он такой же простой и прямой, как рисовка разбросанных по локациям коробок. Действие весьма линейное и большую часть сюжета вы даже не сможете выбрать, куда пойти. Количество предметов у вас не превысит шести за всю игру, а их использование совершенно очевидно, так что вы даже не будете трогать ненужные предметы в инвентаре. На каждый эпизод уйдет не более трех часов, даже если вы будете внимательно выслушивать все диалоги. Несколько раз игра сама начинает вам нагло подсказывать, что делать дальше. Такое впечатление, что геймплей игры и впрямь делался для детей - но вряд ли детей делался мрачный нуарный сюжет.

Единственная сложность при прохождении - это пиксельхантинг, когда пропускаешь в однотонной палитре локаций небольшие предметы, совершенно не выделяющиеся из обстановки. Но мне лично он совершенно не мешал, так как количество локаций тут совершенно ничтожно. Это лишь изредка разбавляется парочкой диалоговых споров на выбор верного ответа, плюс - в третьем эпизоде для явного растягивания вставлено несколько механических головоломок, нудноватых и не слишком нужных, которые быстрее пройти путем эксперимента, чем понять их смысл.



Screenshot-286.jpg

Screenshot-99.jpg

Screenshot-281(1).jpg

Зато удачным получился дуэт наших главных героев, каждым из которых надо будет управлять. Как и стиль игры, это сочетание несочетаемого. Тед мрачен, холоден и невыдержан на язык. Он явно злоупотребляет морковным соком, редко платит по счетам в баре и нередко груб даже со своими друзьями. Но он настойчив, неглуп и рассудителен. Это - типичный герой нуарного детектива, который даже внешне благодаря шрамам на лице выглядит как плюшевая версия Хамфри Богарта. Только большие темные глаза и вздрагивающие ушки делают его милым, даже когда он держит револьвер. Эмбер же - полная ему противоположность. Она мечтательна, немного легкомысленна, обладает богатым воображением, добра и мила, но в то же время нередко упряма до раздражения. Такая девчонка способна легко завести друзей, но может и вывести из себя любого взрослого.

Screenshot-315(1).jpg





Неудивительно, что приятели даже порывали в свое время. Ведь не случайно название игры помимо буквального перевода является английским фразеологизмом, означающим "потерпи немного". И действительно, двум совершенно разным персонажам тяжело ужиться вместе при расследовании и эта проблема выстрелит в сюжете не хуже пистолета Теда. Пройдет ли дружба героев через препятствия и не станет ли примирение слишком поздним? Пусть зритель узнает сам. Ведь несмотря на плюшевые смерти и игрушечные автомобили, страсти здесь царят самые настоящие. И я не преувеличиваю, когда говорю, что сюжет здесь явно не детский. Действие тут намеренно мрачное, брутальное, не чуждается показывать трупы (правда, трупы исключительно игрушек), оно отсылает к классическим криминальным драмам 50-х и вполне серьезно затрагивает темы одиночества, взросления и потери близких, в конце достигая даже определенной драматичности.

Screenshot-338.jpg

Screenshot-343.jpg



Особенно это заметно в финале, когда мы узнаем, кто же такой Красный Человек. Я был, безусловно, заинтригован, понадеявшись, что коллеге Палача из "Черного Оазиса" придумают как можно более впечатляющую развязку. Однако... Однако в конце нас ждет нечто, сильно отличающееся от предыдущего сюжета. Как и следовало ожидать, история, происходящая в мире, созданном воображением маленькой девочки, не обошлась без путешествия в мир подсознательного и вытесненной из памяти печальной драмы прошлого, с которой надо справиться героине. Отсюда и довольно странный и не слишком объясненный конец-переворот. Стоит признать, что такое мы видели уже не раз и не два, так что авторы использовали далеко не самый оригинальный прием для финала. Однако... Однако главным было не это. Финал лишь подытожил, и далеко не худшим образом, совсем другую тему, которая стала по ходу действия главной - старые вопросы о дружбе, о взрослении, о своей ответственности и о готовности принять окружающий мир и себя в нем.







Вместе с тем Bear With Me это не серьезная история с животными для облегчения восприятия, как, например, мультфильм "Приключения знаменитого Кота-сыщика". Это во многом юмористический проект в духе LucasArts, подражания которому стали в жанре уже доброй традицией. Действие пересыпано многочисленными шутками и язвительными диалогами наших героев. Часто дается возможность выбора диалогов с юмористическими вариантами. Регулярно ломается четвертая стена и встречаются всевозможные отсылки на поп-культуру - маска Джейсона в шкафу Эмбер, единорог-оригами на столе, шляпа Индианы Джонса в комнате улик, цитатки из "Большого Лебовски"... Не забыты и отсылки к разным классическим играм, и современные блокбастеры - и даже есть целый персонаж, полубезумный борец за справедливость в черном плаще и в смирительной рубашке, выписанный как пародия на Бэтмана.

Screenshot-58.jpg

Screenshot-292.jpg

Screenshot-294(1).jpg



Некоторые из таких шуток искренне радуют, но количество еще не есть качество, так что не все шутки бьют в цель, многие из них сделаны просто для соответствия традициям - и возможно, не все решат, что им тут место. Но не стоит забывать, что эта игра сама по себе эксперимент по сочетанию несочетаемого. Успешный ли?

На мой взгляд, да. Игру Bear With Me не стоит перехваливать - она составлена из хорошо знакомых составляющих нынешних квестов и даже не во всем хороша, как жанровое развлечение: здесь совершенно привычный геймплей, линейный сюжет, очень привычные шутки (местами даже напоминающие того же Viktor, например), тщательная эксплуатация нуарных наработок, вполне знакомый финал. Далеко не уникальное творение. Однако игра сделана в редком и незатертом стиле, с хорошой и подкупающей подачей, ее юмор и сарказм не мешают мрачному и депрессивному действию и вполне серьезному подтексту, который постепенно выходит из-под оболочки игрушечного детектива. Пожалуй, я буду доволен, если таких игр будет больше, раз эпоха крупнобюджетных проектов сошла на нет.

Остается добавить, что трилогия отныне доступна в Steam не только в качестве простого сборника всех эпизодов, но и в виде особого "коллекционного издания". Помимо самой игры в комплект входят также официальный саундтрек, цифровая книга иллюстраций и набор дополнительных материалов о сценарии и игровых загадках. Приобрести новинку можно за 233 руб. или 152 грн. (скидка 10% по 15 февраля). При этом самая первая серия приключений девочки Эмбер и её мишки теперь предлагается для ознакомления совершенно бесплатно. Любителям нуара, квестов и тому подобного рекомендую не проходить мимо.

А я подожду выхода новой хорватской адвенчуры, Saint Kotar - кажется, первой такой игры, где действие проходит собственно в Хорватии, тоже вокруг череды странных убийств и на сей раз уже юмора в духе LucasArts не будет. Возможно, это вполне сносная заявка на хорватское "Черное зеркало" с национальным колоритом, к тому же среди героев парочка русских ученых. По крайней мере, пока хорваты не мне внушают опасений.
Tags: adventure time, материал для gamer.livejournal.com
Subscribe
promo gamer december 14, 2012 10:36 41
Buy for 100 tokens
Советы авторам! 0. Если ваша статья крупнее расписания лекций третьего курса на четверг - прячьте под кат все, кроме одного небольшого скриншота\картинки и одного-двух абзацев. По кату обязательно кликнут и прочтут остальное, не беспокойтесь. 1. Определите для себя, о какой игре вы…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments