Chapaevec (voencomuezd) wrote in gamer,
Chapaevec
voencomuezd
gamer

Categories:

Paradigm (2017)



Все чаще и чаще, безо всякого на то желания я натыкаюсь на квесты, созданные в подражание классике юмористических адвенчур от LucasArts и Sierra. Это значит, что поколение фанатов давно выросло и мода на подражание классики давно уже сама стала мейнстримом. Основные элементы таких адвенчур не меняются практически никогда - яркая симпатичная рисовка, простой геймплей с распределением предметов и огромное количество юмора с упором на актуальные шутки о поп-культуре и пародии. Доходит буквально до повторений, когда разные игры, например, шутят почти одинаково о сломе четвертой стены и вставляют шутку с "ненамеренной озвучкой". И вот случайно мне попался яркий образец такого потока, интересный необычным сеттингом - постапокалиптическим безумием с отсылками к восточноевропейской культуре. За эту игру под названием Paradigm ответственен один человек - ее автор, сценарист, художник, программист и Джейкоб Джанерка из Австралии. Буквально в 2014 году он вышел со своим проектом на Киркстартер и, набрав нужную сумму, сделал игру к апрелю 2017 г.



События игры происходят в фантастическом будущем, в 2026 году, которое сделано в эстетике 80-х - крупные компьютеры, аудиокассеты, виниловые пластинки, глэм-металл и прочее. Действие происходит в городе Круш в вымышленной советской республике Пошевска. Ее местонахождение нигде не называется, но по огромному обилию польских слов и имен нетрудно догадаться, что она находится на территории Польши - и автор игры, сам поляк по происхождению, польские слова, имена и псевдотопонимы использует очень широко, как, впрочем, и отсылки к русской культуре. Тем более, что в этом мире было как бы два распада СССР и, кажется, несколько глобальных ядерных катастроф, из-за чего радиация и мутанты тут считаются обычным делом, а постапокалиптическая эстетика эксплуатируется по полной. Наш главный герой - это мутант Парадигм с огромной уродивой опухолью на голове и в костюме, совмещенным с аудиосистемой. Однажды он обнаруживает, что у его компьютера полетела операционная система, и поэтому построенная на кладбище ядерных отходов энергостанция, где он живет, может взлететь на воздух - но что самое печальное, он не может записывать свою электронную музыку! Если бы он знал, что в тот день он вступит в борьбу с могущественной корпорацией DUPA Jenetics, побывает на земле, в космосе и виртуальной реальности, узнает тайну своего происхождения и несколько раз чуть не погибнет в борьбе за свержение диктатора корпорации - он бы понял, что его проблемы только начинаются...



На примере Paradigm ярко видно, как сильно различаются подходы к игровой реальности на Западе и у нас. Пока отечественные разработчики делают суровый и мрачный постапокалипсис с отсылками к Сталкеру и Метро-2033 и инди-поделиях типа "37 мм", западники лепят самое сумасшедшее безумие и намеренный китч в духе сериала "Время приключений". Даже описать кратко все происходящее тяжело. Постапокалипсис и жизнь с генномодифицированными соседями, сумасшедшими и живыми компьютерами сменяется пародией на игры 80-х, затем попаданием в пространственно-временной континуум, потом живописанием тяжелых офисных будней в кровожадной компании и спасением мира от лап мутантов, людей, роботов, магов, сказочных персонажей и бог весть еще знает кого. Здесь легко можно попасть в плен к говорящему кулеру для воды, побывать на космической станции для выращивания огурцов, в магазинах продаются силиконовые искусственные шведы, а крысы-мутанты работают живыми генераторами. Причем безумие не будет стихать ни на одну минуту.

Большим плюсом игры является ее анимация. Трудно даже поверить сразу, что все это создал один человек, если не считать звуковика. Инди-происхождение, конечно, чувствуется, особенно в создании деталей фонов и скупой анимации почти статичных лиц. Однако по основным своим параметрам игра сделана весьма добротно. Фоны насыщены яркими и приятными цветами, основные локации дополнены целым рядом промежуточных и побочных, которые выполнены ничуть не хуже, присутствуют для разнообразия и другие стилистические виды анимации - пикселизированные, VHS-эстетика, есть даже видеофрагменты. Локации никак не могут пожаловаться на отсутствие деталей или деревянность - деталей тут много, выписаны и прокомментированы они тщательно, как в адвенчурах 1990-2000-х и на живость происходящего никак не пожалуешься. Озвучка в игре сделана по меркам инди настолько хорошо, что у меня даже не закралось подозрение, что всех героев озвучивало всего несколько человек - смена голосов, да их их запись была сделана образцово, музыка на фонах тоже была вполне на уровне. Учитывая, что все это делали буквально два человека на примерно 20 с лишком тысяч долларов - результат весьма впечатляет.



Игровая механика вначале не слишком впечатляет, так как заключается в типичном для инди-квестов геймплее "подай - принеси" и проходится довольно легко. Однако, надо отдать должное автору - в достаточно быстро она усложняется. В середине игры открываются некоторые мини-игры, сложности логических головоломок и иногда правильного применения предметов, весьма изящно введенная головоломка "выйди из комнаты" и некоторые другие мелочи. К сожалению, этого хватило ненадолго, так что к концу все переходит в более традиционный, хотя и добротный саморостоид - то бишь, в две-три загадки на отдельной локации, к которым нельзя вернуться. Все же по части геймплея игра выглядит далеко не так просто, как вначале может показаться, что ее выделяет из ряда совсем уже казуальных инди, ставших ныне, увы, нормой. Даже странно, что целых вставленных мини-игр всего одна внедрена в сюжет - остальные остаются в инвентаре лишь дополнением. Но зато сам автор в игре неоднократно заявляет, что мог бы вставить сюда паззлов, но хотел двигать сюжет - и вот это я целиком поддерживаю. В целом очень чувствуется по степени проработки, что автор ориентировался здесь на квесты старой школы в духе LucasArts, на которые игра не раз ссылается, где тоже практически не было отвлечения на паззлы, а игрока стремились увлечь сюжетом и процессом.

Возможно, я бы оценил за все это игру на пять баллов из пяти, если бы не одно но - меня абсолютно не впечатлил местный юмор. И это странно, поскольку тут он чрезвычайно разнообразный. Практически каждая реплика героев содержит по какой-нибудь шутке, для того же сделаны и комментарии активных точек, и разбросанные в изобилии по локациям личные записи. В шутках в изобилии встречаются отсылки к современной поп-культуре, актуальным темам, кино, сериалам, телевидению, играм. В качестве побочных бонусов вставлены целые юмористические мини-игры и на выбор несколько фальшивых концовок. Каждый персонаж, введенный в повествование, неповторим и создан для юморных отсылок. А чего стоит каталог созданных на продажу генномодифицированных голов? Или побочные видеоролики? Есть даже юмористические музыкальные записи, технически сделанные на уровне вполне серьезных.



И все же мне этот юмор казался гораздо более странным, чем смешным. Автор явно пытался поразить зрителя оригинальностью, но меня все творящееся безумие в игре оставило равнодушным. Рыцарь в рыжем парике, который работает секретарем и развлекается играми на компьютерах, но держит у себя возле стола старые магические артефакты? Раса разумной воды, представители которой то мечтают попасть в желудок кинозвезды, то держат в плену захваченных, чтобы отомстить за годы выслушивания тупых офисных приколов? Живой баклажан, который любит бит-бокс? Видеоигра на игровой приставке, в которой надо делать комплименты толкиенистам-волшебникам и рокерам-сатанистам, чтобы повысить их самооценку? Симулятор свиданий в постапокалиптическом сеттинге, в котором надо встретиться с тостером? Похотливый компьютер, который предпочитает лазить по сети в поисках девушек и не обращает внимания на хозяина, которого загадочно телепортируют? Церковь Глэм-Метал Музыки с гигантской статуей гитариста в тигровых штанах и боевым говорящим мопсом? И многое, многое другое. Диалоги в духе: "Президент Земли захотел стать автомобилем, но умер при пересадке рук и ног на колеса"?Почему-то все это не кажется мне таким уж смешным. Несмотря на то, что я не чувствовал к игре никакого отторжения, местный юмор ни разу не заставил меня засмеяться. Скорее всего, из-за его простоты - панчлайны, обманки, бесконечная и слишком широкая ирония над играми, фильмами, сериалами, поп-культурой, интернет-миром, офисными тяготами и личными проблемами и то, что обычно называют намеренным абсурдом - все это было настолько традиционно, мейнстримно и очевидно, что даже количество шуток не привело к качеству. Подчас игра касается и пошловатых моментов - наркотиков, секса, пищеварения - хотя в целом количество сортирного юмора тут колеблется на околонулевой отметке. Не на пользу юмору пошла и манера голоса главного героя, озвученного самим автором, который постоянно говорил с надоевшим извинительным тоном. И дело безусловно не в том, что мне не понравился сам стиль и концепция игры - почти аналогичный клюквенный квест с пародированием всего и вся Bunker: The Underground Game мне лично очень понравился. Здесь улыбка у меня появилась всего один раз - почему-то на моменте, когда надо продували гигантский игровой картридж для консолей...



Но, вполне возможно, что дело в моем личном восприятии, поскольку многим другим Paradigm пришелся очень даже по вкусу, заставив провести немало веселых минут. Конечно, основные его слагаемые - яркая красивая рисовка, злободневные шутки и пародии, простой ненавязчивый геймплей - уже стали стандартом в инди-игровом потоке квестов, созданных в подражание классике 90-х. Но зато вложенный в игру колоссальный труд, неплохое балансирование на грани пародирования самых разных культурных феноменов, очень разнообразный в своих формах юмор и, конечно, совершенно переходящее все пределы количество безумия - сильно выделяют эту игру. Вдобавок она не заставит потратить на себя больше пяти-семи часов, особенно, если вы понимаете английский. К тому же в последнее время ожидается русификация от Zone of Games, которую можно и подождать.

Tags: adventure time
Subscribe

promo gamer december 14, 2012 10:36 42
Buy for 100 tokens
Советы авторам! 0. Если ваша статья крупнее расписания лекций третьего курса на четверг - прячьте под кат все, кроме одного небольшого скриншота\картинки и одного-двух абзацев. По кату обязательно кликнут и прочтут остальное, не беспокойтесь. 1. Определите для себя, о какой игре вы…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment