voencomuezd (voencomuezd) wrote in gamer,
voencomuezd
voencomuezd
gamer

Иранский детектив №1: Murder in Tehran's Alleys 1933

SF-MurderTehran-Alleys-1933_bg.jpg

Что вы знаете об Иране? Наверно, не больше, чем о любой другой ближневосточной стране. Нефть, газ, мечети, пески, ковры, восточные базары, фрукты, самовары, женщины в хиджабах, ядерная программа, Корпус Стражей Исламской Революции... И, похоже, все. Негусто. Однако последние несколько лет любителям квестов неожиданно выпала возможность познакомиться с этой страной в форме своего любимого жанра. В 2015 г. привлекла определенное внимание остросюжетная политическая игра в жанре интерактивного рассказа 1979 Revolution: Black Friday, посвященная истории Иранской революции и созданная иранскими эмигрантами в Америке. Потом появилась иранская инди-игра Memoranda о теряющей память девушке, основанная на рассказах Харуки Мураками.

Но большая часть иранских квестов вышла от иранской студии из города Кашан Resana Shokooh Kavir, она же RSK Entertainment. В мае 2017 г. она подписала контракт с канадским издателем Strategy First, который начал выпускать их оригинальные квесты в Steam с английским переводом. Среди них в том числе такие любопытные вещи, как Alimardan's Mischief - детская и музыкальная адвенчура, основанная на иранском фольклоре о мальчике-хулигане, а также ее продолжение Alimardan Meets Merlin. Еще более пропитана национальным духом мрачная игра Qajary Cat, рассказывающая о судьбе кошки по имени Бабри Хан, неожиданно попадающей вместе с шестью своими котятами во дворец жестокого шаха Каджара. Дилогия Forgotten Sound и Forgotten Sound 2: Destiny представляет собой музыкальные адвенчуры на основе новелл "Тысячи и одной ночи".

Однако мое внимание привлекли не они, а целая трилогия иранских квестовых детективов, объединенных в Steam в сборник Crime Solver's Bundle. Трилогия состоит из трех 2.5D-квестов: Murder in Tehran's Alleys 1933, Murder In Tehran's Alleys 2016 и Devil In The Capital. Все три игры посвящены разным историческим периодам Ирана и объединяет их только фабула: в каждой из них иранский детектив Афшар охотится за загадочным иранским серийным убийцей. Я вообще люблю квестовые детективы, а уж на фоне экзотической страны - тем более. Поэтому из интереса я купил две первых игры в Steam с хорошей скидкой, а потом уже в июле 2017 г. неожиданно появилась третья, судя по всему, непосредственное продолжение первой, так как в ней действие происходит в Реште 1952 г. И вот недавно я наконец собрался и прошел первую часть этой трилогии, так что теперь могу высказать свое мнение, что же это за зверь такой и стоит ли он внимания. Разумеется, я не знаю, что было изменено в Стимовской версии, так что буду исходить из того, какой игра стала в итоге.





Вначале немного предыстории. Игра Murder in Tehran's Alleys 1933 базируется на реальных событиях. С декабря 1933 г. в Тегеране действительно орудовал серийный маньяк, первый в истории ХХ века этой страны - Али Асгар Боруджерди, прозванный в Иране "Асгар-Убийца". Он работал носильщиком и грузчиком овощей, а параллельно похищал, насиловал и жестоко убивал мальчиков-подростков, в основном бездомных, и прятал их обезглавленные тела. До этого он убивал на территории Ирака, откуда сбежал из-за опасений ареста. В конце концов усилиями полиции Асгар был пойман, признался в убийстве 33 жертв и был прилюдно повешен. Таким образом, Асгар-Убийца - такое же национальное достояние Ирана, как Джек-Потрошитель для Великобритании и Андрей Чикатило для России, и в решении использовать его историю для игрофикации нет ничего странного. Новости о создании игры появлялись как минимум с 2010 г., причем, судя по сохранившимся концептам, игра начиналась как целиком двухмерная, но в итоге была перерисована буквально с нуля и стала классическим 2.5D-квестом, который вышел практически под самый закат этого жанра - в 2013 году, ну а спустя четыре года - и в Steam.





Что сразу бросается в глаза при начале игрового процесса - это очень красивые локации, сделанные в лучших традициях адвенчур 2000-х с их отрендерными 3D-фонами. Несмотря на не самую большую детализированность, практически все удалось на хорошем для тех времен уровне. Внутренние помещения прорисованы хорошо и добротно, оставляя приятное впечатление, неплохо удались и пейзажи с некоторыми архитектурными местами - я даже любовался некоторыми из них. Многие фоны прорисованы с разных углов и с наклонами или с наличием неплохих деталей, тоже производя красивое впечатление. Иранская природа и архитектура тут представлены во всей красе, как темные так и светлые краски представлены с неплохим разнообразием. Из недостатков стоит отметить пару локаций со слишком слабой детализацией, в первую очередь площадь у полицейского департамента, короткую и слабую анимацию некоторых деталей, кое-где выступающие контуры прорисовки и прочие мелкие ляпы. Но таких моментов мало и, зная происхождение игры, их легко простить. Тем более если вспомнить, что игра вышла тогда, как так рисовать практически перестали.





К сожалению, хуже вышли трехмерные персонажи. Выполненные давно устаревшей трехмерной рисовкой, они ухитряются по зазубренности переплюнуть даже героя Черного оазиса, графика которого сделана за 10 лет до этого и уже тогда считалась устаревшей. Разумеется, всерьез их приделывать к локациям было тяжеловато, поэтому иногда они царапают глаз слишком большим контрастом с локацией, особенно когда приходится по ней передвигаться. Спасает в основном то, что все герои тут отрисованы тщательно и индивидуально, включая весьма многочисленных полицейских в одинаковой форме, у каждого из которых свое лицо и свой голос. К тому же они не стоят столбнем, а активно двигаются и даже жестикулируют - хотя, как правило, анимация движений у них весьма короткая. Больше всего проработан главный герой, который часто выглядит как почти образцовая модель... пока не оказывается, что многие его телодвижения заменяются темным экраном...





В целом графика в игре на хорошем и добротном уровне былых квестов, учитывая время и место создания. К сожалению, самое слабое место игры - ее видеоролики. Они представлены крохотными слайдами, которые выглядят так убого, как будто их рисовали не художники игры, а их дети во время отдыха в яслях. Нарисованы они все примитивно, коряво, явно от руки и очень плохо раскрашены. Вдобавок они не всегда совпадают с действием: детектив на них почему-то выглядит на 20 лет старше и седым, да и локации нередко непохожи - если их вообще показывают. По всей видимости, именно на стадии рисовании роликов деньги на игру кончились окончательно.





Словом, визуальная часть тут испытывает традиционные проблемы с бюджетом, но по большей части авторы с ней справились и вполне неплохо - поэтому Murder in Tehran's Alleys 1933 имеет все права называться красивой игрой. Со звуком же получилось тоже неоднозначно - он-то как раз везде технически сделан добротно, но не более. Меня не особо впечатлила восточная пафосная музыка на всех локациях, часто слабо с ними сочетающаяся и вдобавок включающая живые песнопения. От завываний же имама в местной мечети мне сразу захотелось выключить звук - но такой функции тут нет. Зато вполне устроила и местная озвучка, так как актеры читали текст довольно старательно и эмоционально, хотя и переигрывали, а по-настоящему удался только главный герой. Тем не менее, жаловато не на что - разве что на то, что количество реплик в игре немногочисленно, что сильно ограничивает образы персонажей. Впрочем, в этом же есть и плюс - поскольку игра озвучена на иранском, а субтитры переведены только на английский, так легче понять сюжет. Заодно поблагодарю авторов, что они не стали мучить игрока и облегчили ему задачу - ключевые диалоги заносятся в диалог, а многие из них можно прослушать еще раз. В игре переведен абсолютно весь текст, облегчая жизнь игроку - хотя тем самым реплики и тексты оригинала наверняка многое потеряли в части нюансов. Англоязычные отзывы откровенно жаловались на странный и малопонятный для них перевод, который выглядит для них откровенно примитивным. Доказательства этого встречаются на каждом шагу; достаточно того, что насадка для лопаты переведена тут просто как "iron". Тем не менее эта цена за то, что смысл происходящего и прохождение стали понятны даже человеку со средним знанием английского.

И разумеется, не обошлось и без багов! Иногда повторяются реплики персонажей, глючит диалоговое окно или графика героев. Все это пережить можно, но весьма неприятно, что из-за спешки вы рискуете выйти с локации до окончания диалога и курсор зависнет в промежуточном состоянии. Правда, от игры из Ирана я ждал чего-то гораздо худшего.




В общем, по всем техническим сторонам игра - это не безупречная, но вполне добротная игра, плоть от плоть 2.5D-адвенчур 2000-х. Помимо отрендерных 3D-локаций и трехмерных герои, приклеенных к своим местам, в игре есть и все остальные признаки тогдашних игр: интуитивно понятное классическое управление мышкой, озвучка невидимой массовки за кадром, частый в те времена дневник главного героя с записью важных моментов, детальная прорисовка осматриваемых документов и иллюстраций, перемещение по одной большой локации через карту, показывающийся по наведению курсора к верху инвентарь-лента. Здесь есть и классический геймплей, заключающийся в разговоре с персонажами и сбору предметов, который по традиции прерывается мини-играми. Их тут всего полдесятка, и наряду с совершенно банальными, типа пятнашек и крестиков-ноликов, неожиданно есть парочка вполне сносных головоломок. Активные зоны не слишком многочисленны и их нелегко найти самому, к тому же они иногда находятся в самых труднодоступных местах. Но по крайней мере, их не загораживает герой и инвентарь - наоборот, иногда их можно кликнуть, даже не убирая крупные планы документов. Одним словом - классика недавнего жанра. Было приятно вернуться обратно в 2010 год и вспомнить былое.





К сожалению, национальный колорит, на который я надеялся, представлен здесь не так широко, как хотелось бы. С одной стороны, перед нами действительно показана широкая панорама исторического Тегерана с мечетями, маленькими улочками и местной архитектурой. Очень хорошо отрисованы интерьеры зданий, широко представлена ближневосточная архитектура, едва ли не в каждой комнате стоит иранский самовар, на столе Афшара блестит тяжеловесный маузер, а на горизонте видны иранские горы и красные закаты. Действие имеет и легкий налет нуарной эстетики, вполне актуальной для 1933 г. Наш детектив Афшар стоек, внимателен, обращает внимание на детали, не прочь немного пошутить, любимые его фразы: "Я возьму это" и "Поздравляю, солдат!" - персонаж не самый развитый, но в целом сносный. Он носит шляпу и пиджак, передвигается по всему городу на личном черном автомобиле Opel Kadett (который, правда, появится только через три года), посещает в основном заброшенные окраины города с копошащимися на месте убийств полицейскими, а многие локации показываются с двух углов и даже в ночное время, что придает им темную красивую стильность.





Все это так, но с другой стороны, сюжет в основном старательно жмется к окраинам и внутренним помещениям, где резко чувствуется проблема пустоты и нехватки деталей. Массовка на локациях почти везде отсутствует, как и какое-то ощущение жизни - если не считать за нее закадровые шумы города. Почти нигде не упоминаются и исторические события того времени, из-за чего исторический контекст происходящего просто теряется. Не показан нам и быт простых иранцев - за него отвечает всего лишь две комнаты самого Афшара, чего слишком мало. Подбор немногочисленных документов и материалов выглядит весьма странно - за исключением явно подлинных документов Великобритании 1920-х гг. нам показывают в основном печать других государств. Эти газетные заметки, рекламные плакаты, зарубежные афиши и бланки прямо не имеют отношения к Ирану и даже хронологически даются с большим разбросом - газетные вырезки еще времен Первой мировой соседствуют с плакатами из явных 50-х.







Вдобавок и историчность все время нарушается мелкими деталями, которых легко можно было бы избежать. Я не искал фотографий Тегерана, но я сомневаюсь, например, что его полицейский департамент был размером с Большой театр и нашпигован государственными флагами, в то время как на улицах города нет ни одной лошади. Когда же в инвентаре мы видим лабораторные пакетики из полиэтилена и пластмассовые стаканы, становится просто стыдно за авторов. Наконец, полностью отсутствуют какие-нибудь интересные подробности о жизни Ирана того периода, да и чисто ближневосточные нюансы представлены крайне слабо. Если бы не общение с местным имамом, документы Великобритании и упоминание в диалогах о эпопее небезызвестного Мирзы Кучек-Хана в 1921 г., сюжет данной игры с таким же успехом мог происходить в любой другой стране мира.







Но если по поводу атмосферы могут быть разные мнения, то вот с геймплеем игры все однозначно: даже по меркам жанра он не поднимается выше среднего, так как построен очень линейно и почти лишает игрока свободы действия. Детектив Афшар проводит классическое расследование, обследуя места преступлений и передвигаясь по открываемым постепенно локациям. В основном его задача состоит в расспросах свидетелей и комбинировании собранных предметов для решения примитивной задачки: собирание воздушного змея, разжигание самовара или открытие колодца. Так как это игра в стиле адвенчур 2000-х, то она насыщена всеми проблемами того времени: набивание инвентаря кучей предметов, пиксельхантингом, безумной логикой и линейным алгоритмом, понятным только сценаристу. Логика, которую нельзя интуитивно понять, очень мешает: на протяжении всей игры можно легко застрять на локациях только потому, что не каждому придет в голову сделать нож из лопаты или трубку из дудки - или выманить сторожа первой попавшейся в инвентаре запиской... А как вам идея вскрыть фотографию - пряжкой ремня, который без толку провалялся у вас всю игру? Метод перебора из-за большого количества предметов, используемых в основном не на локациях, а с людьми - тоже работает не слишком хорошо. Подсказки, которые обычно спасают такие игры, тут если и бывают, то редко и они весьма простые.





В итоге имеем очередную игру с непродуманной игровой логикой, которую надо проходить через мучения и долгие эксперименты. К счастью, в оправдание игры надо сказать, что она во многом компенсирует эти проблемы с помощью дополнительных функций. Среди них подсветка активных зон пробелом, звуковой сигнала о прохождении каждого важного шага и дневник главного героя, который не только заключает в себе важнейшие диалоги, как это было обычно, но и фактически является пошаговым руководством. Буквально - после каждого верного шага в дневнике дается прямое указание или инструкция, что делать дальше и желающий получить подсказку игрок всегда может этим воспользоваться. И это очень хорошо, поскольку без этих инструментов игра практически непроходима методом логики. Шаги детектива, прописанный по сюжету, никак не зависят от ваших намерений, простой логики и предыдущих действий - как правило, для завершения главы необходимо последовательно посетить несколько локаций, даже если для этого нет никаких видимых оснований. При этом в инвентаре нет карты - она доступна только после выхода с локаций. Кстати, такой сложнейший в реализации игровой элемент как перемещение к выходу по двойному клику - тут отсутствует. Правда, наш детектив умеет бегать, но разогнать его к выходу не так-то просто. Так что перемещение по карте вызывает ощутимые затруднения. При этом линейный сюжет не позволяет даже выбирать подбор предметов - очень часто для прохождения дальше нужно совершить неочевидное действие, провести диалог или взять предмет, который понадобится только спустя долгие часы, оседая до этого мертвым грузом в инвентаре. Что мешало позволить брать все предметы когда угодно, при том, что уровней тут нет - абсолютно непонятно. Кроме того, только благодаря подсветке пробелом можно справиться с пиксельхантигом - многие из предметов разбросаны по всем локациям, не выделяясь на фонах, а то и в самых темных и малозаметных углах, из-за чего нащупать их самому крайне тяжело.







В итоге о том, что нередко вы застряли не из-за бага, а по сценарию, напоминает единственная подсказка - блокирование выхода. Но иногда мешают и баги, не волнуйтесь. Дважды из-за рассинхрона анимации и озвучки я переходил на локацию во время диалогов, и в итоге диалоговое окно с блокированным курсором не менялось. Один раз загадочным образом не загрузилась газета на ларьке, которую надо было прочитать для прохождения, хотя ее содержание легко можно узнать и из диалогов. Обе проблемы пришлось решать запуском с последнего сейва - которых тут всего-навсего три на всю игру. На слоты, видать, тоже денег не хватило.





Если бы это искупал интересный и добротный сюжет, я мог бы и это простить. Но и с ним, к сожалению, тоже достаточно проблем. Детективная интрига в основе сюжета разворачивается медленно, с натугой, сюжет все время теряется за геймплеем и вскоре она становится настолько туманна, что даже уследить за сюжетом тяжело, несмотря на то, что действие идет на одних и тех же локациях одного города. Сценарий состоит в основном из застарелых штампов детективов, смешанных не самым-то впечатляющим образом. Пока главный герой думает, что ему делать, новый труп зловеще появляется на окраине города, причем аккуратно каждый день, как бутылочка молока от молочника. Неуловимый маньяк, который ранее не оставлял никакой надежды на свою поимку, теперь обязательно оставляет возле каждого тела кучу улик, как будто специально подложенных под самый нос детектива. Причем улики становятся все точнее и точнее! Волоски, следы, платки, документы, дневники жертв, ключи от своей квартиры... Если бы игра не закончилась, убийца, наверно, забыл бы там свой паспорт - а дальше оставалось забыть свою голову и анализ ДНК. При этом одни улики как бы продвигают сюжет, в то время как другие останутся лишь квестовым мусором для использования прохождении или невыстрелившими ружьями. Так, главный герой не делает даже попыток проследить как минимум за одним подозреваемым, найдя при этом на месте убийства его же полицейский жетон. Совершенно неожиданно в дело о маньяке вторгается сторонняя составляющая - нам дают более чем прозрачно понять, что здесь замешана международная политика. Обещавший раскрыть нам тайну журналист становится жертвой убийства! Совпадение - или нет? Кто следующий? Похоже, что жизнь самого детектива в опасности!.. Не переключайтесь!!!





Увы, как раз тогда, как сюжет раскачался и интрига начинает приобретать интерес, детектив узнал личность убийцы, а напряжение достигает сколько-нибудь определенного накала - неожиданно наступает финал. Как он здесь выглядит? Ну, в классическом детективе главный герой обычно находит объяснение всем загадкам, собирает улики, распутывает все сложные узлы и хитросплетения интриг и обмана и находит преступника. Однако же здесь все вовсе не так - финал крайне слабо связан с основным сюжетом. Запутанная и малопонятная история охоты за маньяком, которая многое открывает, но еще больше не говорит, неожиданно обрывается в конце... викториной, в которой надо правильно ответить на вопросы по поводу расследования. Именно так - оставшиеся далеко позади многочисленные улики, свидетельства, невыстрелившие ружья понадобятся вам только для этого. Причем по факту на многие вопросы нельзя ответить верно, так как результат никак не зависит от того, что вы знаете. Поэтому данная викторина - всего лишь крайне сложный и неудобный способ дать вам разгадку. Всего в ней 23 пункта, и если вы достаточно усидчивы, то путем случайного заполнения вы сможете приблизительно понять, что же имели в виду авторы. Я смог - и оказалось, что объяснение преступлений довольно нелепо и слабо связано с предыдущими уликами (спойлер!).

[Spoiler (click to open)]Если я правильно все понял, нам активно намекали, что убийца был не более чем нанятым подставным лицом, которому активно платили враждебные круги Англии и России для дестабилизации страны. Довольно странный и ненадежный способ спровоцировать конфликты в государстве, если задуматься, поэтому данное обоснование выглядит откровенно нелепо и уж куда слабее истории реального Асгара-Убийцы, классического маньяка, насильника и садиста. Еще больше запутывает все то, что агентом вражеских держав был наш собственный шеф полиции, который по тому же сюжету сам назначил Афшара на расследование убийств - какой в этом смысл?


А сразу после этого в полным отрыве от выводов викторины следует дешевый финальный ролик, в котором в худших традициях плохих боевиков вместо реального убийцы маньяком назначают... самого Афшара! При этом никаких доказательств и обоснований не приводится. В последний раз такую глупость я встречал разве что в убожестве Undercover Missions Operation Kursk K-141.







Разумеется, натянутое и малоправдоподобное объяснение оставляет неприятное послевкусие - тем более непонятно, зачем заменять мотивацию и историю реального маньяка Ирана, но при этом оставлять ему то же имя? При этом такой сюжетный поворот мог бы сыграть при должном оформлении - достаточно было связать улики с действиями героя, развить попутные темы подозрения предательства и опасности, разнообразить детективные приемы. Увы, этого сделано так и не было - поэтому сценарий игры едва не захлебнулся в неувязках и детективных штампах, несмотря на приверженность классическим детективным элементам. Возможно, конечно, резкий финал - это следствие той же нехватки бюджета, из-за чего пришлось вырезать развитие сюжета - как это явно было в Alter Ego в свое время - но это не оправдание, ведь даже с такими скудными возможностями сюжет и финал можно было прописать куда точнее.





В итоге впечатления от игры получаются смешанные. Она показала себя гораздо лучше, чем я ожидал, и показывает, что иранские авторы играли в квесты и знают, как те должны выглядеть. Абсолютно классическое по традициям жанра оформление пошло в плюс - яркие красивые локации ласкают взгляд, опреденная атмосфера ближневосточного детектива искупает недостаток детективных приемов, техническое качестве игры в целом отвечает должному, и интрига и интересными поворотами тут имеется. Однако прерывистый линейный геймплей, который слишком сложен само по себе, и нормальное прохождение которого возможно только по встроенному руководству, не совсем продуманный сюжет и некоторые мешающие прохождению баги заметно вредят игре, которая в итоге так и не разворачивает свой потенциал. Конечно, это не настолько клюквенно и убого, как Operation Kursk, пройти вполне можно и даже не без удовольствия, но до проработанности, например, исторического шпионского триллера Архивы НКВД. Охота на фюрера игра не доросла, несмотря на определенные шансы.

Тем не менее, разочаровываться рано. У иранских игроделов есть к ней еще два сиквела. Вполне возможно, что там исправлены эти ошибки, поэтому я смотрю в будущее с оптимизмом и буду ждать подарков с загадочного Востока.
Tags: .форма: обзор, adventure time
Subscribe
promo gamer december 14, 2012 10:36 41
Buy for 100 tokens
Советы авторам! 0. Если ваша статья крупнее расписания лекций третьего курса на четверг - прячьте под кат все, кроме одного небольшого скриншота\картинки и одного-двух абзацев. По кату обязательно кликнут и прочтут остальное, не беспокойтесь. 1. Определите для себя, о какой игре вы…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments