Саундтрек как искусство

В какой-то статье — то ли в игровом журнале, то ли на соответствующем сайте — я прочел фразу, невольно запомнившуюся. Неизвестный автор сказал: игра без музыки — просто движущиеся картинки. Ну, движущиеся картинки это само по себе неплохо, но, понимаете, музыка остается музыкой и сама по себе, а значит — музыка вместе с игрой становится чем-то большим, чем музыка.

Классическая музыка сейчас занимает довольно узкую нишу как таковая, но оркестры, хора и композиторы нашли себе место в саундтреках — как в кино, так и в играх, но саундтрек к фильму штука весьма своеобразная; например, с любимой группой юности Rammstein я познакомился в саундтреке "Матрицы", и я до сих пор не знаю, где именно в самом фильме звучит эта мелодия, хотя искал. В кино могут запросто взять, например, первые три секунды (а три секунды могут быть весьма долгими и значимыми, попробуйте измерить длительность каких-нибудь эффектных сцен в любимом фильме) собственно мелодии — и все.

То ли дело игры. Большинство мелодий соответствуют месту (в котором можно находиться долго) или битве (в которой можно находится много-много-много раз), и, при желании, понравившуюся мелодию можно слушать и слушать, а учитывая бюджеты некоторых ААА-тайтлов, исполнители могут быть весьма профессиональными. Я уже не говорю о том, что рамки, заданные для саундтрека, весьма отличаются от рамок живого выступления или, скажем, записи для альбома.

Первым примером я привел бы "Gothic II" или "Planescape: Torment", хотя они и не очень подходят к теме поста. Оркестрами там и не пахло, хотя композиторы были хорошие, и именно в этих играх удивительно хорошо работает синергетика музыки и окружающего. Готикой тогда еще занимался Кай Розенкрац, и тогда же он впервые показал класс. Боюсь, запись — что аудио, что видео — не передаст атмосферы, которую удивительным образом создавала позорная по нынешним временам картинка, сочетаясь с синтезированной музыкой. Скажу только, что именно после этой игры я вообще стал интересоваться саундтреками и их авторами. Тормент выполнен в немного ином стиле. Если Розенкратц позже вышел на оркестровый уровень, то основной композитор Тормента, Марк Морган, специализируется на эмбиенте. Знаете, такой вроде бы скудный набор звуков, часто даже немузыкальных, которые прекрасно дополняют игровую реальность, делая ее больше, глубже, ощутимее. Из более-менее современных игр его э-э-э... музыка?... была в "Fallout: New Vegas", и именно эмбиент-композиции.

Отдельной почетной строкой пустим композицию Мэтта Ульмена — Тристам. Она того стоит.

Но темные и мрачные времена игр за тыщу баксов от пяти человек прошли, восторжествовала цивилизация, и Кай Розенкратц воспарил на крыльях бюджета "Gothic 3". Игра вышла так себе и ожиданий совершенно не оправдала. Только одно в ней соответствовало заявленному ААА-уровню, и это был саундтрек Розенкратца. Насколько я помню, заявлялось, что для записей использовалось три оркестра, и они записали на все деньги, а потом еще бонусом, чтобы зря смычки не гонять. Честно говоря, этот уровень не столько усиливал игру, сколько диссонировал с ней. Все равно что дешевый гамбургер на китайском фарфоре, и неудивительно, что вскоре после провала Готики Розенкратц расстался со студией.

Заглавная тема

Иштар

Потом появился Ведьмак. Его хвалят вообще все и вообще за всё, так что не буду распространяться. Скажу только, что во всех трех частях саундтрек был прекрасен и удивителен.

Следует заметить, что в играх западного производства саундтрек обычно крутится вокруг т.н. Main Theme — Тормент, Готика, Морровинд, Скайрим, ВоВ — везде есть некоторая основная мелодия, которая всяческим образом размножается по всей игре в разнообразнейших видах, типах и вариациях, так что при прослушивании отдельно это может поднадоесть. Насколько я знаю, в японских тайтлах это не так распространено.

Потом вышел Bloodborne, продающий эксклюзив для новой приставки, и на нем не экономили. Музыка в нем была прекрасна, в том числе и некоторой уникальностью — если большинство игр предпочитают средневековый или фантастический миры, то в Бладборне сеттинг был викторианский, что позволило использовать другой стиль, неуместный в мирах меча, магии или бластера. Добавьте хор на латыни, потрясающий визуальный дизайн и вы легко получите один из лучших экземпляров саундтреков вообще.

Ну а еще позже, почти в наши дни, вышла Nier: Automata, и показала высший класс. Гейм-дизайнеры вволю поиграли со стилями, и композиторы тоже не сдерживали себя; на текущий момент это лучшая игровая музыка, которую я вообще слышал. В сочетании с самой игрой эффект потрясающий. Все-таки если японцы хотят сделать шедевр — они его делают.

Конечно, я не могу перечислить ВСЕ игры и все заслуживающие внимания и уважения саундтреки; даже в рамках этого здоровенного поста пришлось оставить за кадром множество игр. Если ты играешь — тебе всегда есть, что запустить в плеере.

П.С. Мне стыдно, но в ЖЖ я человек новый — если кто-нибудь подскажет более аккуратный способ вставлять в посты аудио, буду благодарен.

promo gamer december 14, 2012 10:36 41
Buy for 100 tokens
Советы авторам! 0. Если ваша статья крупнее расписания лекций третьего курса на четверг - прячьте под кат все, кроме одного небольшого скриншота\картинки и одного-двух абзацев. По кату обязательно кликнут и прочтут остальное, не беспокойтесь. 1. Определите для себя, о какой игре вы…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your IP address will be recorded