voencomuezd (voencomuezd) wrote in gamer,
voencomuezd
voencomuezd
gamer

Иранский детектив №2: Murder in Tehran's Alleys 2016



В прошлый раз я рассказывал о трилогии иранских квестовых детективов от студии и о ее первой части - Murder in Tehran's Alleys 1933 (2014). Спустя всего два года последовал формальный сиквел этой игры - на сей раз в Иране 2016 г. В первый раз я отметил многие положительные стороны игры, сделанной по всем канонам 2.5D-квестов 2000-х, но при том с заметными недостатками. Стал ли сиквел лучше или хуже?

2016 год. Иран. Как и много лет назад, вновь в Тегеране орудует серийный убийца - но на сей раз с другим почерком. Теперь он жестоко убивает целый ряд разных людей - богатый бизнесмен, мелкий наркоторговец, бывший чемпион по единоборствам, ставший рабочим на молочной ферме. Быстро становится понятно, что их всех объединяла наркомания. Возле жертв оставлены кристаллики метанфетамина и CD-записи убийств, которые маньяк называет казнями за смертные грехи, оставляя название этих грехов на местах преступления. Зачем же он это делает и как его поймать? Это должен решить детектив тегеранского криминального отдела Фарамарз Афшар.





Уже в самом начале игры становится понятно, что это сильное подражание, фактически перелицовка первой части. Как и там, все начинается с получения нашим героем сообщения об убийстве, и он идет на место преступления через длинные полицейские коридоры, забитые государственными флагами и портретами - на сей раз аятоллы Хомейни. Как и там, у нас есть дневник, на сей раз в лице личного КПК. Как и там, нас встречают иранские полицейские, стоящие на посту и отдающие честь. Как и там, нас встретят ночные и дневные локации, покрытые простынями окровавленные трупы, которые регулярно возникают один за другим, и многое другое. И это понятно - игра сама в начале говорит, что наш Фарамарз Афшар - это внук детектива Мохаммада Афшара из первой части. На сей раз наш герой немного простоват. Если дедушка в любой ситуации сохранял амплуа доброго и твердого героя сыска и небросающееся в глаза внутреннее достоинство, то наш Афшар меньше всего похож на серьезного героя нуарного детектива. Хотя на обложке он в рекламных целях нарисован иранским Рэмбо с гарнитурой в ухе и пистолетом наперевес, в игре это обычный человек в старомодном пиджаке с кожей на локтях, который стреляет разве что в тире. Новый Афшар похож на предка - неглуп, решителен, любит "Касабланку" и имеет свою коронную цитату: "Это может быть важной уликой". Но он куда более раскован, чем его дед, у него веселый и общительный нравов, он часто комментирует с охотой происходящее и любит пошутить, из-за чего диалоги с ним иногда напоминают комедию, из-за типичных в его речи восточных оханий с присвистываниями. Но в целом Афшар квалифицированный и серьезный следователь, что, конечно, идет ему в плюс.







Как я и ожидал, авторы действительно учли проблемы первой части. Если там видеоролики заменяли криво нарисованные слайды, то теперь авторы постарались и вместо них введены комиксовые картинки - старый и проверенный спаситель малобюджетных квестов. Комиксы эти, правда, исключительно черно-белые, но нарисованы в целом хорошо и экспрессивно. Тем более, что как правило, озвучка актеров тоже сделана хорошо. Из других приятных новшеств - у нас наконец есть карта прямо в КПК. Из неприятных - по-прежнему нет перехода с локации по двойному щелчку. А инвентарь теперь не открывается при приближении курсора к верху экрана, а почему-то включается клавишами K и M. И что интересно, только если зайти в игру с английской раскладкой, поэтому у меня долго инвентарь не включался, и я даже запаниковал и бросился искать пиратскую версию. В остальном управление идентично первой части и подсветка активных зон пробелом тоже осталась - хотя на сей раз в игре, слава богу, почти нет пиксельхантинга.





К сожалению, как и в первой части, налицо целых ряд мелких недоделок, немного портящих впечатление. Герои двигаются как-то деревянно, раздражает мгновенная смена их поз во время разговора, фигура Афшара часто неправильно меняет размер при прохождении локации. Непонятно, что творится с музыкой - часть саундтреков взята из первой части, но к ним добавлена новые, с основном спокойные напевы скрипки - но они почему-то регулярно смешиваются на локациях; в первой игре такое было всего один раз. Впрочем, даже не прислушиваясь, можно уловить, что часть звуковых эффектов тоже взята из первой части. Также добрая половина героев почему-то изображена с белым кружком под ними, видимо, остаток разметки их нахождения на локации. Комиксовые слайды почему-то резко меняются - часть прорисована ярко и четко, часть размыто - чтобы скрыть разницу в качестве? Некоторые заставки нарисованы откровенно вручную, есть и небольшой кусок с анимацией в телевизоре, которая представляет собой дорисованную видеосъемку и это отлично видно. Забавляет и то, что Афшар постоянно совершает манипуляции с телефоном и удостоверением пустой рукой. А особенно смешит встреча на одной из локации советского грузовика ГаЗ-53 с советским же номером - и это понятно, потому что модель взята из "Сталкера". Словом, такие мелочи некритичны, но неприятно напоминают о скудном бюджете иранских квестоделов. Правда, слава Аллаху, на сей раз в игре практически нет багов. Да. Практически. Если не считать места, где явно застрял из-за путаницы авторов в действиях героя.







Проблема со штампованным детективным сценарием в первой части на сей раз решена - и вполне недурно. Сюжет сиквела, как писали многие игроки в отзывах, напоминает знаменитый кинотриллер "Семь". Действительно, параллели очевидны. Главный герой - серийный убийца, который жестоко убивает группу намеченных им людей, оставляя на месте преступления названия грехов, за которые он их карает. Он всегда на шаг впереди и откровенно водит за нос следствие, намеренно оставляя на местах убийств CD-диски с записанными казнями, а под конец даже подкидывает Афшару улики, соревнуясь, кто первым из них успеет выполнить свою задачу. На этом, впрочем, параллели и заканчиваются - наш герой не сумасшедший религиозный маньяк, а наркоман - и именно тема наркомании является в фильме основной, а вопросы несправедливости и разложения иранского общества, хотя и затрагиваются, но не достигают и десятой доли пессимизма фильма Девида Финчера.









Весь сюжет построен в форме этакого полицейского процедурника, в котором Афшар пытается напасть на след убийцы, и с каждым новым убийством добывает все больше улик для этого, а также постепенно понимает его мотивацию. Все это действительно очень напоминает сценарий небольшого кинотриллера с соответствующим напряженным финалом. Жаль только, что некоторые потенциально интересные моменты не были авторами использованы, например, остались бессмысленными введение в сюжет жены Афшара и его сны из детства. Как и в первой части, игра заканчивается викториной из 23 пунктов, в которых нужно отметить правильные ответы - хотя угадать их даже после внимательного прохождения игры не так просто. Зато викторина дает плохую или хорошую - в случае набора 2/3 правильных ответов - концовку. Правда, отличаются они только тем, удастся ли захватить убийцы живым или мертвым. Похоже, в первой части была та же схема, так что я невольно ввел читателей в заблуждение, когда говорил, что финал бессмысленный.







Впрочем, по атмосфере мне первая часть понравилась больше. Там все-таки были очень красивые локации, пейзажи, да и архитектура Тегерана была вполне впечатляющая, как и редкие исторические детали. Сиквел, конечно, имеет и свои хорошие, добротные локации и гораздо более богатую детализацию, но по красоте и очарованию первой части он уступает. Все-таки местных документов, даже в форме анахроничных плакатов, маловато, всюду правит зеленый цвет самых разных оттенков, да и некоторые фоны рисовались явно наспех, а действие, за исключением нескольких мест, сосредоточено в окраинных домах, обыкновенных улицах, молочной ферме - словом, довольно обыденных и невпечатляющих местах, хотя и нарисованных хорошо и красиво. К сожалению, ночное время суток, которое облагораживало ранее локации в игре, используется тут всего два раза - в начале и в конце, поэтому о нуарной эстетике особенно говорить не приходится. Простенькая зазубреная рисовка персонажей практически не изменилась, хотя надо отдать должное - на глаз все полицейские нарисованы заново и есть новые женские персонажи. Увы, как и ранее, движения у них весьма скупые.









Ну, по крайней мере, на отсутствие национального колорита здесь не пожалуешься - его тут много, начиная с женщин в чадрах, которые составляют чуть ли не половину иранской полиции, и заканчивая эпизодичными воспоминаниями Афшара о своем детстве. Вообще, многие компьютерные игры и особенно квесты грешат изображением нашей повседневной жизни как чего-то откровенно абстрактного, мультяшного или даже намеренно клюквенного. Но в игре Иран показан как совершенно современное, хорошо узнаваемое государство с конкретными деталями. На столах у героев компьютеры с системой Windows, пользуются они поисковиком Yahoo, ездят на современных иномарках, заказывают пиццу, смотрят телесериалы, да и локации Тегерана выглядят весьма реалистично - кирпичные многоэтажки, высотки, подъезды. При этом постоянно упоминаются местные национальные детали типа сушащихся на чердаках ковров, комнаты для намаза в полицейском участке и тому подобное. Наверно, кому-то будет интересно посмотреть и на коротко показанные взаимоотношения Афшара с женой, которую даже иранский патриархат не удерживает от препирательств с мужем и постоянных поездок к маме.







Самое противоречивое место игры - это ее геймплей. Если в первой части гемплей был абсолютно линеен и не позволял даже выйти с локации, в случае, если мы что-то не сделали, то теперь он еще более линеен. Предыдущий Афшар был свободен, по крайней мере, в посещении локаций и комбинировании - тут же все идет четко по накатанной сюжетом линии, и Афшар-внук волен в лучшем случае ходить в пределах пяти экранов. Доходит до нелепого - Афшар не может спросить у у возникшего у входа часового, почему дверь заперта, прежде, чем не попытается в нее войти, или подобрать какой-то мелкий предмет, прежде чем не поймет, что он ему нужен. В очередной раз вижу тенденцию в квестах, хотя упор на сюжет делается до такой степени, что игрок вынужден идти по нему как под ручку авторов, никуда не сворачивая и ни на что не отвлекаясь. В очередной раз не понимаю, как можно так нерационально подходить к делу и тратить время на рисование чуть ли не десятка локаций, нужных только для попутного посещения. В итоге хотя в игре где-то около 50 локаций, чуть больше, чем в первой игре, проходится это заметно быстрее. Соответственно, очень немногочисленные загадки с предметами будут лишь по началу, а далее их количество в инвентаре не превысит восьми за всю игру: все упирается в общение с персонажами, очевидное применение предметов, а также мини-игры. Причем если первая часть имела хотя бы 2-3 сносные головоломки, то тут авторы решили не утруждаться - большая их часть здесь это откровенные паззлы "собери бумажку", да и все остальные загадки старые и с бородой как у Омара Хайяма. Лишь пару раз игрок рискует застрять, причем минимум один раз по вине самих же авторов - поди догадайся, какое трехбуквенное слово нужно набрать для открытия сейфа, если к тому никакой подсказки, кроме почерка убийцы. Впрочем, у этого есть и плюс - по крайней мере, не приходится, как в первой части, кружить в непонимании того, что происходит, и что делать, постоянно обращаясь к прохождению. Казуальность в игре такая, что Афшар сам регулярно говорить, куда ему пойти и что делать. Дневник на сей раз уже не работает как пошаговое руководство, хотя определенные подсказки в нем есть.







Авторы внимательны к деталям... Если в первой игре у караула в тюрьме были очень неправдоподобно нарисованные винтовки Манлихера, то теперь в тире полиции - румынские калаши.

В целом надо сказать, что сиквел учел проблемы первой игры и решил большую их часть. Правда, он все-таки уступает первой игре по некоторым деталям, такие как самобытность или атмосферность, но это вполне искупается сюжетом и исправлением других деталей. К сожалению, геймплей был максимально выпрямлен для оформления кинематографического действия. Получился не уникальный и неизобретательный, но вполне добротный квестовый триллер. В случае, если вы любите подобные игры с продуманным и вполне динамичным сюжетом и простым геймплеем, в это рекомендуется играть - хотя хорошее знание английского, конечно, не помешает. Перевод от канадского издателя тут хоть и такой же простой и посредственный, как и в первой части, но на сей раз диалоги уже нельзя прокручивать заново.







Кстати говоря, зашел в Стим и увидел, что третья часть трилогии, Capital in the City, сейчас продается с большой скидкой до 14 мая, всего за 49 рублей, а весь набор - за 410 вместо 747. Понятно, что иранский производитель не получил большой аудитории, но я бы лично поддержал старания студии. Посмотрим, чем она порадует на сей раз.
Subscribe
promo gamer december 14, 2012 10:36 41
Buy for 100 tokens
Советы авторам! 0. Если ваша статья крупнее расписания лекций третьего курса на четверг - прячьте под кат все, кроме одного небольшого скриншота\картинки и одного-двух абзацев. По кату обязательно кликнут и прочтут остальное, не беспокойтесь. 1. Определите для себя, о какой игре вы…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments