
И вновь перед нами в рамках исследования иранских адвенчур очередная игра иранской квестовой студии RSK Entertainment. Я уже просмотрел ее самые амбициозные адвенчуры - целую детективную трилогию о семье тегеранских детективов Афшаров - "Murder In Tehran's Alleys 1933", "Murder In Tehran's Alleys 2016" и "Devil In The Capital". Они имели свои безусловные достоинства (в основном в графике) и недостатки (в основном... во всем остальном), но все же оставляли определенное удовольствие, даже несмотря на совершенно любительский подход к сюжету и геймплею. К сожалению, последняя игра о детективе Афшаре вышла откровенно средней и недоделанной, поэтому я был разочарован. И все же у меня была надежда, что лучше выйдет одна из последних на данный момент игр студий - The Way of Love: Sub Zero. На сей раз она посвящена не детективной политической интриге, а совершенно неразработанной теме - шпионской истории в разгар ирано-иракской войны. Попавший в плен иранский летчик Азиф имел важные документы - на его спасение отправляется спецназовец Расул. Тема интересная, как и сеттинг - шпионских квестов в мире нет практически с самого конца 90-х годов, а уж ирано-иракская война не представлена в культуре вообще, за пределами, разве что, Ближнего Востока. Между тем реальные события дают материал для сюжетов куда более интересный, чем бесконечные сказки, фэнтези и прочие фантастические миры - поэтому жаль, что квестовый жанр редко обращается к этой тематике. Удалось ли на сей раз иранским разработчикам учесть свои предыдущие ошибки и сделать действительно достойный квест?
Небольшое предисловие. Ирано-иракская война шла восемь лет, отличалась ожесточенностью и кровопролитием и стоила до миллиона жизней. В ней широко были представлены танковое, авиационное, ракетное и химическое оружие, массовые атаки укреплений многотысячными живыми волнами иранских ополченцев, битвы за города и нефтяные танкеры, массированные наступления целыми дивизиями по дорогам и болотам, долговременные позиционные бои, бомбардировки ядерных реакторов. Война включала в себя редких и ярких эпизодов, таких как операция "Мордавид", в ходе которой были уничтожены нефтяные терминалы Ирака и блокирован весь иракский флот, взаимные вертолетные сражения и война за небо обеих сторон, битва за города с использованием зарубежных ракет, крупнейшие со времен Второй мировой бронетанковое сражение за Дисфуль, захват полуострова Фао иранскими коммандос с использованием химического оружия, битва за "иранский Сталинград" - город Абадан и многое другое.



Всего этого в игре, конечно, нету, поскольку это по сюжету простой и предсказуемый шпионский боевик, из которого о ирано-иракской войне можно узнать не больше, чем из "Рэмбо-2" - о Вьетнамской. Зато при начале игры можно увидеть, что в очередной раз иранская студия экспериментирует с темой "чем в отсутствие денег заменить видеоролики?". На сей раз вступление сделано в виде анимированных слайдов, которые сделаны в той же технике, что совершенно детсадовские слайды в первой игре "Murder In Tehran's Alleys 1933". Как и ранее, они нарисованы чуть ли не карандашом и часто не совпадают с действием в игре - когда в игре день, на слайдах легко может быть ночь. Однако на сей раз их качество все-таки лучше, поэтому несмотря на примитивизм, ролики здесь можно назвать лучшими в играх студии, что я видел - ведь помимо качества у них появился действительно неплохой стиль.
Завязка проста и схематична. Потерявший на войне своих друзей иранский спецназовец из Корпуса Стражей Исламской Революции Расул должен спасти попавшего в плен к иракцам летчика Азифа Махмуди, который имел при себе важные военные документы. Инструктаж короток и предельно ясен, в невидимом на экране военном рюкзаке есть только одна выданная бомба, и вот, после обязательной молитвы Аллаху, боец Расул, который даже двигается точь-в-точь как детектив Афшар, должен идти опасным путем по иракским пустыням, рекам и тропам войны...



В отличие от детективов про Афшара, где все действие проходило на одной большой локации разных городов, Sub Zero отличается динамикой - этого требует жанр. Все действие проходит к пути к освобождению летчика на разных территориях, из-за чего Расул может посещать одновременно не более трех-восьми сцен. Это, наряду с небольшим количеством активных зон и их подсветкой пробелом, резко сужает поле поиска для игрока. Благодаря этому геймплей идет быстро и ровно. Никакой вариативностью тут и не пахнет - действие идет строго линейно и планомерно. Предметы, которые находит Расул, в основном немногочисленны, как раз столько, чтобы утащить в собой в руках или невидимом рюкзаке, после использования они честно исчезают и их применение в основном не вызывает никаких затруднений. К сожалению, несколько раздражает беда всех примитивных квестов - когда действия надо совершить в строго определенной последовательности и формально логично для большего "реализма", поэтому Расул не может покинуть локацию, пока "случайно" не найдет банку консервов или отказывается куда-то проходить, пока не поймет, зачем. Впрочем, без этого игра, пожалуй, вообще бы стала почти казуальной. Действие лишь несколько раз прерывается привычными для студии стандартными мини-играми, которые, впрочем, вполне адекватно встроены в сюжет - привычная запоминалка вспыхивающих объектов, сделанная на сей раз на минном поле мне даже понравилась, почему раньше никто до этого не додумался? В общем, просто и удобно - пожалуй, даже слишком. Немного безумия и сложности в духе миссий на Амазонке и в Ираке из "Петьки-3" игре бы даже не помешало. Каким-то особо прописанным характером Расул тоже не отличается, хотя регулярно подробно объясняет свои действия, эмоционально реагирует на обстановку или даже говорит мрачные речи в роликах. Жаль, правда, что голос у него явно не подходит образу сурового спецназовца.



Что спасает игру целиком и полностью - так это графика. Великолепно отрисованные трехмерные локации сделано по всем канонам фотореализма адвенчур 2000-х и пожалуй, даже превосходят первую игру об Афшаре, тем более, что на сей раз авторы игры почти не использовали предыдущие элементы анимации. Иногда немного искаженные, но все равно красивые локации, часто с применением однотонных цветов типа желтого - в пустынях, синего - ночью, или зеленого - по вечерам, с выносом предметов на первый план выглядят очень атмосферно и ярко и напоминают старую-добрую графику игр от Future Games типа "Черного зеркала" и "Нибиру". Детализированность у них по меркам нынешних квестов богатейшая - пальмы, облака, травы, текстуры окружения, умелое использование цветов и огромное количество военной техники в тему военно-шпионского боевика - от гранат до танков. Все это выглядит даже лучше, чем один из последних отголосков такой графики в жанре, "Lost Horizon-2". Правда, на этих фонах нередко немного топорная анимация элементов, но это тоже обязательный элемент квестов 2000-х. Оно и понятно - ведь игра делалась почти одновременно с первым "Murder". Еще хватало денег, запала и старания. Другое дело, что многие другие элементы сделаны предсказуемо слабее, а трехмерные персонажи, как и раньше, довольно средние - особенно печально смотреть на местных собачек-уродцев. И все же жаль, что в нынешние времена деградации жанра мы вынуждены видеть такую красивую графику только у иранского производителя, который вдобавок и сам обладает довольно скудными бюджетами. Вот, казалось бы, и выход для нынешних студий - платить относительно небольшие деньги в Иран и делать там более красивые, чем у себя, квесты с более интересным, чем у иранцев, сюжетом. Я бы хотел такого расклада - но увы, скорее всего, никто до этого не догадается.




Сюжет же игры в целом незамысловат и представляет собой практически любой боевик на данную тему. Путешествие идет по живописным иракским пустыням, патрулируемым войсками, вдоль скрытых дорог и рек, через минные поля и деревянные мосты. Уже отработанная авторами техника перевода локаций в ночной режим вполне неплохо используется и тут. В программе будут проникновение на электростанцию и военную базу, тайные переодевания для маскировки, расшифровки кодов, взлом замков, поиски документов на месте крушения самолета и прочее, и прочее - вплоть до эффектной (насколько позволил скудный бюджет) схватки двух иранских Рэмбо с конвоем.



Несмотря на неизбежные допущения - все по меркам квеста выглядит относительно логично. Расул не лезет на рожон, не применяет оружия, логично кричит игроку, на какие глупости он хочет его спровоцировать, двигается исключительно тайком - в общем, все вполне здраво и просто. Кабы не пара нелепых моментов, вызывающих в памяти комедийные скетчи из "Горячие головы-2" - типа иракцев-аутистов, которые не замечают героя за спиной или его не вызывающего сомнений ломаного арабского, или возможности иранского спецназовца практически дышать под водой, или совершенно безлюдных помещений электростанции - все сошло бы за вполне классический шпионский боевик. Есть, правда, пару раз приколы и настоящие - типа ломания четвертой стены ("Это был мистер Бахрам Занд? Ты шутишь? Он что, тоже озвучивает видеоигры?"). Но так как "Sub Zero" - стопроцентный квест без примеси каких-либо иных элементов геймплея, то и экшн-элементы тут немногочисленные и довольно простые, а применение предметов далеко от впечатляющего. Так что не надейтесь на то, что Расул будет стрелять в грязных иракцев из лука бронебойными стрелами или хотя бы курицей, как в подобных культовых боевиках. Или хотя бы придумывать сложные схемы для обмана охраны, как в "Lost Horizon". Максимум на что его хватило - сделать из вешалки и колючей проволоки ножовку и заминировать пару транспортных путей. Кстати, игра мне подарила полезный "лайфхак" - оказывается, детонатор из снаряда гранатомета можно достать с помощью облитой нефтью тряпки. Крайне полезная информация, обязательно запомню.




Конечно, в патриотическом шпионском боевике не обошлось и без определенной иракской "клюквы". Всюду на иракских базах висят государственные флаги (хотя в детективах студии про Афшара то же было с флагами Ирана), большинство солдатов Хусейна поразительно напоминают его самого, у иракской армии стоят довольно странно нарисованные танки Т-80, которых в Ираке не было, но Расул их называет... израильскими Меркавами (которых тоже не было). Забавляет и странная реплика: "Чем я так расстроил собачку? А, она охраняет russian Sukhoi's hanger". Впрочем, странные познания иракских квестоделов об оружии с частым изображением его моделями из интернета меня совершенно не удивляет еще с их предыдущих игр. Не обошлось и без обязательного уничижения противника - наш герой разведки говорит на территории врага на ломаном арабском, неоднократно ругает проклятых иракцев, которые лишили жизни множество его друзей, называет охранников stupid и damn, а также часто ворчит про негодного Саддама Хусейна.




Отдельно забавляет, что свою миссию он должен провести в городе Хассан Аль-Бахр, названный в честь бывшего лидера Ирака - название реального города Ирака использовать почему-то не захотели. Ну что же, по крайней мере, иракцы тут не карикатурные болваны и их тут не косят из пулеметов вдоль и поперек, как в "Горячих головах-2". А этого можно было бы ожидать, учитывая вполне предсказуемый уровень иранского патриотизма в игре - пафосное вступление, в котором героически иранцы подбивают горящую самоходку вермахта (явно перерисованную на основе кадра из "Спасти рядового Райана"), боевые клятвы друзей, обязательная отдача чести портретам иранских лидеров... И, конечно, пафосные ролики, где честь нашему герою отдает сам перерисованный Муаммар Каддафи в иранской форме, а заканчивается игра умилительным кадром на водружение гордого иранского флага, которое дословно вырезано из знаменитой сцены водружения флага на Иводзиме. Патриотично - до боли.



Смех смехом, но надо отдать должное иранским авторам - они все же постарались придать своей графике новизну, а сюжету - живость. И что тоже неплохо, после спасения пилота из плена история не заканчивается простым хэппи-эндом. Тут разработчики из RSK Entertaiment не выдержали и в самом конце вернулись к своей любой теме, использованной в серии Murder in Alleys - шпионским интригам. Где-то еще полчаса после схватки иранских Рэмбо с солдатами Хусейна спасенный летчик разбирается с тем, кто же их подставил и легко узнает о группе шпионов Саудовской Аравии, окопавшихся в тегеранском штабе, которые, конечно, будут беспощадно уничтожены.




Хотя это дополнение идет очень быстро и стремительно, при таком же минимуме казуального игрового напряжения, это все же получше, чем простое окончание уходом в закат раненых героев. И шикарная графика вкупе с иранским колоритом в очередной раз спасает положение. Жаль, очень жаль, что никто из "цивилизованных стран" не обратит внимания на студию и не проплатит ей квест подороже и поинтереснее - такая графика достойна большего.




К сожалению, действие портят традиционные для студии мелкие недоделки, баги и глюки, которые хотя и не делают прохождение критичным, в массе своей портят впечатление. В начале игры регулярно из-за каждой анимации на фонах или захода в инвентарях подтормомаживает курсор (слава богу, потом это теряется), постоянно пропадает озвучка Расула, подглючивает анимация или звук. Расул регулярно залезает на неверные детали фонов, у него временами сбоит анимация движений, дергаются предметы при неправильном применении. Особенно нелепо выглядит артиллерийская стрельба за кадром с периодичностью тикания часов, а также иракцы, почти поголовно ходящие с криво вставленными калашами в руках, которыми активно машут при жестикуляции в разговорах. "Ролики" в виде анимированных слайдов и игровая 3D-часть очень часто действуют крайне неслаженно, своей резкой сменой и быстротой только мешая игроку. Местные же "спецэффекты" в виде взрывов вызвали у меня слезы умиления и воспоминания о массе любительских трехмерных игр десятилетней давности. Особенно смехотворный взрыв иракской подводной... то есть, речной лодки, по сравнению с которой похожий эпизод в "Горячих Головах-2" - верх экшна. А самое неприятное - несколько раз намертво блокирует курсор с плашкой диалогов (проблема еще из "Murder in Tehran's Alleys 1933"), что заставляет постоянно сохраняться всего на трех привычных слотах. К тому же с прошлых игр так и не изменилось управление - нашего главного героя все так же трудно заставить бегать, и нет перемещения по двойному клику.



Но тем не менее. Несмотря на все свои недостатки и недоделки, все же "Sub Zero" можно назвать простой, но играбельной адвенчурой на вечер-два - с простым, но в меру логичным сюжетом, неплохой графикой, национальным колоритом и совершенно стопроцентным квестовым геймплеем, который, казалось бы, погиб в шпионских играх уже в конце 90-х. Для меня это, по крайней мере, выглядит лучше, чем третья часть "Murder in Alley" или более масштабный, эффектный и сложный - но и намного более нудный и глупый - "Lost Horizon 2". И с учетом больших распродаж в Стиме, дающих большую скидку на игры студии, купить эту игру вполне рекомендуется.



На этом я заканчиваю свой затянувшийся обзор игр от RSK Entertaiment. Конечно, у них есть еще ряд адвенчур, на сей раз уже не на детективно-шпионскую тематику. А именно: "Alimardan's Mischief" - детская и музыкальная адвенчура, основанная на иранском фольклоре о мальчике-хулигане, а также ее продолжение "Alimardan Meets Merlin"; мрачная игра "Qajary Cat", рассказывающая о судьбе кошки по имени Бабри Хан, неожиданно попадающей вместе с шестью своими котятами во дворец жестокого шаха Каджара; и дилогия "Forgotten Sound" и "Forgotten Sound 2: Destiny", которые представляют собой музыкальные адвенчуры на основе новелл "Тысячи и одной ночи". И даже вполне возможно, что это хорошие игры. Но про них пусть напишет уже кто-нибудь другой - а я и так сделал больше, чем собирался.
Community Info