voencomuezd (voencomuezd) wrote in gamer,
voencomuezd
voencomuezd
gamer

J.U.L.I.A. (2009). Путешествие среди планет

Любите ли вы фантастику, любители? Тогда откройте уши пошире и слушайте. Двадцать третий век на дворе. Человечество покорило космос - но так и не избавилось от свойственных ему жестокости и глупости. Из-за метеоритного дождя происходит авария на огромном межпланетном корабле с возможностью телепортации, который для понту имеет вертящиеся солнечные панели, совершенно бесполезные в космосе. В криогенной камере в себя приходит астробиолог Алиса Селезнева Рейчел Мэннерс, который приходится чинить корабль. Однако после этого она узнает, что ее дела плохи - она спала в криосне целых 60 лет, и за это время члены экипажа таинственно исчезли. Возможно, разгадка этого исчезновения хранится на исследовательских базах, которые они создали на изучаемых их планетах в местной звездной системе. Разгадку Рейчел будет искать с бортовым компьютером под названием J.U.L.I.A. - который сделан в форме трехмерного лица с женским голосом. Так начинается одноименная научно-фантастическая адвенчура, вышедшая в 2009 г., которая отличается небезупречной, но старательно воссозданной атмосферностью этой тематики.







Чего морщитесь? Если бы вы проспали 60 лет, вы бы еще не так выглядели.

А "J.U.L.I.A." - это действительно нечастый пример продуманного космического приключения, сделанного в лучших традициях популярного сай-фая. Просто удивительно, как много самых популярных деталей этого жанра ухитрились намешать авторы в небольшой, в общем, квест на 5-6 часов прохождения:

http://www.alsed.guru/julia-2010-adventure-sci-fi-review
"В игре есть абсолютно все, что импонирует фанатам НФ: исследование далеких планет, добыча ресурсов на этих самых далеких планетах, артефакты древних рас, пришельцы, геноцид пришельцев людьми, геноцид людей пришельцами, таинственные порталы в иные миры, заброшенные радиоактивные бункеры с трупами, а также могучие военные биомеханизмы. Ну и малость спятивший суперкомпьютер, куда же без него".

Как это все у них получилось? На самом деле, весьма просто. Мир игры - это целая солнечная система с шестью планетами, которые условно называются "Салия": Салия-1, Салия-2 и т.д. Каждая планета обладает своей средой обитания - на одной сплошь пески, на другой камни, на третьей лед, на четвертой море и т.д. По сюжету все планеты открыты для посещения с самого начала - достаточно их обследовать дистанционно и можно спускать исследовательского робота, который называется Мобот - второй одушевленный механизм на борту, и весьма милый, чем-то напомнил Оскара из Syberia, только не такой капризный. Именно через его глаза мы и будем знакомиться с окружающим миром. Это позволяет развернуть сюжет в принципиально разных локациях, но при этом на одном большом уровне. Причем локации эти нарисованы довольно неплохо для малобюджетной адвенчуры, пусть даже графика там устарела на момент выхода лет на шесть, а сейчас - тем более. К сожалению, и персонажи тут весьма немногочисленны - все члены экипажа погибли на момент начала, так что мы встретим от них только трупы да личные записи в дневниках, и они и так останутся для нас лишь голыми именами типа "Сергей Антольников" или "Эндю Ларк". Инопланетянам повезло не больше - отрисована лишь пара персонажей, зато нарисованы они хорошо. Тем не менее, разнообразие локаций и усилия, приложенные для того, чтобы придать им атмосферности, производят впечатление - особенно удались видеоролики, да и музыка, несмотря на явную любительщину, старается соответствовать серьезному жанру.







Правда, есть и минус - игра строго линейная, поэтому решать задачи на разных планетах параллельно особо не получится, вариативность тут небольшая и намеренно сдерживается. Тем не менее, она достаточная, чтобы поломать голову и подумать, что вы успели пропустить, раз вас не пускают дальше.

Интерфейс в игре от первого лица и практически не требует манипуляций с предметами - подбирать их можно, но применение их на активные зоны следует автоматически. Весь игровой процесс сделан в форме решения головоломок. Причем - редкий случай - они не только разнообразные и не банальные, но и органично оформлены. Например, каждая высадка на планету предварена ее изучением, когда надо курсором с помощью звука и подсветки обнаружить на поверхности необходимые зоны. Разнообразие и относительная легкость способствуют постижению сюжета, который разворачивается в основном в диалогах с местными персонажами и исследовании планет. Довольно быстро выясняется, что все члены экипажа погибли в исследовательских экспедициях, и им в этом явно кто-то помог. Однако вместо детектива мы получаем распутывание длинной и сложной истории, в которой перемешались судьбы инопланетных рас, завоевания, научные проблемы, древние мифы - и прочее, и прочее.







Есть, конечно, и ложка дегтя - куда же без этого. Игра есть только на английском языке, что мешает погружению в сюжет и препятствует получению подсказок, которые часто находятся в диалогах. Вдобавок и часть загадок - исключительно на знание английского типа подбора слов и букв. Зацикленность на курсоре лишь с парой клавишных перемещений местами тоже не на пользу. В итоге самая эффектная часть игры - битва с гигантским чудовищем Ксиром - превращается в мини-игру в попытке удержать дергающийся курсор в круге на экране. Да вдобавок надо успевать нажимать на комбинации ударов для отражения атак. Достойная идея при слишком сложном воплощении. К счастью, авторы игры сами это поняли, и некоторые такие сложные головоломки можно пропустить.









К сожалению, концовка игры, мягко говоря, не поражает своим размахом и отдает банальщиной - не надо быть мудрецом, чтобы догадаться о ней чуть ли не в начале игры. Но по крайней мере, оформлено это было достойно - классический и действительно яркий сай-фай с весьма неплохим геймплеем, разнообразным сеттингом и яркими персонажами искупает финал. К тому же на выбор даются две концовки с заранее вписанным автосейвом, так что можете полюбоваться сразу на обе.

С "Джулией" повторился успех (правда, только эстетический, а не коммерческий) игры "Мист" (не случайно из-за безлюднойсти, слайдов и упора на атмосферу и головоломки "Джулия" ее немного напоминает). Ее тоже делали всего два человека чуть ли не в гараже молотком и паяльником. Знакомьтесь - авторы игры, талантливые чешские ребята Ян Каван и Лукаш Меден, которые составляют всю команду студии Cardboard Box Entertainment.



Вообще, Ян и Лукаш весьма талантливые ребята, которые взвалили на себя неблагодарный груз работы с адвенчурами как раз когда этот жанр доживал последние золотые дни. До "Джулии" они выпустили заимевшую неплохие отзывы, но оставшуюся малоизвестной "Ghost in the Sheet. Территория призрака" - мистический полужастик про призрака на заброшенной фабрике. Позднее они сотрудничали с чешской квестовой компанией Future Games при разработке фэнтезийной адвенчуры "Tale of a Hero", и принимали участие в создании достаточно известных любителям жанра квестовых хорроров "Barrow Hill: Проклятие древнего кургана" и "Dark Fall 2". Как видите, интересы у них разнообразные. К сожалению, издатель "Джулии", английская компания Lace Mamba, которая выпустила игру и в Стим, нагло кинула доверчивых чехов, не заплатив им ни копейки. Разбирательство длилось несколько лет, и только после судебного процесса компания вернула деньги - вот только стоил он разработчикам как бы не меньше...

Тогда чехи решили компенсировать убытки перезапуском своей "Джулии" и в апреле 2013 г. запросили на Indiegogo пять тысяч долларов на ее улучшенный ремейк. Собрали в итоге почти втрое больше, чего хватило не только на полную перерисовку игры, но и на некоторые весьма немаловажные мелочи, из-за чего игра приобрела принципиально новый вид. Обновленная версия игры вышла в Стиме в 2014 г. под названием "J.U.L.I.A.: Among the Stars".

Основной геймплей и сюжет уцелели. Новая "Джулия" по-прежнему та же адвенчура от первого лица с курсорным интерфейсом. По-прежнему геймплей состоит в решении головоломок и манипуляции предметами без инвентаря. На сей раз все отрисовано в двухмерной графике HD-слайдов в отличном качестве и с высокой степенью детализации. Графика в игре красивая, сочная, яркая даже в мрачности, и не только неплохо отвечает современным инди-требованиям, но и умело использует свое цветовое разнообразие и сочетание с трехмерными моделями.







Сюжет все тот же - астробиолог Рейчел приходит в себя на корабле, разбуженная бортовым компьютером Джулией, и пытается выяснить причину пропажи экипажа. Отличия небольшие, но заметные. По-прежнему нам доступно шесть разнообразных планет, причем теперь они все получили названия, взятые из греческой мифологии: Зенобия, Амброзия, Ксенофон, Гермес, Фаидрос, Элпис. Исследование планет осталось, хотя собирать минералы на них теперь не нужно, но некоторые из них теперь посещать нельзя - вместо этого придется высадиться на их спутниках; разницы, впрочем, нет никакой. Зато значительно увеличилось количество записок и дневников погибших членов экипажа, а потому сильно увеличился путь к их прочтению с необходимостью постоянно записывать коды доступа. К счастью, авторами это учтено, и все прочитанные коды сохраняются в специальной вкладке интерфейса, пока вы их не используете.

В итоге количество участников экспедиции значительно увеличилось. Например, исчез Сергей Антольников - но зато появился некий ученый Павел Черноус типичного русского вида - мрачный, со сроссшимися бровями и густой бородой. А также обращает внимание некий Барт Крылов. Кстати, не странно ли, что в 23 веке все ученые будущего состоят только из американцев и с примесью русских?







Изменения коснулись и инопланетян. Некоторые полностью сменили свой вид, а некоторые даже свою органическую природу... Некоторые старые головоломки исчезли, зато появились и новые. И все они, надо отдать должное авторам, были также аккуратно встроены в сюжет. Повторяющихся головоломок по-прежнему немного, в основном - составление электрических цепочек, которые почти не изменились. Изменения в целом пошли на пользу, головоломки стали более логичны и удобны. К примеру, если в первой части сражение с Ксиром было сделано в форме удержания курсора в кружке, да еще на время, то теперь это та же игра на время, но нужно просто успеть кликнуть несколько раз подряд на предметах. Правда, Ксир в первой части мне показался как-то повнушительнее.







Также игра ввела более сильное погружение в исследование. По ходу игры можно (а по факту - обязательно, для удобства) поставить на Мобота портативный анализатор, который позволяет исследовать на место множество подобранных вещей. Для сюжета это необходимо - с его помощью решается ряд головоломок и идет продвижение по сюжету. Но попутно можно узнать много всякой интересной всячины о флоре и фауне на очередной планете. Но погружение работают и некоторые необязательные элементы, такие как составление логических цепочек из полученной информации, или спасение выброшенного на берег инопланетного существа, или еще нечто подобное.





К сожалению, не слишком оригинальный финал остался почти без изменений, разве что после выбора концовки в одном случае можно еще немного пошататься по планетам, а уже после решать последний квест. Ну, и в этом случае финал будет малость помрачнее оригинального, более жизненным - никто вам спасибо за спасение целой планеты не скажет, и вам остается только утешаться своим бескорыстием.

В общем и целом, это хорошее переложение игры, но, к сожалению, опять не обошлось без мелких недостатков. В основном, правда, это те же мелочи игрового процесса типа того, что без видимого инвентаря постоянно забываешь о взятом предмете. Задания в списке также лаконичны и без подсказок тяжело понять, успели ли вы все сделать на планете или нет - читайте диалоги, может, они подскажут. И читайте быстро, они не консервы, их никто не сохраняет. Интерфейс кое-где мог быть и получше - мне не нравится, когда автоматические сейвы в меню располагаются в конце, да еще в строке внизу экрана - постоянно приходится крутить назад. Непонятно, зачем при посещении каждой планеты, по сути, кликать ее дважды - для телепортации и собственно вылета. Этот реализм игре на пользу не идет. Но в паре мест у меня претензии посерьезнее. Хотя игра весит сравнительно немного для слайд-шоу, кое-что надо было доработать - при некоторых перегрузках она просто вылетает, а местами что-то не подзагружается. Особенно опасно щелкать на стрелку выхода внизу экрана - у меня постоянно в итоге игра сворачивалась, так как я натыкался поверх нее на панель задач рабочего стола. И особенно плохо получилось с "подводной" частью. Там в итоге просто нельзя с первого раза заманить в ловушку медузу - игра просто забывает загрузить курсор после этого. Придется минимум один раз перезапускать ее. Да и вообще, задачка на три последовательных шага раздражает - можно ведь было разрешить сделать их все сразу.





Все это, конечно, мелочи, которые не критичны, но из-за такого игра, которая влет проходится за 5-6 часов, может растянуться куда дольше - ведь надо же читать диалоги, разбираться с головоломками и внезапными вылетами.

И тем не менее, лучше играть в ремейк, чем в оригинал - потому что он выигрывает за счет графики и добавки атмосферных и удачных деталей. Увы, как и первая игра, ремейк не переведен - хотя Ян Каван обещал попытаться локализировать игру, в Стиме есть только варианты на английском и немецком.

Остается добавить, что в январе 2016 г. авторы выпустили в Стиме дополнение, включающее 40-минутный саундтрек, книгу подсказок на 65 страниц и выходившую на iOS игру-приквел под названием "J.U.L.I.A.: Untold". Судя по описаниям, это просто 50 головоломок по составлению электрических цепочек, но зато обещают, что в конце наградой будут пять историй от лица погибшего экипажа. Зато сейчас у Яна и Лукаша в планах пара проектов, тоже про космос и про ужастики - так что будем ждать вестей.
Tags: .форма: обзор, adventure time
Subscribe
promo gamer december 14, 2012 10:36 41
Buy for 100 tokens
Советы авторам! 0. Если ваша статья крупнее расписания лекций третьего курса на четверг - прячьте под кат все, кроме одного небольшого скриншота\картинки и одного-двух абзацев. По кату обязательно кликнут и прочтут остальное, не беспокойтесь. 1. Определите для себя, о какой игре вы…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments