Chapaevec (voencomuezd) wrote in gamer,
Chapaevec
voencomuezd
gamer

Categories:

The Third Courier (1989)

Вот уж сколько раз зарекался играть в квесты рубежа 80-90-х с их отсутствующей логикой, неудобными интерфейсами и бессмысленной вариативностью. Но однажды я увидел игру со странным названием "Третий курьер", которая подкупила меня тем, что в ней мне пообещали симуляцию... Берлина времен холодной войны. Не устоял, каюсь. О чем пожалел.



Сюжет происходит в разделенном Берлине в феврале 1990 г., поэтому не знаю даже, что смешнее - что в феврале 1990 г. все еще есть ГДР или что на экране - откровенное лето. Все действие происходит на одной очень большой локации Берлина, которая представляет собой два прямоугольника: побольше - Западный Берлин и поменьше - Восточный. Оба разделены крест-накрест улицами, по которым и надо ходить. Перемещение дискретное, по компасу на панели - Север-Юг-Восток-Запад. Как ни странно, Западный Берлин находится севернее Восточного. Переход на Восток теорически должен быть через КПП, но там нас в случае обнаружения оружия посадят в тюрьму на четыре часа. Непонятно, зачем это сделано, потому что на Восток можно легко попасть через метро, где почему-то никакого досмотра нет.



Сам сюжет не содержит особой интересности и представляет собой шпионский детектив, примитивный, как рисовка тогдашних видеоигр, причем, вопреки моим подозрениям, "Третий курьер" не имеет ничего общего с известным фильмом "Третий человек". Краткий пересказ - два курьера, посланные с частями оперативного ядерного плана НАТО, были убиты по дороге в Брюссель. Третий, некто Уильям Мартин, сбежал в Берлин и пытается продать планы ЦРУ, угрожая в противном случае передать их русским. Мы играем за агента ЦРУ с дебильным позывным Moondancer и должны найти похищенное. Расследование идет вяло и в основном путем опросов местного населения. После общения с местным городским дном удается узнать, что Мартин имеет девушку в Восточном Берлине, секретаршу советского посольства Хильдегарду Фрёбель. У нее на квартире удается украсть чип, который приводит нас в подземелья советского посольства в Берлине (!), где удается похитить диск с данными НАТО. В конце концов слежка за Мартинсом в восточноберлинском кафе позволяет добраться до его явки, где оказывается, что Мартинс не был предателем, а лишь использовался как приманка для реального крота в ведомстве. Два обвиняющих друг друга в предательстве начальника стоят напротив со вскинутыми пистолетами и призывают им верить, и мы должны решить выстрелом исход игры. Догадаться, кто предатель, совершенно не сложно, так что после правильного выбора следует счастливый конец.



При этом игра крайне редко использует типичные квестовые приемы передачи и использования предметов, который представляют собой список в инвентаре. Действия в плашке рядом тоже прописаны списком. В основном придется показывать людям фото и использовать компьютер и автоответчик. По игровому дизайну игра ближе к симулятору, чем адвенчуре или, по крайней мере, к текстовому квесту. Во-первых, все действие, как я уже сказал, на громадной локации Берлина, по которой надо перемещаться. Это самое неудобное во всей игре. Карты тут нет, она существует только в приложенном руководстве. Ориентироваться помогает, но на ней не отмечен ни один пункт остановки, кроме вашего дома и трех станций метро. Между тем весь Берлин забит нужными и ненужными для игры заведениями и местами - музеи, магазины, бары, рестораны, банкоматы, станции метро, уличные торговцы и т.д. и т.п. Правда, в любой момент можно взять такси. Но, во-первых, оно отвозит только в определенные пункты и почти все они возникают в списке, только если их сначала посетить самому. А во-вторых, оно стоит 10 марок, а денежный запас у вас хотя и большой, но не бесконечный. На третий день у меня деньги подошли к концу и пришлось долго искать банкомат, чтобы снять деньги с карты.



В принципе, можно было бы и обойти город, он большой, но это не смертельно. Однако тут возникает вторая проблема - постоянные юниты противника. Авторы игры, видимо, очень хотели сделать симулятор с шутером или типа того. Поэтому всю игру нам преграждают дорогу на улице всевозможные враги - бандиты, киллеры, бомжи и даже алкоголики, которые хотят с нами выпить. Если подождать слишком долго, враги нас застрелят. Хорошего в этом мало, так что приходится бороться. Можно еще, правда, просто нажать вкладку Run и убежать - но тогда мы можем оказаться в любой точке города. К счастью, для борьбы у нас довольно большой арсенал средств - уже на квартире мы можем подобрать несколько заряженных пистолетов. А уж в соответствующих местах выбор оружия, как огнестрельного, так и холодного, очень богатый - его выдают в посольстве, можно также купить по желанию тяжелое вооружение и бронежилеты у местного мясоторговца. Да, судя по тому, что бандиты, убийцы и преступники тут ходят как у себя дома, а мясоторговцы и сапожники открыто торгуют из-под полы оружием и документами, капитализм загнил основательно. Но что больше всего меня удивило - те же самые преступники так же ходят толпами и по Восточному Берлину! Да уж, поистине, воссоединение государств уже произошло...



Все бы ничего, но я так и не понял, как именно бороться с противниками - а каждый из них явно требовал своей тактики борьбы. Вдобавок, как в настоящем симуляторе, запас патронов ограничен, а трофеи врагов брать хотя и можно, но не бесконечно. Взятие любого автомата потребует отказаться минимум от двух пистолетов. Не бесконечно и здоровье - оно понижается после каждой битвы. Правда, по идее, оно должно компенсироваться в результате побед, но у меня такого ни разу не было, и единственным способом восстановить здоровье было для меня посещение местного врача в посольстве. Есть еще, правда, режим "крадущийся", который всегда можно выбрать и это резко снижает риск встречи с бандитами. Но зато это резко повышает риск встречи с полицией, которая постоянно требует паспорт - наверно, американская рожа заставляет сомневаться стражей закона в том, что у нас есть регистрация. Вдобавок полиция почему-то не любит оружия в наших руках и тянет за это на четыре часа в КПЗ, а потому вооружаться приходится только при встрече с бандитами лоб в лоб. В итоге очень бесит, когда ты вынужден отбиваться от полиции и преступников по три раза подряд.





Причем все это обойти практически нельзя. Даже если не говорить о технике игры, то, во-первых, надо будет бороться с бандитами для прохождения по сюжету. Только у одного из них, совершенно определенного человека, есть карта местного кафе, которая сможет продвинуть нас дальше по сценарию. Во-вторых, проход в советское посольство забит собаками и советскими солдатами, против которых нужен опыт, оружие и броня - иначе даже не пытайтесь это пройти. А путь к тайному подземному комплексу посольства лежит через огромный подземный лабиринт, который набит всевозможными бандитами и уголовниками, шныряющими через границу, с которыми надо сражаться. Причем я, конечно, хитрил и обходил врагов с помощью постоянного сохранения - но я так и не понял, как я должен был пройти этот чертов лабиринт без прохождения, если никаких подсказок у меня не было. И кстати, против советских солдат это уже не помогало - минимум одного часового, охранявшего чип, надо убить в любом случае. Я справился где-то раза с двенадцатого, потому что забыл взять автомат и отбивался от вооруженного калашом солдата обычной Береттой и ножом.



Немецкий Фоллаут холодной войны

А что мне мешало пройти с другого сохранения? А вот тут самая гнусная подлость тупорылых авторов игры. В игре нет нескольких слотов для сохранения - оно одно на все прохождение. При этом почему-то можно выбирать несколько попыток прохождения с помощью четырех "агентов", которым можно дать имена - но у каждого только одно сохранение на всю игру. И загрузка соответственно. В чем прикол, твою мать?



Ну, и конечно, так как это игра 80-х, то технически ее возможности ограничены. Музыки в игре в DOSовском варианте нет, в варианте для Amiga - очень мало, так что игра проходит в тишине, изредка прерываясь какой-то адской синтезаторной какофонией в паре мест. Динамики тоже нет - все локации и фигуры на них строго статичны. Действие поясняется короткими репликами в активном окне. Симуляция также представлена кучей доступного и бесполезного барахла в инвентаре типа бесшумного пистолета с одним патроном чтобы застрелиться и виртуальным временем. После семи вечера можно никуда не ходить, все магазины и граница закрыты - идите домой и ложитесь спать, чтобы наступило шесть утра.



Как вы понимаете, в итоге все это с громким немецким звуком сливает весь типа как напряженный сюжет шпионской адвенчуры. Это на самом деле типичный квест конца 80-х со всеми еще не умершими приемами текстовых квестов 70-х: большое вариативное пространство, ходьба вслепую, псевдобоевая система и сильный упор на симулятор, а также совершенно отсутствующая логика, которую заменяет перебор вариантов. Поди догадайся, что пропуск в кафе у одного строго определенного бандита. Поди догадайся, что чип в музее надо взять, подкупив охранника - причем тоже одного, определенного. Хорошо еще, что квестовых загадок тут наперечет, а все остальное откровенно очевидно - передать, спросить, поехать. Но все равно, все это настолько нудно, сложно и скучно, что игра, которая проходится сквозным прохождением за полтора часа, может растянуться на сколько угодно недель.



Но было бы неправильно не сказать о ее положительных чертах. Во-первых, в игре действительно хорошая рисовка и анимация, во всяком случае, для тех времен. Ничего выдающегося, но выглядит сносно. Все персонажи прорисованы индивидуально и со своими чертами. Даже нарисовали оружие в момент его вооружения. Атмосферно все тоже выглядит неплохо - виды Западного Берлина имитируют реальную берлинскую архитектуру, улицы достаточно яркие, насколько позволяла скудная цветовая палитра, все надписи на немецком, словом - атмосфера есть.





С Восточным Берлиным, впрочем, получилось намного веселее. Для экономии средств он набит теми же самыми зданиями, перекрашенными в серый цвет. Поэтому создается впечатление, что весь Восточный Берлин застроен железобетонными многоэтажками со стеклом. К сожалению, практически все заведения и без того небольшого Восточного Берлина закрыты для просмотра - можно сказать только, что рестораны тут точно такие же. Ходящие по улицам солдаты и полицейские одеты в довольно-таки странную серую униформу и вооружены почему-то винтовками со штыками, которые описания из-за невнимательности авторов называют то АК47, то, как у западных полицейских, "NATO CAR 15". Притом, что полицейские на самом деле тоже держат в руках обычный МП-5.







"Papers, please!"

Собственно, с этим связан забавный ляп: если подобрать трофейный АК47 - то мы увидим картинку... именно МП-5. То же самое касается советских солдат в посольстве. Последнее особо умиляет мелкой клюквой, ухитрившейся влезть даже на ничтожное пространство флопи-дисков 80-х. Все, абсолютно все двери и лифты в подземелье берлинских коммунистов украшены серпами с молотами, такие же - вместо кокард на ushanka наших советских krasnosrmeetses. Если попытаться подкупить советского солдата, он в возмущении закричит: "Zdes zakpuma!". Что это значит - ведомо только сценаристам. Что особенно радует, вход в советское посольство и спуск в лабиринт ВООБЩЕ не охраняются, заходи кто хочешь!





Ах да, второй плюс. "Третьего курьера" можно пройти. По прохождению - но можно. С проклятьями и постоянными перезапусками - но можно. И это немалый плюс для адвенчуры 80-х, большинство из которых я не мог пройти до конца даже по солюшену. И в качестве примера я укажу только на другой шпионский квест про Берлин, который вышел почти одновременно с "Третьим курьером" - East vs. West: Berlin 1948.



Он очень напоминает "Третьего курьера", что по технике, что по сюжету. Вы играете за агента ЦРУ, который прибыл в Берлин 1948 года. По информации ведомства, русские ввезли в свою зону атомную бомбу, чтобы шантажировать союзников и захватить весь город. Быстро удается узнать, что на самом деле с этим связана нацистская организация Serva, которая становится нашим главным врагом.

Вся игра идет путем перемещения по большой карте, где можно ходить самому, но лучше взять такси. Игра на сей раз сделана с видом сверху, как в Dreamweb и тоже с симуляцией - времени и повседневной жизни города, а не боевой системы. По улицам ходят фигурки жителей и военных и ездят модели автомобилей, которые могут при случае и задавить. Поэтому без подсказки вряд ли можно догадаться, что такси - это большие серые машины без каких-либо обозначений, перед которыми надо встать, а потом нажать на кабину. Этим динамика и исчерпывается, музыки тоже нет - авторы схитрили, продавая с игрой аудиокассету, которая озвучивала интро (sic!). На сей раз инвентарь есть и даже не в виде надписей, а реальных предметов, но от этого не легче. Гемплей проходит также, как и в "Третьем курьере", в основном через беседы с публикой, от которой надо получить информацию. Проблема в том, что здесь, несмотря на длинный текст разговоров и обширные описания обстановки... нет варианта выборов диалогов. Они идут путем постановки иконок. Их четыре вида: Люди - Предметы - Время - Место. Поэтому стандартный вопрос выглядит тут так: Агент Майкл - Сообщение - Вопросительный знак.







Как вы понимаете, это чудовищно неудобный способ интеракции, отягощенный крайне неудобным способом передвижения, что напрочь отбивает желание погружаться в игру, где даже нельзя нормально спросить: "Где находится зоопарк?" Вдобавок к игре не существует прохождения. Вообще. Я пытался его найти. Я списался с гражданином Люксембурга, который пытается пройти игру с детства. Я даже писал на old-games, где выложено это чудо. На сей раз поистине выхода нет - миссия невыполнима.

Так что "Третий курьер", при всей его стандартности и сложности - хорошая игра. И у меня в итоге даже зародилась мысль, что симулятор в соединении с квестом мог бы неплохо сработать сейчас... Ну, пока я не застрял в посольстве наедине с охраной. Так что это путешествие в Берлин я не забуду еще долго, во всяком случае, эмоций оно вызвало куда больше, чем от State of Mind, хотя и не совсем тех, что хотелось бы.
Tags: .рубрика: когда компьютеры были большие, .форма: обзор
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Дилогия Baldurs Gate:Enhanced Edition(2013). Взгляд современного игрока

    С классикой жанра изометрических партийных РПГ в целом и в сеттинге ДНД в частности я знаком мало. Меня больше привлекали пошаговая Fallout или…

  • Exosky: Незаслуженно чистое небо

    В данном случае я считаю тему настолько важной, что даже набрался наглости для самопиара своего проекта. Надеюсь, это не отвратит от меня ваши…

  • Cipheur

    Вчерась отыскал в Steam вот такую маленькую бесплатную вещицу - Cipheur. Просто и без изысков взламываем шифрограммы, зашифрованные…

promo gamer декабрь 14, 2012 10:36 42
Buy for 100 tokens
Советы авторам! 0. Если ваша статья крупнее расписания лекций третьего курса на четверг - прячьте под кат все, кроме одного небольшого скриншота\картинки и одного-двух абзацев. По кату обязательно кликнут и прочтут остальное, не беспокойтесь. 1. Определите для себя, о какой игре вы…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments

Recent Posts from This Community

  • Дилогия Baldurs Gate:Enhanced Edition(2013). Взгляд современного игрока

    С классикой жанра изометрических партийных РПГ в целом и в сеттинге ДНД в частности я знаком мало. Меня больше привлекали пошаговая Fallout или…

  • Exosky: Незаслуженно чистое небо

    В данном случае я считаю тему настолько важной, что даже набрался наглости для самопиара своего проекта. Надеюсь, это не отвратит от меня ваши…

  • Cipheur

    Вчерась отыскал в Steam вот такую маленькую бесплатную вещицу - Cipheur. Просто и без изысков взламываем шифрограммы, зашифрованные…