voencomuezd (voencomuezd) wrote in gamer,
voencomuezd
voencomuezd
gamer

Categories:

1954 Alcatraz (2014)



Известная квестовая студия Daedalic Entertaiment, которая с недавних пор отходит от создания игр исключительно адвенчурного жанра, еще и довольно разумно выступает в качестве издателя малобюджетных квестов, которые без ее помощи не добрались бы до релиза. Из любопытства я решил глянуть одну из таких уже не новых игр - "1954 Alcatraz". Сюжет ее рассказывает о чернокожем заключенном Джо Лайоне, жителе Сан-Франциско, который ограбил с подельниками инкассаторский фургон. Однако он быстро попался, вот только денег при нем так и не нашли. После неудачной попытки бегства он получил новый срок в 40 лет в знаменитой тюрьме Алькатрас, из которой намерен в ближайшее время сбежать. Помогает Джо в этом его молодая жена-битница Кристин, которая осталась на воле и испытывает угрозы со стороны его бывшего подельника, гангстера Микки, который влез в долги мафии и должен любой ценой расплатиться с ней. Ситуация осложняется тем, что Кристин еще и на заметке у своего бывшего любовника, детектива Гарри, который и засадил Джо в тюрьму. Чем же окончится эта история?

"1954 Alcatraz" выполнена небольшой студией в Сан-Франциско Irresponsible Games. Работа над ней началась еще в 2009 г., но лишь два года спустя проект заметили на выставке IGF 2011 немцы из студии Daedalic, которые профинансировали его и явно помогли с технической частью, из-за чего в игре даже появился тот же курсор, что и в Deponia. Судя по скринам в сети, первоначальный вариант был весьма примитивным и с совершенно другим обликом персонажей. В итоге его удалось довести до ума и выпустить только в 2014 г. Но на самом деле игра гораздо больше связана с другой легендой жанра, компанией LucasArts. В начале 2000-х с отходом студии от создания квестов из нее стали уходить бывшие сотрудники, которые впоследствии немало постарались над попытками возрождения классики жанра, но, за исключением отдельных примеров, не имели успели. Среди них были и Билл Тиллер и Джен Мокси - художники, дизайнеры и разработчики, которые вместе работали над квестами "A Vampyre Story" и "Ghost Pirates of Vooju Island", созданными в духе последних игр франшизы "Monkey Island". Однако в 2008 г. Джен Мокси основал Irresponsible Games как собственную студию, для которой "1954 Alcatraz" была дебютом.





Уже интро, сделанное из грубо нарисованных карандашом картинок, заставляет понять, что игра действительно малобюджетная. Но, к счастью, все остальное тут выглядит значительно лучше. Действие выполнено в 2.5D - трехмерные персонажи и отдельные предметы в 3D взаимодействуют на рисованных двухмерных локациях. Основная рисовка фонов выполнена вполне достойно и нередко атмосферно, с большим количеством деталей и нередко красивыми панорамными видами. Персонажи же, хотя и нарисованы в той же трехмерно-мультяшной милой манере, что и у вышеназванных игр, отличаются страшной зазубренностью в духе игр самого начала 2000-х. Поэтому в целом даже на момент разработки игра выглядела устаревшей лет на пять, а в год релиза и на все десять - отсутствие роликов, манипуляции пустыми ладонями вместо передачи предметов, минимум эффектов, постоянная и долгая загрузка при переходе между сценами. Интересно, что в игре есть функция по окраске локаций, как в "Архивах НКВД" - если включить "Мод 1954", на яркую мультяшную рисовку фонов накладывается коричневая сепия со следами царапин кинопленки. Так игра, которая похожа на очередную юмористическую адвенчуру, сразу начинает походить на мрачную и депрессивную драму, хотя в целом этот прием абсолютно не нужен.





Последнее, видимо, является результатом того, что авторы игры сами так и не поняли, является ли их продукт очередной юмористической адвенчурой в духе игр ЛукасАртс или же все-таки серьезным детективным триллером. Мультяшная рисовка, некоторые эксцентричные персонажи и отдельные приколы в сюжете и диалогах работают на первое... А вот все остальное - на второе. Хотя отвлечься от откровенной гротескности некоторых моментов и комедийной атмосферы некоторых приключений молодой битницы сложно, в целом действие в игре на удивление серьезное. Сюжет, по сути, сделан во вполне твердых традициях нуара. Нас ждет действительно серьезный сюжет с похищением денег и побегом виз тюрьмы, вдобавок дополненный небольшим детективом с распутыванием пары интриг, а также яркими характерными персонажами таких историй - мрачные бандиты, мрачные полицейские, неотличимые от бандитов, деятели преступного мира и городского дна, дамочки из ночных клубов и т.п. Вдобавок нас явно намеренно не раз эпатируют упоминаемыми взрослыми темами - здесь среди героев есть геи, лесбиянки, присутствуют трупы и убийства, есть отсылки на наркоманию, бисексуальность и половую распущенность. Особенно серьезным, с минимальной иронией, вышла часть в Алькатрасе с Джоном. Этот общий тон, как не трудно догадаться, плохо сочетается с юмористическими реликтами и легкой атмосферой беззаботных битников, так что игра так и сидит до конца на двух этих стульях, пока не доходит в конце до мрачности серьезного нуара.





Самое неожиданное в "1954 Alcatraz" - то, что тут довольно мало собственно Алькатраса. Сюжет игры делится между двумя персонажами - Джо и его женой Кристин, между которыми можно переключаться, сами они тоже могут опосредованно взаимодействовать. Однако линия Джо большую часть времени довольно спокойная, суховатая и в целом линейная с минимальной свободой действий, и ей стоит вплотную заняться ближе к концу. Другое дело линия Кристин - она занимает почти половину сюжета и проходит на куда более масштабной и интересной карте Сан-Франциско, где нас ждет основная масса персонажей, предметов, поисков и сюжетных поворотов. Персонажи тут обрисованы скупо, но вполне емко, в традициях старой школы - разочарованный поэт-гей, умеющая подделывать документы хозяйка ночного клуба, священник-вольнодумец, бандит-мизофоб, могучий и жутковатый детектив-громила, эксцентричный писатель-битник и т.п. В игре много активных зон и вполне достаточно диалогов. Атмосферы нуара, правда, довольно мало, вместо нее авторы предпочитают отвлекаться на подъем движения битников и полудетективные приключения Кристин. По тем же причинам в игре чисто фоновая музыка джаза, которая не особенно вызывает интерес - кроме действительно красивой и приятной песни в ночном клубе.





К сожалению, этого всего оказалось маловато. Вроде бы все по канонам старой школы - много героев, активных зон, диалогов и реплик - а все равно действие не захватывает. Отчасти это из-за недоработанных персонажей, которые в целом не развиваются по ходу действия и остаются скорее стереотипными образами. Отчасти - из-за недостатка шуток при серьезном настрое игры, в которой, однако, маловато напряжения для триллера. А главное, на мой взгляд - из-за диалогов. Среди них, правда, есть и хорошие, и приятные, иногда с удачными шутками, но в целом они довольно постные и в основном несут лишь функциональную часть, особенно комментарии предметов и активных зон. Особенно это бросается в глаза в конце, когда они усыхают настолько, что становится понятно - сценаристам просто надоело их писать.





В то же время чувствуется, что игру делали люди знающие и опытные по части квестов. В связи с этим геймплей здесь очень ровный и запутаться или застрять тут надолго практически нельзя. Затруднение мог бы вызвать пиксельхантинг, так как тут много мелких объектов, но благодаря фишке студии Daedalic игра снабжена подсветкой активных зон, так что эта проблема снимается. Предметов много, их использование нелинейное, перебор их малорезультативен, но зато применение интуитивно понятно, а в диалогах персонажей присутствует много подсказок или даже прямых указаний. Головоломки и паззлы отсутствуют как факт. Геймплей игры можно было бы даже похвалить, если бы он не был даже СЛИШКОМ ровным. Не думал, что буду такое критиковать, но очень простое использование предметов хотя и не граничило с казуальностью, но практически не вызывало проблем, из-за чего я просто спокойно и плавно шел по сюжету - как я уже сказал, не особенно захватывающему. В итоге меня спустя несколько часов игры постоянно начинало потихоньку клонить в сон. И это при том, что она отняла у меня всего часов семь.





Зато интересным нововведением игры является введение некоторой вариабельности действий. Правда, крайне небольшой. Некоторые задачки можно решить разными путями, из-за чего некоторые предметы могут по факту не пригодиться. Нечто подобное я до этого видел в довольно неплохом и тоже детективном отечественном квесте "Мама не горюй". Но есть тут и выбор некоторых важных для взаимоотношений героев действий и диалогов. На этом построена интересная идея - в случае определенных манипуляций во взаимоотношениях героев работает система очков, которые начисляются или снимаются. В случае, если их количество упадет до -6, можно достичь трех концовок во время встречи Кристин и ее сбежавшего мужа. Правда, отличаться они будут в целом лишь диалогами, так как финального ролика тут нет. Увы. Но по крайней мере, выбор тут значит больше, чем во играх Telltale - хотя особенно экспериментировать по этой части не тянет.





Нельзя не похвалить и общую атмосферу игры с ее духом пятидесятых, действительно симпатичными фонами и вполне разнообразными локациями кафе, квартир, парка и т.д. Всюду телевизоры, проигрыватели, характерные черные телефоны и прочие артефакты времени, да еще соединенные с романтической атмосферой Сан-Франциско, родного города разработчиков. Забавно, кстати, что герои постоянно рассуждают о том, какие они битники, хотя этот термин появился лишь в 1958 г. И в этом заслуга нашей страны! К уже известному слову bit generation прибавился суффикс nick, взятый от популярного русского слова sputnick. Есть, правда, и более реальные детали - например, упоминание, что ЦРУ поддерживало абстракционистов, чтобы косвенно навредить имиджу СССР. Атмосфера нуара, как она ни слаба, тоже присутствует - да и Алькатрас, несмотря на небольшое количество локаций, выведен подробно и по возможности правдоподобно. Жаль лишь, что у игры паршивая локализация на русский - опечатки, неверный перевод, а то и отсутствующий.





Резюме. В целом "1954 Alcatraz" остался твердым середняком, который сделан по всем нормам классических квестов и даже содержит парочку оригинальных ходов, но в то же время он не смог захватить игрока действием, несмотря на интересный сюжет и в целом сносное техническое исполнение. В основном это вина скучноватых диалогов, двойственности атмосферы игры и недоработанных персонажей. "Мама не горюй" был намного интереснее и остросюжетнее - думаю, в него и стоит переиграть. Неудивительно, что у студии "1954" оказалась единственной игрой. Правда, вот уже третий год Джен Мокси, вернувшийся к Бену Тиллеру, работает над очередной игрой в духе Monkey Island - адвенчурой о свирепом пирате со странным именем Дюк Грабовский. Надеюсь, эта игра будет удачнее.
Tags: .форма: обзор, adventure time
Subscribe
promo gamer декабрь 14, 2012 10:36 41
Buy for 100 tokens
Советы авторам! 0. Если ваша статья крупнее расписания лекций третьего курса на четверг - прячьте под кат все, кроме одного небольшого скриншота\картинки и одного-двух абзацев. По кату обязательно кликнут и прочтут остальное, не беспокойтесь. 1. Определите для себя, о какой игре вы…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 20 comments