voencomuezd (voencomuezd) wrote in gamer,
voencomuezd
voencomuezd
gamer

Categories:

Kathy Rain (2016): GK + Твин Пикс



Сесть на удобный рычащий байк, затянуть кожаную куртку, закурить крепкую хорошую сигарету и отправиться через бескрайние поля путешествовать по родным просторам - что может быть лучше для начала... квестового мистического детектива?

Вышедшая еще в 2016 г. небольшая адвенчура Kathy Rain использует бесплатный движок AGS, который разработан специально для изготовления квестов еще в 1995 году - поэтому обычно и сделанные на нем квесты похожи на квесты 90-х: с разрешением 320х240, крупными пикселями, аналогичными схемами управления. Несмотря на это, движок до сих пор популярен у игроделов, особенно у ветерана этого жанра Дейва Гилберта с его компанией Wadjet Eye Games, которая выпустила на нем много ныне ставших классическими игр: серию Blackwell, научно-фантастические эксперименты Technobabylon, Gemini Rue и Shardlight и, возможно, лучшую адвенчуру прошлого года - Unavowed. Но данный пример Wadjet Eye Games никакого отношения не имеет, если не считать того, что из-за крохотных размеров квестового сообщества Дейв Гилберт постоянно помогает коллегам - так и здесь он выполнил функции звукорежиссера при записи диалогов. А делал Kathy Rain одинокий шведский разработчик Джоэл Хястё, основав компанию в лице одного себя Clifftop Games. Несмотря на то, что разработка шла четыре года, труды, старание и реклама на выставках привлекли внимание к проекту - в итоге он обзавелся приличной командой помощников, художников, актеров озвучки и успешно прошел релиз, заимев вполне приличное внимание в своей нише.





Итак, 25 сентября 1995 года. Славное время - в кинотеатрах с успехом идут "Семь" и "Четыре комнаты", а скоро выйдет и "Криминальное чтиво". Компьютеры уже распространены, но мобильные телефоны еще редкость, нажимать им на экран и выходить через них в интернет бесполезно, и потому они не отнимают полжизни у владельцев. А главное - все еще выходят полнометражные квесты, они все еще красивые и все еще сложные и интересные, но уже не мозголомные, как это было в 80-е. Вот именно в этот день и начинаются приключения студентки-журналистки Кэтрин Рейн, которая узнает, что в маленьком городке Корвелл-Спрингс скончался ее дедушка, летчик-ветеран Второй мировой. У Кэти были очень сложные отношения с семьей и особенно родителями, которых она давно лишилась - так что чувство семейного долга требует прибыть хотя бы на похороны деда. Однако после церемонии на кладбище и разговора с давно покинутой бабушкой Кэти узнает, что в его судьбе много странного, и корни этих странностей уходят к его похождениям еще в 1981 году, когда он загадочным образом стал инвалидом. Полиция, как это водится, бездарна и ничего не делает, люди вокруг молчат, а истина где-то рядом. Ввязавшись в ее поиски, Кэти начинает свое расследование, которое приведет ее к куда более неожиданному финалу, чем она могла бы предполагать...





После выхода Kathy Rain ее с чем только не сравнивали - и с Нэнси Дрю, и с шведскими детективами и еще бог весть с чем. На самом деле главный источник вдохновения совершенно очевиден - это самый первый Gabriel Knight. Сходство весьма заметно, хотя, конечно, Kathy Rain - ни разу не плагиат и речь идет максимум об оммажах в сюжете. Но таковых тут подозрительно много... Кэти, точь-в-точь как Гэбриел, путешествует по окрестностям на мотоцикле, расследование тоже разбито на дни, и снабжает информацией главного героя добровольный помощник - рыжая соседка по общежитию Эйлин... Причем помогает рыжая девушка соседке так рьяно и напрашивается в спутники так упорно без видимой причины, что я твердо решил, что она скрытая лесбиянка... В программе тоже посещение церквей, могил и кладбищ, загадка с шифром в склепе, таинственный скрытый культ и кое-что другое... Даже финал с блужданием по локации в поисках верного пути - один в один, только в GK нам помогал радар, а тут термометр. Но в целом различий куда больше, чем общего.





GK следовал традициям южной готики. Он был построен вокруг мистических традиций вуду Луизианы, атмосферы Нового Орлеана, эксплуатировал темы жестокости, распада личности, темного и мрачного прошлого. У GK был привкус не только детектива, но и мистического приключения. Не в пример этому городок Конвэлл-Спрингс производит впечатление тихое и уютное. Способствует этому и ограничения бюджета игры - тут за раз вам откроют не больше восьми локаций, а количество строк диалогов не превысит 4000. Зато отличная графика до деталей вырисовывает приятное окружение и прекрасные осенние пейзажи. Место это консервативное и тихое. Кэти со своей нонконформистской натурой и решительным характером, смотрится тут непривычно. Она ездит на байке, остра на язык и постоянно курит сигареты при каждом удобном случае. При этом несмотря на резкость, она добрая душа и легко находит язык с окружающими. Это положительно влияет на ее расследование, которое начинается с мелочи и постепенно подходит подводит ее к забытым окраинам города и озеру с местным лесом, где явно таится что-то нехорошее. Серьезный и действительно интересный сюжет разбавляется в традициях квестов 90-х легким юмором, причем достаточно разнообразным - ничего гениального, но улыбнуться можно.





Сюжет, пожалуй, лучшее в игре. Геймплей же хотя не назовешь гениальным, но он тоже приятно сбалансирован - не слишком просто, не слишком сложно. Как и положено квесту в традициях 90-х, игра сделана под активное использование предметов - но на сей раз действие заточено под реализм. Количество их не слишком маленькое, но и не слишком большое, к тому же значительная их часть - это документы, лишние предметы обычно убираются, словом, забивать карманы не придется. Пиксельхантинг тоже отсутствует как факт - а для желающих есть просвет пробелом. Само по себе использование предметов, несмотря на попытки замаскировать действия, весьма логично и серьезного труда не представляет - тем более, что развивается сюжет и действия игрока практически линейно. Основной геймплей в итоге заключается в расследовании путем многочисленных опросов местного населения, для чего Кэти постоянно путешествует между локациями через поле на своем розовом байке "Кэтмобиль" - Корли моторс 1976-го (и да, название байка это отсылка к культовому квесту Full Throttle!). Это накладывает особые требования на персонажей, в отношениях с которыми и развивается сюжет. И по этой части игра отлично справляется - даже те персонажи, которые были введены в действие только для сюжетного поворота, изображены хорошо и со вкусом, и даже жалеешь после прохождения, что у них весьма немного реплик.





Впрочем, действие насыщено рядом дополнительных геймплейных приемов - опытному квестовику они все хорошо знакомы, но зато они вносят свое разнообразие. К тому же и в них есть свое очарование и дань ностальгии 90-х, когда подобные загадки были широко распространены - любительское хакерство со вскрытием компьютеров, построенные на подвохах головоломки, синтезирование из аудиозаписи на компьютере ответа для телефона (господи, практически идентичная головоломка, только с аудиокассетами, была во втором GK!). В целом эти головоломки тоже в меру сложны и не напрягают - исключением я назвал бы только излишнюю возню с компами, когда порой приходится угадывать пароли по намекам или долго ковыряться зря.





Что еще резко отличает Kathy Rain от Gabriel Knight - отношение к мистике. В GK, шедевре жанра, она была представлена в виде волшебных чар культа вуду, но в целом, с поправкой на наличие в нашем мире вуду, оборотней, вампиров и прочей нечисти, сюжет франшизы всегда оставался реалистичным. Kathy Rain же идет в другую сторону - и начинает играть с подспудным проникновением мистики в наш мир и различием в реальностях. На протяжении игры обычное вроде бы расследование вдруг сведется к явной деятельности потусторонних сил. Нам дадут прозрачные намеки на неосознанные переходы через реальности, введут странного и загадочного проводника между ними - Багрового человека, запутают голову необъяснимыми загадками... И тут уже становится очевиден второй источник вдохновения - Дэвид Линч и его "Твин Пикс". Для сомневающихся Kathy Rain даже сделает несколько пасхалок, например, процитирует знаменитую цитату из этого сериала о совах. Пересечений опять множество - семейная трагедия основных героев, атмосфера маленького американского городка, таинственные знаки и символы, необъяснимые эпизоды, жутковатые люди-монстры, тайные комнаты со сверхъестественными особенностями и ощущение страшной потусторонней реальности.





Вот только и Gabriel Knight, и Дэвиду Линчу игра в конце ощутимо проигрывает. Сам по себе сюжет практически идеален. Интересный и неплохо скроенный детектив с вполне терпимым уровнем болтовни идет без особенно резких сюжетных поворотов, но ровно, интригующе, интересно и логично. Мало-помалу мы подбираемся к развязке, предугадывая мистическую подоплеку событий. Это подкрепляют удачные персонажи и вполне удачные сюжетные ходы. Но к концу начинают все же прорываться мелкие логические ляпы вроде того, что больную девушку в коме вместо больницы тащат домой к бабушке, а многолетние убийства в городке почему-то никто не замечает... А уже в финале оказывается, что многочисленные факты, которыми нас заинтриговала игра, не имеют никакого объяснения. Мы так и не поймем, кто такой Багровый человек, какому культу он служит, какова природа мистических событий, что значат местные символы, и что, черт побери, было вообще в финале, когда Кэти Рейн битый час разбиралась с помощью несложных квестовых загадок с нечистью. И даже семейная драма нашей героини и ее сложные и трагические отношения с родителями - логики не добавляют.





Это, конечно, печально - ведь Gabriel Knight отличался логичным и всегда эффектным финалом, а сюжетную неразбериху Дэвида Линча ценят за богатый символизм и возможность множества трактовок. Kathy Rain, разумеется, до этого уровня далеко. Остается только надеяться, что это не сценарная тщета стараний, дабы заинтриговать зрителя, а лишь неуклюжая попытка раскрыть сюжет в продолжении, на которое в финале делают слабый намек. Впрочем, это вряд ли - к тому же о продолжении за эти годы ничего не говорили. Зато - буквально пару месяцев назад автор выпустил вторую свою игру на том же движке - Whispers of a Machine, в которой идет расследование убийства в мире постапокалиптического киберпанка. Но это уже - совсем другая история...





Словом, Kathy Rain - игра не без недостатков. Главным из них является откровенно скомканный и нелогичный финал. Но в целом это достойная попытка подражания классике, которая для своих относительно скромных размеров отлично сочетает интересный интригующий сюжет, сравнительно несложный геймплей, приятную атмосферу и графику, удачных персонажей и неплохую техническую часть. Это далеко не шедевр, но игра занимает свое место в ряду удачных адвенчур в стиле ретро и достойна своего небольшого, до 10 часов, прохождения и затрат. Остается только добавить, что играть в нее желательно на английском, благо, он не сложен. В сети есть, конечно, русификация от Prometheus Project... Но во-первых, она даже после многочисленных правок содержит опечатки и ошибки, во-вторых, характер загадок все равно заставит вводить целый ряд кодов на английском... И главное - игра зависает, если дать диктофон священнику. И это никак не обойти. У кого как - а у меня на русификаторе и оригинале сейвы не синхронизировались - исключением был только автоматический.
Subscribe
promo gamer december 14, 2012 10:36 41
Buy for 100 tokens
Советы авторам! 0. Если ваша статья крупнее расписания лекций третьего курса на четверг - прячьте под кат все, кроме одного небольшого скриншота\картинки и одного-двух абзацев. По кату обязательно кликнут и прочтут остальное, не беспокойтесь. 1. Определите для себя, о какой игре вы…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments