voencomuezd (voencomuezd) wrote in gamer,
voencomuezd
voencomuezd
gamer

Categories:

Мартин Мактайн: операция «Дориан Грей» (2004)



Итальянское эксплуатационное игростроение, судя по итальянским квестам, находится в чуть лучшем положении, чем итальянское кино. Итальянские адвенчуры безусловно звезд с неба не хватают и являются довольно обычными и средними играми приключенческо-авантюрного характера – но при этом ниже данного уровня опускаются редко. И игра "Мартин Мактайн. Операция “Дориан Грей”" – именно такого плана. Это только одна из игр итальянской квестовой студии Artematica, которая в свое время выпускала исключительно подобную игропродукцию – бюджетные, но вполне играбельные адвенчуры на тему приключенческих и детективных сюжетов. От других она отличается, судя по всему, тем, что не осталась только на итальянском, а была переведена на ряд других языков.



Главный герой в естественной среде обитания – срисовано с первоисточника.

Причина в том, что на самом деле в оригинале игра "Мартин Мактайн" называлась "Martin Mystère: Operazione Dorian Gray" и сделана она по мотивам одноименного комикса. Этот комикс появился еще в 1982 г. за авторством художника Альфредо Кастелли, который и стал собственно сосценаристом игры - ему даже можно позволить в ходе действия, но вы никогда не застанете его по телефону. Главным героем комикса является очередной персонаж, срисованный с Индианы Джонса и Аллана Квотермейна – археолог, ученый и путешественник Мартин Мистери из Нью-Йорка. Он воплощает в себе все представления о комиксовых суперменах – силен, образован, весел и красив – настоящий красавец с мощной мускулатурой и высокой светлой прической. В его приключениях детективно-исследовательского плана ему помогает его жена, привлекательная блондинка Диана, а также его верный подручный Ява – могучий неандерталец, который дожил до современности в крохотной популяции в Монголии. Всех этих героев – как и некоторых других постоянных персонажей комикса – мы увидим и в игре. Она действительно вдохновилась оригинальными комиксами – герои там представлены один в один, как в оригинале, локации тоже частично вдохновлены видами комикса, кат-сцены также имитируют комиксовые плашки, наконец, главным злодеем является постоянный противник Мартина – тонкоусый аферист Джинкс с мефистофольской бородкой. Вся эта предыстория франшизы для сюжета игры не особенно нужна, но все же намеками в действии подается – и на том спасибо.



Начинается все с того, что Мартин, подрабатывающий консультантом в полиции, по просьбе своего друга детектива Трейси, вынужден обратить внимание на убийство известного археолога Ойлемберга, которое произошло на его загородной вилле, напоминающей музей. Убийца явно искал что-то важное, не обратив внимания на богатства дома. Нетрудно догадаться, что полноценного детектива не получится – все быстро свернет к очередной археологической тайне в духе Индианы Джонса. Мартин посетит Мексику в поисках друга Ойлемберга, профессора Александра Убена, узнает о мистических тайнах племен майя, а в конце возникнут те самые злодеи, о которых игрок успел подзабыть. Они, как водятся, сделают герою-супермену больно и запрут на складе, даже не подумав связать. А в самом конце он благополучно (при выборе правильного варианта из трех предложенных) обманет их, стоя под дулом пистолета, как в стандартном кинобоевике, и спасет тайну майя от попадания в руки человечества, неготового к такому дару – после чего будет сцена после титров с заделом на сиквел, который никогда не будет сделан.



Несмотря на то, что звучит это все не очень многообещающе, сам по себе сюжет игры не так уж плох. Здесь есть и вполне достаточная интрига, и необходимые персонажи, и какая-никакая исследовательская работа – и даже пара напряженных и внезапных моментов. Другое дело, что всего этого в игре буквально в обрез, по самому минимуму – даже "Нибиру. Посланник богов" в этом отношении была сделана масштабнее. Большим бюджетом она явно не может похвастаться – несмотря на то, что в целом вполне отвечает нормам жанра начала 2000-х.



Что ни говори, а бабы тут что надо.

Контента тут маловато… По сути, игра происходит только в двух местах – в Нью-Йорке, где сосредоточены основные локации, и в Мексике, где и расположены собственно пирамиды майя, причем Мексика умещается на каком-то десятке фонов. Многие места, необходимые для осмотра, подаются в виде плашек из комиксов. Геймплей тоже очень несложный, персонажей мало, да и диалоги с ними в основном небольшие. Неудивительно, что сквозное прохождение игры вряд ли бы отняло больше 3-4 часов.



Сцена, в которой есть ладьи, подобранные камни, гигантские головы, стелы и нет загадок с вышеперечисленным.

А жаль, ведь невооруженным глазом заметно много мест, где авторы могли бы развернуться, будь у них деньги и желание – пещера пирамиды майя, ночной клуб из одного фона, Мексика… Тот же Ява, например, почти бесполезен для сюжета и понадобится один раз для одного действия, но повсюду таскается с Мартином. Попутные персонажи тоже занимают мало времени. Диалоги тут в основном короткие и неинформативные, да и запоминающегося в них мало. Тот же Мартин тоже не особенно интересен как персонаж – познаний и образования археолога или крутости Индианы Джонса он не особенно демонстрирует. Это просто благодушный симпатичный здоровяк, который любит отпускать нехитрые остроты при взгляде на обстановку и сам же добродушно над собой посмеиваться. Да, вы правильно поняли, юмор тут такой же нехитрый, как и сюжет.



Радует, по крайней мере, симпатичная графика. Локации для 2002-2004 гг. сделаны очень даже добротно, не полноценное отрендерное 3D, но нарисовано хорошо. Краски фонов яркие, симпатичные, многие из них выглядят красиво и эффектно. Герои хорошо сочетаются с обстановкой – учли даже расположение и форму теней, которые они отбрасывают – это нечастая вещь, это стоит похвалы. Любопытная придумка – одна и та же локация изображается обычно с помощью двух сменяющихся на камеру фонов, по которым герой может ходить, производя впечатление, что находится в реальной комнате. Многие даже не нужны непосредственно для сюжета и сделаны как добавка, для красоты и симпатичных планов. Персонажи тоже не подкачали – нарисованы неплохо, жестикуляция у них тоже нормальная. Причем управлять можно не только Мартином, но и его женой и даже – третьим эпизодным персонажем. Другое дело, что они оба занимают в прохождении меньше четверти действия, так что это не особенно нужно. Кроме того, кат сцены выглядят гораздо хуже всего остального – типичные для тех времен максимально размытые блюрэем видеосцены в пафосных вставках.



Не самое большое старание заметно и в геймплейной концепции игры. Так как на 45 фонов и около 15 персонажей не развернешься, то заковыристого тут ничего нет. Загадки заключаются исключительно в применении подобранных предметов – диалоговых загадок нет, мини-игр тоже, паззлы – за исключением простеньких двух – тоже отсутствуют. Применение предметов тут при этом на удивление здраво и логично – никаких безумных загадок, которые привычны в жанре, тут нет. Но все равно продвижение вперед вызывает затруднения, так как держится игра в основном на пиксельхантинге. Практически любой затык на очень ограниченных локациях в итоге связан с тем, что игрок пропустил или не догадался найти какую-то книгу, бутылку, крючок, трубу на грузовике, краешек корзины для бумаг или еще подобную мелочь, которая иногда может занимать всего несколько пикселей. Если бы не это, грандиозные загадки в духе "мне надо незаметно открыть конверт, я ни за что не догадаюсь по тысяче квестов, что для этого нужен кипящий чайник" – проходить было бы очень легко.



Мало разглядеть какую-то трубу на грузовике, надо еще найти трубку на трубе!

Вдобавок, чтобы жизнь игроку медом не казалась, авторами сделаны некоторые ухищрения – сложные и изобретательные как красные флажки при охоте на волков. А именно – постоянно мешает то, что предметы никогда не исчезают из инвентаря, а также намеренно подкинутое огромное количество "красных селедок" – доброго десятка предметов, которые ни разу за игру не пригодятся; целый аквариум можно собрать. В итоге перебор затруднен, приходится по большей части врубать логику и внимательно, старательно и тщательно ощупывать локации в поисках мелких объектов, чтобы потом, решив легкие и простые загадки, продвинуться по более-менее стандартному и не особенно яркому приключенческому сюжету. Ну… Не зря же игра про археолога, не так ли – они же тем же самым занимаются. Кстати, в конце игры логика – что сюжетная, что геймплейная – явно начинает сбоить из-за усталости сценаристов, но к тому времени зритель привык и быстро доходит до конца.



Ненужный, но очень красивый фон, пусть будет.

Напоследок немного актуальной информации. Так игра была заточена под Windows XP с явным использованием собственных рендеров, ныне ее запустить очень трудно и долгие годы в интернете ее было очень тяжело найти. К счастью, буквально год назад игра появилась наконец на рутрекере не только в официальном переводе из 2004 г. от 1С, но и со специальными патчами, которые позволяют ее наконец-то запустить на современных платформах. Играть теперь, слава богу, можно, но надо быть осторожным – игра изредка вылетает или зависает (у меня это было при попытке применить мачете на левую голову у храма майя). Кстати, учтите, что отечественная версия непроходима, потому что локализаторы из 1С забыли вставить в игру письмо с кодом к последней шкатулке – надеюсь, майя покарали их за эту халтуру в загробном мире.



Не обращайте внимания на статую, секреты майя никак не связаны с Ктулху, как обычно в таких играх.

Резюме. "Мартин Мактайн" – это твердый середнячок своего времени, где есть и симпатичная художественная часть, и более-менее любопытный сюжет, и несложный геймплей, и все, что соответствует минимальному ГОСТу жанра. К сожалению, бюджетные ограничения, небольшой контент, отсутствие изобретательности и сильный пиксельхантинг во многом нивелируют эти достоинства. Трудно сказать, кому, кроме разве что любителей оригинальных комиксов это можно порекомендовать – поскольку даже в сфере 2.5D-квестов 2000-х впоследствии вышло много куда более интересных, ярких и кинематографичных вещей на тему исторических артефактов, даже если они сами отличались недостатками: "Нибиру. Посланник богов", "Broken Sword" 3-5, "Lost Horizon", "Memento Mori", "Yesterday" и др. Ну, а "Мартин Мактайн" годится в основном на ностальгические переживания по тому периоду, когда даже малые и средние квесты были – по сравнению с нынешними – большими.
Tags: .форма: обзор, adventure time
Subscribe
promo gamer december 14, 2012 10:36 41
Buy for 100 tokens
Советы авторам! 0. Если ваша статья крупнее расписания лекций третьего курса на четверг - прячьте под кат все, кроме одного небольшого скриншота\картинки и одного-двух абзацев. По кату обязательно кликнут и прочтут остальное, не беспокойтесь. 1. Определите для себя, о какой игре вы…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments