Помните ли вы вышедший всего два года назад поинт-энд-клик квест из трех эпизодов "Bear With Me" от маленькой хорватской студии "Exordium Games"? Игра рассказывала о необычной истории - нуарном детективе в сеттинге детского игрушечного мира. Маленькая девочка Эмбер вместе со своим другом, мрачным медвежонком Тедом, воплощающим в себе все штампы нуарного детектива, отправилась на поиски своего брата Флинта в мрачный, загадочный и опасный Бумажный город, населенный животными и игрушками. Опасное путешествие, в котором друзьям пришлось заняться поисками страшного маньяка и диверсанта, закончилось трагически, но зато раскрыло глаза им на то, как значимы для них важные и совсем не детские темы, такие как дружба, взросление, верность и семья. Безукоризненная нуарная атмосфера и мрачное действие причудливо сочеталось в игре с иронией и юмором сюжета, что вкупе с блестящей стилистикой авторов и неплохим для инди-игр техническим качеством сильно выделило этот квест в ряду других.
Что значит, не помните? Ну и черт с вами. А я вот все помню! Игру я прошел вскоре после выхода всех трех эпизодов и получил немало удовольствия, несмотря на типичные для нынешних квестов недостатки вроде малобюджетности и слишком простого геймплея - пусть это не шедевр, но зато можно сказать, что это была неплохая, симпатичная адвенчура. Так или иначе, после прохождения игры, чей сюжет завершился не то чтобы на мажорной ноте, напрашивалось более оптимистическое продолжение. Но вместо этого пару лет спустя неожиданно объявили о выходе приквела - "The Lost Robots", в котором должно было быть рассказано о детективном деле Флинта и Теда, которое они, как упоминалось в первой части, успели распутать за некоторое время до этого. Обещание авторы сдержали - получилась скромная, небольшая, но ладно скроенная и крепко сшитая игра, раскрывающая доселе скрытую историю из жизни загадочного Бумажного города, в которую я с удовольствием окунулся.
Итак, послевоенные нуарные годы в игрушечном городе. Мрачный плюшевый медведь в деловом костюме с давно неглаженым галстуком, частный детектив Тед. И. Бир в очередной раз (а точнее, как всегда) переживает тяжелые времена. После ссоры со своей актрисой-подружкой Бетти, когда он крепко облажался - должно быть, пустил неудачную остроту по поводу ее прически - та крепко обиделась. Разрыв не обошелся без небольшого скандала - они выстрелила Теду в голову и столкнула с крыши небоскреба. Расценив это как печальный, но неизбежный исход их отношений, медвежонок после выхода из больницы впал в традиционную для его профессии хандру. Однако активная Эмбер смогла растолкать медвежонка и подключить к новому расследованию.
Кто-нибудь знает, кто такой Чарльз Макгроул?
Оказывается, в Бумажном городе загадочным образом пропадают роботы, чьи разобранные останки находят во всех закоулках, поэтому обеспокоенный профсоюз роботов заказывает дело медведю. Во время очередного обыска Тед с удивлением видит, что к нему вместо Эмбер присоединился ее брат Флинт, с которым он не слишком близко знаком. Проницательный детектив понимает, что Флинт чего-то не договаривает, но расследование пока стоит на первом месте в списке его задач. Поэтому без лишних рассуждений мужчины принимаются за дело в мрачном Бумажном городе, где царит вечная ночь под полной луной. Понятно, что как и положено в таких историях, они пройдут путь от взаимного недоверия до истинно братской дружбы напарников, найдут главного злодея и выйдут победителями во всех передрягах. А поможет им в этом сам игрок...
Еще загодя узнав о релизе игры, я решил, что приквел будет, скорее всего, очень похож на первую часть - и что, возможно, он даже будет создан на основе двух так и не вышедших эпизодов оригинала. Видимо, я оказался прав. Действительно, приквел целиком и полностью повторяет абсолютно все составляющие первой части. Как и прежде, перед нами великолепная стилизация под мрачный нуар. Графика локаций даже сама по себе, без дополнительного контента, впечатляет и производит неизгладимое впечатление от мрачного и саспенсового окружения. Игра вновь состоит из черно-белых локаций, сделанных в стиле 1940-50-х гг., которые отличаются темнотой, запустением, саспенсовой обстановкой, края их теряются в меланхолически клубящемся сером дыме, а на локациях мигает мягкий нуарный свет. Темные силуэты, высоты черного ночного города, характерная обстановка депрессивных городов 50-х, табачный дым, выпивка, джазовая музыка в злачных местах, ночная гладь моря с тревожным светом маяка, типичные штампы и стиль "крутых детективов" - все характерные черты нуара по-прежнему на месте. И по-прежнему общий ход событий изредка прерывается великолепно отрисованными нуарными комиксовыми вставками с меланхолическими размышлениями Теда за кадром.
Тед здесь выглядит точь-в-точь как раньше - грубит, дерзит, отдает делу всего себя (по крайней мере, пока не находит бутылку морковного сока), говорит своим фирменным брутальным голосом и по-прежнему мило дергает ушками. Его неожиданный напарник Флинт тоже вышел удачно - хрупкий мальчик с большими глазами, он может говорить с Тедом на равных, но предпочитает быть вежливым и спокойным к окружающим, которые поэтому от него в умилении. Но он оказывает большую помощь в расследовании, а главное - и у него на душе своя вина, которую он не решается до поры поведать грубому медвежонку, не догадываясь, что за личиной циничного детектива-алкоголика скрывается, по сути, доброе сердце.
По-прежнему в игре присутствует очень простой, почти линейный геймплей, при котором все разгадки очень логичны и практически очевидны, а герои в свою очередь сами регулярно переходят к прозрачнейшим подсказкам. По-прежнему единственную трудность может вызвать наличие мелких деталей на локациях - которые, впрочем, нетрудно найти, учитывая, что тут просто физически мало места, чтобы их спрятать: за игру мы увидим не более 20 фонов, из которых пара-тройка даже не интерактивные. Привычные загадки на использование предметов разбавлены всего тремя несложными - но зато неожиданно удачными - головоломками. Особенно мне понравился подбор кабелей для робота - мало того, что он сделан логично и умно, так еще и фактически спародирован старый прием "подбери провод по цвету". Действительно, попробуй это сделать в черно-белом нуаре. Поэтому игра проходится очень быстро и легко - если первая часть не отнимала больше 4-5 часов, то эта отнимет не больше двух.
По-прежнему видна определенная, хотя на сей раз и лучше скрытая, малобюджетность проекта. В первую очередь, кроме небольшой продолжительности, тут можно указать на элементы анимации, часть которой взята из предыдущей части. Впрочем, надо отдать должное художникам - они это отлично замаскировали. И опять здесь очень немного музыки - хотя опять-таки, это компенсируется тем, что она идеально укладывается в нуарный стиль, а ее почти полное молчание на нуарных пустых локациях вдобавок блестяще работает на давящую атмосферу запустения и тревоги в игре. Недостаток музыки искупает и отличная английская озвучка. Речь не только о Флинте и Теде - все остальные герои не подкачали - отличные образы и хорошая игра актеров делают свое дело, и даже самые незначительные персонажи обладают своим узнаваемым образом. Особенно, конечно, здесь выделяются приятели-гангстеры Гарольд МакКрель и Барри Барракуда, занявшие место братцев-кроликов, контрабандистов из первой части - дуэт, пожалуй, еще более харизматичный.
По-прежнему тут перед нами нехитрый, но интересный детективный сюжет со следованием по следу преступников, в который вплетены забавные взаимоотношения напарников, а действие в мрачном и жутковатом нуарном городе пересыпано самоиронией и шуточками на тему штампов нуара. Правда, на сей раз их в игре стало ощутимо меньше - действие стало чуть менее пародийным. Но в остальном очень простой, но работающий привычный юмор на месте: вновь шутки про склонность Теда к бутылке морковного сока, карикатурно-примитивные остроты и забавные гэги. При этом, несмотря на саспенсовую атмосферу, брутально-детективную обертку и самоиронию, действие по-прежнему содержит несколько неожиданно трогательных и умилительных сцен, в которых напарники могут поговорить по душам и затронуть куда более серьезные вопросы, чем охота на игрушечных роботов в детском нуаре. Эти простые, но волнующие моменты по-прежнему хорошо укладываются в интересный сюжет, делая его ярче и глубже простого нуарного эксперимента - по-прежнему, как и в первой игре. Тем более, что игра лишена некоторых лишних моментов оригинала, которые были введены для большего контента... В итоге этот простой, но работающий, как движок Форда 1930 года, сюжет не портят даже его недостатки вроде коротких диалогов, короткой продолжительности и местами типичной для квестов надуманности... Да, куда ж без этого. Серьезно, в автомастерской не нашлось бензина для жалкой зажигалки и нас заставили искать ее на свалке? На этом фоне даже откровенно нелогичный и не слишком продуманный финал с личностью главного злодея выглядит не так нелепо.
И тем не менее. Несмотря на пару неубедительных моментов, несмотря на то, что здесь все по-прежнему как в первой части - игра не только воплотила в себе лучшие стороны оригинала, но попыталась заодно избавиться от некоторых отдельных недочетов. Показывая прежних героев, авторы игры делают это по-минимуму и не повторяют свою историю. Сюжет приквела действительно интересен, динамичен, брутален и по-прежнему крутится вокруг злоключений двух напарников и бед прогнившего Бумажного города. Здесь все еще есть немало шуток и самоиронии, но одновременно - серьезные и трогательные моменты. Он будет понятен и интересен даже при отсутствии знакомства с первой частью. Ну, а в случае обратного - приквел раскроет игроку еще одну страницу жизни ворчливого грубого медведя Теда и заодно покажет нам Флинта, история которого трогательно и изящно соединена с историей игры про его сестру Эмбер. Вот поэтому концовку Флинта можно полностью понять только сыграв за его сестру...
Итак, выход приквела можно только приветствовать. Игрок сможет снова посетить нуарный Бумажный город, провести время со старыми и познакомиться с новыми героями. В итоге он получит те же эмоции, что и в первый раз - удовольствие, смех, страх, печаль и радость от немного грустного, но светлого финала. Приквел, тем самым - достойный повод перепройти "Bear With Me" еще раз или пройти впервые, если это кому-то не довелось. Тем более что стоит он по меркам квестов в Стиме всего ничего: приквел - смехотворные 133 рубля, а с первой игрой - всего 360.
P.S. Ах да, не верьте Стиму. На нем не указано, но приквел полностью на русском языке, качать где-то там русификатор не нужно.
Community Info