voencomuezd (voencomuezd) wrote in gamer,
voencomuezd
voencomuezd
gamer

Categories:

Blacksad: Under the Skin (2019): современный комиксоигросериал



Когда-то, очень давно, в конце 1980-х – начале 1990-х гг. зародился славный жанр адвенчур. Так как все новое делается путем перебора проб и ошибок, то первые адвенчуры были очень сложные – нелогичные, с неудобным управлением, с большим количеством тупиков и выходов, с очень сложным геймплеем в целом. И все равно в них играли целыми месяцами взахлеб, потому что это было ярко, интересно и оригинально. Было приятно проверить свое терпение и ум и после долгих трудов победить в схватке с создателями игр.

Потом прошли годы, технические возможности компьютеров намного обогнали возможности адвенчурного геймплея, который стал проще и удобнее, но отличался определенными и не менявшимися, канонизированными стандартами: манипуляция предметами, головоломки, паззлы и т.д. Популярность жанра была уже не та, потому что не так-то легко сделать по-настоящему интересный и оригинальный сюжет и логичный, удобный и вменяемый квестовый геймплей. А даже если его и сделать – скудность игровых приемов и необходимость думать при игре, а не проходить игровую механику типа прыжков по платформе или набивания лутбокса, обеспечивали не самую большую популярность жанра.

В итоге адвенчуры постиг кризис, который со временем особенно обострился: вплоть до того, что жанр классической адвенчуры практически исчез. В последнее время игроделами явно было решено выбраться из этого положения с помощью особого приема – превращение адвенчур в «интерактивное кино». Суть в том, что на сей раз даже сильно упрощенный геймплей отбрасывался как таковой вообще, оставшись в виде убогих элементов интерактивности – нажимание на кнопки, кручение-верчение предметов, выбор диалогов, не влияющий ни на что вообще – и так далее. Ставка теперь делалась исключительно на развитие истории и способы подачи, которые в основном брались из идейно близкого кинематографа. И неважно, что сюжеты даже лучших таких творений, при всей их «серьезности», «драматичности», «взрослости», – часто уступают даже юмористическим квестам начала 90-х. Неважно, что кинематограф и видеоигры обладают отнюдь не одинаковыми инструментами языка и вовлеченности. Неважно, что все интерактивные игры похожи друг на друга, как матрешки в наборе. Главное – что зритель… то есть, игрок теперь избавлен даже от иллюзии думать и что-то преодолевать, кроме нажатия на кнопки, с чем с успехом справится и обезьяна, а значит, как минимум одна проблема, препятствующая росту продаж, решена!



И вот на этот путь встала и одна из самых последних крепостей оплота жанра классики – испанская студия Pendulo, которая в свое время прославилась весьма нетривиальными квестовыми франшизами Runaway и Yestarday. В ноябре 2019 г. она выпустила свою первую полноценную работу в 3D – Blacksad: Under The Skin. Она представляет собой игроизацию популярнейшего испанского комикса «Blacksad». Он посвящен истории частного детектива в Нью-Йорке 50-х Джона Блэксада, который представляет из себя большого черного кота – потому что все персонажи игры это антропоморфные животные, а антураж и сюжет комикса выполнены в стиле классического нуара. Комикс довольно популярен, выходил в том числе и в нашей стране с русским переводом. На данный момент создано пять частей о приключениях кота-детектива. Не знаю, насколько сильны от него отличия игры. Но поискав кое-какие материалы в сети, могу заключить, что игрофикация явно основана на одной из частей комикса и, насколько можно судить, должна достаточно точно соответствовать и оригинальному сюжету, и оригинальному стилю. Только вместо мягкой, акварельной живописи комикса тут у нас более реалистичный мир компьютерной анимации интерактивного кино, что подразумевает гораздо меньшее количество экспрессии.





Итак, популярная серия комиксов, имя знаменитой среди фанатов жанра студии, высокое качество промо-материалов, любимая мною эстетика нуара… Я честно хотел сыграть в эту игру. Установка и запуск, слава богу, прошли без проблем – нынче и за это надо говорить спасибо. И вот передо мной возникла Америка середины 50-х, детектив с сигаретой в руках и ворвавшийся в его агентство разгневанный носорог, за который он следил… Началась драка, носорог бросился на детектива и… каково же было мое удивление, когда через полчаса я понял, что никак не могу пройти первое же возникшее в действие QTE!

Как я ни старался, как я ни бился, как я не барабанил всеми возможными способами по клавише пробела, проклятая железка ни в какую не хотела поддаваться. Ни разу мне не удалось достичь больше трети от необходимого, чтобы пройти этот момент. Каждый раз моему детективу гарантированно ломали шею – и он умирал. Причем так как сохранение в игре, как и в других интерактивных играх, автоматическое, то попытка проверить меню заканчивалась тем, что проходить все надо было с самого начала. А в меню я ходил, чтобы найти более низкое разрешение и тем самым ослабить нагрузку на систему, что позволило бы по идее пройти затык.





К счастью, после проверки можно было порадоваться за Испанию. Игроделы из Pendulo искренне считают, что на втором десятилетии третьего тысячелетия слабых компьютеров просто не существует. Все пользуются продвинутыми многоядерными машинами с колоссальной оперативной памятью и свободными террабайтами на диске, у всех поголовно отличные видеокарты, и поэтому можно оставить всего три самых крупных разрешения и минимальные настройки, которые по факту ни на что не влияют. Я рад. Я рад, что испанцы достигли такого технического уровня, что могут позабыть о том, что у кого-то вообще могут возникнуть какие-то проблемы с оптимизацией.

Я даже прослезился от трогательности. Первым моим побуждением было желание разбить или сломать что-нибудь тяжелое, чтобы выразить всю силу обуревавших меня чувств восхищения и радости. Но затруднения с интерактивным кино – это моя давняя проблема. Поэтому, успокоившись, я задал себе простой вопрос: а чего я хочу? Познакомиться с сюжетом, дизайном и полюбоваться на адвенчурное действие от мастеров жанра – или продираться через глюки, подвисания, неудобные перемещения, недостаток оптимизации, многочисленные бессмысленные QTE и нажимания кнопок в самые неожиданные моменты, чтобы через проклятья, усталость и пролитые потоки пота доковылять до финала?





Выбор был несложен. Поэтому уверенно ответив сам себе, я сделал то, чего не делал раньше никогда и считал про себя неприемлемым – удалил всю игру сразу и, устроившись на мягком удобном диване, стал смотреть прохождение на ютубе. Так что да, дальнейшие впечатления базируются только на просмотре. И нет, я не считаю, что не имею на это право. Может быть, и нет смысла описывать игру на основе просмотра на видеохостинге, если ты сам лично в нее не играл. Вот только Блэксад – никакая не игра, а интерактивное кино в самом полном смысле этого слова. Причем это кино даже по сравнению с другими образцами до такой степени лишено даже каких-то декоративных признаков адвенчуры – что по факту от кино отличается незначительно. Даже если бы я все-таки прошел Блэксада сам – фактически я бы смотрел его, а не играл бы. Настолько мало значения здесь имеет собственно интеракция по сравнению с чисто визуальным восприятием.





Поэтому ровным, спокойным и размеренным просмотром Блэксада я был в целом удовлетворен. Мои опасения по поводу того, что игра окажется плохой (последние проекты студии были не слишком успешны), не оправдались – это было в целом интересно. Конечно, игра не имеет абсолютно ничего общего с прежними веселыми и абсурдистскими проектами Pendulo, но это оказался весьма крепкий и симпатичный нуарный детектив. Повторюсь, единственное, чего я не понял – почему это продавалось как компьютерная игра? При чем тут вообще игровой жанр? Где тут геймплей как таковой? Геймплея тут по факту нет вообще. Есть всего лишь декоративные приемы, которые позволяют замаскировать то, что Блэксад – на самом деле кино от и до. Приемы эти очень скудные и неразнообразные – необходимо осматривать локации, на которых находишься, и собирать улики в личную запись. Иногда приходится осматривать персонажа путем наведения курсора на нужную точку, чтобы детектив присмотрелся, прислушался, принюхался. Иногда это приводит к очень смешным моментам для адвенчуры. Например, полчаса действия посвящены тому, что детектив должен сожрать пирог и учуять после этого запах скрывающегося подозреваемого. Сюжетный ход настолько нелепый, что я даже умилился и с благодарностью вспомнил подобное в классике жанра.





Когда улик поднакопится, можно переходить с помощью кнопки к размышлению. В этом режиме надо подобрать фразы друг к другу и сделать вывод, который продвинет по сюжету. И нет, это еще не все. Иногда, когда по сюжету возникает драка (которых тут очень много), необходимо нажимать поспешно на кнопки, чтобы увернуться. Также изредка возникают привычные приемы интерактивного кино типа QTE или возможности позвонить по телефону, подвинуть шкаф, открыть дверцу, взломать замок отмычками и все прочее в таком же духе. Наконец можно выбирать варианты вопросов и диалогов, чтобы отыгрывать хорошего благородного детектива, циничного антигероя или нечто среднее. На сюжет это, конечно, не влияет, но создает иллюзию того, что у вас есть управление характером персонажа. Вот теперь да, все.





В остальном же Блэксад это полноценное анимационное кино, которое тщательно копирует во всем игры бывшей в свое время на пике популярности компании Telltale. Своим кинематографичным стилем игра даже в каком-то смысле бравирует. Здесь постоянно действует динамичная камера, которая следует за персонажами и активно двигается, поддерживая иллюзию вовлеченности. Часто меняются планы и ракурсы. Львиная доля действия – это стильно поставленные кат-сцены с уклоном в реализм, во время которых можно не делать вообще ничего, а просто наблюдать за сюжетом. Поэтому если бы не постоянно возникающие плашки диалогов и требования нажать какие-то там кнопки, Блэксад был бы полноценным сериалом. Так что я при просмотре был очень доволен, что не пришлось нажимать кнопки самому.





Блэксад – киносериал не только по стилю, но и по сюжету как таковому. История здесь очень длинная, хотя и уложенная всего в несколько дней. Игра даже при почти линейном прохождении занимает 6-7 часов. Немного для игры даже по современным меркам, но вполне достаточно для мини-сериала серий этак на шесть. При этом основной сюжет очень растянут постоянно возникающими персонажами, длинной съемкой, диалогами, посторонними моментами. Слава богу, в отличие от реальных сериалов, совсем ненужных сцен тут практически нет – все происходящее в той или иной мере работает на сюжет. Но все же затянутость чувствуется, особенно в постановке и длинных, часто излишних диалогах, которые тут составляют львиную долю действия. Это тоже традиция сериалов – надо же как-то затянуть хронометраж. Жаль, что авторы не поделили сразу действие на несколько частей с номерами серий – тогда была бы удобнее понимать, где можно нажимать «выход», чтобы продолжить просмотр завтра.





Слава богу, действие хотя и серьезное, и затянутое – но все же не занудное. Есть тут и подразумевающиеся неожиданными повороты, и немного шуток, и самоирония, и расследование, пусть и не слишком-то сложное, но заключающееся все же в работе какого-никакого ума и находчивости, а не мордобое и экшне. Экшн тут тоже, впрочем, есть – но в основном в динамичных драках, стрельбе и еще в конце приготовьтесь к помпезному пожару с побегом. Выглядит в целом достойно. Персонажи тут в меру стереотипны, под стать киношным детективам, но жизнеподобны. Психология и мотивация их поступков несложная, но в целом понятная. Особенно заметных ляпов, натяжек и глупостей сюжета тут почти нет, по крайней мере, почти до конца. Детектив обыскивает территорию, проверяет подозреваемых, пытается найти связь между разными событиями и много, много, много общается с окружающими, время от времени попадая в переделки с мафией. Действию помогает невыдающаяся, но приятная джазовая музыка и хорошая озвучка персонажей – как английская, так и русская. Последняя, конечно, часто не попадает в губы и в финале есть небольшой непереведенный кусок – но в целом это мелочи, звукорежиссер и актеры поработали на славу. Приятно было услышать и Дмитрия Филимонова в роли проныры-журналиста, актер по-прежнему достойно держит марку.





Технический уровень игры на высоте – первый опыт студии в полноценном 3D вышел образцовым. Графика получилась удачной – яркие цвета, хорошие текстуры, неплохая детализация, убедительная жестикуляция и движения персонажей: которым, правда, не хватает мимики, но для жанра это норма. Подвисания и баги практически отсутствуют. Авторы хорошо поработали и над дизайном окружения. Все действие проходит в Америке 50-х с весьма правдоподобным антуражем – плакаты, мебель, обстановка, реклама, музыка и прочее, и прочее – все это выдержано в духе времени. В действии много популярных отсылок к той эпохе – джаз, бейсбол, домохозяйки, спорт, мафия, послевоенные тяготы, расизм и, конечно, упоминания проклятых коммунистов. От фразы «Будь я коммунистом, мне доставил бы удовольствие вид захлебывающегося миллионера», мне было очень смешно. Детектив Джон Блэксад вообще любит постмодернистски шутить, особенно про детективные расследования и штампы нуара – впрочем, шутит он скорее поверхностно. Да и сам Джон, несмотря на неплохую выписанность, мало чем отличается от стандартного нуарного детектива. Разве что не циник и не острослов, а отыгрывает спокойного «хорошего парня», который умеет постоять за себя и достаточно проницателен, чтобы его нельзя было провести. Единственное, чего я не совсем понял – почему среди персонажей игры так много людей со славянскими фамилиями? Например, собственно неподкупный шеф полиции носит русскую фамилию Смирнов. Если испанцы так хотели показать потомков эмигрантов в Америке, то могли бы еще что-то придумать. Например, вставить хотя бы одного потомка мексиканцев, для разнообразия.





Кроме того, я так и не понял, зачем вообще надо было делать персонажами зверей. Это абсолютно бессмысленно – и сюжет, и дизайн сделаны таким образом, что абсолютно все звери по факту ничем от людей не отличаются. Все животные, от крыс и котов до носорогов и львов, одинакового размера. В поведении ни подобия звериных повадок. Вдобавок у всех персонажей за редким исключением от собственно животных – голова да покров, а тело абсолютно человеческое: с руками, ногами, пальцами и антропоморфным строением. Даже по меркам анимации это выглядит странно, а местами даже как-то жутковато. Если заменить всех зверей на людей – это сделает сюжет только логичнее и убедительнее, поскольку существование разумных животных здесь абсолютно никак не оправдывается сеттингом. В каком-нибудь «Ну, погоди», например, наличие такого сеттинга логично – волк преследует зайца, все понятно на интуитивном уровне, с людьми же такой сюжет не сработает. Про нуарный квест Bear With Me и не говорю – там вся история выстроена на сеттинге. Да, малопонятно, почему маленькие дети живут в своем воображении, срисованном с нуаров 50-х, но идею плюшевого медведя-детектива это оправдывает. А в чем причина существования зверей-персонажей тут – абсолютно непонятно. Ну разве что характер персонажа происходит от стереотипного характера животного, которое он представляет: гориллы и носороги сильные и туповатые, хорьки пронырливые, собаки… Хм… Собаки тут разные по характеру, на самом деле… Нет, ерунда какая-то, это можно было и безо всяких животных сделать.





Особенно смешно слушать от зверей регулярные жалобы на расизм 50-х. Да, в этом животном мире есть не только национальности, но и даже расы!!! Кто же в животном мире «черный», хотите знать? Очень просто – кто черный по окрасу, тот черный и по расе. То есть, черный кот Блэксад, например, у нас «негр», потому что с черной шерстью. Хотя черным его почему-то никто не воспринимает… Ну, наверно потому что чернокожий детектив 50-х – обычный типаж того времени, ага. То же касается и всех доберманов, горилл и шимпанзе, например – они тоже черные. При этом некая официантка, не то собака, не то еще какая неведомая зверушка, белая – но жалуется, что она происходит от черного, поэтому по закону она тоже черная! А какой расы, интересно, тут моржи, рептилии, муравьеды, коровы? Все это полный абсурд, если хоть немного вдуматься. Так что я бы на месте авторов игры, а заодно и комикса, не валял бы дурака с этим зоопарком, а сразу бы поставил в действие реальных людей, ну или вообще не напирал на бессмысленные отсылки к расовому вопросу. Благо наличие милых зверушек никак не приближает действие к детским мультикам – жестокости и взрослых тем тут более чем достаточно.





В целом я даже мог бы сказать, что сюжет здесь хороший и под стать неоригинальному, но крепкому нуарному детективу, имитирующему традиции жанра (потому что я видел реальные нуары, которые значительно отличались от нынешних). Ничего выдающегося, повторяю, Тэкс Мерфи делал интереснее в свое время, но работа крепкая и заслуживает хорошей оценки. Так бы я сказал, если бы не… Если бы не слишком большое количество штампов. Они, правда, не делают ситуацию катастрофической, но их количество явно превышает норму.

Кто-то из уважаемых поклонников игры или комикса скажет, что я преувеличиваю и придираюсь? Ну ладно, давайте посчитаем… Что тут у нас в сюжете…

* детектив, который всегда на мели и поэтому вынужден промышлять шпионажем за неверными мужьями, но ему выпадает хорошее дело – есть;
* труп, который списали на самоубийство, хотя даже слепому видно, что мертвец не мог дотянуться до собственной петли – есть;
* совершенно случайно оказавшийся возле места преступления слепой нищий, который готов все рассказать за сэндвич, а полиция его даже не заметила – есть;
* начальник полиции, который тайно помогает детективу по старой дружбе – есть;
* верный друг главного героя, который, как оказалось, что-то скрывает – есть;
* опасный и лощеный мафиози, который главный подозреваемый, но на самом деле ни в чем не виноват – есть;
* сцена убийства гангстерами провинившегося пленника прямо в главной ставке бандитов с финальной речью босса мафии – есть;
* операция по прикрытию по проникновению во вражеское логово под видом уже выведенного из строя простоватого ковбоя – есть;
* друг – пронырливый журналист, который готов сделать абсолютно все ради Пулитцеровской премии – есть;
* блестящие и удивительно точные догадки на основании увиденной один раз книги на квартире убитого – есть;
* угрозы детективу с нападением на него головорезов в подворотне – есть;
* убийство захваченного в плен головореза мафии, опасного свидетеля, причем удивительно затратным способом… снайперским выстрелом с соседнего здания – есть;
* вынужденно работающий на злодея мелкий бандит, который искренне жалеет о том, что он обманщик, убийца и рецидивист, поэтому он переходит на сторону добра после двух минут разговора о маме – есть;
* исследования отставного немецкого ученого, который раньше работал на Третий Рейх, и в итоге его под лицемерные оправдания убивает главный злодей, заметая следы – есть;
* положительный персонаж, тихий инвалид, который оказывается совсем не положительным и совсем не инвалидом – есть.

И это я назвал только первое пришедшее в голову…

Обычно количество штампов прощается, если это сознательная игра с ними или пародия. Но от пародии Блэксад далек. Практически вся игра проходит в совершенно серьезном тоне, которому позавидовали бы телесериалы на Нетфликсе. Лишь изредка возникает самоирония, шутки про штампы нуарных романов (как оригинально, правда?) и столь характерное когда-то для испанской студии безумие – когда, например, Блэксад вынужден играть на злодейской базе в кукольный театр с носками на руках… Жаль, что таких моментов не было больше – действие бы стало оригинальным, по крайней мере, для нуарного сериала.





Я, надо сказать, вообще боялся, что нуара тут будет немного, и игра будет всего лишь стереотипным гангстерским детективом в цветастых и ярких локациях Америки 1950-х. Однако же нет, нет. Нуара тут оказалось достаточно много. И речь не только про сюжет, антураж и штампы, но и про стиль – тут есть и характерные для нуара стилевые особенности типа ночных сцен, преследований, погонь, драк и прочих радостей. Встречаются и интересные детали – например, драка в виде теней на стене или тот факт, что все флэшбэки детектива показаны в черно-белом цвете под напряженные звуки. Конечно, все это мало похоже на оригинальные нуарные фильмы 50-х, что я видел, но зато стиль современных детективных сериалов Блэксад копирует целиком и полностью.





Итак, повторюсь, подытоживая. Ни в сюжете, ни в стиле, ни в геймплее Блэкада нет ничего особенно оригинального или революционного. Но в своем жанре интерактивного кино это достойная и крепкая работа, чей сценарий и техническая часть сделаны отлично – на уровне хорошего телевизионного мини-сериала. Смотреть за историей было местами даже интересно – настолько, насколько это возможно для человека, который равнодушен к сериалам и стереотипным историям. Блэксад очень хорош как кино. Вот только непонятно, зачем ему нужно быть игрой. Многочисленные QTE, нажатия кнопок, выбор линий поведения, пропуски и подбор фраз абсолютно ничего не меняют в совершенно кинематографичном и несамостоятельном действии. Все эти приемы по маскировке прямой визуальной репрезентации истории и придания ей подобия интерактивности выглядят также нелепо и искусственно, как грим на манекене. Да и животные в сюжете – абсолютно лишнее.





Будь у меня возможность, я бы дал совет авторам Блэксада, а также авторам разорившегося Telltale и их последователям. Прекратите валять дурака и делать вид, будто создаете игры. Сделайте последний логичный шаг и сразу рисуйте полноценную 3D-анимацию в многосерийном формате. Это позволит сэкономить на программистах, а стоить конечный мультсериал будет примерно столько же, сколько и игра. Никто не будет в обиде – поклонники сериалов посмотрят получившийся итог с удовольствием, как и поклонники адвенчур. Причем последние будут лишены необходимости бить по кнопкам, ломая свои клавиатуры, и смогут наконец ставить действие на паузу. А провал Telltale, надеюсь, показал наконец игровой индустрии, что андвенчурные истории надо не только показывать, но и давать возможность в них играть. Подождем, когда это понимание даст результат.


Tags: .содержание: юмор, .форма: обзор, adventure time
Subscribe
promo gamer december 14, 2012 10:36 41
Buy for 100 tokens
Советы авторам! 0. Если ваша статья крупнее расписания лекций третьего курса на четверг - прячьте под кат все, кроме одного небольшого скриншота\картинки и одного-двух абзацев. По кату обязательно кликнут и прочтут остальное, не беспокойтесь. 1. Определите для себя, о какой игре вы…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments