городской волколис (wolfox) wrote in gamer,
городской волколис
wolfox
gamer

Categories:

"three bad ass men nodding, stoically" - обзор disco elysium

I am a detective. I was born to detect you.

Большой город.
Портовый район.
Медленно накапливающееся, как пар под крышкой котла, напряжение: здешние рабочие уже второй месяц бастуют, ворота в гавань закрыты, пробка из машин в итоге тянется на несколько миль, компания, занимающаяся грузами, нанимает штрейкбрехеров для прекращения стачки...

И в это время в гостиничном номере, посреди разбитых бутылок, разбросанных вещей и винных паров, просыпается наш похмельный и опухший герой. Он, вообще-то - детектив, присланный в этот отстойник для расследования убийства. За жертвой убийства далеко ходить не надо, жертва - вот она, висит на ветке дерева во дворе гостиницы, ожидая, пока офицер полиции очухаться изволит. Да и временно назначенный помощник из другого департамента курит в холле внизу. Только вот проблема в том, что в трехдневном алкогольно-наркотическом безумии непонятно куда испарились не только полицейский значок, пушка и левый ботинок нашего героя. Туда же кануло и его прошлое - полностью. Вплоть до информации "как меня зовут?", "сколько мне лет?" и "как называется это место?".

Упс.

Welcome to Disco Elysium, baby!

К счастью, у нас есть очень терпеливый напарник, некоторые полезные в ходе расследования навыки (которые, как говорят, не пропьешь - даже если очень стараться) и бонус в виде отмазки "я полицейский, мне можно говорить странные вещи, и мне за это ничего не будет". Теперь со всем этим багажом мы постараемся взлететь - в смысле, раскрыть убийство, остановить назревающий вооруженный конфликт между компанией и рабочими, понять, что же произошло за эти три дня вечеринки, и заодно собрать остатки себя, своей личности и своей карьеры из бутылочных осколков, мусора и кассетных лент с давно забытыми хитами.

dcdmhfj-66bec1c8-5d7f-4b94-ac2a-5388ac922145

20200227153523_1

Боевки в Disco Elysium нет. В смысле, нет того, классического, что представляется каждому геймеру при слове "боевка": реалтайм? с паузой? походовая, а может, пошаговая? КАК, СОВСЕМ НЕТУ?

Совсем нету.

Оружие будет (не сразу). В ход его пустить придется (не сразу). Но исход боя решается так же, как и исход любого диалога, и любого действия: броском кубиков и скилл-чеком.

И если параметры в игре пусть и не стандартно-привычны, то более-менее интуитивно понятны (Intellect, Psyche, Physique, Motorics), то скиллы - совсем нет. Logic - окей, тут ясно, Endurance - тоже. A что скажете про Savoir Faire или Conceptualization? Не говоря уж про Half-Light или Inner Empire...

Подсказка: они вам понадобятся. Все.

(Задачу немного облегчит большое количество экипировки. Тут не манчкин-кроулер-рпг, где мы надеваем броню плюс десять, пока не находим броню плюс двадцать; тут у нас в инвентаре со временем скапливается довольно солидная кучка всяких тапок-тряпок, перчаток и курток, повышающих тот или иной скилл... и обычно понижающих другой. Например, солидно выглядящие толстые профессорские очки с плюсом к Encyclopedia - зато с минусом к Visual Calculus, потому что в них ни-фи-га не видно. Надо комбинировать и придумывать, хорошо, что переодеваться можно мгновенно и где угодно.)

20200225160657_1

Скиллы-умения на самом деле не просто скиллы. Это части разума героя. Наш детектив в буквальном смысле слова сложносоставная личность, да. (И это даже не все голоса в его травмированной черепушке! Их больше!). У каждого такого проявления есть свой голос, свой характер, свои желания; в целом они хотят своему бестолковому человеку блага и радостей жизни, но не всегда тянут его в правильном направлении.

Например, Electrochemistry - это та часть мозга, которая отвечает за простые доступные удовольствия. Конкретно - за алкоголь, наркоту и секс. На практике это будет выражаться в том, что Electrochemistry в голове детектива будет делать стойку на любую доступную красотку в радиусе десяти метров - и на любой пакет с подозрительным белым порошком в радиусе доступности прыжка. Более продвинутые социально ребята, вроде Empathy и Suggestion, скорее всего, сообщат, что начинать разговор с "привет, милашка, ты привлекательна, я чертовски привлекателен, пошли в нумера?" не приведет ни к чему хорошему, а высокая Volution предостережет, что накачиваться спидами в разгар расследования довольно вредно для здоровья. И они будут таки правы. Что, скажете, в Electrochemistry вообще нет ничего хорошего? Неправда. Этот же товарищ, например, сходу распознает любые признаки наркотического отравления в любом встречном - просто по глазам и походке, определив заодно сорт и дозу принятого. Подобное умение может быть весьма полезно для расследования.

А чересчур высокая Empathy грозит опасностью разрыдаться в критический момент - это-то полицейскому зачем?

Периодически вся эта компания между собой ссорится. This is absolutely hilarious.

de-skills

Еще одна фишка системы прокачки - Thoughts. Мысли, которые герою - он не тормоз, он медленный газ - надо серьезно обдумать. ("Кто виноват и что делать?", "Как относиться к расовой теории?", "Существуют ли невидимые мифические птицы?"). Пока он думает, у него могут быть понижены некоторые характеристики: потому что, елки-палки, сложно сосредоточиться на нескольких вещах сразу. Зато закончившаяся и полностью сформированная Мысль дает вполне определенные бонусы; нужны они вам в итоге или нет - смотрите сами. Голова Детектива, впрочем, не резиновая, много сформированных мыслей одновременно не вмещаются, какие-то можно забыть за skill points, чтобы освободить место для прочих, и только несколько - цепочкой - можно активировать ради бонусов одновременно. Звучит сложновато, на деле все довольно просто и забавно. Кстати, идеи, приходящие в черепушку, могут быть и абсолютно бесполезные - их мало, но есть! А вам приходят только полезные, да? Ага-ага, особенно в ванной под душем...

de-thc

Полицейский из героя весьма своеобразный, конечно. Пугающе эффективный - и пугающе же хаотичный. Почему эту планирующую зигзагами птицу-долбоклюйку с бутылкой виски в лапе еще не выгнали из департамента лет так пять назад? Причина есть, и она по ходу игры становится довольно очевидной. Все внутренние голоса, составляющие мозаично-лоскутную личность героя, все его сшитое разноцветными нитками безумие, в другой ситуации обеспечившее бы ему место в уютной комнате с мягкими стенами, в морге - или, возможно, на Земле годов этак восьмидесятых в роли плохо кончившей звезды музыкальной сцены... Все это уникально сложилось так, что сделало его гениальным детективом. Таким, которые рождаются раз в сто лет, и о которых потом пишут книги. (Или не пишут, потому что кому интересны книги о пьяницах, пуляющих ботинками в окна гостиниц и нападающих на набитых опилками чаек?).

Даже если считать все, что творится в голове у Детектива, исключительно проявлениями его буйной (не то слово. Без-гра-нич-ной) фантазии, она - фантазия, то есть, - снабжает его картинами, настолько близкими в итоге оказывающимися к реальности, что даже страшно. В ином сеттинге, возможно, нашего полицейского назвали бы чародеем (волшебником? медиумом?). Ага, и фамилия его была бы Дрезден, и жил бы он в Чикаго... Кхм. Простите. Даже самый, казалось бы, практичный скилл, Visual Calculus, основанный исключительно на наблюдательности и умении сопоставлять факты, выдает Детективу целые пространственные графики, диорамы и трехмерные картины. Что уж говорить об Esprit de Corps ("внутреннее радио, настроенное на полицейскую волну"), Shivers ("чувство города") или - самое прекрасное - Inner Empire (говорить можно с чем угодно. Абсолютно с чем угодно. С собственным галстуком, со стеной дома, с ветром, с недельной давности трупом. И если вы думаете, что они не скажут ничего полезного, то вы ошибаетесь - молчаливая вселенная хранит столько секретов... главное, в них не потеряться).

20200224233239_1


Ким Кицураги - один из лучших напарников в играх, которые мне вообще когда-либо встречались. Если в момент первой встречи на него можно среагировать "это что еще за тощая морда в очках, мало мне похмелья с приправой из амнезии?", то уже через час игры испытываешь муки совести за подобные слова. На третий игровой день мой ГГ достал из кармана какую-то почти нечаянно туда попавшую наркоту, думая "а не нюхнуть ли перед важной встре... гм... ну, в общем, мне нужна быстрота реакции!". Ура, обрадовалась одна незамысловатая часть разума детектива. Но Ким же увидит, что ты снова-здорово принимаешь вещества и ОГОРЧИТСЯ, - печально сообщила эмпатичная другая часть. Ой, блин, сказал ГГ. И спрятал наркоту обратно. И так ничего и не пил и не принимал до самого финала. Курил только.

Откуда, что, почему это в сердцах завзятых суровых геймеров, проходивших Фоллаут 2 ни разу не протрезвев? Сложна душа человеческая.

ГГ и Ким, конечно, полные противоположности. Ким четко следует правилам, почти никогда не удивляется (и поэтому редкий шанс его удивить и восхитить - сделать что-то, чего он сам никогда бы не сумел), он везде полагается на логику и разумное объяснение. Рядом с ним ГГ, с его воображением, образной манерой речи, воплями "я есть закон" и "апокалипсис грядет", стилем "три минуты стою, бурчу себе под нос и нюхаю подобранную на помойке консервную банку, потом сообщаю, где прячется преступник" - это, конечно, цунами, ураган и кошмар. Но именно поэтому они - внезапно и практически сразу - срабатываются, как две части одного механизма. Ким держит ГГ в узде, как буквально - "Детектив, НЕТ МЫ НЕ БУДЕМ ЛЕЗТЬ В ЭТОТ МУСОРНЫЙ КОНТЕЙНЕР ПО ПЯТОМУ КРУГУ И ХВАТИТ ПРОСИТЬ ДЕНЕГ У КАЖДОГО ВСТРЕЧНОГО" - так и косвенно: ГГ а) коп, чувствующий ответственность за напарника, б) в глубине души добрый человек, который, может, и наплевал бы на себя самого и пошел бы вразнос, но Кима он разочаровывать не хочет. ГГ, в свою же очередь, ведет Кима по расследованию, помогая ему видеть шире, выше и за пределами, помогая ему допускать то, что невозможное возможно. В этом мире не изобрели бритву Оккама, так почему бы и нет?

В финале игры - без спойлеров - мне кажется, оба осознают что-то новое. Ким в итоге не дает ГГ соскользнуть обратно во тьму, проведя его по первым ступенькам - выше, с черного мутного дна, черт его знает, что там дальше, но хотя бы не сердечный приступ от попытки снять свой собственный галстук с вентилятора в прокуренном и вонючем гостиничном номере. ГГ показывает Киму мир за пределами логики, мир, в который он раньше не верил, новый способ решать задачи и раскрывать преступления. И...

(И это тем более не спойлер, что финалов у игры, кстати, много - и это всего лишь один из них. Но вы же об этом и так догадывались, да?)

20200226202818_1

Остальные герои - язык не поворачивается назвать их скучно-казенным термином "НПС" - лишь ненамного отстают от Кима. Они не просто говорят по-разному - они живут, воспринимают меняющуюся ситуацию вокруг, реагируют на нашего детектива по-разному. Нет ощущения, что некий гражданин А тут просто затем, чтобы выдать нам квест - нет, он тут просто живет, он врос в это продрогшее, соленое от морского бриза утро, в эту морось, равнодушно скатывающуюся по выбоинам на каменной кладке - следам от пуль времен старой Революции, в рыбный запах и крики рабочих со стороны забастовки у ворот гавани.

Мой второй любимый герой - рыжий мальчишка-беспризорник Куно ("FUCK DOES CUNO CARE?!"), юный преступник и наркоман; трогательная и мечтательная пожилая пара криптозоологов; девочка у дверей книжного магазина; мисс Диско Дансер, первая, кого герой встречает, выползя из дверей номера; хозяин гостиницы, желающий первым делом стрясти с нас долг в сотню реалов; представительница корпорации Джойс и лидер союза рабочих Эврарт; многие, многие другие. Кто из них врет? Кто из них говорит правду? Кто из них - в конце-то концов - убийца? Ну, так, чтобы мы про основную свою работу вспоминали иногда.

Чтобы найти убийцу, нужно не просто обвинить случайную подозрительную темную фигуру. И даже не просто выстроить цепочку из мотива-орудия-способа с доказательствами. Любая мелочь может оказаться важна, любая случайность связана с основным делом. Город похож на паутину: не ту, опасно поблескивающую в темноте подземелья, в центре которой поджидает многолапый хищник, а скорее нелепую, мокрую, забытую, с каплями от дождя на нитках, растянутую поперек садовой скамейки так, что тронь - порвется, приходится распутывать аккуратно и постепенно.

20200225165241_1

Компания говорящих умений в черепной коробке героя не просто так. Элизиум - это Диско, РПГ - это отыгрыш. От того, как вы себя ведете, какой путь в диалогах выбираете, формируется характер ГГ, его отношения с людьми, напарником... реальностью, наконец. (Реальностью - особенно). Можно без конца извиняться, принимая на себя вину за все творящееся вокруг: собственное пьянство, пьянство чужое, грязь на улицах, труп на дереве, забастовку рабочих. (Ужасная привычка, сама пытаюсь отучиться.) Можно начинать разговор с фразы "I AM THE LAWBRINGER" (бедный Ким Кицураги, как он нас еще терпит). Можно прокачать высокий Pain Treshhold и стать мазохистом в качестве побочного эффекта. Можно - даже - быть скучным, неоригинальным, всегда следующим закону копом... если вы так хотите. Boo-ring!

И, разумеется, можно быть расистом, фашистом, либералом, коммунистом... да хоть считать себя реинкарнацией великого коммунистического лидера Краса Мазова. "Он разложился на плесень и на липовый мед, а перестройка все идет и идет - по плану!". Без политики не получится: в этом городе у каждого есть свое мнение на происходящее (а происходит там, собственно, фактически революция на минималках), и и нельзя, находясь в центре этого происходящего, пытаться от него отделиться. Но в Disco Elisium разработчики сумели в politics done right: тут а) есть смешные-пародийные моменты, как и серьезно-интересные, и б) нет отсылок к нашему-современному-настоящему. Наконец-то. Я уже думала, что невозможно сделать игру с упоминанием политики и без упоминания Трампа, честное слово!

20200225172459_1

На раскрытие убийства есть лимит: семь дней. Но ограничение тут очень условное (да, я смотрю на тебя, Мор: Утопия, фу таким быть!): во-первых, время идет только в диалогах, т.е. носитесь по городу сколько угодно, хоть круги наматывайте, тренируясь в чемпионы по бегу трусцой, минутная стрелка не сдвинется. Красота, правда? И, во-вторых, бег времени останавливается в 2 AM - большинство жителей к этому часу отправились спать, но ключевые персонажи (Джойс, хозяин гостиницы, старьевщик, музыканты...) доступны в любое время суток. Кима можно отправить спать после 21:00, если вы хотите заняться чем-то в одиночестве, но если нет - он может спокойно вас сопровождать хоть в полной темноте. С фонариком.

(Вообще Disco Elisium гуманна к игроку. Забавный факт: даже если по морали\здоровью героя прошел урон, выбивший ему эту полоску до нуля, урон этот зарегистрируется не сразу, а через несколько секунд, позволяя  щелкнуть по нужной таблетке и быстро вылечиться обратно.)

20200226210018_1

Вселенная в игре не наша, конечно. Поначалу разницы совсем чуть-чуть, и она не бросается в глаза: город, Revachol, похож на застывший во времени сплав Франции, в которой революция пошла не туда и не тогда, и страны постсоветского блока и постсоветского времени, не знающей толком, что делать с этим "пост"-симптомом. Машины смахивают на механические кареты начала двадцатого века, полиция носит пистолеты, заряжающиеся с дула... А со временем вы начнете замечать все больше и больше деталей.

Отвлекусь немного от темы. Один из моих любимых... сеттингов? миров? - постапокалипсис, но очень специфический. При всех плюсах Фоллаута, мне больше нравится немного другое. Красота планеты, где  - уже - почти нет людей. Nier: Automata с заросшими мегаполисами, где бродят гигантские лоси; Submerged, море, проглотившее целый огромный город, с колесом обозрения и статуями; Yokohama Kaidashi Kikou, светящиеся из-под воды фонари и медленно угасающая цивилизация, чье место занимают древесные духи и странные звери... Миядзаки в это умеет, кстати, тоже, пусть и отвлеченно-смягченно. И некоторые игры, которые, казалось бы, вообще не о том, вроде My Time At Portia.

Так вот, я внезапно нашла еще один странный и красивый сеттинг, которого внезапно почти не существует (еще бы). Пре-апокалипсис.

Нет, это не когда послезавтра Черный Властелин лично перегрызет глотку каждому первому по списку, Адские Порталы раскроются на заднем дворе твоей японской старшей школы, из холодильника полезут инопланетные щупальца, и надо срочно бежать спасать всех и вся. Это у нас обычный рпг-сюжет, ничего сверхъестественного, "записываемся у того эстока, прямо вдоль клинка" (с). И уж тем более не что-нибудь вроде "Далекой Радуги" (терпеть ее не могу по ряду причин).

Это когда что-то сверхъестественное и нечеловеческое надвигается. Не завтра, не через год и даже не через десять-двадцать лет... но... когда-нибудь. Хрустальное чувство обреченности. Хрупкая нить надежды. И, конечно, "сейчас работаем, не отвлекаемся, быстро все заткнулись и занялись делом".

Это я к чему? Это я все о том же. Не забывайте расспрашивать окружающих. Ключевое слово - PALE.

(Одна из мыслей, доступных для "изучения" в процессе игры, так и называется, кстати - Cop of the Apocalypse.)

20200226000249_1

Cтоит предупредить, что английский в игре НЕ на уровне Beginner. Слова в словаре смотреть придется. Возможно, придется даже native speaker-ам (потому что периодически проскальзывают жаргонизмы из французского, финского... русского, кстати, тоже, радуйтесь, что хоть их гуглить не надо!). Как по мне - это только в плюс, лингвистический лишний багаж еще никому никогда не вредил. Кто играл в Fallen London\Sunless Sea\Sunless Sky - язык полегче. Немного. Но по-прежнему на голову выше базового "вы ударили слизня на пять единиц урона", конечно.

20200226233533_1

Давно мне не было так хорошо в РПГ. Так... правильно. Так интересно, захватывающе, печально, отчаянно, живо и насквозь.

Disco Elysium - безоговорочно - хит и шедевр. Для всех, кто скучал по отыгрышам и возможностям, для всех, кто упрямо говорил, что РПГ не про драки и гринд, а про персонажей, характеры и диалоги, для всех, кто любит прекрасно написанные истории, детективы, каплю фантастики, горький привкус нуара, смешать, не взбалтывать, подавать со льдом и музыкой диско под караоке.

(Квест с караоке пройдите обязательно. Он прекрасен.)
Tags: .платформа: pc, .рубрика: игры как искусство, .содержание: картинки, .форма: обзор, disco elysium
Subscribe

promo gamer december 14, 2012 10:36 42
Buy for 100 tokens
Советы авторам! 0. Если ваша статья крупнее расписания лекций третьего курса на четверг - прячьте под кат все, кроме одного небольшого скриншота\картинки и одного-двух абзацев. По кату обязательно кликнут и прочтут остальное, не беспокойтесь. 1. Определите для себя, о какой игре вы…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments