voencomuezd (voencomuezd) wrote in gamer,
voencomuezd
voencomuezd
gamer

Psychic Detective (1995)



На днях небезызвестная польская игростудия Bloober Team анонсировала «психологический хоррор нового поколения» The Medium. Главной его фишкой является возможность видеть реальность аж в двух измерениях – реальном и потустороннем, чтобы «увидеть полную картину» и разгадать загадку некого убийства. Идея, как нетрудно догадаться, совсем не новая – и примеры наверняка каждый вспомнит сам. Но по странному совпадению я недавно окончил совершенно другую игру про другого медиума, которая является давним предком всех этих интерактивных историй, где повествование можно увидеть «с разных сторон». Итак, отправляемся в девяностые, когда все только-только начиналось.

А Psychic Detective появился именно в середине 90-х. Время расцвета поиска скрещения кино и видеоигр, разработки инструментов интерактивности и широкого использования технологии FMV в этом процессе. Золотое время этих попыток, которые подчас превращались в натуральные короткометражные фильмы за миллионы долларов, сделанные в сотрудничестве с киностудиями, а обыватели искренне полагали, что такие вещи делаются чуть ли не коллективами с персоналом и технологиями НАСА или компаний Силиконовой долины. И я не шучу – можете посмотреть сериалы того времени и убедиться.

Игра является детищем продюсера Джима Симмонса из компании Electronic Arts. Его инновационный на тот момент проект быстро разросся и привлек к сотрудничеству компанию Colossal Pictures из MTV Liquid Television. Всего в работе участвовали целых 200 человек: 21 разработчик EA Studios, 80 членов съемочной группы и 95 актеров, из которых львиная доля была занята в массовке. Работа заняла почти два года: подготовка в виде мозгового штурма заняла три месяца – написание сценария со всеми вариантами шесть, основной видеоматериал снимали в течение шести недель в Сан-Франциско и Окленде и потом почти год редактировали и программировали. Всего игра заняла три CD-диска, на которых было около пяти часов материала. На практике прохождение занимает около 45 минут, так как абсолютно все действие – это, по сути, интерактивный видеофильм, который мы наблюдаем в экране по центру, вмешиваясь время от времени – но ни ускорить, ни остановить процесс не получится, разве что кнопкой Exit, которая предложит выйти или сохраниться.

Завязка игры типична для стандартного детектива. Наш герой – лощеный молодой человек Эрик Фокс. Это иллюзионист мелкого пошиба в захудалых заведениях, который, тем не менее, является самым настоящим экстрасенсом и может видеть прошлое предметов и переселяться в чужие тела. Несмотря на минимальную известность, его неожиданно нанимает загадочная девушка русского происхождения Лейна Позок, которая предлагает ему попытать силы на ниве частного сыска. Дело в том, что у нее загадочно погиб отец, который как раз тоже был связан с исследованиями паранормального. Верить нельзя никому, улик не сохранилось, а значит, способности медиума нашего Эрика – последний шанс на раскрытие дела. И парочка отправляется в особняк семьи Лейны, где мы встретим почти всех основных персонажей.









Ты что, скотина, костюм Джокера надел?!

Не очень оригинальное начало, да и основной сюжет не блещет ни изобретательностью, ни сложностью. Хотя, надо признать, он подкупает динамизмом – действие идет не больше суток почти в режиме реального времени, но событий игра вмещает с лихвой. Эрик с места в карьер становится свидетелем убийства, и далее все так и идет по нарастающей – повороты сюжета с убийствами, нападениями, слежкой и похищениями идут один за другим. Выясняется, что все преступления связаны с разработкой отцом Лейны неких «psychic collector» – что-то вроде вместилища душ и одновременно экстрасенсорного усилителя. Именно за эти несколько коллекторов, распределенных между персонажами, и идет борьба. И хотя Эрик уже умеет многое и без коллектора, у него куда более опытный противник. Это наш главный враг – загадочный экстрасенс-гипнотизер Макс Мираж – он же Lexi, он же Maxim Suhonov: зловещий лысый медиум, очень напоминающий Антона ЛаВея. Разумеется, параллельно растет романтическая связь с Лейной с традиционными поцелуями и признаниями в любви через два дня знакомства.

По существу, именно коллекторы и обеспечивают весьма незамысловатый геймплей. Вся вариация в игре построена на том, что Эрик может переселяться почти в любого персонажа, который проходит рядом с ним. Влиять на него не получится, но можно наблюдать все развитие ситуации глазами тела, в которое ты переселился. Причем это возможно, даже если тело весьма далеко – при этом само тело Эрика не чувствует никакого дискомфорта и живет само по себе, как будто ничего и не происходит. Никакого сюжетного объяснения этому, по сути, физическому раздвоению, не дается. Коллекторы несколько расширяют наши возможности – с их помощью можно вселяться в других людей на далеком расстоянии и даже влиять недолго на их поведение. Взаимодействие происходит очень легко и просто. В назначенный момент рядом с вами на плашке вокруг экрана в центре возникают портреты героев или изображения предметов. С помощью кнопок на клавиатуре/джойстике достаточно выбрать нужную иконку и нажать Enter. Вы либо переселитесь в тело другого героя, либо прикоснетесь к предмету, который даст вам психоделический флэшбэк, либо выберете вариант действия.









Звучит круто, но на деле все далеко не так радужно. В отличие от других интерактивных игр, где финал строится на переборе возможностей в ходе действия игрока, тут этого по факту просто нет. Сначала кажется, что перед нами много сюжетных линий, но стоит пройти игру несколько раз и становится понятно: вся история развивается одним, строго заданным путем с минимальными отклонениями в случае действий игрока. Как выясняется после нескольких прохождений, итог зависит в основном от финальной битвы. В нем предсказуемо предстоит столкнуться с главным врагом и попытаться победить его в загадочной игре «Черный бриллиант», своеобразном экстрасенсорном варианте шашек.

Суть проста – доска делится на восемь секторов, четыре синих и четыре красных, которые чередуются. Вместо шашек – кубики с лицами наших персонажей или артефактами из видений, которые мы регулярно наблюдали в процессе игры. Одна фигура может бить или не бить другую – и побеждает тот, у кого их осталось больше. Правила игры абсолютно непонятны и объясняются настолько смутно, что даже англоязычные игроки не смогли в них вникнуть. Какие фигуры бьют какие – неизвестно. Чем определяется выбор фигур в финале – тоже плохо понятно, так как можно загрузиться по десять раз перед игрой, и набор фигурок будет просто чередоваться. По всей видимости, если не считать очевидное влияние на сюжет, выбор фигур определяют степень частоты взаимодействия с персонажами и количество флэшбэков при прикасании к предметам, но нащупать их опытным путем нелегко. Всего в игре 14 (а не 12, как кое-где написано в отзывах) концовок, из них около четырех условно хороших, в которых наш враг сходит с ума – в плохих же, как правило, то же самое происходит с Эриком.

Получается, что у игрока есть свобода действия, которая по факту почти ни на что не влияет. Все, что он может – просто раз за разом просматривать одну и ту же историю с разных сторон глазами разных персонажей, постигая разные ее части и какие-то нюансы, которые, возможно, помогут ему в финале. Более или менее влияние игрока на сюжет происходит только в самом конце игры, когда можно попытаться спасти пару персонажей, разными путями добыть один из коллекторов и наконец, тремя способами пройти к главному злодею. Но по факту все эти действия не принципиальны. Вдобавок игра идет практически без остановки и с минимальным временем на отдых и размышления. Очень часто действовать надо быстро и безошибочно – порой на выбор действия дается всего несколько секунд. Сохранение в игре есть, но одно-единственное на все прохождение. Это означает, что в случае переигрывания надо проходить все заново и не делать никаких ошибок, если хочешь выяснить степень влияния своих решений на сюжет. Надо еще учесть, что по прихоти авторов игры коллектор попадает в наши руки за весь сюжет не больше 3-4 раз и прикасаться к нему больше двух раз подряд опасно – Эрик просто теряет сознание. А значит, в самом конце этот принципиально важный элемент может и не сработать. Так что игрок просто обладает минимальным воздействием на происходящее при крайне малопонятных правилах прохождения.









Собственно, в этом основная причина того, почему ныне игра безбожно устарела и даже по меркам 90-х вряд ли могла сохранять интерес. Интерактивных игр с влиянием на сюжет действием вышло в дальнейшем очень много и большая их часть была куда лучше, чем Psychic Detective – достаточно назвать The Last Express, Blade Runner или Spycraft. У них были лучше и сюжет, и визуальная оболочка, и геймплей, и концепция интерактивной игры. Psychic Detective на этом фоне выглядит бледно даже со званием одного из пионеров субжанра. И это не говоря уже про многочисленные просто интересные FMV-квесты с возможными концовками типа Gabriel Knight 2, Phantasmagoria, Harvester, X-Files. The Game и т.д.

Техническое качество игры для 1994 г. в целом серьезное, но ныне впечатление не производит. Видео присутствует в сравнительно небольшом экране по центру, причем оцифровано оно неважно – в том же Gabriel Knight оно было гораздо лучше. Звук, впрочем, записан получше. Экран часто меняется с помощью рисованных эффектов и искажения перспективы, символизирующих изменение сознания героя. Есть также много резких психоделических вставок – тема психоделики тут вообще пронизывает практически всю игру. Персонажи играют традиционно для FMV 90-х плохо, несмотря на то, что среди них порядочно более-менее успешных в дальнейшем сериальных актеров. Например, Лейна Позок в исполнении польки Беты Позняк начинала в Америке с высокого старта – фильма «Пули в Даллесе» самого Оливера Стоуна. Спасибо хотя бы злодей достаточно харизматичен. Юмора в игре не слишком много, но по традициям FMV 90-х он тут есть и нередко. Особенно «плохие концовки» с Эриком, который в пижаме глотает слюни и играет с куклами, наверняка вас порадуют, потому что никакого сочувствия заносчивый и не слишком умный главный герой у вас в ходе игры не вызовет.

Есть и бонус для отечественного игрока. По каким-то причинам авторы вздумали приплести к сюжету популярную в 90-е тему русских эмигрантов и секретов КГБ, которые, оказывается, теснейшим образом были связаны с программой изучения экстрасенсорики. Так что наша семья Позоков – из русских, а значит, приготовьтесь к редкой, но веселой клюкве. Это отдельные слова, а то и целые фразы на русском с чудовищным американским акцентом; русско-польско-американские имена типа Monica Pozok, Chad Bitalski, Lexi Golitsyn, Anna Slaznowicz и madam Tikunov; мелькающие на фотке зловещие KGBшники в ушанке и в сталинском мундире с сувенирными наградами; меланхолическая мелодия на скрипке «Подмосковные вечера» в местном ресторане; а также несколько флэшбэков с детством Лейны, в которых она с сестрой одета в платочек и какие-то экзотичные костюмы, больше напоминающие карикатурные румынские или венгерские национальные одеяния.









Типичные КГБшники.

Игра выходила на PC, 3DO и PS. Версии отличаются друг от друга незначительно – даже интерфейс почти один и тот же. В частности, в PS отсутствуют отдельные кадры слишком жестокого или эротического содержания, которые, впрочем, выглядят достаточно пуритански даже для телевизионного проката в прайм-тайм. Увы, игра лишена субтитров, что затрудняет прохождение – с большим трудом в интернете можно найти только PS-версию с русскими субтитрами от пиратской студии «Вектор». На Dosbox игра требует вдобавок настройки со звуком в GUS, который надо либо настраивать самому, либо – и предпочтительнее – найти на пиратских сайтах версию с заранее настроенным config-файлом.

Итого – Psychic Detective не может особенно похвастаться выдающими особенностями, так как был лишь пробой пера на пути попыток создания интерактивных FMV-игр – жанр, довольно быстро тогда погибший, да и сейчас развивающийся с переменным успехом. Тем не менее, учитывая недолгое прохождение и несложное управление, потратить какое-то время на него можно – как из исследовательского интереса, так и по ряду других причин.








Tags: .рубрика: когда компьютеры были большие, .форма: обзор
Subscribe
promo gamer december 14, 2012 10:36 41
Buy for 100 tokens
Советы авторам! 0. Если ваша статья крупнее расписания лекций третьего курса на четверг - прячьте под кат все, кроме одного небольшого скриншота\картинки и одного-двух абзацев. По кату обязательно кликнут и прочтут остальное, не беспокойтесь. 1. Определите для себя, о какой игре вы…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments