Chapaevec (voencomuezd) wrote in gamer,
Chapaevec
voencomuezd
gamer

Category:

Heart of China (1991)



Созданная в 1980-х г. в Орегоне студия видеоигр Dynamix была в свое время весьма успешна и больше десяти лет специализировалась на экшн-адвенчурах, спортивных аркадах и танковых симуляторах, используя как 2D, так и нарождающуюся трехмерную графику. В частности, именно эта студия сделала один из первых танковых симуляторов – "Abrams Battle Tank". Основатель и основной автор игр студии Джефф Таннелл в итоге проработал в игроиндустрии более тридцати лет. Рост популярности квестов в 1980-90-х захватил в конце концов авторов, и они слегка отметились и на этом направлении. Всего они смогли сделать не больше полудесятка более-менее заметных квестов, среди которых первым был довольно интересный киберпанковый триллер "Rise of the Dragon" (1990) и игроизация Артура Кларка "Rama" (1996), о которой я уже рассказывал. Все эти игры были выпущены для издателя – Sierra Online, для которой Dynamix в итоге делала "Space Quest V: The Next Mutation". В промежутке между этими играми, основываясь на квестовом опыте "Rise of the Dragon", компания создала игру с романтичным названием "Heart of China" (1991), в которой отдали дань популярному жанру исторического приключения "а-ля Индиана Джонс". Именно это и вызвало мой интерес к игре – поскольку и саму Индиану, и подражания ей я вполне люблю и не против познакомиться с каждым таким экземпляром, в надежде, что он окажется удачным.





Правда, относительно вдохновленности Индианой я немного ошибся – на самом деле все несколько сложнее. В действительности, хотя это с тех пор и позабылось, сюжет игры навеян старым-добрым приключенческим фильмом "Воздушная дорога в Китай" (1983) с Томом Селлеком. А вот этот забытый ныне фильм – действительно, в свою очередь, был вдохновлен успехом "Индианы Джонса". Судите сами. Сюжет фильма рассказывал о том, что живущая в Турции 1920-х гг. британская аристократка нанимает отставного американского пилота, аса Первой мировой войны, чтобы спасти в Китае своего пропавшего отца, иначе семья потеряет наследство. Вместе они летят в Китай на двух самолетах и в итоге спасают его в блокированном городишке от местного "военного барона".





Видимо, всегда отличавшиеся тягой к игроизации проверенных сюжетов авторы из Dynamix решили не усердствовать – и просто перевернули фабулу фильма, кое-что заменив и переставив. В итоге в Китае 1930-х китайский "военный барон" похищает девушку-медсестру Кейт Ломакс, и ради спасения ее отец нанимает в Гонконге отставного американского пилота, аса Первой мировой войны – Джейка Мастерса по прозвищу "Счастливчик". В помощь ему добавлен третий персонаж – китайский криминальный авторитет и профессиональный ниндзя Цзяо Чи (так вроде бы надо транслитерировать по-китайски "Zhao Chi"?). Далее сюжет опять скачет по разным странам, только маршрут проложен в обратную сторону – Непал, Турция, Париж. В наличии также угроза опоздать и потерять награду (что сопровождается статистикой уменьшения этой суммы), авиационные перелеты, традиционная любовь персонажей и вновь – захваченный военным бароном мелкий городишко. Впрочем, несмотря на это, догадаться о сюжетной вторичности игры не так легко – авторы постарались сделать сценарий интересным и более-менее разнообразным, оформив его в кинематографичным стиле.





Самым большим достоинством игры является ее визуальная часть, которая для 1991 г. была ультрапередовой, так как большинство персонажей тут – оцифрованы с реальных фото. Сейчас это сложно оценить по достоинству, но тогда полтора года ушло на фотосессии 80 актеров, которых совместили с 200 вручную (!) отрисованными фонами. Для 1991 г., когда большинство игр даже не вылезло за рамки 8-битовых изображений, это было очень впечатляюще. Причем я не заметил неаутентичных лиц, костюмов и реквизита, которыми были славны тогдашние авторы видеоигр – тут все наоборотя, они очень старательно подобрали актеров, даже на роль китайцев, и снарядили их не хуже иных фильмов.

Вкупе с отличной рисовкой это дает ощущение большой реалистичности. А графика здесь выполнена достойно, включая не только чисто художественную часть, но и исторический антураж. Действительно создается ощущение редкой подлинности историко-приключенческого кино благодаря симпатичным пейзажам, аутентичному быту, историческим костюмам и т.д. При этом отлично видно, что историзма тут по факту не больше, чем в том же "Индиане Джонсе", потому что только такой условностью можно объяснить, откуда взялся ниндзя в Гонконге (это же японский феномен?), почему турки в 1930-х гг. ходят в весьма точной униформе времен Первой мировой, но пользуются почему-то шекелями вместо лир; а самое главное – откуда у мелкого китайского военного сепаратиста взялся танковый отряд аж из трех британских "ромбов" Mark V.





Все это, конечно, не должно нас смущать, потому что это условности в духе приключенческого кино. А действие сделано динамично и в подчеркнуто кинематографичном стиле. В сюжете очень много стоп-кадров, заменяющих кат-сцены, великолепно выполненная мелодичная музыка, включающая в том числе открытую переделку марша из "Индианы", демонстративные экшн-сцены с погонями, перестрелками, взрывами и прочим. Одним словом, скучать в этом отношении не придется – как и положено в интерактивном квесте тех лет.





То же самое касается и геймплея. Действие делится на четкие определенные "главы", всего около 5-6 штук, каждую из которых не так легко пройти со стороны, кроме разве что самой первой, вводной. Как и положено в жанре, тут представлен широкий выбор смертельных или неудачных концовок, поэтому сохранение в каждой главе жизненно необходимо. Загадки в основном строятся на использовании предметов и правильном выборе диалогов. В этом отношении кроется немало сложностей и неочевидностей. Так, многие подобранные предметы в итоге никогда не понадобятся, о чем игрока, конечно, не предупреждают. Некоторые предметы, которые, по идее, нужны – бесполезны, и вместо них нужно взять другие. Некоторые предметы нужно использовать, переместив на персонажа в инвентаре – в итоге я застрял на три часа и для меня стало открытием, что тут есть возможность ИНТЕРАКТИВНОЙ стрельбы, да еще и мышкой – это в 1991 году-то, когда мыши еще не у каждого компьютера были!





Но самое главное и самое сложное – это диалоговая система. Первые уровни она не представляет большой проблемы, но последние две-три главы она принципиальна важна. Только с ее помощью можно получить понимание обстановки и успешно пройти сюжет. Многие неправильные ответы влекут за собой неприятные последствия или прямо проигрыш и dead-end, по традициям интерактивных квестов. Потому нередко приходится выбирать комбинации из двух, трех, а иногда даже четырех правильных ответов, что далеко не так просто, как кажется. Особенно, учитывая, что игра только на оригинальном английском. Застрять поэтому тут в некоторых местах – легче легкого. Зато – масштабная диалоговая система содержит множество вариаций с разной реакцией наших героев, и даже провальные варианты дают много интересных реплик, в которых огромное количество юмора в лучших традициях "индианы". Многие диалоги к тому же необязательны или допускают неопасные, но интересные вариации. Хохмы ради стоит выбрать иногда и очевидно неправильные варианты – они часто приводят к забавным и неожиданным последствиям, ради разрядки юмором.





Индиана вообще невозможна без веселого юмора, так что тут его в избытке – правда, он строится в основном на образе нашего героя, "Счастливчика" Джека Мастерса, который представляет собой типичного комического героя приключенческих лент. Это ас Первой мировой в кожаной куртке и с белым шарфом, который безумно гордится безнадежно ушедшей фронтовой славой и всегда заказывает в баре двойной скотч. Он – разбитной и эгоцентричный авантюрист с толикой высокомерия, расхлябанности и невезучести, который постоянно влипает в мелкие неприятности. Но при этом – отличный пилот и стрелок, парень не робкого десятка и верный товарищ. Разумеется, красной нитью через действие проходит его дружба с напарником, китайцем Чи, который, по традиции, полная его противоположность – немногословный, умный, сдержанный воин, иногда, правда, немного карикатурный в своем достоинстве ниндзя. А потом появится и любовь к нашему герою спасенной блондинки, которая вскоре будет спасать его самого от неприятностей. Все три персонажа, кстати, интерактивны и между ними можно время от времени переключаться. Радует и то, что некоторые задачки можно решить разными путями – например, задачу, как пробраться в крепость китайского "военного барона".





Кроме того, в действии есть три небольшие интерактивные мини-игры: симулятор танка, игра в наперстки и аркадная драка на крыше поезда на саблях. К роли мехвода трехмерного танка Mark V, который авторы явно сделали, не удержавшись от привычного танкового симулятора – у меня никаких претензий нет. Выполнено отлично, даже несмотря на чудовищный примитивизм графики 1991 г. После относительно недолгих тренировок уровень проходится легко, а ощущение работы лихого танкиста в экзотическом сеттинге 1930-х гг. – бесценно! Погоня, стрельба, уничтожение танков противника – вот всего этого мне и не хватало в игроизации "Последнего крестового похода" от LucasArts 1989 года! Игра в наперстки тоже несложна – достаточно внимательно следить за шариком, ведь тут, в отличие от реальности, у наперсточника легко можно выиграть. Но вот аркада на поезде – это самый провальный момент игры, с которым разработчики позорно промахнулись. Борьба с противником идет на чудовищной скорости, в ходе которой нанести врагу полноценный урон практически нельзя. Привычных ударов в трех направлениях тут нет – только атака, блок и ходьба вперед-назад. Вдобавок управление почему-то сделано мышкой – нужно уметь переключать курсор между четырьмя разными клавишами. В итоге противник практически всегда теснит вас к краю вагона и скидывает с него, хотя самого его скинуть нельзя – он просто перепрыгивает на соседний. Ну и где тут логика и, главное, элементарное удобство? А когда мне с неимоверным трудом все же удалось его отогнать, игра на минуту прервалась серией скриншотов и оказалось, что… нет, это была не победа, а только кат-сцена, после которой надо было продолжать!!! И конечно, после такого сюрприза я сразу проиграл!







Что самое обидное, я мог бы все-таки преодолеть этот момент, если бы не совершенно тупая придумка с тоннелями, через которые постоянно проносится наш поезд и приходится поэтому каждые полминуты пригибаться и терять архидрагоценные секунды боя. Получается, что игрок должен сражаться с противником, с бешеной скоростью переключать клавиши при неудобном управлении и вдобавок успевать следить за необходимостью пригнуться. Это чудовищно неудобно, поэтому я за примерно сотню попыток подобрался к финалу раза два – и так и не смог победить. В общем, плохая аркада. Драка с саблями на крыше поезда в "Last Express" была сделана намного удобнее и удачнее. Хорошо еще, что аркады в этой игре можно просто пропустить, что я, махнув рукой, и сделал.





В общем, несмотря на кажущийся ограниченный геймплей и всего два с половиной часа сквозного прохождения – "Heart of China" не так проста и местами над ней придется покорпеть в исследовании неочевидных моментов. Но – это яркий, забавный, динамичный и небезынтересный проект. Твердый и крепкий середняк с кинематографичным сюжетом, редким в квестах экшном, с вполне играбельным и интересным и поныне геймплеем, а главное – с отличной графикой и музыкой. Так что фанатам жанра или любителям историй в духе "индианы" рекомендуется играть в него и сейчас, особенно если английский текст оригинала для вас не представит затруднений.



Tags: .форма: обзор, adventure time
Subscribe

promo gamer december 14, 2012 10:36 42
Buy for 100 tokens
Советы авторам! 0. Если ваша статья крупнее расписания лекций третьего курса на четверг - прячьте под кат все, кроме одного небольшого скриншота\картинки и одного-двух абзацев. По кату обязательно кликнут и прочтут остальное, не беспокойтесь. 1. Определите для себя, о какой игре вы…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments