На заре двухтысячных от всяких факиров, фокусников, медиумов и тому подобных сомнительных личностей просто не было отбоя. На ежегодной выставке все тут же начинали сыпать идеями, проектами, один краше другого, и уверять, что они обязательно выйдут точно в срок, и вы увидите такое, чего никогда даже не видели. И легко было им поверить, ведь ролики, арты и презентация уже готовых демо-версий заставляли не сомневаться в верности идей того или иного разработчика. И ведь, шельмы, не врали, совсем. Разве только что приукрашивали самую чуточку. Одним из таких зазывал был и Крис Тейлор – создатель фентезийной стратегии Total Annihilation и ее продолжений Kingdoms и Iron Plague. Он мог бы и дальше развивать эти перспективные серии, но Microsoft очень тактично пригласила к себе, и после третьей чашки чая с базиликом он и сам не заметил, как подписал вечный (уа-ха-ха!) контракт. И вот тогда о Крисе все окончательно забыли.
Он вынырнул из плена аккурат осенью миллениума и предложил корпорации свой вариант на события, происходящие в стане ролевых игр. А тогда все экшн-ролевые делились на «дьябло» и «убийцы дьябло» игры. Иногда, конечно, выходили очень неоднозначные игры (NOX, Revenant), но большинство упрямо клепало клонов суперигры Близзардов и уничтожалось в геометрической прогрессии. И ничто не могло остановить привычный порядок вещей. Но Крис, пройдоха, и не собирался его менять. Он решил еще больше упростить концепцию и мало-помалу стал заканчивать свой секретный проект. Сменилась осень, зима, пришла пора оттаять и всем остальным. И пока все в спешке готовились к остальной выставке, решая, что и как показать публике, то Крис уже выпустил свой грандиозный и нелепый Dungeon Siege.
Грандиозный, потому что в игре был огромный бесшовный мир и размах нехилой рпгшки. А нелепый потому что все эти компоненты никак не хотели уживаться друг с другом. Кстати, именно от этой игры в народе пошло понятие «закликай врага до смерти». Крис как обычно, немного перемудрил с концепцией и стал заложником собственного детища.
Хотя сначала Dungeon Siege состоит сплошь из положительных моментов. В начальном ролике нам говорят, что королевство Эбб захвачено темными силами, в следующую минуту эти же темные силы с радостным воплем налетают на ферму, где мы в обличье мирного крестьянина копаем огород. В общем им не повезло, ошметки так и остались валяться на стене, а фермер, вооружившись попавшей под руку лопатой, пошел освобождать мир. И тут началось.
Классы в игре отсутствуют как класс, любой герой лепится с нуля. Будешь много кидаться файерболами – увеличится интеллект, рубить мечом – сила, стрелять – ловкость – все как видишь очень просто. Так же обстоит дело и с экипировкой. Некоторые доспехи можно надеть сразу, другие ты даже поднять не сможешь, пока не нарастишь себе мускулы. Хотя это делается элементарно – живая экспа всегда готова погибнуть для правого дела.
Монстров в игре много, очень много и почти всегда накатывают лавиной. Ну, чисто физически, не встречаются по одному. Трое-пятеро, десять, на последних порах тридцать-сорок существ, и все пытаются поубивать героя. Но сделать это не то что тяжело, а попросту невозможно. Почему? А все благодаря превосходной системы отпития из бутылочек. Фляги со здоровьем усыхают ровно настолько, насколько пополняешь силы и ни каплей больше. Почти всегда можно встретить в инвентаре массу не доконченных бутылочек, скляночек и банок. Причем все выпивается одной кнопкой, поэтому шансов у врагов нету никаких, особенно если у тебя бутылок много, а у них жизней мало. Также одной кнопкой собирается шмот, раздаются приказы, да все делается ей родимой. И это – гениально! Не нужно никуда бегать, чего-то там искать, нажал кнопку и все, не отвлекаешься от приготовления блюда.
А они бывают самые разные. Ведьмы под соусом, гоблины в кляре, кабаны на вертеле, пауки в собственном соку, даже дракон имеется. Как видишь, есть из чего выбирать. Но один же есть не будешь, поэтому нужны собутыльники, и их есть у меня. Маг, воровка, паладин, жнец – вся честная компания плюс ослы. Ослы – это вообще изобретение за разумом происходящего. Помнишь, в Дьяблике все жаловались на маленький инвентарь, Крис смотрит на это взглядом удава на кролика – теперь эта проблема решена. Ходячий инвентарь всегда с вами и сопровождает вас повсюду. А большое количество жизней и необъятные сумки дают возможность не отвлекаться от любимого дела. Нет, ну кто бы еще додумался до такого! А так без ослов совсем никуда. Особо жадные манчкины, впрочем, закупают сразу восемь ослов (а больше нельзя) и прут на врага, ни с кем не делясь трофеями.
Диалоги и сюжет в игре до одного места, есть и слава богу, а что действительно восхищает, так это графика. Она не просто чудесна. Она совершенна. Все эти пещеры, сталактиты, мосты над горными пропастями, суровые каменные крепости, узкие склепы, обширные леса, где из-за деревьев не видно неба, жаркие пустыни, горные реки и даже технофабрики гоблинов производят совершенно неизгладимое впечатление и хочется смотреть и смотреть на эту красоту снова и снова.
И игра абсолютно бесшовна, Крис не обманул. Нигде не найдешь даже малейшего намека на загрузку, все происходит плавно и мгновенно. Поднялся с подземелья на лифте – добро пожаловать в заснеженный край, вышел из леса и вскоре, протопав по дороге, попал в очень жаркую пустыню. Все гениально, и в то же время не отрываясь от производства. А теперь о негативе.
А негатив здесь один и это те самые пресловутые монстры. То есть сначала весело, красиво, интересно и все такое, но потом их количество и нескончаемый поток начинает просто напрягать. Затем бесит, а позже приходит мысль, а не вырубить ли ее часом и не забыть навсегда. Монстры просто прут из всех щелей. И сантиметра нельзя пробежать, чтобы не наткнуться на особо злобного представителя местной фауны и его десять друзей. И никуда, никуда от этого не деться. Поэтому упорно кликаешь мышкой на очередных, и еще, и еще, и еще, и еще врагов, пока не достигаешь следующего пункта назначения, а там все повторяется заново. Исключение составляют города, но их преступно мало, а так все всегда и везде запружено врагами. Устаешь быстро, но потом все-таки снова возвращаешься к ней. Потому как несмотря на манчкинство что-то в игре такое есть, и это что-то душа, душа Криса Тэйлора.
П.С. Господин ПэЖэ в свое время писал, что это первое в мире интерактивное кино. Мол, оставь игру в покое и посмотри, что через какое-то время твой аватар найдет себе врага, потом еще одного и малу-помалу будет сам продвигаться к выходу. Я, в принципе с ним согласен, так оно и есть, но лучше все-таки посмотреть его самому.
П.П.С. Был одноименный фильм Уве Болла со Стэтхемом в главной роли. Некоторые реплики просто сражали наповал, как и непроходимая тупость актеров и скудность спецэффектов.
Community Info