kutyrevegor (kutyrevegor) wrote in gamer,
kutyrevegor
kutyrevegor
gamer

Categories:

Эстетика Зла в Компьютерных играх: эффект Люцифера (I часть)

Вымышленное зло романтично и многообразно; реальное зло - мрачное, однообразное, пустое, скучное. Вымышленное благо скучно; реальное благо - удивительное, необычное и упоительное...

Симона Вейль

Мы помещены в мир, который налагает на нас обязательства. Проблема зла - это наша проблема.

Ларс Сведсен






Нас окружает мир, полный несправедливости. Мир жестокий и хаотичный. Мир, управляемый случаем. Традиционная космология "надлунного и подлунного миров" рухнула, открыв путь науке. Сатана пал оставив после себя проблему в обсуждении зла среди людей. Как говорить о зле, лишившись вселенского антагониста? Сегодня мы согласно Л. Сведсену: "сталкиваемся с парадоксом - зла как будто бы нет и в то же время зло вездесуще: зло отсутствует в нашем отдельном опыте и зло вездесуще, если основываться на реальности, освещаемой в СМИ".

Но ещё с большим парадоксом мы сталкиваемся, когда посредствам искусства способны видеть во зле красоту, а в насилии - проявление уточённого. Согласно Канту, утонченное пробуждает в нас «негативное удовольствие», которое притягивает и отталкивает одновременно. Игра - это тоже искусство и поэтому я не смог пройти мимо такой интереснейшей темы как Эстетика Зла в Компьютерных играх (далее - КИ). Предлагаемая Вашему вниманию статья содержит смелый замысел проанализировать этот феномен. Для этого автору потребуется рассмотреть следующие вопросы:

• Какова история проникновения романтического зла в игры?
• Какие существуют виды эстетизации зла в КИ? Почему мы приветствуем зло в играх?
• Какова опасность эстетизации зла через КИ?

Но для начала давайте разберемся, что есть объект нашего исследования. Будем делать кратко, т.к. объёмы статьи не представляют возможным развести тут эпическое философствование. Итак что есть Эстетика? Если кратко, то это дисциплина о сущности и формах прекрасного в искусстве. Можно сказать и лучше и найти более развёрнутое определение, но копипастить всё из Вики мне не хочется (сами можете, не маленькие).
Гораздо сложнее дать определение ЗЛУ. Тут одних теорий в сфере теологии столько, что можно несколько лет разгребать, а так и не понять что это? Отсутствие блага и Бога или изначальное несовершенство, или может быть это акт свободной воли или это испытания, чтобы укрепить и сделать нас более совершенными?




Над вопросами добра и зла - вечными вопросами ломали голову не только философы, литераторы, художники, учёные, политики, но и люди менее знающие, а учитывая доставшееся нам с вами духовное наследство нет-нет, да и выскачет где-нибудь на вечернике после бокальчика красного... этот вопрос... Стало быть нужно как-то ограничивать, иначе - потоп.

Посему я скажу, что в статье исследуется эстетика зла в первую очередь нравственного. Зла, зависящего от человека и его свободной воли. Главные вопрос не что есть ЗЛО! (на него я понятное дело всё равно не отвечу так, чтобы угодить всем и себе в том числе) и не почему мы делаем зло (здесь я тоже боюсь влезть в необъятные дали), но почему зло в компьютерных играх нам кажется притягательным? "Эстетическое часто рассматривается как автономная сфера, свободная от законов морали, а зло, превращенное в объект эстетики, в значительной мере утрачивает нравственные характеристики" - Ларс Сведсен.

Ввиду того, что объём мыслей не влезает на страницы одной статьи приходится её бессовестно резать на несколько частей.

Мнение автора может не соответствовать мнению редакции и читателей. И это нормально:))



«Но знай, к Добру
Стремиться мы не станем с этих пор.
Мы будем счастливы, творя лишь Зло,
Его державной воле вопреки»


Джон Мильтон «Потерянный рай»

"Лучше царствовать в Аду, чем прислуживать на небесах"

Джон Мильтон «Потерянный рай»


История проникновения романтического зла в игры.



(Сатана призывает мятежных ангелов
Уильям Блейк)




Предысторий эстетики зла можно считать древнюю и античную эпохи где наряду с героями и богами в мифах, легендах и сказаниях фигурировали не просто абстрактные чудовища, но чудовища с собственной "биографией", обычно символизирующие естественное зло: природные катаклизмы, неурожаи, болезни, войны (тоже относили к своеобразной естественной стихии). Хотя гораздо более, чем чудовища нас интересуют так называемые "антогонисты" божественного пантеона, воплощающие в себе не только природу монстра, но и человека. В Древнегреческой и римской мифологии к ним можно отнести великанов, циклопов и титанов, турсов (не путать с трусами) в сканидавско-германской мифологии, данавов в индуизме, разрушителей-великанов в славянских мифах.

Помимо общих чудовищных черт (звериные и змеиные хвосты, лапы, щупальца, крылья, рога, шерсть) олицетворяющих стихии у данных существ присутствует весьма "человеческий" порок (а так же человеческая часть - чаще всего верхняя половина тела) в виде отсутствия чувства меры, необузданных влечений, иррациональности благодаря своей преувеличенной физической силе и огромным размерам.

Однако притягательность таких чудовищ для древнего и античного человека весьма сомнительна, скорее их неукротимость вызывала как неукротимость землетрясения, цунами, извержения вулкана, смерча - страх и ужас.

С Тёмными Богами всё обстояло несколько интереснее: они были не только объектом страха, но и почитания. Аид, Рудра, Шива, Ангхро-Майнью, Ариман, Аид, Гермес Хтоний, Локи, Ний, Чернобог, Геката, Макошь, Яга - вот неполный перечень божеств, которым в том числе поклонялись древние люди. А какой же это неиссякаемый источник вдохновения для концепций новых и новых игр. :)))



Например Петр Альбин в "Миснейской летописи" говорит: "славяне для того почитали Чернобога, как злое божество, что они воображали, будто всякое зло находится в его власти, и потому просили его о помиловании, они примиряли его, дабы в сей или загробной жизни не причинил он им вреда". В культах Тёмных Богов уже можно найти помимо страха и чисто практических задач (защита от "стихий", боли, мора, смерти) и объяснения исходных начал и принципов мироздания, так же своеобразную эстетику, проявляющуюся в виде фетиша и тотемов (подробно об этом писал дядя Зигги в своей книжке "Тотем и табу").

И всё-таки главной задачей жрецы считали откуп от Тёмных Богов жертвоприношениями и служением, а не стремление призывать их на землю и исполнить свои желания.

Итак, говорить о современном изощрённом эстетизме зла нельзя, да и возможно ли проникнуть в голову людей, справлявших кровавый Культ Гекаты несколько тысяч лет назад? Но мы как люди можем попытаться вникнуть, пользуясь методом Дельтея на уровне здравого смысла в те времена. У людей во все времена сохранялся общий ряд характерных черт, который понятен нам на или интуитивном уровне или на уровне здравого смысла. Конечно имеются и недостатки - нет объективного знания, да и сомневаюсь, что вникнуть в душу древнего жреца-фанатика Кровавого бога представляется возможным... И всё-таки мы попробуем :))

Определенно имелся мотив удовольствия и экстаза. Ведь если подумать люди не могли не наслаждаться своей причастностью к богу, а попутно и властью над жертвой для обряда (здесь они сами становятся подобны тем, кому поклоняются).

Ну раз есть удовольствие от процесса, пускай и кровавого и злого, то почему бы ему не быть чем-то прекрасным?

“У Персефоны жрецом служишь ты в ее доме священном,
душ обреченных владыка, ты их провожаешь под землю;
Их ты низводишь, когда роковое приблизится время.
Все заклинаешь ты жезлом волшебным, священным, снотворным
И усыпленных опять воскрешаешь.”


(гимн Гермесу Хтоническому)

Так описывают черного бога Гермеса, чья слава торговца и плута почему-то пересилила его истинное начало бога Смерти и мести, превратив в светлого красавца. И всё-таки массового уточненного эстетизма перед злом как такого не существовало.

В средние века наряду с естественным злом окончательно "вызревает" мотив метафизического зла. Но на Руси и в Европе он шёл с различной спецификой. Поскольку мы всё-таки живём в России, то следовало бы обращаться к её истории. "Метафизическое" зло Дьявола, искушающего человека, наслаивалось на мощный пласт природного, естественного зла тёмных духов, которые по сути могли и одарить своего послушника в обмен на жертву.



С принятием христианства в 988 г. на Руси стали возникать новые представления о Боге, рае и аде. Преображаясь сквозь призму первобытных религий они формировали поистине необычное мировоззрение, где магия, дохристианская обрядность, духи переплеталась с христианскими святыми, иконами, Единым Богом и Дьяволом. Если мы обратимся в к сказкам, являющимся довольно-таки любопытном видом народного творчества, то заметим, что церковная теория Дьявола (Беса) весьма плохо прививалась среди народа. Бес в народных русских сказках не носит каких-либо демонических признаков духа зла, и ада, каким он рисуется в христианской демонологии он любит подшутить над человеком, но часто подчиняется, оказывая услуги и столь же близок у человеку как любое природное существо. Враждебным он становился не по своей изначально "злой" природе, но потому что его не кормили. Такое состояние дел в городах и деревнях (особенно в последних) можно проследить вплоть до удельно-княжеского периода раздробленности.

А что же в Тёмной Европе? Как там обстояли дела с о злыми мистическими культами и сатанистами? В них-то наверняка присутствовала эстетика и наслаждение злом? Откуда же начали черпать вдохновение романтики XIX вв.? Очевидно, что такие тенденции существовали, иначе зачем раннехристианские ереси и гностические учения интегрировали в себе тёмные языческие и магические ритуалы? Не буду дальше разглагольствовать. т.к. рамки статьи не позволяют. О сатанизме, роли катаров, люцефирианстве и иных фактах становления религии "Зла" можно почитать в весьма спорной, на мой взгляд, статье Фролова здесь:
http://psyfactor.org/satanism.htm, а мы движемся дальше.



Очевидно, что истоки романтического "зла" следует искать в произведениях авторов и художников эпохи Возрождения, когда монополия церкви на знания и мировоззрение пошатнулась. Возникла идея прогресса, разрушились границы между искусственным и естественным, механика становится основной наукой, а человеческая мысль сбросив догматы ринулась вперёд.


Прежде всего следует упомянуть Данте Алигерьи представившего Ад в "Божественной Комедии" настолько реальным и материальным, что это никак не могло не способствовать выбросу смеси чувств ужаса и восторга у читателя. К нему несомненно можно добавить маэстро И. Босха, чьи полотна, изображающие Бездну напоминают фантазии умалишённого и имеют огромную притягательную силу для зрителя.


(И.Босх "Сад земных наслаждений" Правая створка"Музыкальный Ад")

... и эпохи Просвещения, где следует в первую очередь упомянуть писателя и философа Джона Мильтона (Потерянный Рай) и художника У.Блейка, создавших в искусстве, затем проникнувший и в массовую культуру, образ освобождения Люцифера от Бога посредством зла столь привлекательным. Зло стало ассоциироваться со свободой. И. Гёте (Фауст) создавший загадочный образ Мефистофеля только подливал масла в огонь, для тех кто хотел прикоснуться к запретному и объявить, что зло это только часть целого. Без него не будет и добра (концепция целостности).

Собственно Новое время и Просвещение является наиболее интересующей нас эпохой, потому как именно в этот период берёт своё начало жанр готического романа и поэзии, эстетизирующего зло и его проявления. М. Шелли (Франкенштейн или новый Прометей), У. Бекфорд (Восточная повесть ужаса), А. Редклифф (Ночные видения), Э.А.По (Падение дома Ашеров), Шарль Бодлер (Цветы Зла).

Отдельно, следует упомянуть маркиза де Сада, чьё имя и поведение стали нарицательным "получению удовольствия от насилия", а "ряженная философия" проповедовала, что: "злодеяние становится необходимым и мы получаем полную свободу делать зло, поскольку оно в равной мере с добром соответствует законам Провидения, которое извлекает выгоду и из одного, и из другого... рок всегда благоволит преступлению, оставляя несчастья людям добродетельным...» (Жюстина, или несчастья добродетели")


КИ как явление массовое черпает свою энергию пропаганды эстетизма зла из масс-медиа, "сначала рожденный бульварной литературой не без помощи романтизма, «Франкенштейна» Мэри Шелли и Фауста Гёте жанр романов ужасов, а потом с появлением «Дракулы» Брэма Стокера и кинематографа, тиражировавшего подобные зрелища, это становится щекочущей нервы обывателей, привычной и модной частью массовой культуры".




Tags: .игры и люди, .форма: аналитика, материал для gamer.livejournal.com
Subscribe
promo gamer december 14, 2012 10:36 41
Buy for 100 tokens
Советы авторам! 0. Если ваша статья крупнее расписания лекций третьего курса на четверг - прячьте под кат все, кроме одного небольшого скриншота\картинки и одного-двух абзацев. По кату обязательно кликнут и прочтут остальное, не беспокойтесь. 1. Определите для себя, о какой игре вы…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments