Ovchinnikov Pavel (ov_ov) wrote in gamer,
Ovchinnikov Pavel
ov_ov
gamer

Великий рисерч типологии зомби: от Вуду до Лас Плагос



В свое время я делал для Канобу новый ошеломляющий пост про зомби. Получилось много букав, но наверное интересно. Теперь же эксклюзивный репост для сообщества gamer.

И в первой же строке признание: зомби, я вас люблю, любовь уже, быть может, выела мне мозг совсем. Я не знаю, от куда вы взялись и не хочу знать, какой социально-философский смысл вы несете на своих подгнивших плечах, но я уверен в одном - вы прекрасны.

Если кто из читателей Канобу все-таки умудрился подцепить зомби-инфекцию, то знайте - скоро вы станете самыми милыми существами из современного медиа, и каждый, кто попадется вам на встречу, примет за честь возможность выстрелить вам из дробовика в голову. Ну, а пока вы еще не обуяны неудержимым стремлением съесть чей-нибудь мозг, предлагаю вашему вниманию свое первое поверхностное исследование типологии зомби, которые встречаются нам в видеоиграх, с легкими рекомендациями для начинающего зомбиборца.

Сначала определюсь с тем, что же такое зомби. Для массовой культуры данный термин обозначает прежде всего ожившего мертвеца, что в целом подпадает под описание целого пласта мифологических существ практически из всех традиционных культур. Например, теми же живыми мертвецами являются вампиры, русалки, вурдалаки, полуденницы и иже с ними. Разумеется, если я сейчас начну сочинять типологию всех живых мертвецов, то придется писать многотомный и глубоко вторичный труд. Не буду этого делать, просто сильно ограничу понятие зомби следующими признаками:

  • Прежде всего, зомби имеет антропологическое происхождение - это либо оживший труп человека, либо измененный (порой до неузнаваемости) живой человек. При чем, говоря о живом трупе, я не пользуюсь термином “воскрешение”, поскольку труп не несет в себе личности - об этом ниже.

  • Во-вторых, это существо не обладающее собственной волей, зомби подчиняется либо некой второй стороне, либо неким животным инстинктам.

  • В-третьих, в организме зомби должны происходить необратимые биохимичеческие процессы и мутации, приводящие к изменению (чаще неэстетическому) внешнего вида: это могут быть изменения в анатомическом строении или же процессы, связанные с биологической смертью человека.

  • И, наконец, в-четвертых, зомби не может быть личностью, со своими системами ценности и мыслительными процессами. Следствием этого является неспособность зомби общаться посредством языка, воспринимать любую абстрактную знаковую систему, строить отношения с себе подобными и взаимодействовать с окружающей средой, осуществлять анализ, синтез и любые другие мыслительные операции. Это пустое существо, ходячий кадавр.



Вот эти четыре видовых признака позволят мне отсечь от понятия “зомби сферического в вакууме” всех гибридов и полукровок (типа вампиров), сшитых трупов (типа творения Франкенштейна), мозговых слизней и жертв гипноящиков.


Зомби-вуду





Методика вуду отличается от всех остальных видов зомбирования тем, что, технически, это особая форма сглаза. Шаман накладывает на живого человека проклятие (с гомерическим криком “I put a spell on you!”), через некоторое время несчастный начинает чахнуть, потом умирает, его хоронят безутешные родные в нормальную человеческую могилу. Но спустя три дня проклятый выходит из своей опочивальни и является шаману-вуду для бесконечной службы.

Зомби-вуду - это истинная редкость для компьютерных игр. Просто потому, что один шаман, даже очень талантливый и амбициозный, вряд ли сдюжит настоящий зомби-апокалипсис, проклиная окружающих по одному. Для захвата мира нужна технология проще, поднимающая мертвых без всякого дополнительного ожидания.



Потому и игр про зомби-вуду почти нет. Да что там, я вообще видел только одну игру - Corpse Killer 1994го года - в которой живые мертвецы формально походят на результат магии вуду. Плюс верховный владелец тропического острова, на котором разворачивалось действие, очень сильно смахивал на классического знатока технологии вуду, по которой, судя по всему и оживлял, трупы.
Как ни каламбурно звучит, но зомби-вуду скорее вымерший тип, который мы совсем не видим сегодня и вряд ли увидим в будущем. Если и есть в мире особая Красная Книга нежити, то зомби-вуду уже давно там.

Советы для зомбиборца
Данный вид живых мертвецов представляет исключительно механическую угрозу: они не заразны, не токсичны, не радиоактивны, не скоординированы и не особо быстры. Обитают в рельсовых шутерах, на изолированных тропических островах у побережий Центральной и Южной Америк, единично встречаются в лесах Кубы, на Гаити и в некоторых районах Африки.
Легко теряют боеспособность от потери конечности или серьезных повреждений торса: ведь технически, они даже мертвецами могут не быть, ближе всего к такому типу зомби люди, страдающие сомнамбулизмом.
Отдельную опасность представляет шаман-вуду, способный наложить на вас свое проклятие, в результате которого вы через трое суток присоединяетесь к армии слуг шамана. Есть догадка, что убив шамана, можно автоматически уничтожить и всех зомби - то есть остановить действие сглаза. Практикой не подтверждено в виду редкости явления.

Зомби-нацисты





Это странное сочетание двух медийных архетипов одновременно пугает и притягивает к себе. Сейчас сложно сказать, как вообще феномен зомби-нацистов появился на свет, но, безусловно, определяющую роль в этом сыграла известная тяга Третьего Рейха к оккультизму и функционирование Анененрбе. Популярный же генезис данного типа зомби начался с двух ярких медийных продуктов: художественного фильма “Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега” и, конечно же, игры Wolfenstein 3D.
В первом на весь мир показали стремление Третьего Рейха создать неуязвимую армию завоевателей, а во второй - что из этого стремления может получиться.



Технически, зомби-нацисты - это обычные зомби в нацистской форме. Единственное видовое отличие заключается в том, что такие мертвяки являются результатом собственной оккультной деятельности или стремления получить безграничную власть, навлекшего на головы несчастных особое проклятие. Словом, зомби-нацисты сами виноваты в том, что они зомби-нацисты.
Смысл существования этого типа зомби кроется не в поедании мозгов и не в беспрекословном подчинении некроманту, а в реализации конкретной боевой задачи, поставленной до или во время биологической смерти. Все живые воспринимаются в контексте идущей мировой войны, они враги и должны быть уничтожены во имя Рейха.



Советы для зомбиборца.
Поскольку зомби-нацисты - пусть мертвые, но хорошо обученные солдаты - они являются одним из самых опасных противников. Видимо, солдатская выучка и мастерство способны сохраняться даже в рефлексах мертвого тела.
Не стоит сражаться с ними в одиночку. Не стоит пытаться забаррикадироваться: как показывает практика, зомби-нацисты великолепно владеют осадным делом и могут брать закрытые укрепления - рано или поздно даже хорошо вооруженная группа обороняющихся оказывается уничтоженной.
Не заразны, не токсичны, не радиоактивны. Массово обитают преимущественно в экшенах от первого лица, в заброшенных бункерах времен Второй мировой, в секретных убежищах Анененрбе, в областях хранения награбленных сокровищ Третьего Рейха и тому подобных местах.

Поднятый зомби





Еще один классический архетип зомби - это мертвец, поднятый силой некротической магии. Важный отличительный признак данного вида зомби в том, что некротической магии, собственно, наплевать, есть ли у кадавра мышечная ткань, сохранились ли у него конечности, как давно он перешел порог смерти. Магия поднимает сразу все и вся: в результате армия мертвецов состоит как из вполне цельных трупов, так и из скелетов, шевелящихся костных останков и всякой требухи.
Источником некротической магии является колдун-некромант. В этом плане тип поднятого зомби очень походит на зомби-вуду, который тоже является результатом труда конкретной личности. Только некромант получает своих слуг быстро и зачастую без серьезных обрядовых приготовлений (в зависимости от числа поднятых, разумеется), для него каждый встречный погост или кладбище - потенциально ждущая призыва армия зомби.
Эти зомби, как правило, не ведут себя агрессивно, если обратное не приказывает некромант. Выполняя задачу своего хозяина, они могут и даже не обратить внимания на окружающих их живых.



Советы для зомбиборца
Поднятые зомби встречаются в стратегических или ролевых играх, чаще всего их можно увидеть в тактических RPG и рядом с ними обычно находится некромант. Некромант, как источник некротической магии, и является уязвимым местом поднятого зомби, убейте колдуна - вся армия падет. Если же некроманта нет в области досягаемости, то уничтожить этот тип зомби очень сложно. Магия не обращает внимание на целостность тканей или наличие конечностей, поэтому лучшим способом борьбы является полное материальное уничтожение - то есть сожжение, мельчайшее расчленение, растворение в кислоте и тому подобное.
Говорят, при встрече с зомби такого типа хорошо работает магия Света или священные обряды, типа отпевания и упокоения. Но мы-то с вами в эту чушь не верим, правда?

Стихийный зомби





Часто причиной оживания мертвецов становится действие непреодолимых сил - продолжительная воина Добра со Злом, захват злыми силами целых регионов или наступление Конца Света. В этом случае, появление зомби на улицах приравнивается к стихийному бедствию, наряду с извержениями вулканов, землетрясениями, дождями из лягушек и наводнениями.
В большинстве случаев, стихийные зомби вообще не преследуют никаких целей. Стихийная природа данного вида зомби не позволяет найти какую-то закономерность в их поведении: известно, что эти мертвецы поднимаются исключительно массово, но обычно не покидают определенного ореала и начинают вести себя агрессивно лишь в случае прямого контакта с живым человеком.



Советы для зомбиборца
Стихийные зомби встречаются в ролевых играх чаще всего в районе кладбищ, подземелий, заброшенных замках, гробницах. То есть, простое избегание данных мест - лучшее средство борьбы со стихийным зомби. Но, понятно, для нас это не вариант.
Бороться с этими врагами следует как с некротическими зомби: обычно этих мертвецов поднимает магия, а значит просто убить их нельзя, надо уничтожать. Как вариант, следует поискать источник стихийного восстания зомби и избавиться от него, что несоизмеримо сложнее. Эти зомби не заразны для живых, но в случае смерти на проклятой территории, вы рискуете присоединиться к их рядах, поскольку стихийные силы начнут действовать и на вас.

Зараженный зомби





Это самый популярный сегодня вид зомби, рожденный в результате скрещения массовой любви к постапокалиптике и реальной угрозы пандемии. Популярны зараженные зомби, возможно, благодаря своей реалистичности: секреты природы вирусов до сих пор мало изучены, их мутагенные способности непредсказуемы, вирусным воздействием легко объясняется неуправляемая агрессия (бешенство, фобии, расстройства психики).
Одним из первых и робких выражений инфекционной природы зомби-апокалипсиса стал роман Ричарда Мэтисона “Я - легенда”. Правда, там фигурируют не совсем зомби, точнее, совсем не зомби, тем не менее - модель рождения кровожадной толпы в результате глобальной инфекции посеяла свое зерно в массовой культуре. И это зерно окончательно проросло уже в видеоиграх с появлением в 1996ом Resident Evil (Biohazard).
Именно этот вид зомби непосредственно фигурирует во всех последних концепциях зомби-апокалипсиса, что фактически ставит инфекцию по популяности у любителей постапокалипсиса на один уровень с ядерной войной. В одну табличку с вирусами можно записать также военные газы и препараты, оживляющие мертвецов. Они также способны передаваться между живыми людьми через производные плазмы крови.

Советы для зомбиборца
Встречается преимущественно в постапокалиптических городах (в больших количествах), секретных лабораториях (в количествах поменьше) и в основном шутерах и хоррорах.
Зараженный зомби обладает самой разнообразной палитрой свойств: он может быть медленным (Dead Rising), он может быть быстрым (Left4Dead), он может неудержимо мутировать (Resident Evil), он может быть чрезвычайно заразным, источать радиацию и представлять химическую опасность. Поэтому на территории с зараженными зомби следует строжайше соблюдать химическую и биологическую безопасность, исключать любой физический контакт с зараженным. Пользуйтесь индивидуальными средствами химической защиты: идеально подойдут автономные дыхательные системы в сочетании с ОЗК. Помните: эффективных средств, предотвращающих заражение после контакта с зомби - нет! Поэтому старайтесь вовремя избавляться от товарищей, укушенных или забрызганных кровью зомби.
Не зависимо от вида вируса или вещества, зараженный зомби нейтрализуется с помощью уничтожения мозга или отделения головы от тела. Вероятно, в этом случае последние рефлекторные центры перестают управлять мертвым организмом, по причине чего зомби прекращает свою деятельность. Отсекание конечностей позволяет значительно снизить боеспособность зараженного, но при этом увеличивает риск заражения - не допускайте попадания крови зараженного на одежду или открытые участки кожи.
Внимательно наблюдайте за поведением зомби. Если зомби передвигается быстро, учтите это при спасательных операциях. Медленный зомби менее опасен, но, как правило, более живуч и устойчив к огнестрельным ранениям. Также старайтесь пресекать попытки мутировать в новые виды живых мертвецов.

Зомби-захваченный





Я решил отделить этот вид зомби от зараженного по причине нескольких принципиальных особенностей. Во-первых, зомбирование происходит не в результате заражения вирусом, а из-за внедрения в организм человека особого рода паразитических существ, которые обеспечивают разрушение личности, соматические изменения тканей и все такое. Во-вторых, зомби-захваченный стремится не столько уничтожить живых людей, сколько размножиться за их счет - это следствие естественного инстинкта продолжения рода паразитов. В-третьих, во многом поведенческая модель зомби зависит от биологического вида паразитов, у которых в свою очередь может быть даже какая-то социальная структура. Структура эта схожа с системой коллективного мышления насекомых: отсутствие индивидуальности со способностью действовать сообща.



Но при этом, как и у всех других видов зомби, паразитированные также не обладают личностью и сохраняют жизнеспособность только благодаря чужому вмешательству. Потому, например, я не причисляю к этому виду зомби тех несчастных, чьи личности были подвержены угнетению или замене другими персоналиями (см. мозговой слизень) - ведь по факту это не зомби, а своеобразные аватары паразитов.

Советы для зомбиборца
Два центральных апологета паразитического зомбирования - Half Life (хэдкрабы) и Resident Evil 4 (лас плагос) - определили и основной принцип борьбы с зомби: чтобы обезвредить врага, надо обезвредить самого паразита. Если нет возможности визуально определить место нахождения паразита, то скорее всего он находится в голове (Cold Fear) жертвы - доказательством тому является то, что именно стрельба в голову является наиболее эффективным средством уничтожения зомби. Иногда при отделении конечности (или той же головы), вы можете увидеть результаты соматических мутаций зомби - новые органы, конечности, сенсорные отростки - в этом случае необходимо наносить урон по ним.



Будьте осторожны, зомби-паразиты умеют прекрасно маскироваться, проникать в общество, создавать видимость сознательной деятельности.
Предположительно, процесс зомбирования с помощью паразитов можно приостановить или даже обратить. Для этого надо создать условия, которые бы не были совместимы с жизнедеятельностью паразита, но при этом были бы безопасны для хозяина.

***

Разумеется, представленная мной типология слишком поверхностна и однобока. Ведь можно классифицировать живых мертвецов по многим признакам: мифологическому, жанровому, степени стойкости к внешним воздействиям, источникам жизнеспособности, степени самостоятельности, обратимости и многому чему еще. Но, я надеюсь, основные знания данная работа все-таки представляет.
Более глубоко понять природу и типологию зомби вам поможет следующая литература:

Zombies: A Hunter's Guide



The Zombie Survival Guide: Complete Protection from the Living Dead



World War Z: An Oral History of the Zombie War (встречается и на русском языке)




И, напоследок, будьте бдительны и цените жизнь!
Tags: .рубрика: игры как искусство, dead rising, half-life, left 4 dead, resident evil, wolfenstein
Subscribe
promo gamer december 14, 2012 10:36 41
Buy for 100 tokens
Советы авторам! 0. Если ваша статья крупнее расписания лекций третьего курса на четверг - прячьте под кат все, кроме одного небольшого скриншота\картинки и одного-двух абзацев. По кату обязательно кликнут и прочтут остальное, не беспокойтесь. 1. Определите для себя, о какой игре вы…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments